Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Существует множество этнических факторов, повлиявших на процесс формирования восточных славян




ТЕТРАДЬ

Российский государственный гидрометеорологический университет

Факультет заочного обучения

Контрольная работа

По истории (вариант 5)

Год

Студента 1 курса специальности прикладная метеорология

Крылова Георгия Александровича

Обратный адрес: Ленинский пр. д. 76 корп.1 кв.382

Место наклейки рецензии

Российский государственный гидрометеорологический университет

Факультет заочного обучения

РЕЦЕНЗИЯ

1. На контрольную работу № 1

2. По дисциплине история

3. Дата поступления контр. Работы в ФЗО ……..

4. Студента Крылова Г. А. Курс 1 – ПМ

5. Адрес студента: Ленинский пр. д. 76 корп.1 кв.382

6. Рецензент …………………….….….

7. Оценка зачтено ……………………..…….

не зачтено

Дата проверки ____________

Подпись резента ____________

1. Окружающая среда и формирование особенностей исторического развития славян.

Славяне –группа родственных народов, численностью (в настоящее время) до 300 миллионов человек, относящаяся к индоевропейской языковой группе.

Западные Южные Восточные
Центральная и частично Восточная Европа Юго-Восток Европы Восточная Европа
Поляки, чехи, словаки, кашубы, лужицкие сербы Болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы. Русские, украинцы, белорусы

Существуют множеств теорий, от кого произошли славяне:

· «Дунайская» (выдвинутая летописцем Нестором в «Повести временных лет», и поддержанная Василием Ключевским и Сергеем Соловьевым).

· «Прибалтийская» (автором этой теории считается Михаил Ломоносов)

· Автохтонная («славянский этнос сформировался на Восточно-Европейской равнине и был ее исконным населением», цитируя Бориса Рыбакова)

Общественное устройство славян:

Византийские авторы VI века нашей эры (Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) отмечают, что решения у славян принимаются сообща. Историки приводят сведения о соперничестве военных вождей, появлении рабов из пленных, особенно в результате набегов славянских дружин на Византию     → Вероятнее всего, речь идет о вечевых собраниях, в которых принимали участие мужчины-общиники. Здесь решались важнейшие вопросы жизни племени. На собраниях воинов выбирались вожди (военные предводители). В этот период славяне переживали последний период общинного строя – эпоху «военной демократии», предшествующую образованию государства.

Особенности расселения древних славян на Восточно-Европейской равнине:

1. Географическое положение, природные условия

2. Разноэтнический состав населения.

3. Социокультурная толерантность и соседство с народами, которые, с одной стороны, представляли угрозу самостоятельности славянских племен, а с другой – передавали славянам элементы своей культуры.

4. Высокая коммуникабельность

Существует множество этнических факторов, повлиявших на процесс формирования восточных славян

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ:

1. Авары (VI-VIII вв. н. э.) – «Обры» русских летописей. Перекочевали с востока и укрепились в Паннонии в 668 году.

2. Балты и угрофинны – автохтонное население (этносы) Восточно-Европейской равнины.

3. Болгары (V-VIII вв. н. э.) – обитали в бассейне реки Кубань, между Доном и низовьями Дуная. Часть ушла на Среднюю Волгу и Каму, часть – на Дунай, где создали свои государства.

4. Венгры (VII-X вв. н. э.) – с Южного Урала переселяется на Дунай, в Паннонию.

5. Готы (III вв. н. э.) – с южных берегов Балтики проникли на Правобережье Днепра и в Крым (берег Азовского моря).

6. Гунны (VI в. н. э.) – двигались с востока на запад. В 371 году перешли Дон. Около 420 году заняли Паннонию (Венгрия с 889 года). Вождь – Атилла.

7. Печенеги (VIII-X вв. н. э.) – кочевали в южнорусских степях. В 889 году разбиты хазарами в союзе с гузами и отброшены в Причерноморье, частично в Венгрию.

8. Половцы (IX-XIII вв. н. э.) – вытеснили печенегов и кочевали в Причерноморских степях

9. Сарматы (III вв. до н. э. – 370 год н. э.) – обители в степях бассейна реки Дон.

10. Скифы (VIII-III вв. до н. э.) – вытеснены сарматами.

11. Хазары (IV-V вв. н. э.) – образовали государство Хазарский каганат в низовьях Волги. В 965 году разгромлены Святославом.

 

2. Основные этапы развития раннефеодального государства Киевская Русь (IX-XII вв.)

Человеческое стадо → Большая семья → Род → Племя → Союз племен → Протогосударство → Государство

Этапы формирования Древнерусского государства:

· VIII – середина IX века – создание межплеменных союзов и их центров. Около IX века возникает полюдье – сбор дани с общинников в пользу князя как возмещение за военные и управленческие услуги (первоначально такая дань имела добровольный характер)

· Вторая половина IX – середина X века – возникновение ядра восточнославянского государства, объединение восточнославянских племен. Процесс формирования был ускорен внешней угрозой: на севере – набеги норманнов, принудивших ильменских словен, кривичей к уплате дани; на юге – походы хазаров и сбор дани с полян, северян, радимичей, вятичей.

· 945-1015 года – установление жесткого контроля Киева над подчиненными племенами (реформы княгини Ольги). Разгром Хазарии и объединение восточнославянских племен (Святослав). Крещение Руси (988 год) заложило духовную основу формировавшейся единой русской народности и Древнерусского государства. Ликвидация племенных княжений и замена местных князей сыновьями киевского князя Владимира.

В начале IX века сформировались основные признаки Древнерусского государства:

1. Династическая (родовая) княжеская власть.

2. Простейший государственный аппарат

3. Система данничества, трансформирующаяся в налоговую систему.

4. Территориальный принцип расселения.

5. Писаное законодательство вытесняет обычное право

6. Монотеистическая религия способствует сакрализации княжеской власти.

Итоги:

· Образование государства способствовало развитию земледелия, ремесла, торговли.

· Государство влияло на формирование социальной структуры населения.

· Развитие культуры получило мощный импульс

· Складывается единая древнерусская народность

· Древнерусское государство принимало на себя удары кочевников

· Древнерусское государство было посредником в культурном и торговом обмене между Западом и Востоком

· С принятием христианства отношения с Византией и Западной Европой укрепляются

 

3. Формирование крупной земельной собственности. Феодальное хозяйство. Свободное и зависимое население.

Главным занятием населения оставалось сельское хозяйство. Земля была совместной собственностью общины и делилась между всеми семьями, входившими в общину.

Стали появляться и феодальные владения. Первыми феодалами на Руси стали князья. Они присваивали себе пустующие земли, «сажали» на них пленных, превращая их в своих работников. Князья сооружали в личных владениях хоромы, хозяйственные постройки. Разбивали сады и огороды, строили конюшни, заводили места для рыбной ловли, охотничьи угодья. Для управления собственным хозяйством назначали специальных людей – управителей. Такие же владения появляются у ближайших родственников князя. Князья стали жаловать земельные владения и своим дружинникам, а также церкви. Появляются первые вотчины – наследственные земельные держания. Но верховным собственником, то есть распорядителем, такого владения оставался князь. Он мог пожаловать вотчину за верную службу, мог и отобрать ее за различные провинности и передать другому. Однако, в отличие от Западной Европы, феодальная собственность на землю формировалась на Руси крайне медленно.

Перестав делиться по родоплеменному признаку, все люди в Древнерусском государстве стали составлять единое общество. Тем не менее, древнерусское общество подразделялось на определенные категории или слои, в зависимости от того, чем занимались люди.

Правящую верхушку древнерусского общества составляли киевские князья, потомки Рюрика. Князь опирался на дружину. Дружина делилась на старшую – бояр, которые выполняли важнейшие поручения князя, и младшую. Старшие и младшие дружинники, а также люди, занимавшие выборные должности в местном управлении, богатые купцы и верхи духовенства составляли высший слой древнерусского общества.

Основной частью населения Древнерусского государства были свободные земледельцы, объединенные в общины, – люди, а также смерды – сельские жители, которые несли повинности в пользу князя. Но появилось и зависимое население: закуты – разорившиеся общинники, пошедшие в долговую кабалу за ссуду (купу), проценты с которой они отрабатывали на поле у человека, ссудившего их деньгами. Закуп продолжал вести свое собственное хозяйство, а вернув долг, становился свободным человеком. К зависимой части населения относились также рядовичи – люди, которые заключали договор (ряд), согласившись жить и работать у господина на определенных условиях.

Зависимое положение рядовича или закупа не передавалось по наследству и не распространялось на членов его семьи.

Наиболее бесправными были рабы, которых на Руси называли холопами (или челядью). Они работали на земле князей и владельцев вотчин. Число рабов пополнялось не только за счет военнопленных. Человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.

4. Складывание древнерусской народности.

В результате слияния восточнославянских племён в период Киевской Руси постепенно образовалась древнерусская народность, для которой были характерны известная общность языка (возникшая на раннефеодальной экономической основе), территории и психического склада (проявлявшегося в общности культуры).

О наличии такой общности, сложившейся, несмотря на слабость экономических связей в стране, свидетельствуют понятия «русский народ» и «Русская земля», встречающиеся в памятниках письменности и обозначающие древнерусскую народность и населяемую ею территорию. На основе устного народного языка сложился древнерусский литературный язык, известный по летописи, «Русской правде» и другим памятникам письменности.

Об определённой общности культуры свидетельствуют памятники зодчества, живописи, скульптуры, при всех их особенностях обладающие устойчивыми чертами стиля, характерного для творчества русских зодчих, иконописцев, ювелиров и др. По всем русским городам и землям передавались бродячими певцами и сказителями былины и песни, предания и сказки. Создававшиеся в Киеве или Новгороде, Чернигове или Переяславле литературные произведения читались и распространялись в разных областях Русской земли.

В период Киевской Руси развивались связи восточного славянства, сформировавшегося в древнерусскую народность, с неславянскими народами Прибалтики, Севера, Поволжья, Причерноморья.

Идея единства Руси проникла в народное былинное творчество. Та же идея нашла отражение в «Повести временных лет», посвящённой истории «Русской земли», в «Хождении» игумена Даниила, который, будучи в Иерусалиме, вспоминал «Русскую землю», в словах «Поучения» Владимира Мономаха: «...добра хочу братье и Русской земле». Сознание единства Руси чувствуется в памятниках международного права: например, в договорах с Византией, заключавшиеся от имени «всех людей Русской земли».

 

5. Культура Древней Руси.

Начать хочется с того, чтобы понять, что же такое «культура»? Дело в том, что у этого термина нет четкой характеристики. Это объясняется тем. Что многие справочники трактуют его по-разному. Для примера:

· «исторически определённый уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ).

· «общий объём творчества человечества» (Даниил Андреев).

· «продукт играющего человека!» (Й. Хёйзинга).

· «совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. Лотман).

· «вся совокупность внебиологических проявлений человека»;

· «Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон).

А ведь именно «культура» и есть тот фактор, который влияет на уникальность и необычайность любого народа в различных отраслях жизни человека.

Письменность

· Создание славянской азбуки связывают с именами византийских монахов Кирилла и Мефодия, которая впоследствии вытеснит глаголицу.

· Основным материалом для письма являлись берестяные грамоты, из первых произведений на бересте можно выделить:

1. «Новгородский псалтырь»

2. «Изборник» Святослава Ярославича

3. «Остромирово Евангелие» дьякона Григория

· Создание первых школ

Литература

С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре.

Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство, ее ярким представителем был митрополит Иларион, автор известного «Слова о законе и благодати», датируемого серединой XI века.

Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия».

В свою очередь, Феодосию, игумену Печерского монастыря о котором также писал Нестор, принадлежит несколько поучений и посланий к князю Изяславу.

Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя — справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников.

Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 году новгород-северского князя Игоря Святославича. Описание этого похода служит автору только поводом для размышления о судьбах Русской земли. Большое влияние на Русскую культуру оказало Батыево нашествие. Первая работа, посвященная нашествию — «Слово о погибели Русской земли». Данное слово дошло до нас не полностью. Так же Батыевому нашествию посвящена «Повесть о разорении Рязани Батыем» — составная часть цикла повестей о «чудотворной» иконе Николы Зарайского.

Зодчество

Церковь Покрова на Нерли (Покров на Нерли, XII век), выдающийся памятник владимиро-суздальской школы зодчества

Значительные навыки в области деревянного зодчества обусловили быстрое развитие каменной архитектуры и её своеобразие.

Большие церкви Киевской Руси, построенные после принятия Христианства в 988 году, были первыми примерами монументальной архитектуры в восточнославянских землях. Архитектурный стиль Киевской Руси утвердился под влиянием византийского.

Первой каменной церковью Киевской Руси была Десятинная церковь в Киеве, строительство которой относят к 989 году.

Живопись

После крещения Руси из Византии пришли новые виды монументальной живописи — мозаика и фреска, а также станковая живопись (иконопись), что предопределило более длительное и устойчивое византийское влияние в живописи, нежели в архитектуре.

В XII-XIII веках в живописи отдельных культурных центров стали проявляться местные особенности. Это характерно для Новгородской земли и Владимиро-Суздальского княжества.

С XII века формируется специфический новгородский стиль монументальной живописи, который достигает более полного выражения в росписях церквей Георгия в Старой Ладоге, Благовещения в Аркажах и особенно Спаса-Нередицы. В этих фресковых циклах, в отличие от киевских, заметно стремление к упрощению художественных приемов, к экспрессивной трактовке иконографических типов. В станковой живописи новгородские черты были выражены слабее.

Фольклор

Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси.

Значительное место в нем занимала календарная обрядовая поэзия:

1. Заговоры

2. Заклинания

3. Песни

В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[5] и следствием роста народного самосознания.

В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни – «славы» в честь князей и их воинов

Декоративно-прикладные ремёсла

Киевская Русь славилась своими мастерами в прикладном, декоративном искусстве, которые в совершенстве владели различными техниками: сканью, эмалью, зернью, чернью, о чем свидетельствуют ювелирные украшения.

6. Государственное устройство Киевской Руси, социальное положение населения.

Киевская Русь – это раннефеодальное государство. В нем еще недостаточно сформировались сословия, классы, формы собственности и т. д. При этом Киевская Русь имеет уже первые вышеперечисленные черты государственности, выделившие ее из ранее существовавшего племенного союза славян. Форма правления в Киевской Руси – раннефеодальная монархия. Главой Киевской Руси являлся Киевский великий князь, который опирался на дружину и совет старейшин. На местах власть Великого князя Киева осуществляли его наместники (в городах) и волостели (в сельской местности).

Признаки раннефеодальной монархии:

1. переход власти в порядке наследования, при этом нет законодательного закрепления механизма этого перехода власти по старшинству – от отца к старшему сыну;

2. отсутствует юридическая ответственность правителя;

3. не сформированы институты власти;

4. полномочия и статус совета при князе никак не установлены;

5. вече является чертой демократического государства, но оно созывалось в исключительных случаях и не было постоянным представительным органом;

6. городское собрание как одна из черт ограничения власти функционировало достаточно постоянно.

Органы власти не имели постоянных полномочий.

Для характеристики формы государственного устройства Киевской Руси в литературе, как правило, используется выражение «относительно единое государство», которое нельзя отнести ни к унитарным, ни к федеративным. Постепенно в XI–XII вв. отношения Киева с удельными княжествами и князей с боярами оформились в систему, которая в литературе получила название дворцово-вотчинной. Киевская Русь имела сильный центр – Киев, который с помощью дружины удерживал вокруг себя несколько десятков удельных княжеств.

Во главе всей Руси стоял Великий киевский князь, во главе отдельных княжеств – собственные князья. Отношения между киевским князем и всеми другими князьями строились по принципу «сюзеренетето-вассалитета» и закреплялись феодальными договорами.

Со временем власть местных феодалов (XI–XII вв.) значительно возрастает и образуется новый орган власти – феодальный съезд, в полномочия которого входило рассмотрение вопросов войны и мира, разделения земель, вассалитета.

Население в Киевской Руси делилось на:

1. дружинников. Они подчинялись непосредственно киевскому князю либо удельному князю;

2. служилых людей, высшими среди них являлись удельные князья и собственно служилые люди, обеспечивающие работу государственного аппарата, а также к этому сословию относили и слуг князей – это низшая категория;

3. крупных феодалов-землевладельцев, боярвотчинников. Они обладали значительной властью в пределах собственной вотчины, эта власть постоянно возрастала и в дальнейшем послужила одной из причин феодальной раздробленности на Руси;

4. крестьян. Их правовое положение в период раннефеодальной монархии было почти равным всем другим сословиям, за исключением имущественного положения, однако с течением времени крестьяне все более попадали в зависимость от феодалов, что в дальнейшем породило крепостную зависимость.

Особая категория населения – это церковные служители. Они в период раннефеодальной монархии имели значительную власть, так как церковь стала одним из самых крупных феодалов-землевладельцев.

Политический режим в Киевской Руси отсутствовал в силу неразвитости общества.

 

7. Причины феодального раздробления Киевского государства. Крупнейшие политические центры: Владмимиро-Суздальская Русь, Великий Новгород, Галицко-Волынская земля.

Причины раздробленности:

1. Родовая система наследования (которая увеличивала число наследников за престол, что стало поводом междоусобных войн, раздел государства между наследниками; система изгойства и борьба князей-изгоев за свои права)

2. Распространение пашенного земледелия (превращение дружинников в землевладельцев, рост крупного землевладения)

3. Развитие ремесла (рост численности и развитие городов как политических и культурных центров)

· Что привело к созданию аппарата принуждения в каждом феодальном владении

· Усиление роли местного управления и ослабление центральной власти

972-980 год – усобица детей Святослава

1015-1024 год – усобица детей Владимира Святого

1054 год – смерть Ярослава Мудрого и борьба его наследников

1097 год – съезд князей в Любече





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1003 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Слабые люди всю жизнь стараются быть не хуже других. Сильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Борис Акунин
==> читать все изречения...

2257 - | 2182 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.