Третьим крупным представителем немецкой классической философии был Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775–1854). Он родился в вюртембергском городке Леонберге в семье пастора и по желанию родителей тоже намеривался стать лютеранским священником. После окончания в 15-летнем возрасте семинарии Шеллинг в 1790 г. стал студентом Тюбингенского теологического института. В атмосфере общественного подъема, обусловленного воздействием французской буржуазной революции, он вместе с рядом своих сокурсников (в их числе был и Гегель) увлекся вольнодумством. В 1791 г. Шеллинг прочел кантовскую «Критику чистого разума». Это было началом его приобщения к философии. Решающим толчком для его философского развития и вместе с тем философского творчества стало ознакомление в 1794 г. с идеями фихтевского наукоучения.
Сначала Шеллинг развивался как последователь философии Фихте, однако уже вскоре он стал критически переосмысливать субъективный идеализм Фихте и создавать свою систему объективного идеализма, сыгравшую роль переходного звена к гегелевскому философскому учению, завершившему развитие классического немецкого идеализма.
Главный недостаток философии Фихте Шеллинг видел в том, что в ней не разрабатывался вопрос о реальности природы и механизме ее развития. Природа у Фихте была зашифрована формулой «не-Я» и по существу оставлена за пределами философского исследования. Шеллинг задался целью покончить с подобным принижением природы субъективным идеализмом, философски раскрыть ее сущность и закономерности движения.
Перерабатывая субъективный идеализм, критикуя материализм за признание материи в качестве единственной субстанции, а также дуализм за признание двух субстанций мира, Шеллинг создал свою оригинальную объективно-идеалистическую философию тождества духа и природы, субъекта и объекта. В философской системе Шеллинга изначальным источником всего сущего является не материя и не сознание индивида, а абсолютный, вечный разум, или абсолютное Я.
В отличие от субъективного идеализма, утверждающего, что «Я есть все», идеализм Шеллинга, идеализм в объективном значении, доказывает, что «все есть Я». Весь мир, по Шеллингу, духовен, все многообразие его форм есть проявление и наглядное образное выражение абсолютного Я – духа, разума. Абсолютный разум – первооснова и источник материального и идеального, субъективного и объективного, представляет собой изначально абсолютное тождество субъективного и объективного, то есть качественно одинаковую духовную сущность.
Обосновывая тождество идеального и материального, Шеллинг не признавал существование материи, природы вне и независимо от духа, сознания. Материя, согласно его философии, – это не самостоятельная, независимая от сознания и существующая вне сознания реальность, а лишь особое состояние абсолютного духа, разума. Материю и дух, по Шеллингу, недопустимо противопоставлять друг другу, так как они в их сущности тождественны, представляют собой различные состояния одного и того же абсолютного разума.
Шеллинг утверждал, что не материя, а дух является субстанцией мира. Материя же, согласно его мнению, представляет собой не что иное, как угасший дух, окаменевший абсолютный разум. Характеризуя материю, природу как видимый дух в бессознательном состоянии, Шеллинг считал естествознание, облекающее природу в форму теории, явлением перехода духа от бессознательности к сознательной фазе его развития, от объективности к субъективности. Высшую цель и главную задачу естествознания Шеллинг видел в том, чтобы достигнуть полного одухотворения всех законов природы и превращения их в законы мышления. Идеалистически трактуя природу и законы ее развития, Шеллинг полагал, что, когда естествознание превратит все законы природы в законы мышления, все материальное из природы исчезнет и она будет состоять лишь из одних лишенных материальности законов как чисто логических форм. Он считал, что чем полнее выявляются закономерности природы, тем отчетливее и нагляднее становится ее духовная сущность.
Стремясь опровергнуть учение материалистов о первичности объективного и вторичности субъективного, Шеллинг пытался навязать точку зрения, сводящуюся к утверждению тождества этих категорий. При этом он подразделил свою философию тождества на две части: трансцендентальную философию и натурфилософию, представляющих собой два противоположных направления в исследовании философских проблем. Различие между трансцендентальной философией и натурфилософией по Шеллингу состоит в том, что первая начинает свои исследования с субъективного – с сознания и приходит к уяснению духовной сущности объективного – природы; натурфилософия начинает с изучения объективного – природы и приходит к уяснению аналогичной ей сущности субъективного. Трансцендентальная философия из сознания выводит природу, натурфилософия из природы как бессознательного состояния духа выводит сознание. Это, по мнению Шеллинга, подтверждает тождество субъективного и объективного. В действительности же он растворил материальное в духовном, так как объективное, материальное не существует вне сознания и независимо от сознания, а представляет собой лишь некое бессознательное состояние субъективного, то есть того же самого духа. Следовательно, объект, т. е. природа, – это не нечто противоположное субъекту, разуму, а всего лишь сам разум, но еще не созревший. Различие, проводимое Шеллингом между субъективным и объективным, идеальным и материальным, является не качественным, а количественным: объективное есть лишь одно из состояний субъективного, природа – это видимый дух.
Философская система Шеллинга представляет собой от начала до конца искусственную схему, под которую он подгонял действительный мир. В его философии нет даже попытки обосновать бытие. У него исходный пункт и источник всего сущего – абсолютный разум. Существование абсолютного разума и признание его внутренне противоречивой сущности принималось Шеллингом без всяких доказательств.
Философская система Шеллинга сама по себе не представляла бы большого интереса и вряд ли приобрела характер классической, если бы в ней не разрабатывалась диалектика, концентрирующая в себе все то рациональное, исторически ценное, что было внесено идеализмом в сокровищницу мировой философской мысли.
Кант и Фихте разрабатывали идеалистическую диалектику на основе субъективного идеализма. Шеллинг начал развивать идеалистическую диалектику с позиций объективного идеализма, открывавшего в этом отношении более широкие возможности. Диалектика Шеллинга, будучи идеалистической, представляет собой инструмент логического конструирования мира из абсолютного разума – первоисточника всего сущего. Абсолютный разум, а не абсолютное Я – исходный пункт своей схоластической объективно-идеалистической системы Шеллинг изображает как нечто, состоящее из борющихся противоположностей, как нечто, противоречивое по своей сущности. В «Я», заявил он, наличествуют в качестве изначальных противоположностей субъект и объект. Оба они взаимно друг друга отрицают (снимают) и в то же время одно невозможно без другого. Субъект утверждает себя лишь в противоположности объекту, объект –
в противоположности субъекту. Иными словами, ни субъект, ни объект не может реализоваться без своей противоположности. Не существуй в «Я» противоположности, отмечал Шеллинг, ему вообще чуждо было бы движение, сознание и, значит, оно и не порождало бы ничего.
Абсолютное Я, объективный субъект-объект, состоящий из тождественных, духовных по своей сущности, борющихся противоположностей – субъективного и объективного, по Шеллингу, непрерывно развивается, выступая как основание и источник природы, человека и других образующих мир бесконечно разнообразных предметов и явлений.
Историческая заслуга Шеллинга заключается в значительном расширении круга диалектически трактуемых проблем. По сравнению с Фихте у Шеллинга получило более развернутую характеристику диалектическое положение о тезисе, антитезисе и синтезисе как необходимых ступеней восходящего развития сущего. Если у Фихте эта триада рассматривалась применительно к развитию сознания субъекта, то Шеллинг сделал попытку распространить ее на область природы, стал рассматривать тройственный ритм развития в качестве всеобщей закономерности. Он утверждал, что из разума как абсолютного тождества субъекта-объекта (тезис) происходит становление объективного – природы (антитезис), а из природы вновь развивается разум как тождество субъективного и объективного на его высшей ступени (синтезис). Процесс развития природы – угасшего, объективного духа Шеллинг изображал как движение духа от фазы бессознательности ко все более высоким ступеням сознания.
Характеризуя природу как зримый дух, а историю природы как историю развития духа, Шеллинг создал свою идеалистическую и диалектическую натурфилософию. Она сначала до конца была схоластичной и полной всевозможных мистических измышлений. Однако в ней содержались многие ценные для начала XIX в. элементы идеалистической диалектики, диалектические характеристики отдельных свойств и закономерностей природы. Шеллинг говорил, например, о природе как процессе движения, указывал на относительность покоя ее отдельных предметов и явлений. Пытаясь вскрыть источник движения природы в ней самой, Шеллинг обращал внимание на наличие в природе полярности, то есть противоположных сил и тенденций, в борьбе которых он видел причину всех происходящих в природе изменений.
Настаивая на всеобщем характере полярности в природе, Шеллинг приводил примеры конкретных форм ее проявления, указывал на единство конечного и бесконечного как взаимоисключающих противоположностей, на наличие в природе сил притяжения и отталкивания, противоположных полюсов в магните, отрицательных и положительных зарядов в электричестве.
В натурфилософии Шеллинга имеется попытка диалектической трактовки сущности и всеобщей связи явлений природы. «В природе, –говорил он, – нет абсолютно обособленных частей: все они взаимосвязаны и взаимодействуют между собой». Интересны также идеалистически понимаемые высказывания Шеллинга о взаимосвязи пространства и времени.
Однако, как и другие представители немецкой классической философии, Шеллинг, начав свою творческую деятельность как прогрессивный мыслитель, выдвинувший ряд передовых идей, постепенно эволюционировал в сторону иррационализма и мистики. Его философские сочинения все больше стали наполняться идеями мифологии и теологии. Это привело к тому, что Шеллинг постепенно утрачивал былую популярность и не смог больше влиять на процесс развития немецкой философии. Его новые работы встречались критически немецкими философами. Шеллинг, избалованный восторженным приемом читателей его ранних работ, все это переживал с глубокой горечью. Особенно болезненно он воспринял возрастание авторитета философии Гегеля.