Подавляющее большинство людей считают конфликты сугубо отрицательным явлением и полагают, что их следует избегать всеми возможными способами. На самом деле, конфликт – далеко не всегда отрицательное явление, если мы говорим о его последствиях. Эти последствия могут быть как отрицательными, так и положительными. В этом случае мы говорим о той роли, которую играет конфликт в социальном взаимодействии, т. е. о его функциях. В гуманитарных науках под функцией (от лат. functio – совершение, исполнение) понимают значение и роль, которую выполняет определенный социальный институт или другая общность по отношению к потребностям социальной системы более высокого уровня.
Выделяют явные и латентные (скрытые) функции конфликта. Если последствия конфликта совпадают с теми целями, о которых говорили оппоненты, то это – явные функции конфликта. Например, если Правительство России, начиная военные действия с чеченскими бандитскими формированиями, заявило об их ликвидации и на самом деле добилось этого. Явная функция конфликта – это также победа рабочих в их конфликте с администрацией, если они преследовали именно эту цель.
Скрытые (латентные) функции конфликта – такие, когда его последствия обнаруживаются лишь с течением времени и которые в определенной степени отличаются от намерений, ранее провозглашенных участниками конфликта. Латентные функции могут выражаться также в том, что его последствия вообще могут оказаться неожиданными и не отвечающими целям участников конфликта. Так, из участников чеченских событий 90-х годов мало кто мог себе представить, что в ходе его будут уничтожены установки по переработке нефти, которых в республике было большое количество, и в результате возникнет опасность экологической катастрофы не только в Чечне, но и за ее пределами. Бастующие шахтеры, выступавшие с требованиями к Правительству России в конце 80 – начале 90-х годов отменить госзаказ и дать им возможность свободно распоряжаться прибылью, очень многое сделали для реформирования общества, но они и не предполагали, что уже в конце 90-х годов будут требовать вернуть госзаказ.
С точки зрения функций, конфликт – достаточно противоречивое явление. Вступая в противоборство, люди могут добиться реализации поставленных целей. Но часто трудно предугадать даже не очень отдаленные результаты, которые за этим последуют. При этом последствия могут носить как положительный, так и отрицательный характер для участников конфликта. Работник, который вступил в конфликтные отношения с администрацией, может добиться своей ближайшей цели, например, выплаты компенсации за вынужденный прогул. Но через какое-то время может последовать увольнение его с работы под каким-либо благовидным предлогом. Для уволенного сотрудника это, скорее всего, будет латентная функция конфликта и при этом отрицательная. Но вслед за этим он может устроиться и на более привлекательное, чем прежде, место работы. И тогда это будет положительная латентная функция конфликта. В таком случае часто говорят: «не было бы счастья, да несчастье помогло».
Таким образом, и явные, и латентные функции конфликта могут быть как отрицательными, так и положительными, т. е. они могут иметь двойственный характер. Если функция конфликта положительная для его участников, говорят о функциональном конфликте, в противном случае это дисфункциональный конфликт, результаты которого являются негативными для его участников и на которые они не рассчитывали. Следует особо подчеркнуть, что оценка функций конфликта в качестве положительной или отрицательной всегда носит конкретный характер. С точки зрения одного субъекта конфликта, он может рассматриваться как положительный, с точки зрения другого, – как отрицательный. Другими словами, существует субъектная относительность в оценке характера функции конфликта. Кроме того, один и тот же конфликт в разных отношениях и в разное время может оцениваться с различных или даже противоположных позиций. Это свидетельствует о релятивистском характере функций конфликта. Так, Октябрьская социалистическая революция, как и победа в начале 90-х годов сил, которые выступали под лозунгом реформ, у нас в стране рассматривались по-разному в разное время и различными социальными слоями. Все это свидетельствует о том, что конфликт – это функционально противоречивое явление, а соотношение его положительных и отрицательных функций всегда должно рассматриваться конкретно.
Если же иметь в виду объективный критерий оценки функций конфликта, то в общем плане можно, видимо, сказать, что социальный конфликт носит функциональный характер в том случае, если он способствует развитию более широкой социальной системы. Для внутриличностного конфликта это будет личность, для межличностного – группа и т. д. Однако и в этом плане не все обстоит гладко и беспроблемно. Ибо всегда следует иметь в виду те издержки (цену конфликта), которые связаны с ним. Так, организация, которая реализует свои цели за счет непомерной интенсификации труда и здоровья людей, армия, которая побеждает за счет больших потерь, и т. д. – это примеры, свидетельствующие, что победа в конфликте может быть и пирровой. Таким образом, и в этом случае мы сталкиваемся с функциональной противоречивостью конфликта, – не все, что идет на пользу развития более широкой социальной системы, является функциональным для составляющих ее элементов.
Обобщая вышесказанное, можно выделить в качестве важнейших следующие функции, которые выполняет конфликт, выступая зачастую как неизбежный элемент социального взаимодействия:
1. Консолидирующую, способствующую интеграции, сплочению общности, находящейся в конфликтных отношениях с другими группами и общностями. Например, в ходе контртеррористической операции в Чеченской республике (по сути, в войне России против Чечни), мы наблюдали сплочение различных родовых тейпов (родоплеменных кланов), имевших до этого между собой непростые отношения, для отражения внешней угрозы (ввода российских войск). Не оценивая политические и экономические последствия и первой, и второй «чеченских войн», укажем на формирование консолидированного общества, сложившегося по принципу «дружить всегда легче против кого-то».
2. Дифференцирующую, способствующую установлению границ между различными социальными образованиями и поддержанию этих границ. Например, так называемые «фанаты» одного из футбольных клубов всегда четко отделяют себя от представителей других клубов. Индивид, таким образом, не может принадлежать одновременно к нескольким фанатским группировкам, т. е. «фанат» не может «болеть» сразу за несколько команд. На социальном макроуровне это выражается в достаточно интересном феномене, суть которого в том, что конфликты начинают способствовать, как ни странно, стабильности общества. Дело в том, что современное общество представляет собой совокупность достаточно оформленных социальных групп, соответственно, чем четче обозначены границы социальных групп, тем стабильнее социум в целом.
3. Инновационно-конструктивную, которая выражается в том, что конфликт выводит отношения между индивидами или группами на новый уровень взаимодействия. Например, современная экономическая ситуация требует от предприятий новых форм организации труда, так как идут процессы модернизации промышленности, основанные на инновационных технологиях. Однако прежняя, складывавшаяся десятилетиями модель производственной организации имеет достаточно высокую степень резистентности к инновационным веяниям. Поэтому зачастую построить новую, современную модель организации трудовой деятельности можно только через конфликтное противостояние.
4. Диагностическую, связанную с тем, что конфликт позволяет выявить назревшие проблемы, понять состояние дел, существующее противоречие целей и интересов. Примером может служить нашумевшая история группы «Pussy Riot», которая четко обозначила линию противостояния между светским и сакральным в российском обществе.
5. Рекреационную, выражающуюся в том, что конфликт способствует снятию социальной напряженности, дает ей выход. Наиболее ярко эта функция проявилась в конфликте между властью и обществом в декабре 2012 года по результатам выборов, который вылился в достаточно многочисленные митинги в Москве (демонстрации на Болотной площади, проспекте Сахарова). Однако дальше очевиден был спад протестных настроений, т. е. «пар был выпущен».
6. Деструктивную, поскольку конфликты и конфронтация могут, в конечном счете, привести к разрушению социальной системы (будь то семья, организация или более крупная общность). Конфликт – это очень опасный, острый инструмент разрешения противоречий. Зачастую градус конфликтного противостояния настолько повышается в непосредственной борьбе, что перевод конфликта в плоскость сотрудничества становится невозможным, и тогда система отношений просто распадается (развод в семье, увольнение работника и т. д.).
Конечно, надо отдавать себе отчет в том, что один конфликт не может выполнить все вышеперечисленные функции одновременно. Реализация той или иной функции зависит от большого количества внешних и внутренних факторов, обеспечивающих конфликтный фон. В этом смысле основной задачей конфликтологической теории является осмысление механизмов, способствующих трансформации конфликтных отношений в отношения сотрудничества, которые, в свою очередь, обеспечили бы устойчивое развитие отдельных социальных институтов и общества в целом.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Что такое конфликт? Приведите возможные варианты определений.
2. Почему сложно дать четкое определение понятию конфликта?
3. Какие понятия раскрывают структуру конфликта?
4. Опишите понятийную схему динамики конфликта, его основные стадии.
5. Назовите и проанализируйте основные функции конфликта.
6. Какие функции может выполнять конфликт в семье? В студенческой группе? В организации?
7. Проанализируйте понятийную модель разрешения конфликта, укажите два возможных способа регулирования конфликта.
8. К чему может привести конфликт? Раскройте содержание деструктивной функции конфликта.
[1] От англ. «cause» – причина.
[2] Конфликтоген – действие или бездействие, направленное на причинение ущерба противоположной стороне.