Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Указания по выполнению второй части контрольной работы




 

Промысливание, осмысление философского текста – ключевое, системообразующее звено контрольной работы. Философские тексты сложны, многоплановы, часто непрозрачны, и после первого прочтения, вероятно, что-то в них будет непонятно.

При втором, третьем обращении к тексту следует выделять отдельные положения, связанные общей идеей, в конспект выписывать эти положения; находить в тексте ключевые понятия, играющие в нем системообразующую роль. Если проблема понимания связана с неясностью каких-либо используемых терминов, следует выяснить их значение в словаре. Полезно также прочесть в учебнике, словаре общий обзор философской концепции автора, чтобы лучше представить проблематику данного текста в русле философии. Вместе с тем такой обзор ни в коем случае не заменяет самостоятельного анализа студентом текста и не должен приводиться в контрольной работе: он служит лишь инструментом ее подготовки.

Осмысливая (и записывая) отдельные положения, идеи, понятия, фиксируя возникающие вопросы, ответы на которые нужно искать в тексте и аналитической литературе, важно проникнуть в логику текста, понять замысел автора и последовательный ход его реализации. Возвращаясь неоднократно к тексту, своим записям, раздумывая над возникающими вопросами, неясными местами, студент создает ситуацию выхода за пределы текста и вступает в сотворчество с автором текста, что и является целью выполнения контрольной работы.

 

3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ

 

1) Философия как разновидность мировоззрения.

2) Разделы философского знания и их специфика.

3) Философия Древнего Востока: проблема первоначала или проблема принципов жизни человека (по выбору).

4) Античная философия: проблема первоначала или проблема человека и общества (по выбору).

5) Сакрализация средневековой философии. Периодизация средневековой философии. Проблема универсалий.

6) Ключевые идеи философии эпохи Возрождения.

7) Проблема метода в философии Нового времени.

8) Основные идеи философии Просвещения.

9) Немецкая классическая философия: исторический фон, представители, особенности, главные результаты. Учение И. Канта или Г. В. Ф. Гегеля (по выбору).

10) Марксизм: основные идеи.

11) Русская философия: этапы развития и особенности. Русская идея в русской философии.

12) Направления современной философии: аналитическая философия, герменевтика, экзистенциализм (по выбору).

13) Бытие как начальная категория философии. Два основных взгляда на материю: материя как субстанция, материя как форма субстанции.

14) Эволюция форм отражения в природе (след, раздражимость, чувствительность, психическая форма отражения высших животных). Сознание как высшая из форм отражения. Роль труда и языка в становлении сознания. Сознание как субстанция.

15) Основные проблемы классической и современной гносеологии.

16) Главные принципы концепции познания как отражения.

17) Основы деятельностного подхода к познанию.

18) Характеристика концепций предпосылочного знания Платона, Р. Декарта или И. Канта (по выбору).

19) Чувственное и рациональное познание. Сенсуализм и рационализм.

20) Проблема познаваемости мира: гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

21) Определение и критерии истины.

22) Абсолютная и относительная истина. Догматизм и релятивизм.

23) Логика как раздел гносеологии.

24) Характеристики различных видов познания.

25) Варианты датировки возникновения науки.

26) Сравнительная характеристика кумулятивизма и антикумулятивизма.

27) Предмет социальной философии.

28) Понятие общества. Основные сферы жизнедеятельности общества. Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества.

29) Характеристика одного из подходов к изучению сущности человека: теоцентризма, натуроцентризма, социоцентризма или антропоцентризма (по выбору).

30) Основные идеи технократического направления в философии.

 

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ В ФОРМЕ УСТНОГО ОПРОСА

 

При подготовке к экзамену, в какой бы форме он ни проводился (тестирование или устный опрос), надо прежде всего изучить материал по рекомендованной литературе. Наряду с «Методическими указаниями по написанию контрольной работы и подготовке к экзамену по философии» издано учебное пособие «Основы философии» (в двух частях) тех же авторов. К нему и следует обратиться в первую очередь. А также полезно посмотреть другую рекомендуемую литературу, список которой приведен в конце данной методической разработки.

Готовясь к устному экзамену, необходимо руководствоваться экзаменационными вопросами и искать ответы на них в литературе. В случае затруднений следует сформулировать и записать вопросы для преподавателя, которые затем задать ему во время предэкзаменационных консультаций.

 

 

5. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ

 

1) Первоначальной формой осмысления мира была: 1) философия; 2) религия; 3) мифология.

2) Антропоморфизм есть: 1) перенос человеческих свойств на природные объекты; 2) синоним к понятию «философия»; 3) совокупность свойств метафизики.

3) Прогресс в философии: 1) не существует; 2) существует; 3) существовал в отдельные исторические периоды развития философии.

4) Философия как особая область знания исследует: 1) отношение человека к миру в целом; 2) научную картину мира; 3) метафизические основания психики.

5) Буквально термин «метафизика» переводится как: 1) «то, что вместо физики»; 2) «то, что после физики»; 3) «то, что равно физике».

6) Философия является одной из разновидностей: 1) мироощущения; 2) мировосприятия; 3) мировоззрения.

7) Термин «философия» переводится с греческого языка как: 1) «любовь к знанию»; 2) «любовь к мудрости»; 3) «любовь к государству».

8) Основной вопрос философии – это: 1) вопрос об отношении мышления к бытию; 2) вопрос о связи человека и общества; 3) вопрос о связи между добром и злом.

9) Совокупность всех созданных человеком ценностей – это: 1) философия; 2) мифология; 3) культура.

10) Всеобщие законы организации мира в целом изучает: 1) гносеология; 2) онтология; 3) социальная философия.

11) Афоризм – нормативная форма: 1) теоретической философии; 2) антропологии; 3) обыденной философии.

12) Согласно субъективному идеализму в основе мира лежит: 1) высший разум; 2) человеческое сознание; 3) метафизика.

13) Гносеология – это учение: 1) о познании мира; 2) о человеке; 3) о Боге.

14) Социальная философия – это учение: 1) о бытии; 2) о морали; 3) об обществе.

15) Учение о природе ценностей – это: 1) антропология; 2) онтология; 3) аксиология.

16) Нормативная форма философствования на уровне философско-художественного мышления – это: 1) метафора; 2) метафизика; 3) эстетика.

17) Нормативная форма философствования на теоретическом уровне – это: 1) субстанция; 2) роман; 3) концепция.

18) Антисциентизм возник: 1) в XIX в.; 2) в VIII в.; 3) в XV в.

19) Гносеологический оптимизм допускает: 1) единство познания и сознания; 2) возможность изменения основ бытия; 3) возможность полного познания мира.

20) Понятие «восточная философия» объединяет философию: 1) индийскую и китайскую; 2) индийскую и древнегреческую; 3) китайскую и древнегреческую.

21) Веды – это философский источник: 1) Древнего Китая; 2) Древней Греции; 3) Древней Индии.

22) Понятие в философии Древней Индии, обозначающее первоначало: 1) дао; 2) дэ; 3) атман.

23) Понятие в учении даосов, обозначающее первоначало: 1) дао; 2) дэ; 3) атман.

24) Понятие, обозначающее закон человеческой жизни, правила человеческого поведения, заложенные в дао: 1) дэ; 2) ахимса; 3) нирвана.

25) Основной источник даосизма: 1) «Лунь Юй»; 2) «Даодэцзин»; 3) «Упанишады».

26) Понятие древнеиндийской философии, означающее колесо перерождения бессмертной души, ее странствия и воплощения в различные тела: 1) сансара; 2) мокша; 3) карма.

27) Основу буддизма составляют: 1) четыре благородные истины; 2) семь благородных истин; 3) десять благородных истин.

28) Одна из основ этического учения Конфуция: 1) нирвана; 2) дхарма; 3) ритуал.

29) Основной источник конфуцианства: 1) «Лунь Юй»; 2) «Даодэцзин»; 3) «Упанишады».

30) Согласно буддизму всякая жизнь есть: 1) радость; 2) страдание; 3) Дао.

31) Ахимса – это: 1) непричинение зла живому; 2) долг, предписанный образ жизни; 3) первоначало всего существующего.

32) Астика – это философские школы: 1) Древней Индии, признающие авторитет вед; 2) Древней Индии, не признающие авторитет вед; 3) Древнего Китая.

33) Настика – это философские школы: 1) Древней Индии, признающие авторитет вед; 2) Древней Индии, не признающие авторитет вед; 3) Древнего Китая.

34) К настике относится: 1) ньяя; 2) буддизм; 3) йога.

35) Античная философия – это философия: 1) Древнего Китая и Древней Индии; 2) Древнего Китая и Древней Греции; 3) Древнего Рима и Древней Греции.

36) Пифагор считал первоначалом: 1) воду; 2) огонь; 3) число.

37) Автор высказывания «Нельзя дважды войти в одну и ту же реку»: 1) Пифагор; 2) Гераклит; 3) Аристотель.

38) Представитель милетской школы: 1) Фалес; 2) Эмпедокл; 3) Платон.

39) Кто утверждал, что бытие едино, неподвижно и неизменно: 1) Парменид; 2) Гераклит; 3) Парменид и Гераклит.

40) Философ, который утверждал, что вещь образуется соединением эйдоса с некоторым количеством материи, эйдосы и материя – это два первоначала: 1) Зенон; 2) Платон; 3) Гераклит.

41) Фалес считал первоначалом: 1) воду; 2) воздух; 3) апейрон.

42) Анаксимандр считал первоначалом: 1) воду; 2) воздух; 3) апейрон.

43) Самопроизвольное отклонение атомов от первоначальной траектории в неопределенном месте и в неопределенное время: 1) апейрон; 2) метафизика; 3) клинамен.

44) Демокрит утверждал: 1) первоначала – это огонь, вода и атомы; 2) все в мире предопределяется необходимостью, случайностей нет; 3) в мире есть случайность.

45) Философ, который утверждал, что в душе человека есть три нача-ла – разумное, страстное и вожделеющее: 1) Сократ; 2) Аристотель; 3) Платон.

46) Мыслитель, предложивший учение о трех душах – растительной, животной и разумной: 1) Сократ; 2) Аристотель; 3) Платон.

47) Представитель стоицизма: 1) Сенека; 2) Эпикур; 3) Аристотель.

48) Философское течение, представители которого утверждают, что в мире господствует судьба и все события предопределены: 1) эпикуреизм; 2) стоицизм; 3) космоцентризм.

49) Философское течение, представители которого утверждают, что человек не должен верить в судьбу, не должен бояться богов; все, что можно, человек должен осуществить и получить при жизни: 1) эпикуреизм; 2) стоицизм; 3) космоцентризм.

50) Процесс изменения философии под определяющим влиянием религии: 1) секуляризация; 2) схоластика; 3) сакрализация.

51) Мыслитель, написавший первую сумму «Источник знания»: 1) Иоанн Дамаскин; 2) Августин Блаженный; 3) Фома Аквинский.

52) Идея сотворения Богом мира из ничего: 1) креационизм; 2) провиденциализм; 3) патристика.

53) Провиденциализм – это: 1) идея сотворения Богом мира из ничего; 2) процесс изменения философии под влиянием религии; 3) вера в божественное провидение.

54) Представитель номинализма: 1) Уильям Оккам; 2) Фома Аквинский; 3) Гильом из Шампо.

55) Понятие в средневековой философии, обозначающее общие понятия: 1) атомы; 2) материя; 3) универсалии.

56) Укажите верное высказывание: 1) сначала была патристика, а потом – схоластика; 2) сначала была схоластика, а потом – патристика; 3) патристика и схоластика – это периоды античной философии.

57) Патристика – это: 1) то же самое, что и схоластика; 2) первая форма средневековой философии, буквально означает «учение отцов церкви»; 3) вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе определившегося христианства.

58) Схоластика – это: 1) то же самое, что и схоластика; 2) первая форма средневековой философии, буквально означает «учение отцов церкви»; 3) вторая форма средневековой философии, сложившаяся на основе определившегося христианства.

59) Философское направление, представители которого считали, что по-настоящему реальны только универсалии: 1) реализм; 2) номинализм; 3) патристика.

60) Представитель схоластики: 1)Тертуллиан; 2) Фома Аквинский; 3) Августин Блаженный.

61) Философское направление, представители которого считали, что по-настоящему реальны только конкретные вещи: 1) реализм; 2) сакрализация; 3) номинализм.

62) Представитель патристики: 1) Фома Аквинский; 2) Уильям Оккам; 3) Августин Блаженный.

63) Арабский мыслитель средневековой философии: 1) Авиценна; 2) Тертуллиан; 3) Фома Аквинский.

64) Представитель реализма: 1) Уильям Оккам; 2) Росцелин из Компьени; 3) Фома Аквинский.

65) Освобождение всех сфер культуры от формирующего влияния религии: 1) секуляризация; 2) сакрализация; 3) пантеизм.

66) Учение о единстве Бога и мира, отрицающее их существование как отдельных, противостоящих друг другу сущностей: 1) гуманизм; 2) секуляризация; 3) пантеизм.

67) Мировоззренческий принцип, согласно которому признается безусловная ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждается благо человека как критерий оценки общественной жизни: 1) пантеизм; 2) гуманизм; 3) утопия.

68) Вариант пантеизма, предполагающий признание мира сакральным: природа священна, следовательно, она непостижима для человеческого разума, требует религиозного отношения: 1) мистический пантеизм; 2) натуралистический пантеизм; 3) мистический пантеизм и натуралистический пантеизм.

69) Вариант пантеизма, предполагающий, что в мире нужно видеть высшую и самодостаточную сущность, которую можно познавать, в том числе – на основе исследований в опыте, хотя, вероятно, нельзя познать исчерпывающе: 1) мистический пантеизм; 2) натуралистический пантеизм; 3) мистический пантеизм и натуралистический пантеизм.

70) Автор высказывания «Бытие бога в мире есть не что иное как бытие мира в Боге»: 1) Николай Кузанский; 2) Никколо Макиавелли; 3) Аристотель.

71) Автор произведения «Похвала Глупости»: 1) Никколо Макиавелли; 2) Лоренцо Валла; 3) Эразм Роттердамский.

72) Понятие, которое предложил Никколо Макиавелли: 1) утопия; 2) природа человека; 3) мистический пантеизм.

73) Представитель философии Возрождения: 1) Фома Аквинский; 2) Николай Кузанский; 3) Рене Декарт.

74) Представитель философии Возрождения: 1) Аристотель; 2) Уильям Оккам; 3) Лоренцо Валла.

75) Безграничное познание – это бесконечность: 1) онтологическая; 2) гносеологическая; 3) космологическая.

76) Учение Якоба Бёме представляет: 1) мистический пантеизм; 2) натуралистический пантеизм; 3) мистический пантеизм и натуралистический пантеизм.

77) Представитель философии Возрождения: 1) Карл Маркс; 2) Августин Блаженный; 3) Т. Мор.

78) Учение Дж. Бруно представляет: 1) мистический пантеизм; 2) натуралистический пантеизм; 3) мистический пантеизм и натуралистический пантеизм.

79) Космос безграничен – это бесконечность: 1) онтологическая; 2) гносеологическая; 3) космологическая.

80) Формирование классической науки относится: 1) к XVII в.; 2) к XVI в.; 3) к XIV в.

81. Р. Декарт выдвинул концепцию субстанций: 1) материальной и нематериальной; 2) телесной и духовной; 3) монистической и плюралистической.

82) По своему характеру метод познания, сформулированный Ф. Бэконом, является: 1) дедуктивным; 2) натуралистическим; 3) индуктивным.

83) Автором философского трактата «Левиафан» является: 1) Д. Локк; 2) Т. Гоббс; 3) Ф. Бэкон.

84 ) По своему характеру метод познания, сформулированный Р. Декартом, является: 1) дедуктивным; 2) субъективным; 3) ретроспективным.

85) В XVII в. эталоном знания является знание: 1) субъективное; 2) формально бессмысленное; 3) практически полезное.

86) Позиция Б. Спинозы в отношении проблемы субстанции – это: 1) монизм; 2) натурализм; 3) объективизм.

87) Позиция Г. Лейбница в отношении проблему субстанции – это: 1) субъективизм; 2) агностицизм; 3) плюрализм.

88) Позиция Р. Декарта в отношении проблемы субстанции – это: 1) оптимизм; 2) дуализм; 3) иррационализм.

89) Согласно концепции «идолов разума» Ф. Бэкона «идолы рода» – это заблуждения, присущие: 1) только философам; 2) только ученым; 3) всем людям.

90) Согласно концепции «идолов разума» Ф. Бэкона «идолы площади» – это заблуждения, проистекающие: 1) из природы человека; 2) из неправильного употребления слов; 3) из сущности философии.

91) «Этика» Б. Спинозы построена по принципу: 1) геометрии; 2) алгебры; 3) физики.

92) Веком Просвещения называют: 1) XVIII в.; 2) XVII в.; 3) XV в.

93) Для философии Просвещения характерна концепция: 1) естественной справедливости; 2) естественной любви; 3) естественных прав человека.

94) В целях распространения передовых достижений науки французские просветители предприняли попытку издания: 1) Критики чистого разума; 2) Энциклопедии; 3) Метафизики.

95) В эпоху Просвещения происходит утверждение системы отношений: 1) буржуазной; 2) феодальной; 3) коммунистической.

96) К философии Просвещения относятся взгляды: 1) К. Маркса; 2) Д. Дидро; 3) Марка Аврелия.

97) Для онтологии Просвещения характерен принцип: 1) плюрализма; 2) идеализма; 3) деизма.

98) Гносеология Просвещения основана на идеях: 1) агностицизма; 2) сенсуализма; 3) экзистенциализма.

99) Понятие «природа человека» было введено: 1) Н. Макиавелли; 2) Фалесом; 3) М. Хайдеггером.

100) Просветители включали в природу человека: 1) разумность; 2) иррациональность; 3) мифологичность.

101) Автор концепции «общественного договора»: 1) Фома Аквинский; 2) Р. Декарт; 3) Т. Гоббс.

102) Философская традиция, сложившаяся на территории германских княжеств во II половине XVIII – I половине XIX в.: 1) античная философия; 2) средневековая философия и философия Возрождения; 3) немецкая классическая философия.

103) Учение об основаниях и универсальных закономерностях развития: 1) схоластика; 2) диалектика; 3) антиномия.

104) Согласно учению И. Канта априорные основания на уровне чувственного познания – это: 1) представления о пространстве и времени; 2) категории; 3) идеи целостности познающего субъекта, мира явлений и мира пред-метов.

105) Согласно учению И. Канта априорные основания на уровне разума – это: 1) представления о пространстве и времени; 2) категории; 3) идеи целостности познающего субъекта, мира явлений и мира предметов.

106) Согласно учению И. Канта способность принимать нравственные требования и следовать им это: 1) категорический императив; 2) абсолютная идея; 3) добрая воля.

107) Согласно учению Г. Гегеля в основе развития мира лежит саморазвитие: 1) материи; 2) абсолютного духа; 3) антиномий.

108) Стадии истории, согласно учению Г. Гегеля: 1) восточные деспотии – греко-римский мир – германский мир; 2) восточные деспотии – греко-римский мир; 3) восточные деспотии – германский мир.

109) Представитель немецкой классической философии: 1) Л. Фейербах; 2) Аристотель; 3) Дж. Локк.

110) Представитель немецкой классической философии: 1) Ф. Бэкон; 2) И. Фихте; 3) Р. Декарт.

111) Представитель немецкой классической философии: 1) Н. Макиавелли; 2) Ф. Шеллинг; 3) Платон.

112) Автор работы «Критика чистого разума»: 1) И. Фихте; 2) Г. Гегель; 3) И. Кант.

113) Мыслитель, выделявший в развитии природы три этапа: механический, химический, органический: 1) И. Фихте; 2) Л. Фейербах; 3) Ф. Шеллинг.

114) Согласно учению Г. Гегеля первым результатом отчуждения абсолютной идеи является: 1) природа; 2) человеческое общество; 3) антиномии.

115) То, что лежит вне опыта, но направлено к нему, делая его возможным: 1) трансцендентное; 2) трансцендентальное; 3) материальное.

116) Автор высказывания: «О нас идет слава как о глубоких, но зачастую неясных мыслителях»: 1) И. Кант; 2) Л. Фейербах; 3) Г. Гегель.

117) Учение, созданное К. Марксом и Ф. Энгельсом: 1) марксизм; 2) младогегельянство; 3) ленинизм.

118) Произведение К. Маркса: 1) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 2) «Капитал»; 3) «Диалектика природы».

119) Произведение К. Маркса: 1) «К критике политической экономии»; 2) «Диалектика природы»; 3) «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

120) Произведение Ф. Энгельса: 1) «Капитал»; 2) «Происхождение семьи, частной собственности и государства»; 3) «К критике политической экономии».

121) «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них… Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». Это определение сформулировал: 1) Аристотель; 2) К. Маркс; 3) В. И. Ленин.

122) Средства производства, в первую очередь орудия труда, и сами люди с их трудовым опытом и квалификацией: 1) производственные отношения; 2) базис; 3) производительные силы.

123) Базис – это: 1) общественно-экономическая формация; 2) производственные отношения; 3) надстройка.

124) Глобальные этапы исторического развития с точки зрения марксизма: 1) общественно-экономические формации; 2) производственные отношения; 3) формы общественного сознания.

125) Марксизм – это учение, созданное: 1) К. Марксом; 2) Ф. Энгельсом; 3) К. Марксом и Ф. Энгельсом.

126) Социальный идеал с точки зрения марксизма – это общество: 1) рабовладельческое; 2) капиталистическое; 3) коммунистическое.

127) Диалектико-материалистическое учение об обществе, его функционировании и историческом развитии – это материализм: 1) исторический; 2) идеалистический; 3) исторический и идеалистический.

128. Согласно марксизму базовая сфера общественной жизни – это: 1) религия; 2) производство материальных благ; 3) духовная культура.

129) Способ производства: 1) единство производительных сил и форм общественного сознания; 2) единство производительных сил и общественно-экономической формации; 3) единство производительных сил и производственных отношения.

130) Согласно марксизму производственные отношения: 1) выбирают сами люди; 2) диктует уровень производительных сил; 3) диктует государство.

131) Произведение Ф. Энгельса: 1) «Материализм и эмпириокритицизм»; 2) «Новый Органон»; 3) «Анти-Дюринг».

132) Хронологические рамки периода протофилософии в русской философии: 1) IX – XI вв.; 2) XI – XVII вв.; 3) с XVIII в.

133) Хронологические рамки собственно философского периода русской философии: 1) IX – XI вв.; 2) XI – XVII вв.; 3) с XVIII в.

134) Первый русский философ, который развивал идею о трех мирах – макрокосме, микрокосме и символическом мире: 1) Г. С. Сковорода; 2) А. Ф. Лосев; 3) Н. А. Бердяев.

135) Свободное единение на основе приверженности одним взглядам, ценностям: 1) софийность; 2) евразийство; 3) соборность.

136) Стремление не к рациональной, логической, книжной философской системе, а к жизненной мудрости, не к истине, а к правде: 1) софийность; 2) евразийство; 3) соборность.

137) Видели назначение России в оздоровлении Европы и утверждении общественных идеалов, истинно христианского образа жизни: 1) славянофилы; 2) западники; 3) западники и славянофилы.

138) Считали, что Россия должна пройти тот же путь развития, что и другие страны; Россия представляет собой не другой тип, а другую ступень того же пути развития: 1) славянофилы; 2) западники; 3) западники и славянофилы.

139) Автор произведения «Чтения о Богочеловечестве»: 1) В. С. Соловьев; 2) Н. А. Бердяев; 3) Н. Ф. Федоров.

140) Автор произведения «Смысл творчества»: 1) В. С. Соловьев; 2) Н. А. Бердяев; 3) Н. Ф. Федоров.

141) Представитель русского космизма: 1) К. Э. Циолковский; 2) И. Кант; 3) Г. С. Сковорода.

142) Обосновал доктрину «Москва – третий Рим»: 1) Филофей; 2) Максим Грек; 3) В. С. Соловьев.

143) Автор произведения «Философические письма»: 1) В. С. Соловьев; 2) П. Я. Чаадаев; 3) А. Л. Чижевский.

144) Не является особенностью русской философии: 1) религиозная ориентация, искание скрытого истинного смысла христианства; 2) главные тематические разделы – антропология, этика, историософия; 3) главные тематические разделы – онтология и гносеология.

145) Автор «Философии всеединства»: 1) Н. А. Бердяев; 2) Н. Ф. Федоров; 3) В. С. Соловьев.

146) Не видели в православии особых достоинств и критиковали российскую церковную организацию, поддерживали идею объединения католической и православной церквей: 1) славянофилы; 2) западники; 3) славянофилы и западники.

147) Представитель аналитической философии: 1) А. Камю; 2) Ф. Ницше; 3) Л. Витгенштейн.

148) Представитель герменевтики: 1) М. Шлик; 2) Г. Гадамер; 3) А. Камю.

149) Представитель «философии жизни» 1) А. Шопенгауэр; 2) Л. Витгенштейн; 3) Б. Рассел.

150) Представитель экзистенциализма: 1) М. Шлик; 2) Г. Гадамер; 3) А. Камю.

151) Представитель экзистенциализма: 1) Б. Рассел; 2) Ж.-П. Сартр; 3) П. Риккёр.

152) Мыслитель, считающий, что основная характеристика жизни – это воля к власти: 1) Ф. Ницше; 2) Л. Витгенштейн; 3) М. Хайдеггер.

153) Автор произведения «Истина и метод»: 1) Ф. Ницше; 2) Г. Гадамер; 3) М. Хайдеггер.

154) Философское направление, в котором главная идея – это идея, что язык – не просто средство выражения мысли, он имеет заложенную в нем самом внутреннюю организацию, язык предопределяет наше видение реальности и в некотором смысле сам формирует эту реальность: 1) экзистенциализм; 2) «философия жизни»; 3) аналитическая философия.

155) Современное философское направление, которое делит бытие человека на подлинное и неподлинное бытие: 1) герменевтика; 2) экзистенциализм; 3) аналитическая философия.

156) Технология или совокупность приемов выявления и реконструкции смысла: 1) воля к власти; 2) интерпретация; 3) пограничная ситуация.

157) Автор высказывания: «Человек – это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком; в человеке важно, что он мост, а не цель; в человеке можно любить лишь то, что он – переход и гибель»: 1) Ф. Ницше; 2) Л. Витгенштейн; 3) А. Камю.

158) Особая наука о понимании: 1) аналитическая философия; 2) герменевтика; 3) экзистенциализм.

159) Философское направление, главная идея которого заключается в том, что жизнь рассматривается как динамичный, многоплановый процесс, который нельзя свести к единому началу, целиком объяснить исходя из общих законов, вообще понять только рационально: 1) герменевтика; 2) аналитическая философия; 3) «философия жизни».

160) Мыслитель, который является представителем и экзистенциализма, и герменевтики: 1) М. Хайдеггер; 2) А. Камю; 3) Г. Гадамер.

161) Понятие, выражающее основное противоречие процесса понимания: понимание предполагает некоторое предварительное понимание: 1) «пограничная ситуация»; 2) «аналитическая философия»; 3) «герменевтический круг».

162) Бытие как начальная категория философии понимается: 1) каждым философом по-своему; 2) всеми философами одинаково; 3) одинаково лишь некоторыми из философов.

163) Материя как начальная категория философии: 1) принимается всеми философами; 2) принимается некоторыми из философов; 3) не принимается ни одним из философов.

164) Каково содержание понятия бытия как начальной категории философии?: 1) предельно широкое; 2) предельно узкое; 3) у каждого философа свое.

165) Каков объем понятия бытия как начальной категории философии?: 1) предельно широкий; 2) предельно узкий; 3) у каждого философа свой.

166) Что достигается с помощью понятия бытия как начальной категории философии?: 1) полагается (берется) к рассмотрению объект философского исследования; 2) задается философский масштаб (уровень) исследования; 3) ничего, потому что содержание этого понятия не отражает реальных свойств объекта.

167) Что такое материя?: 1) данная нам в ощущениях объективная реальность как субстрат (носитель свойств); 2) окружающие нас предметы вещественного мира; 3) понятие, лишенное объема, пустое понятие.

168) Определить материю как субстанцию – это признать ее:: 1) первичной; 2) вторичной; 3) объективно существующей.

169) Определить материю как форму субстанции – это признать ее: 1)первичной; 2) вторичной; 3) субъективно существующей.

170) Что значит быть первичным?: 1) все условия своего существования иметь в себе самом, быть самодостаточным, независимым по существованию; 2) быть первым по возникновению, предшествовать другому во времени; 3) быть вечным.

171) Что значит быть вторичным?: 1) для своего существования нуждаться в чем-либо другом, быть зависимым по существованию; 2) быть вторым по возникновению, следовать другому во времени; 3) быть преходящим, временно существующим.

172) Кто такие идеалисты?: 1) философы, признающие первичным (субстанцией) дух, сознание, идеи; 2) философы, следующие идеальным стремлениям; 3) философы, чьи идеи выше того, чтобы быть материализованными.

173) Кто такие материалисты?: 1) философы, признающие первичным (субстанцией) материю; 2) философы, следующие материальным стремлениям; 3) философы, чьи идеи не могут подняться выше материи, превзойти ее.

174) Что такое отражение?: 1) изменение в составе взаимодействующих материальных образований; 2) изменение в структуре взаимодействующих материальных образований; 3) отталкивание одним материальным образованием воздействующего на него другого материального образования.

175) Установите соответствие между понятиями:

1) Неживая материя <-> След.

2) Простейшие и высшие растения <-> Чувствительность.

3) Низшие животные <-> Раздражимость.

4) Высшие животные <-> Психическая форма отражения высших животных.

5) Общество <-> Сознание.

176) Как труд способствовал становлению сознания?: 1) вызывал совершенствование мозга прачеловека;2) сплачивал пралюдей в общество; 3) создавал потребность в языке; 4) никак, сознание возникло случайно, на генном уровне, в результате мутаций; 5) никак, люди появились на нашей планете в результате их переселения из других миров.

177) Какой из структурных элементов психики человека самый древний?: 1) бессознательное; 2) предсознательное; 3) сознательное.

178) Термин «гносеология» буквально означает учение: 1) о мире; 2) о познании; 3) о науке.

179) Основоположником античной гносеологии считается: 1) Демокрит; 2) Гегель; 3) Сократ.

180) Родственным по смыслу к термину «гносеология» является термин: 1) эпистемология; 2) онтология; 3) антропология.

181) Греческое слово «гнозис» переводится как: 1) бытие; 2) знание; 3) человек.

182) Предшественники античной гносеологии – это: 1) атомитсты; 2) экзистенциалисты; 3) софисты.

183) Софисты отрицали существование истин: 1) всеобщих; 2) субъективных; 3) идеалистических.

184) Майевтика – это метод: 1) научного познания; 2) беседы; 3) познания Бога.

185) В Новое время ведущей гносеологической дисциплиной становится: 1) онтология; 2) диалектика; 3) методология.

186) Концепция познания как отражения сложилась под влиянием: 1) философии жизни; 2) немецкой классической философии; 3) античной философии.

187) Согласно концепции познания как отражения целью познания как такового является: 1) создание адекватного образа объекта; 2) построение теории знака; 3) выявление диалектических противоречий в устройстве объекта.

188) К диалектико-материалистической традиции философствования относится философия: 1) К. Маркса; 2) И. Канта; 3) И. Фихте.

189) Отражение присуще: 1) только монадам; 2) всем видам материи; 3) только объектам, расположенным в пространстве.

 

190) Результатом познания является образ объекта: 1) метафизический; 2) онтологический; 3) гносеологический.

191) Высший уровень отражения – это познание: 1) человеческое; 2) божественное; 3) трансцендентальное.

192) Результатом процесса познания является: 1) постижение метафизической сущности вещи; 2) создание гносеологического образа вещи; 3) преобразование вещи в соответствии с планом Бога.

193) С точки зрения философии К. Маркса и Ф. Энгельса основным критерием истины является: 1) практика; 2) логическая проверяемость; 3) системность.

194) Одним из аспектов гносеологического образа является аспект: 1) субъективный; 2) материалистический; 3) операциональный.

195) В понятии «деятельность» воплощается характер познания: 1) творческий; 2) научный; 3) абстрактный.

196) Трактовка понятия «деятельность» в философии К. Маркса и Ф. Энгельса носит характер: 1) иррациональный; 2) субъективистский; 3) материалистический.

197) Деятельностный подход к познанию противоположен по смыслу: 1) монистическому подходу; 2) созерцательному; 3) материалистическому.

198) С точки зрения современной гносеологии неявное знание: 1) появляется в опыте; 2) является врожденным; 3) дается Богом.

199) Основными признаками подлинного научного знания, по Канту, являются: 1) его истинность и системность; 2) его всеобщность и необходимость; 3) его достоверность и ясность.

200) Первую развернутую концепцию неявного знания создал: 1) Р. Декарт; 2) А. Камю; 3) Платон.

201) По Платону, «анамнезис» – это познание: 1) как припоминание; 2) как метафизика; 3) как классификация.

202) По Платону, вещи – это: 1) результат майевтики; 2) копии эйдосов; 3) творения Бога.

203) Наиболее острой критике концепция врожденных идей подверглась в эпоху: 1) Возрождения; 2) Средневековья; 3) Просвещения.

204) В философии И. Канта обосновывается принцип: 1) диалектики; 2) априоризма; 3) экзистенции.

205) Непосредственное получение информации через органы чувств, деятельность нервной системы – это познание: 1) чувственное; 2) рациональное; 3) теоретическое.

206) Одна из основных форм чувственного познания: 1) ощущение; 2) понятие; 3) суждение.

207) Одна из основных форм рационального познания: 1) понятие; 2) ощущение; 3) представление.

208) Отражение в обобщенной форме предметов и явлений действительности, их свойств и отношений: 1) восприятие; 2) суждение; 3) понятие.

209) «Кошка – домашнее животное». Это пример такой формы рационального познания как: 1) понятие; 2) суждение; 3) умозаключение.

210) Целостный образ объекта, полученный в результате совместной деятельности все органов чувств и соответствующих отделов головного мозга: 1) представление; 2) понятие; 3) восприятие.

211) Выведение новой мысли из имеющихся суждений: 1) понятие; 2) представление; 3) умозаключение.

212) Философское направление, представители которого считают, что решающую роль в познании играет чувственный опыт: 1) рационализм; 2) сенсуализм; 3) пантеизм.

213) Философское направление, представители которого считают, что решающую роль в познании играет разум: 1) рационализм; 2) сенсуализм; 3) пантеизм.

214) Представитель сенсуализма: 1) Т. Гоббс; 2) Б. Спиноза; 3) Р. Декарт.

215) Представитель сенсуализма: 1) Г. Лейбниц; 2) Дж. Локк; 3) Р. Декарт.

216) Представитель рационализма: 1) Р. Декарт; 2) Ж. Ламетри; 3) Дж. Локк.

217) Представитель рационализма: 1) Г. В. Ф. Гегель; 2) Т. Гоббс; 3) Л. Фейербах.

218. Познание связано с использованием абстрактно-логических познавательных форм и направлено на выявление сущности рассматриваемого объекта и системы существенных связей исследуемой области объективной реальности в чистом виде: 1) чувственное познание; 2) теоретическое; 3) эмпирическое.

219) Сохранение целостного образа объекта вне контакта с ним, воспроизведение восприятия по памяти: 1) ощущение; 2) умозаключение; 3) представление.

220) Согласно учению И. Канта можно познать только: 1) «вещь-в-себе»; 2) «вещи-для-нас»; 3) ноумены.

221) Позиция, согласно которой отдельные методы познания, познавательные способности ограничены, но в совокупности они обеспечивают полноту и достоверность познания; познание неограниченно развивается: 1) гносеологический оптимизм; 2) агностицизм; 3) скептицизм.

222) Позиция, допускающая сомнение в возможности достоверного и адекватного познания; у нас нет достаточных аргументов ни за, ни против тезиса о познаваемости мира: 1) гносеологический оптимизм; 2) агностицизм; 3) скептицизм.

223) Позиция, предполагающая отрицание возможности достижения достоверного, истинного знания, признание существования границ познания – неразрешимых проблем: 1) гносеологический оптимизм; 2) агностицизм; 3) скептицизм.

224) В оценке результатов познания определились позиции: 1) гносеологический оптимизм и скептицизм; 2) агностицизм, реализм и номинализм; 3) гносеологический оптимизм, скептицизм и агностицизм.

225) Мыслитель, который считал, что человек познает только феномены, а не ноумены (или «вещи-для-нас»): 1) Пиррон; 2) Д. Юм; 3) И. Кант.

226) Мыслитель, который считал, что знание о внутренних взаимосвязях, например, о причинно-следственных связях, всегда будет только предположительным: 1) Дж. Беркли; 2) Д. Юм; 3) Пиррон.

227) Мыслитель античности: 1) Пиррон; 2) Д. Юм; 3) И. Кант.

228) Мыслитель, утверждавший, что границы нашего познания обнаруживаются там, где познание не может быть синтезом эмпирического и априорного, а является чисто рациональным – в метафизике: 1) К. Маркс; 2) Дж. Беркли; 3) И. Кант.

229) Произведение, автором которого является Дж. Беркли: 1) «Три разговора между Гиласом и Филонусом»; 2) «Капитал»; 3) «Новый Органон».

230) Мыслитель, считавший, что все качества вещей даны нам в восприятии и зависят от него; мы даже не можем утверждать, что существуют вещи как источники ощущений; мы знаем только, что есть определенные повторяющиеся комплексы ощущений: 1) Дж. Локк; 2) Дж. Беркли; 3) К. Маркс.

231) Согласно учению И.Канта возникновение антиномий говорит о: 1) выходе к границам познания; 2) выходе к абсолютной истине; 3) о том, что процесс познания завершен.

232) Наша способность на основе имеющихся знаний конструировать, воспроизводить вещи, явления – это аргумент в пользу: 1) скептицизма; 2) агностицизма; 3) гносеологического оптимизма.

233) Само историческое развитие познания – это аргумент в пользу: 1) скептицизма; 2) агностицизма; 3) гносеологического оптимизма.

234) Мыслитель, который заметил, что о каждой вещи могут быть высказаны противоположные суждения, и все они чем-то обусловлены, ведь свойства вещей изменчивы, противоречивы. «Все есть это не в большей степени, чем то». Мы не можем претендовать на обладание истинным знанием, мы только высказываем свое мнение: 1) Пиррон; 2) Эпикур; 3) И. Кант.

235) Автор классического определения истины: 1) Платон; 2) Аристотель; 3) Ф. Бэкон.

236) Истина, согласно классическому определению истины, – это: 1) соответствие знания действительности; 2) несоответствие знания действительности; 3) не заблуждение.

237) Классическое определение истины также называют: 1) принципом корреспонденции; 2) практикой; 3) теорией когеренции.

238) Логическим критерием истины не является: 1) соответствие общим принципам и нормам науки; 2) соответствие законам логики, внутренняя непротиворечивость; 3) отсутствие целостности теории и бессистемность теории.

239) Материальная, предметно-преобразующая, целенаправленная деятельность человека – это: 1) практика; 2) истина; 3) вера.

240) Теория общезначимости считает – истинно то: 1) что принято в результате договоренности как удобная система описания реальности; 2) с чем все согласны, что объединяет людей; 3) что помогает человеку, приносит ему успех в делах.

241) Прагматизм предполагает, что истинно то: 1) что принято в результате договоренности как удобная система описания реальности; 2) с чем все согласны, что объединяет людей; 3) что помогает человеку, приносит ему успех в делах.

242) Конвенционализм признает, что истинно то: 1) что принято в результате договоренности как удобная система описания реальности; 2) с чем все согласны, что объединяет людей; 3) что помогает человеку, приносит ему успех в делах.

243) Концепция, выдвигающая логические критерии истины на первый план: 1) теория когеренции; 2) теория общезначимости; 3) эмпириокритицизм.

244) Верным из этих высказываний является: истина – это: 1) характеристика не реальных вещей, а только наших знаний о вещах; 2) характеристика реальных вещей, а не наших знаний о них; 3) особенность всех реальных вещей.

245) Действительность с точки зрения материализма: 1) объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражающаяся в нем; 2) абстрактная духовная сущность, предшествующая существованию вещей; 3) внутренний мир личности, поток человеческих эмоций, переживаний, волевых импульсов.

246) Действительность с точки зрения объективного идеализма: 1) объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отражающаяся в нем; 2) абстрактная духовная сущность, предшествующая существованию вещей; 3) внутренний мир личности, поток человеческих эмоций, переживаний, волевых импульсов.

247) С точки зрения материализма истина: 1) объективна по содержанию; 2) субъективна по содержанию; 3) объективна по форме выражения.

248) Эмпириокритицизм считает, что истинно то: 1) что экономично и просто объясняет реальность; 2) с чем все согласны, что объединяет людей; 3) что важнее всего для человека, что может стать его основополагающим жизненным принципом, за что он может умереть.

249) Конкретные способы оценки концепций как истинных или ложных: 1) критерии истины; 2) критерии научности; 3) вера и правда.

250) Верное высказывание: 1) истина всегда конкретна; 2) истина иногда конкретна; 3) истина всегда неконкретна.

251) Полное, исчерпывающее, совершенное и абсолютно верное знание о мире: 1) абсолютная истина; 2) относительная истина; 3) абсолютная истина и относительная истина.

252) Неопровержимость характеризует: 1) абсолютную истину; 2) относительную истину; 3) и абсолютную истину и относительную истину.

253) «Наполеон умер 5 мая 1821 года». Это истина: 1) абсолютная; 2) относительная; 3) ни абсолютная, ни относительная.

254) «Истины факта» относятся к: 1) абсолютным истинам; 2) относительным истинам; 3) абсолютным истинам и относительным истинам.

255) Знание не вполне точное, недостаточно полное, в целом правильное, но включающее в себя некоторые элементы заблуждения (причем мы не знаем, какие именно): 1) абсолютная истина; 2) относительная истина; 3) абсолютная истина или относительная истина.

256) Верное высказывание: 1) только абсолютные истины необходимы в становлении познания; 2) только относительные истины необходимы в становлении познания; 3) и абсолютные, и относительные истины необходимы в становлении познания.

257) Признает значимость только абсолютной истины: 1) догматизм; 2) релятивизм; 3) сенсуализм.

258) Признает любую истину относительной, вероятностной: 1) догматизм; 2) релятивизм; 3) сенсуализм.

259) Верное высказывание: 1) в гносеологии критикуется и догматизм, и релятивизм; 2) в гносеологии критикуется только догматизм; 3) в гносеологии критикуется только релятивизм.

260) Характеристика истины, предполагающая, что истина всегда получена для определенных условий, отображает определенные явления и процессы, а потому не полностью применима к другим условиям и объектам: 1) конкретность истины; 2) абстрактность истины; 3) неконкретность истины.

261) Законы механики И. Ньютона, использующиеся в практических инженерных расчетах, сформулированы для точечных масс и справедливы только для скоростей значительно меньше скорости света, являются истиной: 1) относительной; 2) абсолютной; 3) ни абсолютной, ни относительной.

262) «Чарльз Сандерс Пирс родился 10 сентября 1839 года». Это истина: 1) абсолютная; 2) относительная; 3) абсолютная и относительная.

263) Описания отдельных событий, которые имели место в прошлом и которые изменить уже нельзя называются: 1) «истины факта»; 2) фундаментальные законы науки; 3) относительная истина.

264) Абсолютная истина – это: 1) относительная истина; 2) неполное и неточное знание; 3) полное, точное, верное знание.

265) Методология – это учение: 1) о человеке; 2) об обществе; 3) о методах.

266) Основоположником логики был: 1) Аристотель; 2) Г. В. Ф. Гегель; 3) Р. Декарт.

267) Наука о правилах осуществления основных мыслительных процедур: 1) аналогия; 2) индукция; 3) логика.

268) Мысленное расчленение целого на части для подробного изучения – это: 1) анализ; 2) синтез; 3) наблюдение.

269) Укажите «лишний» метод: 1) аналогия; 2) эксперимент; 3) абстрагирование.

270) Произведение, автором которого является Ф. Бэкон: 1) «Органон»; 2) «Новый Органон»; 3) «Рассуждение о методе».

271) «Невозможно мыслить, если не мыслить каждый раз что-нибудь одно» – это формулировка закона: 1) тождества; 2) противоречия; 3) исключенного третьего.

272) «Человек умеет и может столько, сколько знает и понимает», «Знание и могущество человека совпадают». Автор этих высказываний: 1) Р. Декарт; 2) Ф. Бэкон; 3) Г. В. Ф. Гегель.

273) Ф. Бэкон выделял следующие виды «идолов» познания: 1) «идолы рода» и «идолы пещеры»; 2) «идолы рода», «идолы пещеры» и «идолы площади»; 3) «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы площади» и «идолы театра».

274) Процесс мысленного выделения наиболее важных для рассмотрения в данном познавательном контексте признаков и отношений объекта с отвлечением от всех других его свойств и связей: 1) аналогия; 2) индукция; 3) абстрагирование.

275) Укажите общенаучный теоретический метод: 1) эксперимент; 2) мысленный эксперимент; 3) анализ.

276) Укажите общенаучный эмпирический метод: 1) эксперимент; 2) абстрагирование; 3) идеализация.

277) «Невозможно, чтобы противоречащие суждения вместе были истинными» – это формулировка закона: 1) тождества; 2) противоречия; 3) исключенного третьего.

278) В работе «Новый Органон» Ф. Бэкон разрабатывает: 1) индуктивный метод; 2) дедуктивный метод; 3) диалектическую логику.

279) Укажите «лишний» метод: 1) синтез; 2) анализ; 3) диалектика.

280) Нормативным видом познания в классической гносеологии считалась: 1) мифология; 2) философия; 3) наука.

281) По Аристотелю, фронезис – это: 1) житейская мудрость; 2) научное познание; 3) синоним к термину «метафизика».

282) По Аристотелю, теоретическое знание и фронезис находятся в отношениях: 1) дополнительности; 2) тождества; 3) демаркации.

283) Современные классификации видов познания исходят из принципа: 1) активности субъекта; 2) пассивности субъекта; 3) системности субъекта.

284) Деятельность, в ходе которой возникает знание, может быть: 1) всеобщей и социальной; 2) всеобщей и групповой; 3) всеобщей и научной.

285) Во вненаучное знание не входит знание: 1) религиозное; 2) мифологическое; 3) математическое.

286) Основной единицей религиозного познания является: 1) догмат; 2) мифологема; 3) теория.

287) По Гегелю, к формам непосредственного познания относится: 1) метафизика; 2) наука; 3) религиозное чувство.

288) Проблема демаркации связана с разграничением знания: 1) религиозного и философского; 2) мифологического и научного; 3) научного и вненаучного.

289) О. Конт сформулировал концепцию науки: 1) как позитивного знания; 2) как негативного знания; 3) как метафизического знания.

290) К. Поппер в качестве критерия научности рассматривал: 1) верифицируемость теории; 2) фальсифицируемость теории; 3) системность теории.

291) Фальсифицируемость концепции – это ее: 1) опровержимость; 2) доказуемость; 3) комплексность.

292) Обыденное познание функционирует на уровне: 1) «вещей-в-себе»; 2) объектов изучения; 3) феноменов.

293) Наука ориентируется на формулирование: 1) законов; 2) идей; 3) утверждений.

294) В современной гносеологии в качестве одного из критериев научности рассматривают тенденцию: 1) к субъективности знания; 2) к объективности знания; 3) к абстрактности знания.

295) Наука – это: 1) вид рационально-предметной деятельности; 2) особое состояние сознания; 3) разновидность мифотворчества.

296) Однозначное определение понятия науки: 1) может быть дано; 2) не может быть дано.

297) Спецификация групп наук осуществляется в зависимости то типа: 1) демаркации; 2) научности; 3) предметности.

298) Для древневосточной преднауки была характерна: 1) ориентация на формальную логику; 2) практическая направленность; 3) системность.

299) Для античной науки была характерна: 1) ориентация на логическую доказательность; 2) адекватность; 3) иррациональность.

300) Для средневековой европейской науки был характерен: 1) мифологизм; 2) теологизм; 3) ревизионизм.

301) Для новоевропейской классической науки было характерно стремление: 1) к объективной истинности знания; 2) к сенсуализму; 3) к практической обоснованности.

302) Для неклассической науки было характерно утверждение: 1) динамического характера научных законов; 2) специфического характера научных законов; 3) вероятностного характера научных законов.

303) Для постнеклассической науки была характерна ориентация на исследование систем: 1) сложных; 2) простых; 3) двухуровневых.

304) Первая глобальная научная революция произошла: 1) в V в. до н. э.; 2) на рубеже XVI – XVII вв.; 3) в XI в.

305) Один из вариантов определения времени возникновения науки относит это событие: 1) к XX в.; 2) к XI в. до н. э.; 3) к VI – V вв. до н. э.

306) Первые концепции исторического развития науки были: 1) кумулятивистскими; 2) антикумулятивистскими; 3) релятивистскими.

307) Автором одной из первых антикумулятивистских концепций науки был: 1) Т. Гоббс; 2) Т. Кун; 3) Платон.

308) Для допарадигмального этапа в развитии любой науки характерно: 1) накопление первичной информации об объекте исследования; 2) построение развернутой теории объекта исследования; 3) конструирование структуры объекта исследования.

309) Профессиональное сообщество ученых в науке формируется: 1) вместе с субъектом познания; 2) вместе с научной революцией; 3) вместе с научной парадигмой.

310) В период существования нормальной науки знание накапливается: 1) антикумулятивно; 2) кумулятивно; 3) относительно.

311) Парадигма устаревает: 1) по мере накопления аномальных фактов, не вписывающихся в нее; 2) по мере накопления учеными опыта исследовательской работы; 3) по мере развития теории вероятности.

312) Научные революции могут быть: 1) локальными и абсолютными; 2) локальными и субъективными; 3) локальными и глобальными.

313) В истории европейской науки выделяют научных революций: 1) две; 2) семь; 3) двенадцать.

314) Выделяют два уровня научного знания: 1) субъективный и объективный; 2) абсолютный и относительный; 3) эмпирический и теоретический.

315) Форма вероятного знания – это: 1) эксперимент; 2) гипотеза; 3) индукция.

316) Высшей формой систематизации научного знания является: 1) научная картина мира; 2) научная революция; 3) парадигма.

317) Предмет социальной философии – это изучение: l) исторического процесса; 2) эмпирически не фиксируемых элементов: форм, связей; 3) законов развития общества.

318) Гражданское общество: l) общество, создаваемое гражданами; 2) система законодательных, исполнительных, судебных органов; 3) самоорганизованные структуры граждан, имеющие механизмы представительства и контроля над государством.

319) Социальный капитал: l) финансовый капитал, обслуживающий социальную сферу; 2) потенциал доверия и взаимопомощи, духовно-нравствен-ный потенциал общества, целенаправленно формируемый в социальном хронотопе; 3) капитал, создаваемый социальными структурами.

320) Понятие социальной революции: l) переход власти от одного класса к другому; 2) бурный скачок активности явления, в процессе которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности; 3) резкий переход от одной мировоззренческой картины мира к другой.

321) Понятие социальной эволюции: l) реформы в экономической, социальной, политической, культурной, административно-управленческой и других сферах общества; 2) преобразования, проводимые в образовании, военной и судебной системах; 3) изменения в сферах здравоохранения и социального обеспечения.

322) Общество по своей сути – это: 1) население; 2) система отношений между людьми; 3) система органов управления людьми.

323) Материальными называются те общественные отношения: 1) которые, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей; 2) которые складываются, не проходя через сознание; 3) которые складываются обоими указанными способами.

324) Идеологическими называются те общественные отношения: 1) которые, прежде чем сложиться, проходят через сознание людей; 2) которые складываются, не проходя через сознание; 3) которые складываются обоими указанными способами.

325) Способ производства, в отличие от технологического способа производства, включает в себя: 1) экономические производственные отношения; 2) идеологические отношения; 3) оба указанные вида отношений.

326) Общественно-экономическая формация есть: 1) отдельное конкретное общество; 2) конкретно-исторический тип общества; 3) региональная совокупность конкретных обществ.

327) Общественно-экономическая формация развивается на основе: 1) производительных сил; 2) способа производства; 3) производственных отношений.

328. Базис общественно-экономической формации – это: 1) производительные силы; 2) технологические производственные отношения; 3) экономические производственные отношения.

329) Надстройка общества – это: 1) идеи; 2) идеологические отношения; 3) организации и учреждения, обслуживающие идеологические отношения; 4) идеи, идеологические отношения и обслуживающие идеологические отношения организации и учреждения.

330) В надстройке общества определяющими являются: 1) идеи; 2) идеологические отношения; 3) организации и учреждения, обслуживающие идеологические отношения.

331) Из идей определяющими являются: 1) политические и правовые; 2) моральные; 3) научные; 4) философские; 5) религиозные.

332) Основа цивилизации – это: 1) способ производства; 2) та или иная часть культуры; 3) специфическая окружающая среда.

333) Первое биологическое определение человека принадлежит: 1) Платону; 2) Фоме Аквинскому; 3) К. Марксу.

334) Одной из видовых характеристик человека является: 1) волосяной покров; 2) прямохождение; 3) двуполость.

335) С позиций теоцентризма сущность человека определяется его: 1) богосотворенной природой; 2) принадлежностью к культуре; 3) талантом.

336) С позиций натуроцентризма сущность человека определяется его: 1) принадлежностью к коллективу; 2) свободой; 3) принадлежностью к природе.

337) С позиций социоцентризма сущность человека определяется его: 1) творческими способностями; 2) принадлежностью к обществу; 3) стремлением к совершенству.

338) С позиций антропоцентризма сущность человека определяется его: 1) способностью к самосозиданию; 2) принадлежностью к церкви; 3) способностью к прогрессу.

339) Понятие «личность» связано: 1) с врожденными способностями человека; 2) с высокими моральными качествами человека; 3) с социально значимыми качествами человека.

340) В структуре личности выделяют уровни: 1) сознательный и бессознательный; 2) сознательный и социальный; 3) сознательный и культурный.

341) Одной из сфер развития личности является сфера: 1) духовная; 2) когнитивная; 3) абстрактно-волевая.

342) Техника возникла: 1) одновременно с наукой; 2) раньше науки; 3) позже науки.

343) В древности техника была связана: 1) с магией; 2) с геометрией; 3) с философией.

З44) Античное понятие «технэ» включает в себя понятие: 1) искусства; 2) религии; 3) метафизики.

345) Появление профессии инженера относится: 1) к Античности; 2) к Средневековью; 3) к Новому времени.

346) В современных исследованиях по истории техники в ее развитии выделяют стадию: 1) индуктивную; 2) аналитическую; 3) инструментальную.

347) В понятие «техника» включаются приемы: 1) деятельности субъекта; 2) существования объекта; 3) развития формаций.

348) Техника создает: 1) естественную среду обитания человека; 2) искусственную среду обитания человека; 3) феноменальную среду обитания человека.

349) Техника способствует: 1) увеличению потребностей человека; 2) уменьшению потребностей человека; 3) трансцендированию потребностей человека.

350) Технической основой информационной цивилизации является: 1) внедрение машин-автоматов; 2) изобретение двигателя внутреннего сгорания; 3) всеобщая компьютеризация.

351) Индустриальная цивилизация опирается на развитие: 1) сферы услуг; 2) сельского хозяйства; 3) промышленности.

352) Идея глобального переустройства общества на информационной основе впервые была сформулирована: 1) в XX в.; 2) в XIX в.; 3) в XVIII в.

 

6. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Готовясь к экзамену в форме тестирования, необходимо после изучения очередной темы или раздела посмотреть соответствующие вопросы теста и попытаться ответить на них. Вопросы в итоговом тесте расположены последовательно, поэтому отыскать те из них, которые относятся к изученной части курса, не составит труда.

Кроме того, неоценимую помощь при подготовке к тестированию окажет имеющийся на сайте Отдела дистанционного обучения Омского государственного университета путей сообщения, а также в локальной сети ОмГУПСа электронный обучающий комплекс по философии «Философия 2010». Здесь можно потренироваться в сдаче экзамена по философии с помощью специальной тестирующей программы. Адрес комплекса «Философия 2010» в локальной сети университета: Сетевое окружение / Учебные ресурсы на _srv-omgups-1 / Задания / Кафедра ИФК / Философия / Общая папка / Философия_2010».

 

 

Библиографический список

 

1. А л е к с е е в П. В. Философия: Учебник / П. В. А л е к с е е в, А. В. П а н и н. М.: Проспект, 2004.

2. А л е к с е в А. П. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие / А. П. А л е к с е е в, Л. Е. Я к о в л е в а. М.: Проспект, 2007.

3. Введение в философию: Учебное пособие / И. Т. Ф р о л о в, П. П. Г а й д е н к о и др. М.: Республика, 2002.

4. Г у б и н В. Д. Философия: Учебник / В. Д. Г у б и н, Т. Ю. С и - д о р и н а. М.: Гардарики, 2004.

5. К а н к е В. А. История философии. Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие / В. А. К а н к е. М.: Логос, 2005.

6. К и р и л е н к о Г. Г. Философия. Справочник студента / Г. Г. К и р и л е н к о, Е. В. Ш е в ц о в. М.: Слово; АСТ, 1999.

7. К о х а н о в с к и й В. П. Философия: Учебное пособие / В. П. К о- х а н о в с к и й. Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

8. Л а в р и н е н к о В. Н. Философия: Учебник / В. Н. Л а в р и н е н к о, В. П. Р а т н и к о в. М.: Юнити-Дана, 2007.

9. Л е б е д е в С. А. Философия науки: Учебное пособие / С. А. Л е- б е д е в. М.: Академический проект; Трикста, 2004.

10. М а р т и ш и н а Н. И. Введение в историю и философию науки / Н. И. М а р т и ш и н а / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2003.

11. М а р т и ш и н а Н. И. Вопросы истории и философии науки и техники: Учебное пособие / Н. И. М а р т и ш и н а, С. П. И с а ч к и н, О. В. Х л е б н и к о в а / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2007.

12. М и р о н о в В. В. Философия: Учебник / В. В. М и р о н о в. М.: Норма, 2005.

13. Н а л е т о в И. З. Философия: Учебник / И. З. Н а л е т о в. М.: Инфра-М, 2007.

14. Основы философии: Учебное пособие / Н. И. М а р т и ш и н а, А. М. А г а л ь ц е в и др. / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. Ч. 1.

15. Основы философии: Учебное пособие / Н. И. М а р т и ш и н а, А. М. А г а л ь ц е в и др. / Омский гос. ун-т путей сообщения. Омск, 2009. Ч. 2.

16. С п и р к и н А. Г. Философия: Учебник / А. Г. С п и р к и н. М.: Гардарики, 2000.

17. Ш а п о в а л о в В. Ф. Философия науки и техники / В. Ф. Ш а- п о в а л о в. М.: Гранд-ФАИР, 2004.


Учебное издание

МАРТИШИНА Наталья Ивановна, АГАЛЬЦЕВ Александр Матвеевич,

АРХИПОВ Борис Алексеевич, ТРОФИМОВА Юлия Александровна,

ХЛЕБНИКОВА Ольга Владимировна

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ И

ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНУ ПО ФИЛОСОФИИ

 

_____________________________________________

 

Редакт





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1106 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

2358 - | 2149 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.