Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики




БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ

 

Кафедра философии

 

Беляева Е.В.

 

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

по курсу «ЭТИКА»

 

для студентов всех специальностей БГУИР

 

 

Минск 2002


УДК 17 (075.8)

ББК 87.7 я 7

Б 44

 

Беляева Е.В.

Б 44 Конспект лекций по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР/Е.В.Беляева – Мн., БГУИР, 2002 – 44 с.

ISBN 985-444-395-7

 

Конспект лекций представляет собой краткое изложение содержания курса этики. Он составлен в соответствии с учебным планом и рабочей учебной программой по курсу «Этика» для студентов всех специальностей БГУИР, утвержденной на заседании кафедры философии 25.10.2000 г., протокол №3. Рабочая учебная программа разработана в соответствии с типовой программой «Этика» для высших учебных заведений, утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 24.01.2000 Рег. №ТД-71/тип.

Данный курс лекций представляет собой вариант преподавания этики в техническом вузе на базе обязательного набора зафиксированных в стандарте дидактических единиц.

УДК 17 (075.8)

ББК 87.7 я 7

 

ISBN 985-444-395-7

© Е.В.Беляева, 2002

© БГУИР, 2002


 

С О Д Е Р Ж А Н И Е

 

Введение ……………………………………………………………………. 4

Лекция 1…………………………………………………………….……….. 5

Лекция 2 …………………………………………………………………….10

Лекция 3 ………………………………………………………………….…13

Лекция 4 …………………………………………………………………… 17

Лекция 5 …………………………………………………………………… 22

Лекция 6 …………………………………………………………………… 26

Лекция 7 …………………………………………………………………… 35

Лекция 8 …………………………………………………………………… 40


Введение

 

Конспект лекций по этике предназначен для закрепления знаний, полученных в процессе изучения учебного курса. Текст содержит минимальную схематизированную информацию по учебной дисциплине и помогает запомнить основные этические понятия и идеи. Вместе с тем конспект не раскрывает содержания упомянутых понятий и идей, а предполагает изучение контекста этической проблематики. Знакомство с конспектом не заменяет прослушивания лекций, работы на семинарских занятиях и тем более самостоятельной работы студента.

Учебный курс «Этика» имеет своей цельюприобщение к этической информации для последующего самостоятельного нравственного творчества. Освоение моральных и эстетических ценностей предполагает переход их в личностные смыслы.

Этикафилософское учение о морали (нравственности). Философский характер этического знания проявляется в том, что оно опирается на идеи и категориальный аппарат философии. Этику называют «практической философией», «учением о правильной жизни», которое строится на основе общих представлений о сущности мира и месте человека в нем.

Мораль и нравственностьреальные духовно-социальные явления, изучаемые этикой. Моральными в этической литературе называются те стороны данного феномена, которые относятся по преимуществу к сознанию (говорят: моральное сознание, моральное намерение, моральная оценка, моральные убеждения, моральные принципы). Нравственными обычно называют те аспекты, которые относятся к поведению индивида, к проявлениям морали в социальной реальности. В данном курсе моральные феномены изучаются по преимуществу в теме 3 «Теория морали», а явления нравственности – в теме 2 «Историческое развитие нравственности». Однако в тех случаях, когда различие между двумя аспектами единого феномена не принципиально, термины «мораль» и «нравственность» употребляются как синонимы.

В результате изучения курса лекций необходимо знать: ключевые этические учения; основные этапы в развитии нравственности; специфику морали и ее понятийно-категориальный аппарат; содержание высших моральных ценностей.

 

В тексте курса лекций выделяются:

· жирным курсивом – основные вопросы лекции;

· жирным шрифтом – смысловые подразделы внутри вопроса лекции;

· курсивом – основные понятия темы и персоналии;

· подчеркиванием – главные мысли по рассматриваемому вопросу.


ТЕМА 1. ИСТОРИЯ ЭТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

 

 

Лекция 1

 

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

 

1.Этические учения Древней Индии

 

Социокультурные предпосылки древнеиндийской этики

Общим литературным источником для культуры Древней Индии были Веды – сборник религиозных текстов, гимнов, ритуалов. В связи с этим этическая традиция в целом оформилась как религиозная.

Древнеиндийское общество представляло собой образец традиционного общества с кастовой социальной структурой. Поскольку прижизненное изменение кастового статуса было для индивида неосуществимым, «учение о правильной жизни» предписывало ему в социальном плане тщательное исполнение обычаев и традиций своей касты, а в духовном – стремление за пределы материально-чувственной реальности. Реинкарнация (перерождение в новом теле) считалась способом преодоления кастовой ограниченности в земной жизни.

Особенности древнеиндийской этики, обусловленные указанными выше социокультурными предпосылками:

1) непрерывность этической традиции, сохранение на протяжении столетий категориального аппарата и общей системы мировосприятия;

2) религиозный характер подавляющего большинства этических учений;

3) аскетическая жизнь считалась наиболее предпочтительным «путем правильной жизни»;

4) неиндивидуалистическая ценностная ориентация индивида, согласно которой задача личности – раствориться в духовном первоначале.

Основные понятия древнеиндийской этической традиции:

брахман – духовное первоначало мира;

майя – материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;

сансара – «колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;

карма – в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;

нирвана – угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».

 

Основные учения в этике Древней Индии:

Буддизм базируется на «четырех благородных истинах»:

· жизнь есть зло и страдание;

· причиной страданий являются наши желания и жажда жизни;

· чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний;

· к избавлению от желаний ведет «восьмеричный путь спасения», который уже на первой ступени предполагает воздержание от лжи, от причинения зла живому, от воровства, от чувственных удовольствий, эгоистических мотивов и концентрации на собственной личности. Буддизм не предполагает жесткого аскетизма, предпочитая «срединный путь».

Джайнизм отличался чрезвычайным фанатизмом в исполнении аскетических предписаний. Предполагалось буквально следовать требованию «не причинять зло живому», не только избегать чувственных наслаждений, но и постоянно изнурять тело аскетическими упражнениями с целью разорвать всякую связь с материальной действительностью.

Йога сделала акцент на психофизических методах очищения души с целью достижения полного самоконтроля. На первой ступени йоги предполагалась реализация 5 принципов: ненасилия, правдивости, целомудрия, запрета на воровство и собственность. Второй уровень самосовершенствования требовал выполнения 5 правил: чистоты, удовлетворенности, аскетизма, изучения Вед и преданности Богу.

2.Этические учения Древнего Китая

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 359 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Настоящая ответственность бывает только личной. © Фазиль Искандер
==> читать все изречения...

2364 - | 2084 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.