Понятие этики в истории культуры и общества. Вне-научная и научная этика. Происхождение понятия этики и науки этики. Этика и философия. Этика как философская теория морали и нравственности. Этика как «практическая философия». Проблема соотношения научно-теоретических и практических задач в этике.
Деятельностно-практическая ориентированность этического знания. Целенаправленное внедрение этики как теоретической формы ценностно - и гуманистически ориентированного знания в жизнь общества, возрастающее значение этики как реального фактора разрешения социальных проблем, появление особых видов прикладной, социальной и институциональной этики - как важнейшие особенности и факторы развития современного общества.
Структура и основные виды современной этики. Философская этика, прикладная этика, профессиональная этика. Научный статус прикладной этики и ее отношение к общей теории морали.
Специфика этики. Единство эмпирического, нормативного и теоретического содержания в этике. Задачи этики. Методы этики. Проблема истинности, объективности и общезначимости этического знания. Проблема прогресса в этике.
Социальные функции этики. Место этики в структуре научного знания. Отношение этики к конкретным наукам: психологии, педагогике, логике, истории, социологии, правоведению и др.
Предмет этики в его историческом развитии: как практического нравоучения (Древний Восток и Античность), как особой теоретической дисциплины (Аристотель), как следствия религии (Средние века), как автономной вне-эмпирической моральной философии, как части материалистической диалектики, как нормативной категории, как части позитивной философии (Новое время). Этическая сущность анти-этических концепций ХIХ-ХХ веков. Прикладная этика как новый этап развития этической теории (концепции Л.В. Коноваловой, В.И. Бакштановского и Ю.В. Согомонова).
Многообразие подходов к вопросу о сущности и специфике морали. Мораль как особый способ отражения человеком действительности и её освоения. Этика как выражение взаимодействия общественных и личных интересов. Мораль как выражение идеала самоценности личности. Взаимоотношение морали и этики.
Мораль как способ регуляции специфически человеческих отношений. Основные черты моральной регуляции: а) вне-институциональность; б) идеальный характер моральных санкций; в) их всеобщность, не всегда тождественная социальному признанию; г) вне-субъективный характер моральных санкций; д) возможность несовпадения должного и сущего.
Общие свойства морали: господство разума над аффектами; стремление к высшему благу; автономность и бескорыстие воли, «мужество в добре»; общественный характер человечности; взаимность, выраженная в «золотом правиле нравственности».
Регулятивная, мировоззренческая, аксиологическая, практическая, интегрирующая функции морали. Назначение морали как средства соединения личностного смысла жизни отдельного человека с общими высшими ценностями бытия. Характер вменения моральных требований в поведение человека.
Язык этики и язык морали.
Литература:
1,2,3,4,5,6,12
Вопросы для самоконтроля:
1. Чем отличается понятие этики как науки от понимания нравственности на уровне обыденного (бытового) сознания?
2. Чем отличается развитие в этике от научно-технического прогресса?
3. В чем специфика этики как науки?
4. Каковы главные подходы в вопросе о сущности морали?
5. Чем отличается этика от морали?
6. В чём различие между сообществом животных и человеческим обществом в отношении нравственности?
7. Как соотносятся между собой мораль и свобода?
8. Чем отличается моральное знание от научного?
9. Как соотносятся между собой нравственная позиция отдельного человека и этические нормы общества?
10. Можно ли привести примеры абсолютно индивидуальной, субъективной морали?
ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ СТАНОВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. МИРОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НРАВОВ
Происхождение морали и нравственности как философская и научная проблема. Основные подходы и концепции.
Нравы родового общества. Единство и единообразие коллективного и индивидуального нравственного сознания. Коллективистский, ориентированный на благо рода в целом, характер нравственных предписаний и установок. Закрепление первых нравственных представлений в виде табу. Ритуалы и их роль в жизни родового общества. Нравственный смысл ритуалов. Формирование обычаев. Обычай и мораль. Нерушимость «кровного родства» и неотвратимость «кровной мести». Талион как принцип воздаяния равной мерой. Достоинства и недостатки талиона как принципа справедливости. Возникновение «простых норм нравственности».
Нравственность и нравы в условиях традиционных обществ:
1. Нравственность и нравыдревнихрабовладельческихобществ. Появление собственности, семьи, зачатков государственности, начало имущественного и социального расслоения, разделение труда и формирование индивидуального нравственного сознания. Имущественное и социальное неравенство людей и проблема справедливости. Появление представлений о личной (неколлективной) ответственности за совершенные проступки. Сакрализация и правовое закрепление в рамках религиозно-правовых комплексов в виде законов основных моральных норм и определение меры личной ответственности за их нарушение. Появление развитых нравственно-правовых систем и их роль в организации общественной жизни. Законы Хамурапи, Законы Ману, Законы Моисея. Сосуществование в рамках одного общества конкурирующих моральных систем.
2. Нравственность и нравы средневекового общества. Христианство и его роль в формировании нормативно-ценностных основ средневековой нравственности. Общий религиозный характер средневековой морали и нравственности, определяемый центральным положением, которое занимала церковь в структуре общества и системе социальных отношений. Бог как единственный критерий добра, церковь как главный авторитет в вопросах морали. Внутреннее идейное единство общественного нравственного сознания, обеспечивавшееся опорой на христианское вероучение и традицию, и имевшее серьезное подспорье в политической силе средневековой церкви. Идея нравственного единства человечества и требование братского отношения человека к человеку. Справедливость и милосердие. Многообразие и сословный характер светских моральных кодексов, отвечающих сословной структуре общества: «рыцарская мораль», «цеховая мораль» и т.д. Идея морального равенства людей перед Богом как идеологическая основа радикальных социальных движений XIV-XVI веков.
Нравственность и нравы в условиях индустриальных обществ. Зарождение и развитие капиталистических отношений в Европе в XIV-XVII веках. Разработка основ протестантской трудовой этики в трудах М. Лютера, Ж. Кальвина. Буржуазная мораль и буржуазные ценности. Индивидуализм и эгоизм как отражение способа экономической, политической организации общества при капитализме. Частная собственность и личная свобода. Поиски путей и способов наиболее полной реализации идей политического, социального, имущественного равенства людей в Новое время. Великая французская революция (1789 -1794 гг.) как важнейшее историческое событие, провозгласившее «свободу, равенство и братство» высшими политическими и социальными ценностями. Нравственный смысл радикальных экономических и социальных преобразований в России в ХХ веке. Гуманистический идеал и реальная нравственная практика социализма.
Нравственность и нравы в условиях постиндустриального (информационного) общества. Роль информационных средств в организации и управлении социальными процессами. Компетентность как социально полезное качество и социальная ценность. Возрастающее значение знания и информации в жизни личности. «Открытый» характер постиндустриального общества. Правила и ценности «открытого общества». Роль науки и техники в жизни современного общества. Научно-технический прогресс и «природа человека».
Основные тенденции развития нравов. Усиление интегрирующей функции морали в условиях мировоззренческого кризиса, обусловленного ослаблением роли религии и Церкви как главного идеологического и нравственно-воспитательного института традиционного общества, разрушением культурных, национальных границ, приводящим к взаимному проникновению и сосуществованию в пределах одного общества различных систем нравственных взглядов, норм, обычаев, ценностей, различных моделей нравственности при сохранении их явного или скрытого противостояния. Роль морали в поиске взаимопонимания и путей диалога между людьми разных культур, наций, цивилизаций. Ориентация на единые общечеловеческие нравственные ценности как основу для этого диалога. Кризис традиционной нравственности и деформация традиционных моральных ценностей в условиях нарастающей глобализации. Патриотизм, национализм, космополитизм, интернационализм.
Нарастание интегративных тенденций в морали, связанных с поисками общечеловеческой (единой, универсальной) морали. Этизация права, политики, науки, хозяйственной сферы общества за счет целенаправленного привнесения в них этических знаний, основных нравственных ценностей. Гуманизация общественного сознания и всей общественной жизни, связанная с безусловным признанием в качестве высшей нравственной ценности – ценность человеческой жизни. Экологизация нравственного сознания: взгляд на природу как на объект нравственной заботы и нравственной ответственности. Поиск выхода из ситуации глобального кризиса на путях индивидуального нравственного обновления и совершенствования человека и человечества.
Мораль как цель и средство гуманистического процесса. Ослабление функции внешнего контроля за поведением и поступками человека и усиление роли и значения личной нравственной мотивации и индивидуальной ответственности.
Литература:
2,3,5,6,8,11
Вопросы для самоконтроля:
1. Как Вы думаете, был ли «безморальный» период в истории человеческого общества?
2. Почему мораль родового общества рассматривалась на протяжении многих столетий как «золотой век нравственности»?
3. Какую роль играли табу в жизни человека родового общества? Существуют ли табу у современного человека?
4. Каковы причины социального равенства людей при родовом строе? Можно ли говорить о моральном равенстве людей в родовом обществе?
5. Какие исторические обстоятельства привели к появлению социального неравенства? Как это отразилось на нравственности людей?
6. Согласны ли Вы с тем, что эгоизм – это преходящая нравственная установка и, следовательно, поскольку он порожден определенными историческими условиями, он может быть изжит и преодолен при изменении этих условий?
7. В чём особенность буржуазного понимания свободы, счастья и достоинства?
8. Какой путь прошло человечество к признанию и политическому и правовому закреплению принципа морального равенства людей?
9. Можете ли Вы, изучив историю человеческой нравственности, указать основные векторы нравственного развития человеческого общества и предсказать будущее морали?
10. Признаете ли Вы прогрессивный характер нравственного развития человечества? Если да, то, как Вы думаете, существуют ли его пределы?
11. Согласны ли Вы с тем, что принципы, лежащие в основе этики прав человека, являются высшими достижениями нравственного творчества человечества?
12. Как сочетать плюрализм мнений и общечеловеческую значимость нравственных норм и ценностей?
13. Есть ли будущее у патриотической идеи в условиях глобализации?
14. Считаете ли Вы, что наука может претендовать на решение важнейших нравственных вопросов, которые волнуют человека и общество? Какова ее роль в разрешении мировоззренческих и моральных конфликтов?
ТЕМА 3. ЭТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ И НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ
Понятие этической категории. Ценность. Определение ценности. Соотношение понятий «ценность», «цена» (стоимость), «благо», «цель». Преломление в ценности прошлого, настоящего и будущего. Синкретичность эмоционального, рационального и социального. Ценности личности и её целостность. Самооценка и возникающее на её основе чувство собственного достоинства. Подлинные, мнимые ценности и антиценности.
Добро и зло. Биологические основания устремления к добру. Соотношение понятий: «добро», «благо», «истина», «справедливость». Значение терминов: «зло», «ложь», «порок», «вред». Соответствие цели и средств её достижения в процессе делания добра. Связь добра и зла с системой ценностей личности. Добро как внутренняя уверенность в своей правоте. Проблема адекватности намерений и результата. Нравственный прогресс в свете добра и зла.
Свобода и ответственность. Проблема определения внутренней свободы: свобода воли. Две традиции в генеалогии воли: выражение целенаправленности разума; управляющее начало чувственно-эмоциональной сферы. Основания для трактовки свободной воли как «доброй воли». Формальные границы свободной воли. Содержание свободной воли. Механизм, обеспечивающий реализацию воления. Этика как сфера взаимопроникновения и противодействия отдельных воль. Источник постоянной активности свободной воли. Диалектика индивидуально-личностного и социального в свободной воле. Проблема непосредственного воздействия свободной воли на объекты материального мира (телекинез).
Справедливость. Справедливость как равенство: арифметическое и пропорциональное. Смысл различения воздаяния по справедливости и по закону. Соотношение понятий: «справедливость», «правда», «истина». Справедливость как самоценность и особый вид оценки. Субъект и объект в справедливости. Понятие социальной справедливости. Влияние представлений о справедливости на восприятие истории как процесса, подчиненного определенному смыслу. Объем понятий «справедливость», «воздаяние», «месть». Проблема отделения справедливости от других моральных понятий, без которых она не мыслится, но к которым и не сводится. Причины и мотивы несправедливых поступков. Особенности диалектической взаимосвязи справедливости и несправедливости: Победившая справедливость никогда не позиционирует себя как несправедливость.
Совесть. Соотношение понятий «совесть», «стыд», «страх», «разочарование». Общее и единичное, внешнее и внутреннее в совести. Совесть как моральное откровение. Критический анализ термина «свобода совести». Двусмысленность понятия «чистая совесть». Соотношение совести с личными убеждениями и жизненным опытом. Различие в механизмах унижения и вины. Формы проявления деятельной совести. Качества бессовестного человека. Место совести в самосознании личности.
Долг. Ключевое значение понятия «долг» при подразделении этики на «аксиологию» и «деонтологию». Причины рождения чувства долга в оценочно-нормативном диапазоне. Соотношение понятий «долг», «обязательство», «обязанность». Долг и благодеяние как два полюса оценки морального поступка. Побудительные мотивы оказания благодеяния. Поздний стоицизм о видах благодеяния и приоритетности их оказания. Причина существования пороков и порочных людей. Назначение долга в деонтологии. Формальная и содержательная стороны нравственного закона, реализуемые с помощью долга. Роль личных интересов в процессе реализации долга.
Честь. Соотношение понятий «честь», «благочестие», «честолюбие». Честь как внешнее выражение собственного достоинства. Причины, побуждающие беречь честь смолоду. Постоянное и временное в понятии честь. Причина и главный виновник бесчестия. Внешние признаки проявления позора бесчестия. Внутреннее ощущение бесчестия, или уязвленное самолюбие. Моральный ущерб и формы его возмещения. Назначение символов чести. Особенности представлений о корпоративной чести.
Достоинство. Соотношение понятий: достоинство, качество, цена. Причастность достоинства к социальному происхождению, социальному положению. Содержание достоинства и источники его поддержания. Понятие «калокагатия», её основные признаки. Смысловые значения терминов: достоинство, самообладание, самосознание. Приёмы адекватной самооценки при определении своего достоинства. Роль общественного мнения в представлении о собственном достоинстве. Способы и формы внешнего выражения личного достоинства. Сходство и различие достоинства с заслугами и популярностью. Негативные грани достоинства: своеволие, эгоизм, ничтожество.
Смысл жизни.Различные измерения понятия смысл жизни: философский, биологический, социальный, индивидуальный. Концепции смысла жизни. Сопоставление смысловых пар: жизнь-смерть; бытие-небытие; вечность-бессмертие. Соприкосновение и проникновение понятий: смысл жизни, побудительный мотив деятельности, целеполагание. Планируемость и непредсказуемость в реализации смысла жизни. Смысл жизни и проскопия, астрология, телеология. Наиболее употребительные эталоны смысла жизни. Побудительные мотивы вынесения смысла жизни в потусторонний мир. Роль смерти в любви к жизни и поисках ее смысла. Тождество жизненного пути и его смысла.
Счастье. Единая человеческая природа и многообразие представлений о счастье. Типовые эталоны счастья. Преходящий характер счастья и вечная потребность в нем. Категории: жизнь, счастье, бессмертие. Индивидуализм и коллективизм в свете счастья. Смысловые пары: счастье-несчастье; радость-горе; удача-неудача. Соотношение счастья с мировоззрением и практическими занятиями человека. Роль физического здоровья и психических особенностей для ощущения счастья. Псевдо счастье и его формы. Концепции общечеловеческого счастья.
Любовь. Виды любви; сострадание. Ближние и дальние; наука любви к дальнего. Рациональное и иррациональное в любви. Любовь как универсальная связь внутреннего мира человека с окружающей действительностью. Материальное и идеальное, предметное и образное в любви. Творческое начало любви. Любовь, ненависть, смирение, прощение. Любовь к другому основа любви к себе самому. Любовь и противоположный пол. Любовь в мировых религиях.
Дружба.Понятие дружба, отличие дружбы от любви. Требования к дружественной расположенности. Аристотель о видах дружественной приязни. Факторы, влияющие на выбор друга. Аргументы, приводимые в пользу вознесения дружбы над любовью. Необходимость различения дружбы и почестей. Влияние этических добродетелей на качество дружбы. Влияние на дружественные чувства времени и расстояния. Назначение дружественных отношений в учении Эпикура. Анализ лозунга «человек человеку друг, товарищ и брат».
Литература:
1,2,3,5,6,7
Вопросы для самоконтроля:
1. Почему вещь обладает ценностью, потому ли, что желаема, или потому, что в ней изначально заложена ценность?
2. Можно ли считать добрым поступок, благоприятный по своему результату, но не мотивированный должным образом?
3. Как соотносится с добром и злом насилие?
4. На чем основана ответственность?
5. Можно ли научиться быть справедливым?
6. В чем преимущество справедливого перед несправедливым?
7. Какая добродетель противопоставляется долгу в аксиологии?
8. В чем отличие измерения человеческого достоинства от достоинств прочих вещей?
9. Можно считать признаком высокого достоинства популярность?
10. Для счастливых существует проблема смысла жизни?
11. Как образ жизни влияет на представления о ее смысле?
12. На каком основании любовь рассматривается в качестве этической категории?
13. В чем причины возникновения дружеских чувств?
РАЗДЕЛ 2. ИСТОРИЯ МИРОВОЙ ЭТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
ТЕМА 4. ЭТИКА ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Основные этические школы Древней Индии. Ортодоксальные школы. Брахманизм о духовной сущности человека и вечном круговороте жизни, о пользе правильной жизни и воздержании от пороков. Неортодоксальные школы. Джайнизм. Буддизм о жизни как страдании и пути преобразования внутреннего мира человека. Четыре «благородные истины» и «восьмеричный путь».
Основные этические школы Древнего Китая: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, их тесная связь с обыденным сознанием. Этика Конфуция о человеколюбии, доброжелательности и уважительности как цели нравственного совершенствования. «Золотое правило нравственности». Даосизм. Учение о дао (пути, судьбе) и мудрой, правильной жизни. Легизм о приоритете закона над нравственной регуляцией поведения людей.
Этическая мысль Древней Греции.Моральный релятивизм софистов и моральный абсолютизм Сократа. «Человек есть мера всех вещей» (Протагор). Этический рационализм Сократа. Его призыв: «Познай самого себя». Сократ как основоположник эвдемонистической традиции. Гражданская этика Сократа. Сократические школы: платоническая, киренская, киническая. Платон о душе. Учение Платона об этических основаниях социальной гармонии. Киренская школа гедонистической этики: удовольствие как высшее благо. Киники о приоритете духовных ценностей о свободе как высшем благе. Этика Аристотеля. Вклад Аристотеля в развитие этики. Учение Аристотеля о высшем благе и о добродетелях. Учение о справедливости. Этика Эпикура. Эвдемонизм этики Эпикура. Классификация удовольствий. Этические взгляды римских стоиков (Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий). Древнегреческие и древнеримские мыслители о «сущности добродетели».
Этика Средневековья: человеческая и общественная жизнь «под знаком вечности». Христианские и мусульманские мыслители о проблеме соотношения свободы воли и предопределения, добродетели и благодари, разума и веры в спасении. Августин Блаженный, Фома Аквинский. Кардинальные и теологические добродетели.
Литература:
1,2,3,5,6,10
Вопросы для самоконтроля:
1. Обоснуйте «золотое правило нравственности». Назовите поступки, которые вы не хотели бы совершать из соображений «золотого правила».
2. Назовите основные принципы нравственности по Конфуцию.
3. В чем суть «четырех благородных истин» буддизма, и каковы пути их достижения?
4. Что такое добродетель? Каким должен быть добродетельный человек?
5. Что означает правило Сократа «Познай самого себя»?
6. Какую роль, с точки зрения Сократа, должна выполнять этика в общественной жизни?
7. Раскройте содержание учения Аристотеля о высшем благе и добродетелях.
8. Что такое античный эвдемонизм?
9. Какие проблемы оказались в центре эпикурейской этики?
10. Почему римский стоицизм учил «спокойно переносить все превратности, не споря с природой»?
11. В чем особенности христианской этики?
12. Каковы главные принципы мусульманской этики?
ТЕМА 5. ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭТИКА XV-XX ВЕКОВ
Гуманизм эпохи Возрождения как основа для возникновения антропоцентрической этики.Антиаскетическая трактовка человека в творчестве Д. Манетти. Л. Валла о нравственной полноценности человеческой жизни. М. Монтень об искусстве жить достойно. Концепция «героического энтузиазма» Дж. Бруно. Н. Макиавелли об эгоистической сущности человека. Т. Мор и Т. Кампанелла о справедливом обществе, коммунистической морали и «универсальном человеке».
Этика Нового времени о натуралистическом основании морали, суверенности морального субъекта, согласовании интересов и идеалов индивида со всеобщими интересами и ценностями. Представители английской школы этики Т. Гоббс, Дж. Локк о «естественном состоянии» общества, «естественных правах» человека и «общественном договоре». Французские просветители К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.-Ж. Руссо о «разумном эгоизме» и всеобщем интересе.
Этические принципы немецкой классической философии. Этическая система И.Канта - переход от объяснения морали к теоретическому анализу нравственности как особого, специфического явления. Мораль как долженствование. Автономность морали. Мораль как сфера свободы человека. Гипотетический и категорический императив. Значение доброй воли и долга в воплощении категорического императива. Г.В.Ф.Гегель об общественно-исторической природе морали и нравственности. Достижение свободы как критерий социального прогресса. Этические воззрения Л.Фейербаха. Критика религиозной и идеалистической этики.
Этика в постклассической философии XIX-ХХ веков. Марксизм. Материалистическое понимание истории - методологическая основа марксистской этики. Несостоятельность морализирующего подхода к общественной жизни. Социально-исторический подход к морали и нравственности. Мораль как сфера общественного сознания. Мораль и нравственность как способ духовно-практического освоения действительности человеком и обществом. Человеческая сущность как совокупность общественных отношений. Коммунистический идеал как снятие всеобщего отчуждения. Утилитаризм Д. Бентама и Д.С. Милля. Польза как основа морали. Принцип «наибольшего счастья наибольшего числа людей». Этика прагматизма (Ч. Пирс, У.Джеймс, Д. Дьюи) о принципах человеческого поведения и правилах успешной деятельности. Этические установки «философии жизни»: пессимистическая концепция морали А. Шопенгауэра. Ф. Ницше о «морали рабов» и «морали господ». Фрейдистская и неофрейдистская концепции психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг, В. Райх, Э. Фромм). Этика экзистенциализма (К. Ясперс, А. Камю, Ж.-П. Сартр) и персонализма (Н. Бердяев, Э. Мунье) о свободе, моральном выборе, личной ответственности и нравственном творчестве.
Этика «благоговения перед жизнью» А. Швейцера. Этика ненасилия М. Ганди и М.Л. Кинга.
Литература:
1,2,3,5,6,11
Вопросы для самоконтроля:
1. В чём своеобразие идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения?
2. Каков этический смысл концепций «общественного договора»?
3. Почему эпоха Просвещения составила важный этап европейской этики?
4. В этике Канта центральное место занимает понятие категорического императива. Раскройте его содержание.
5. Почему, с точки зрения Канта, религия и мораль не обладают той зависимостью, которую им приписывает христианская мораль?
6. В чём новизна марксистского подхода к анализу нравственности и морали?
7. В чем состоит этический и нравственный смысл осуществленной Ф. Ницше попытки отрицания морали? Дайте нравственную оценку нигилизма.
8. Может ли человек жить «по ту сторону добра и зла»?
9. Какова точка зрения психоанализа на мораль?
10. Как решают проблемы существования и смерти, свободы и ответственности представители экзистенциализма?
ТЕМА 6. ЭТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ РУСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ
XIX-XX ВЕКОВ
Русская этическая мысль XIX - начала XX вв. Общая этическая направленность философского творчества русских мыслителей. Интерес к выявлению нравственных оснований социальной жизни, убежденность в необходимости и возможности радикального преобразования общества на началах справедливости, равенства и братства. Этические взгляды русских революционеров-демократов В. Белинского, Н. Чернышевского, А. Добролюбова. Н. Федоров о появлении “сиротских» отношений между людьми, забывшими своих «отцов», утратившими связь с прошлым. Ф. Достоевский об абсолютной ценности каждого человека и двойственном характере человеческой души. Достоевский как критик концепции разумного эгоизма Н. Чернышевского. Л. Толстой и его концепция непротивления злу силой. Русский мыслитель о возможностях коренного преобразования общества на основе нравственного учения христианства. И. Ильин и его концепция «противления злу силой». В. Соловьев об этике «всеединства» и «соборности». Мыслитель о лично-общественной сущности человека и обществе как дополненной и расширенной личности. Проект «нравственной организации общества» В. Соловьева. Н. Бердяев о свободе человека и «новой этике творчества».
Советский период (20 - 80-ые годы ХХ века).Научный, прогрессивный характер, гуманистическая сущность социалистической морали в трудах О. Дробницкого, Л. Архангельского, А. Титаренко, А. Гусейнова, С. Анисимова, И. Кона, Э. Соловьева и др.
Проблемы современной российской этической мысли:восстановление преемственности в развитии отечественной этики; осмысление западных нравственных ценностей применительно к российской ментальности; поиски мировоззренческих оснований нравственных ориентиров развития России, национального, социального и духовного единения общества.
Нравственные проблемы современного российского общества в творчестве А. Солженицына, Д. Лихачева.
Литература:
1,2,3,5,6,22,26
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы главные особенности русской этической мысли XIX-XX веков?
2. В чем видели смысл жизни русские революционеры-демократы?
3. В чем видит Ф. Достоевский способ преодоления пороков общества и людей?
4. В чем причина существования социального зла, по мнению Л. Толстого?
5. Изложите этические аргументы, приводимые Л. Толстым в пользу идеи «непротивления злу силой». Согласны ли Вы с ними? Что Вы могли бы возразить великому моралисту?
6. В чем видит Л. Толстой нравственный идеал?
7. Какие гуманистические идеи содержатся в нравственной философии В. Соловьева?
8. Какую роль играет свобода и творчество в нравственной жизни личности и истории человечества, с точки зрения Н. Бердяева?
9. Каковы главные достоинства социалистической морали, с точки зрения главных представителей советской этической науки?
РАЗДЕЛ 3. ЭТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ТЕМА 7. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ В
СОЦИАЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
Культурные и исторические предпосылки появления прикладной этики.
Этика общая и этика прикладная. Возможность и способы социального приложения (практического воплощения) этического знания. Достоинства и недостатки целенаправленно-утилитарного внедрения этических ценностей и норм в социальную практику. Потребность постоянной коррекции специальных адаптивных норм с фундаментальными этическими основами.
Этика прикладная и этика социальная. Социальная гармония, социальный идеал и способы их достижения как этико-философская проблема. Виды социального зла (война, бедность, неравенство, насилие, преступность) и его причины. Социальное отчуждение и его проявления (формализм межличностного общения, одиночество, непонятость другими людьми, эскапизм, эгоистичность). Ослабление влияния традиционных институтов (религии, семьи, территориальных и национальных объединений) на поведение человека. Усиление роли политических, правовых, экономических, культурных институтов в организации и обеспечении социальных процессов, социальных коммуникаций.
Поиск путей расширения сотрудничества и солидарности между людьми посредством создания общего этико-нормативного фундамента для деятельности основных социальных институтов как главная цель современной социальной этики.
Прикладная этика как этика социальных институтов (социальных подсистем), ставящая перед собой задачу определить моральные рамки деятельности того или иного института, превратить универсальные этические нормы и ценности в конкретные нравственно-практические рекомендации и требования, необходимые для их успешного функционирования.
Выявление «типовых» нравственных проблем, возникающих перед участниками социальной деятельности, и представление их в виде этических дилемм; изучение содержания и роли этических кодексов, арбитражей в сохранении и повышении эффективности функционирования социальных институтов как задачи прикладной этики.
Структура и виды прикладной этики. Экономическая, политическая, правовая этика, этика науки, биоэтика, этика образования и СМИ.
Политическая этика. Понятие и предмет политической этики. Взгляды на соотношение политики и морали в истории этики. Справедливость как важнейшая социальная и «политическая добродетель». Мир, свобода, равенство, справедливость как базовые ценности современного гражданского общества. Мораль и власть. Политический конфликт и роль морали в его разрешении. Политическое насилие и права человека. Ненасилие как программа политической борьбы. Терроризм и мораль. Этические принципы международной политики. Основные дилеммы политической этики. Дилемма государственного суверенитета. Дилемма участия в общественных объединениях.
Правовая этика. Нормативная природа морали и права. Преступление и наказание. Законность и справедливость. Справедливость и милосердие. Роль правовых институтов в гармонизации социальной жизни. Основные дилеммы правовой этики. Дилемма адвокатской этики. Дилемма «права судьи на ошибку». Дилемма смертной казни.
Экономическая этика. Основные решения вопроса о совместимости морали и экономики: мораль как цель, фактор, инструмент успешной хозяйственной деятельности. Понятие и предмет экономической этики. Этика экономическая и предпринимательская. К. Хоман о роли морали в формировании «рамочного экономического порядка». «Дилемма заключенного» как модель основных этико-экономических проблем бизнеса – выбора между личной выгодой и общественной пользой. Основные дилеммы предпринимательской этики. Дилемма «выгодные связи». Дилемма «экспорт вооружений». Дилемма «экологические стандарты».
Биоэтика. Дилемма клонирования. Дилемма аборта. Дилемма «ответственного деторождения». Дилемма трансплантации органов. Эвтаназия.
Экологическая этика. Дилемма «биоцентризм» - «антропоцентризм».
Этика науки. Дилемма социальной ответственности ученого.
Этика искусства. Соотношение морали и искусства.
Этика образования. Дилемма «обязательности образования». Дилемма «формализации образования». Дилемма «коммерциализации образования».
Этика СМИ. Дилемма «ограничения информации». Дилемма «задержки информации». Дилемма «объективности информации». Дилемма «общедоступности информации».
Литература:
3,4,5,6,12,13,15,20,21,24,28
Вопросы для самопроверки:
1. Какие социальные процессы вызвали к жизни появление таких видов этического знания, как прикладная и социальная этика?
2. Как связаны между собой социальная и прикладная этика?
3. Какова роль этического фактора в повышении эффективности функционирования социальных институтов?
4. Способны ли сами по себе социальные институты компенсировать дефицит морали в обществе?
5. Что изучает экономическая этика?
6. Раскройте этический смысл «дилеммы заключенного». Каковы ее возможные решения?
7. Назовите основные дилеммы политической этики.
8. Каковы основные этические принципы современной международной политики?
9. Может ли ненасилие стать принципом политической деятельности?
10. Какова роль политических и правовых институтов в обеспечении реализации моральных прав человека?
11. Всегда ли совпадают юридическая законность и нравственная справедливость?
12. Назовите основные дилеммы этики СМИ.
ТЕМА 8. ЭТИКА И СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Социальная значимость этики менеджмента. Этика менеджмента как профессиональная этика управления. Взаимосвязь этики менеджмента с универсальной этикой, экономикой, психологией. Понятие и сущность этики менеджмента. Структура этики менеджмента. Основные концепции в этике менеджмента: теологическая, утилитарная, деонтологическая (этика долга), теория справедливости.
История развития этики менеджмента. Формирование этики менеджмента и рост уровня этичности управления в ходе исторического развития экономики в Европе и США. Особенности развития хозяйственной этики в России.
Этика функционирования организации. Этическая ответственность организаций перед обществом. Проблемы этической ответственности организаций. Этика рекламы.
Общие принципы принятия этичных решений. Этические кодексы организаций. Российский кодекс предпринимательской этики.
«Двенадцать принципов ведения дел в России».
Этика руководителя. Этические принципы подчиненного. Этический кодекс руководителя.
Литература:
4,6,9,14,23,25,27
Вопросы для самопроверки:
1. Какие модели управления, описывающие стили общения между руководителем и подчиненными, Вы знаете? Какие достоинства и недостатки есть у каждой из них?
2. Какова роль руководителя в повышении трудовой мотивации сотрудников организации?
3. Каковы оптимальные, с точки зрения современной этики менеджмента, нравственные требования к организации труда менеджера?
4. Как связаны между собой удовлетворенность менеджеров условиями и принципами организации их труда и успешность выполнения ими служебных обязанностей?
5. Как связаны деловые успехи отдельных менеджеров и успешность (эффективность) деятельности организации в целом?
6. Как бы Вы сформулировали принципы этического кодекса современного менеджера?
7. Как соотносятся между собой цели этического и прагматического характера для организации?
8. В чем специфика понимания «моральной ответственности» и «морального долга» в рамках корпоративной этики?
9. Как влияет наличие или отсутствие корпоративной этики на процедуру выработки и принятия управленческого решения?
10. Кто выступает в качестве объекта и субъекта моральной ответственности и морального долга для корпорации? Может ли организации «иметь совесть» и «нести моральную ответственность»?
11. Какие существуют способы ликвидации негативных нравственных последствий управленческой ошибки?
12. Какие методы используют организации для повышения уровня этического поведения руководства и сотрудников?
13. Может ли корпоративная мораль восполнить недостаток «личной» морали у менеджеров?
14. Чем управление людьми отличается от манипулирования людьми?
15. Как можно оценить качество работы менеджера с этической точки зрения?
ТЕМА 9. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА. ЭТИКА И ЭТИКЕТ
Специфика, социальное предназначение и виды профессиональной этики. Профессиональная этика как совокупность моральных норм, определяющих отношение человека к своему профессиональному долгу и людям, с которыми его связывает выполнение профессиональных обязанностей. Основные нормы профессиональной морали: долг, честность, требовательность к себе, ответственность за результаты своего труда, забота о социальном статусе профессии. Профессионализм как важная качественная характеристика морального облика человека. Долг профессиональный и нравственный.
Традиционные (врачебная, педагогическая, воинская) и новые виды профессиональной этики (этика ученого, этика журналиста, этика инженера). Профессионально-этические кодексы и их роль в нравственной регуляции трудовой деятельности. Специфика нравственных требований, предъявляемых человеку отдельными видами профессиональной деятельности.
Происхождение, природа и социальное назначение этикета. Внутренняя и внешняя культура личности. Этикет как внешнее проявление внутренней нравственной культуры личности. Условно-согласительный характер этикета. Исторические, национальные особенности этикетных форм поведения. Роль этикета в общении. Основные требования современного этикета: вежливость, тактичность, обязательность, скромность, корректность, деликатность. Особенности делового этикета.
Литература:
3,5,6,19
Вопросы для самопроверки:
1. Каковы причины возникновения профессиональной морали?
2. Как связаны нравственные нормы профессиональной и общей морали?
3. Возможен ли конфликт между ними?
4. Когда и в силу чего возникла профессиональная этика?
5. Что такое «профессиональный долг» и как он связан с нравственным долгом?
6. Чем успешная профессиональная деятельность отличается от удачливой?
7. Можно ли совместить основные принципы «этики успеха» и «этики долга» в едином кодексе профессиональной этики?
8. Как связаны внешняя (этикетная) и внутренняя (нравственно-духовная) культура личности?
9. В чем отличие этических норм от этикетных?
10. Укажите главные нормы и требования современного делового этикета.
11. «Деловой» и «светский этикет» - это одно и то же?
12. Может ли этикет заменить мораль?
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Контрольное задание по этике состоит из трех разных типов заданий (1,2,3). Все они призваны помочь студентам самостоятельно освоить и овладеть основами изучаемой ими науки. Задания первого типа ориентируют студентов на освоение истории этической мысли, что является необходимым условием для формирования у них представлений о существующих научных подходах к изучению такого сложнейшего социального явления, как мораль. Выполнение заданий второго типа подтолкнет студентов принять участие в решении «вечных» проблем и спорных вопросов этики. Выполнение заданий третьего типа должно помочь им понять специфику современной социальной этики и характера этико-прикладных дилемм.
Номер выполняемого студентом варианта соответствует последней цифре его (ее) студенческого билета (Если, скажем, последняя цифра студенческого билета 1, то студент должен выполнять задания 1-го варианта.) Объем контрольного задания – 8 страниц.
При выполнении заданий студент должен обратиться к находящемуся в конце каждой темы перечню вопросов для самопроверки, а также списку дополнительной литературы, который может быть им самостоятельно расширен.
Ответы на вопросы должны быть изложены в виде содержательно и логически связанных тезисов. При оформлении текста должны соблюдаться правила цитирования. В конце каждой части должна указываться реально использованная студентом при подготовке ответа на поставленный вопрос учебная и научная литература (не более 5-ти источников).
Основные критерии оценки: продемонстрированные в ходе изложения ответа на поставленные вопросы знакомство студента с теорией этики и умение ориентироваться в истории мировой этической мысли, самостоятельность и аргументированность его позиции.
Вариант 0
1. Этика Сократа и современность
2. «Можно ли быть счастливым, не будучи нравственным?». Этим вопросом задавались многие мыслители прошлого. А что думаете по этому поводу Вы?
3. Основные дилеммы современной правовой этики
Вариант 1
1. Этика Конфуция и современность
2. «Можно ли быть хорошим человеком, не будучи хорошим гражданином?». Таким вопросом задавались античные мыслители. А что думаете по этому поводу Вы?
3. Основные дилеммы современной политической этики
Вариант 2
1. Этика Аристотеля и современность
2. «Может ли эгоизм быть «полезным» и «разумным»?», - над этим вопросом размышляли философы Нового времени. Что думаете по этому поводу Вы?
3. Основные дилеммы современной биоэтики
Вариант 3
1. Этика стоиков и современность
2. «Что благо для одного, то для другого – зло и одно и то же для одного и того же человека иногда бывает благом, иногда - злом». Так считали древнегреческие софисты, защищавшие принцип этического релятивизма. А что думаете по этому поводу Вы?
3. Основные дилеммы этики науки
Вариант 4
1. Этика Эпикура и современность
2. Английский философ XIX - го века Д.С. Милль считал, что на пути к достижению общего блага стоят три неустранимых препятствия: плохие законы, себялюбие людей и присущее им невежество. А что думаете по этому поводу Вы?
3. Основные дилеммы современной предпринимательской этики
Вариант 5
1. Этика Ф.Ницше и современность
2. Многие моралисты считали насилие злом и рассматривали его применение по отношению к человеку или обществу как безнравственное деяние. Считаете ли Вы, что может существовать нравственная и этическая аргументация в пользу насилия?
3. Основные дилеммы современной этики образования
Вариант 6
1. Этика Д.С. Милля и современность
2. Размышляя над соотношением индивидуальной морали и политической моралью, Ф. Достоевский вопрошал: «Почему то, что считается для одной единицы, для одного лица – подлостью, то относительно всего государства может получить вид величайшей премудрости?» Что бы Вы могли ответить великому писателю?
3. Основные дилеммы современной экологической этики
Вариант 7
1. Этика И. Канта и современность
2. Философы древности призывали человека «жить в согласии с природой». Как Вы это понимаете? Достаточно ли этого правила для нравственности?
3. Основные дилеммы медиаэтики (этики СМИ)
Вариант 8
1. Этика В. Соловьева и современность
2. Как соотносится с добром и злом насилие?
3. Основные проблемы этики искусства
Вариант 9
1. Этика Л. Толстого и современность
2. Правы ли те, кто утверждают, что «мораль у каждого своя»?
3. Этические принципы управленческой деятельности
ГЛОССАРИЙ
Аксиология – этико-философское учение о нравственных ценностях
Альтруизм - моральный принцип, предписывающий заботиться о счастье и благе других людей, игнорируя или ограничивая собственное счастье и благополучие
Аморализм – характеристика взглядов, поведения, отличающихся враждебным отношением к принятым моральным нормам и принципам
Антиномия - противоречие между суждениями, каждое из которых логически доказуемо
Аскетизм – моральный принцип, предписывающий отказ от мирских, чувственных удовольствий ради нравственного самосовершенствования
Благо - материально-предметные или духовные ценности, находящиеся в зоне повышенного внимания, а если требуется, то и заботы о них
Высшее благо - идеал, служащий человеку первопричиной его нравственных поступков
Героизм – оценка отдельного поступка или всей жизни человека, характеризующейся самоотверженностью и служением возвышенным идеалам
Гуманизм – мировоззрение, в основе которого лежит вера в нравственное достоинство человека, его разум, убежденность в равенстве людей в их правах и свободах и в необходимости такого устройства общества, при котором человек будет являться главной ценностью
Деонтология - раздел этического знания, в котором рассматриваются проблемы должного, анализируются императивные характеристики морали
Дилемма – конкретно-ситуационный вид противоречия, тезис и антитезис которого невозможно примирить без изменения исходной ситуации
Добро - основополагающая этическая категория, задает шкалу ценностей и благ, наделяет мысли и поступки моральным смыслом, служит вектором всему приятному и положительному
Долг -центральное понятие деонтологии, характеризует поступки, в которых сила морального принуждения берет верх в конфликте с личными интересами
Зло - парная категория к «добру», задает вектор всему, что направлено на уничтожение или ухудшение жизни, изменению к худшему в самом широком смысле
Императивность - понятие, фиксирующее повелительный, предписательный характер нравственных требований
Иррационализм (в этике) - 1) направление в этике, 2) методологический принцип изучения морали, отрицающий ведущую роль разума в ее исследовании и отдающий предпочтение внерациональным формам ее постижения
Калокагатия – употреблявшийся еще в античной литературе термин, обозначающий гармонию внутреннего и внешнего в человеке, единство добра и красоты
Категорический императив – центральное понятие этической концепции Канта – форма существования нравственного закона
Кинизм – одна из философских школ Древней Греции, этическое учение, провозгласившее отказ от удовольствий условием свободной счастливой жизни
Натурализм – один из способов обоснования морали, исходящий из идеи вечной и неизменной нравственной природы человека (противостоит теологическим, с одной стороны, и социологизаторским концепциям с другой)
Нигилизм – принцип, состоящий в отрицании общих для всех моральных норм, принципов и идеалов и авторитетов (в первую очередь в области морали)
Оптимизм – мировоззренческая установка, характеризующаяся верой в конечный положительный результат событий
Прагматизм - 1) философское направление и 2) мировоззренческая установка, характеризующаяся направленностью сознания на конкретный практический результат (дело)
Пессимизм – мировоззренческая установка, характеризующаяся неверием в конечный положительный исход событий
Плюрализм - признание множественности факторов или точек зрения
Рационализм (интеллектуализм) этиче ский – направление в западноевропейской этике, признающее разум в качестве источника морали
Релятивизм этический - позиция, характеризующаяся констатацией изменчивости морали и отказом признать существования каких-либо нравственных абсолютов
Ригоризм - строгое, непреклонное проведение принципов долженствования
Сентиментализм (сенсуализм) этический – одно из направлений в западноевропейской этике Нового времени, представители которого настаивали на первенствующей роли чувств в нравственной деятельности человека
Скептицизм – 1) направление античной философии и 2) мировоззренческая установка, характеризующаяся сомнением в существовании авторитетов, настаивающая на необходимости проверять все суду разума
Утилитаризм - 1) направление западноевропейской этики и 2) жизненная позиция, рассматривающая в качестве критерия моральной оценки того или иного поступка ожидаемую или полученную от него пользу
Цинизм – бесстыдство, пренебрежение к общепринятым нормам морали
Эгоизм - моральный принцип, требующий от человека заботы о себе, о реализации собственных целей, иногда в ущерб другим людям
Этикет – правила благопристойного, т.е. приличествующего месту и времени, а также социальному статусу участников общения, поведения.