Дифференциация общества и индивидуализация социального бытия человека требуют согласования индивидуальных и общественных интересов. Индивидуальные интересы, выражающие непосредственные жизненно необходимые потребности людей, усваиваются ими гораздо легче и быстрее, нежели общественные интересы, и поэтому проще превращаются в побудительные мотивы поведения. Общий интерес имеет более отдаленный и перспективный характер и не дается индивиду непосредственно.
Мораль поэтому выступает как проявление общественной воли, выражающей общий, общественный интерес, направленный на поддержание целостности общественной жизни и взаимное согласование интересов составляющих общество индивидов. В этом своем качестве она выступает как важнейшее средство прогрессивного развития общества и духовного совершенствования человека.
2.вопрос
Нотариус, как и любой другой юрист, реализуя правовое и нравственное требование справедливости, опирается на закон. В нотариальной деятельности общепризнанным является принцип законности. Профессиональная этика юриста представляет собой взаимосвязь и взаимообусловленность правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.
Основы профессиональной этики нотариуса закреплены в профессиональных кодексах нотариусов определенного региона, например Профессиональном кодексе нотариусов города Москвы от 30 сентября 2000 г. (далее - Кодекс). По мнению авторского коллектива учебника "Нотариат в Российской Федерации", "принятие в сентябре 2000 г. Кодекса профессиональной этики нотариусов города Москвы - это проявление воли нотариального сообщества московских нотариусов, которые добровольно принимают на себя обязательства, предусмотренные Кодексом, в целях обеспечения высокого профессионального и морально-этического уровня профессии".
В Кодексе закреплены правила поведения нотариусов со средствами массовой информации, во внеслужебное время, с государственными органами. Отдельные параграфы посвящены взаимоотношениям нотариуса с коллегами, нотариальным сообществом, а также с физическими и юридическими лицами. Этические нормы закреплены в § 2 - 8 Кодекса. На территории Московской области действует специальный Кодекс профессиональной этики нотариуса, занимающегося частной практикой. Этот Кодекс был утвержден решением общего собрания членов Московской областной нотариальной палаты от 1 марта 1995 г. В общем, оба Кодекса содержат одинаковые принципы, основывающиеся на высокой культуре, нравственности и человечности нотариусов.
Большинство этических норм закреплено в § 2 Профессионального кодекса нотариусов города Москвы. Нотариус должен исполнять свои профессиональные обязанности в соответствии с законом и совестью, хранить профессиональную тайну, в своем поведении руководствоваться принципами гуманности и уважения к человеку. Он в процессе осуществления своей профессиональной деятельности обязан руководствоваться принципами профессиональной этики, защищать интересы человека, общества и государства, соблюдая требования духа и закона. Подпункт 3.2 п. 3 § 2 Кодекса наделяет нотариуса обязанностью способствовать утверждению в обществе веры в закон и справедливость. Он не должен совершать действий, которые могут поставить под сомнение беспристрастность и независимость нотариальной деятельности либо скомпрометировать нотариуса или нотариальное сообщество, обязан относиться к коллегам по юридической профессии с уважением, доверием.
Этические основы профессионального общения нотариуса закреплены не только в § 2 Кодекса. Поэтому принципы профессиональной этики можно классифицировать на общие и специальные. Общие принципы закреплены в § 2 Кодекса, специальные - в других параграфах.
В процессе осуществления нотариальной деятельности нотариусу приходится общаться не только с коллегами, но и с лицами, которые обращаются к нему. Соответственно Кодекс предусматривает принципы, которые можно отнести к категории основы этики профессионального общения нотариуса. Во многом реализация этических правил поведения нотариуса, предусмотренных Кодексом, обусловлена психологическими свойствами нотариуса, его характером, склонностью к конфликтам и т.п. Кодекс содержит меры должного поведения нотариуса при общении с коллегами и иными лицами.
Нотариус должен строить свои трудовые отношения с коллегами на принципах взаимоуважения, доверия и профессионального взаимодействия. Он должен быть доброжелательным и корректным с коллегами. Существует такая категория, как профессиональная солидарность. Она заключается в том, что нотариус тактично должен информировать коллег по вопросам, которые могут повлиять на их работу, о потенциальных профессиональных трудностях и т.д. К профессиональной солидарности также относится обязанность нотариуса отвечать на запросы коллег, касающиеся нотариальной деятельности. Нотариус должен оказывать помощь и передавать профессиональный опыт молодым коллегам, обеспечивать соблюдение морально-этических принципов.
Немного иные правила предусмотрены для профессионального общения нотариуса с физическими и юридическими лицами. Нотариус обязан перед совершением нотариального действия информировать лицо, которое к нему обратилось за соответствующими услугами, о размере тарифа и оплате нотариальных действий.
Прежде всего нотариус должен проявлять терпение, вежливость и тактичность. Безусловно, играет роль и внешний вид нотариуса, его эстетические качества. Они проявляются в одежде и поведении. Нотариус обязан демонстрировать культуру речи, соблюдать общепринятые, а также повышенные для нотариальной профессии стандарты и нормы этики и морали не только в рабочее время, но и во внеслужебное время.
К числу дисциплинарных проступков относятся виновное невыполнение или ненадлежащее выполнение нотариусом не только своих профессиональных обязанностей, дисциплинарных норм, но и этических норм. Кодекс содержит перечень дисциплинарных проступков. Анализируя положения Кодекса, можно сделать вывод о том, что дисциплинарным проступком (нарушением норм этики) являются:
- несоблюдение общих принципов профессиональной этики;
- неисполнение специальных принципов профессиональной этики;
- совершение действий, прямо запрещенных Кодексом.
Принципы профессиональной этики были рассмотрены выше. Поэтому необходимо рассмотреть действия нотариуса, которые квалифицируются как нарушение этических норм. Во-первых, запрещен прием посетителей в нетрезвом виде. Нотариус не имеет права курить во время приема без согласия посетителей. Проступком является предложение оскорбительного, аморального характера и другие недостойные действия.
Нарушением норм профессиональной этики также считается унижение профессионального достоинства и авторитета своих коллег по профессии. Существует принцип, который должен соблюдать нотариус при осуществлении своей нотариальной деятельности. Условно этот принцип можно назвать "принцип добросовестной конкуренции". Существует перечень мер по привлечению клиентов, которыми запрещено пользоваться. Например, запрещено монополизировать определенную сферу нотариальной деятельности или работу с лицами, препятствуя работе других нотариусов. То есть недобросовестная конкуренция представляет собой нарушение этических норм в профессиональной деятельности.
Необходимо отметить, что гл. VII Основ законодательства о нотариате предусмотрено осуществление определенными органами власти контроля за деятельностью нотариусов. К контролирующим органам относятся суды, органы юстиции и нотариальные палаты, а также налоговые органы. Взаимодействуя с ними, нотариус обязан соблюдать правила этики. На наш взгляд, Основы законодательства о нотариате ошибочно предусматривают судебный контроль за совершением нотариальных действий. Он заключается в обжаловании в судебном порядке отказа от совершения нотариального действия или неправильного совершения нотариального действия. Суд рассматривает дело по существу, т.е. отправляет правосудие. Такие действия суда нельзя назвать судебным контролем.
Организации и особенностям труда руководителей предприятий посвящено много зарубежных и отечественных изданий. О работе же юриста фирмы, его имидже, профессиональном поведении практически ничего не опубликовано, за исключением редких статей в периодических изданиях. Между тем, юристы, обслуживающие предпринимательские структуры, занимают одну из первых строчек в рейтинге профессий.
Известно, что основное назначение юриста фирмы заключается в необходимости дать правовую оценку деятельности фирмы, предостеречь руководство от юридических ошибок и их последствий.
Выделяют несколько основных направлений деятельности по юридическому сопровождению фирмы, так или иначе связанных с этикой:
поддержание моральной репутации фирмы, которое включает следование правилам деловой этики, предусмотренным именно для данной формы бизнеса, например этическому кодексу франчайзинга (если фирма — член какой-либо франчайзинговой сети) или отраслевому кодексу профессиональной этики (если это— риелторская фирма), содействие в реализации ею социальной (моральной) ответственности;
обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса;
3) разрешение моральных и этических проблем и конфликтов. Деятельность каждой фирмы регулируют одновременно как ми- нимум три типа кодексов этики:
корпоративный;
профессиональные (индивидуальные и/или институциональные);
деловой этики — кодексы данного типа регламентируют взаимоотношения делового сообщества данной страны (региона, территории) или разных стран.
Нормы этих кодексов могут вступать в противоречие друг с другом. Острые моральные конфликты возникают, когда сталкиваются нормы кодекса корпоративной этики, требующего от сотрудников лояльности, терпимости, подчинения вышестоящему руководству, и кодекса профессиональной этики, требующего принятия решения в соответствии со своей совестью. Сам юрист часто оказывается в ситуациях, когда от него требуют преступить принципы независимости своей профессии и следования только закону и принять точку зрения фирмы, где он работает.
Одно из условий успешного разрешения этических проблем — хорошее знание и прояснение для себя и других сотрудников фирмы различных «правил игры», которые фиксируются теми или иными кодексами.
Фирма может считаться этичной, если она придерживается следующих правил, которые иногда называют «моральным минимумом»:
1) «не навреди»; вред, которого следует избегать, — это вред, причиняемый:
а) людям, персоналу, населению, клиентам, обществу в целом;
б) окружающей среде;
не подрывай свободу и ценности системы свободного предпринимательства; не допускай взяточничества, не участвуй в монополистической практике;
соблюдай честность в выполнении заключенных контрактов (справедливая компенсация за ущерб, правдивость рекламы, обеспечение высокого качества товаров и услуг).
Стандартные элементы кодекса корпоративной этики, как правило, включают:
- преамбулу — вступительное слово директора фирмы;
положения, регламентирующие отношения между фирмой и работниками;
общие положения об этике, ее важности, ее главенстве над правовыми нормами;
положения, регулирующие поведение сотрудников в ситуациях конфликта интересов;
положения, регулирующие отношение фирмы и ее сотрудников к взяткам, подаркам, угощениям;
положения об охране здоровья и безопасности сотрудников;
положения, регламентирующие отношения с клиентами;
положения, регламентирующие отношения с подрядчиками и контрагентами;
положения, демонстрирующие политику фирмы в отношении окружающей среды;
- обязательства перед акционерами и вкладчиками;
- положения, касающиеся контроля за соблюдением этического кодекса и мер по его обеспечению.
В обществе постоянно дискутируется вопрос о целях, функциях и ответственности бизнеса, его взаимоотношениях с государством. Социальные ожидания разных общественных групп в отношении бизнеса со временем меняются, однако можно назвать ряд направлений социальной политики фирмы (социальная политика фирмы — это метод реализации ее социальной ответственности), придерживаясь которых, она должна действовать, чтобы завоевать и поддерживать моральную репутацию в сообществе:
- создание дополнительных и сохранение существующих рабочих мест;
- социальное обеспечение и профессиональное развитие сотрудников;
улучшение экологии, обеспечение жителей экологически
чистой водой;
- благоустройство местности, строительство и обустройство мест отдыха, микрорайонов;
- строительство учреждений культуры, школ и детских садов и т.
д.
Организация, реализуя свою социальную ответственность, получает ряд преимуществ: формируется ее более привлекательный образ в обществе; возрастает доверие к ней; увеличивается товарооборот, количество клиентов; появляется возможность получить выгодные заказы и расширить рынки сбыта.
В то же время социально ответственная стратегия предприятия может привести к негативным последствиям: в частности, для поддержания своих доходов организация 'нередко повышает цены с целью покрытия издержек — средств, которые предназначены для реализации социальных программ, а вследствие повышения цен положение организации в конкурентной борьбе ухудшается.
Обеспечение этичности взаимоотношений сотрудников фирмы, включая отношения администрации с рядовыми сотрудниками, с акционерами, с владельцами бизнеса. Этичность корпоративной культуры в целом и поведения персонала, в частности, поощряют и обеспечивают определенные структуры и процедуры в организации, а именно:
процедуры для обеспечения отчетности снизу вверх, сверху вниз и по горизонтали;
пункты приема информации, например сайт фирмы, куда работники фирмы, потребители, акционеры и представители общественности смогут обращаться и ставить фирму в известность о своих опасениях, требованиях, ожиданиях и представлениях о законных обязанностях фирмы;
механизмы, способные предвосхищать и разрешать возникающие моральные проблемы:
наличие специальных должностных лиц, которые занимаются рассмотрением жалоб;
наличие кодекса этики или документа, содержащего этические стандарты поведения;
- отдел по вопросам этики.
Юридическим отделам фирм часто приходится иметь дело с этическими проблемами. Как уже говорилось выше, при их решении сотрудники должны, во-первых, опираться на имеющийся в этой сфере опыт отечественного и международного делового сообщества и соответствующие нормативные документы, во-вторых, постараться самим не стать их источником.
Основные этические проблемы, с которыми сталкивается юрист в организации, характеризуются следующими особенностями:
а) связаны с ситуациями морального выбора;
б) порождаются различными причинами: организационными, психологическими, экономическими, юридическими — которые иногда заявляют о себе одновременно;
в) как правило, очень остры и болезненны, поэтому требуют не- медленного «опознания» и осторожного обращения при попытках их решить или смягчить;
г) имеют интернациональный характер. К числу таких проблем относятся:
противоречия между личными интересами и интересами организации;
сокрытие фактов и неверная информация в отчетах, при проведении проверок;
выпуск некачественной продукции;
безоговорочное подчинение служащих руководству, «каким бы неэтичным и несправедливым оно не оказалось»;
наличие «любимчиков» — фаворитов;
эксплуатация людей — принесение их в жертву ради выполнения той или иной работы;
невозможность для сотрудников высказать свое недовольство действиями руководства;
воровство на рабочем месте и в коллективе;
служебные разоблачения («стукачество», «горячие линии»);
несвоевременное выполнение сотрудниками своих обязанностей, что приводит к растрате денег и времени организации;
обман сотрудников с целью получения выгоды для организации;
проявление неуважения к сотрудникам со стороны руководителей, прямые оскорбления, дискриминация.
Для решения этических проблем их нужно сформулировать в виде этических дилемм, например:
этично ли использовать ресурсы компании в личных целя;
этично ли заниматься в рабочее время личными делами;
этично ли не замечать, что ваша фирма размещает вредные отходы в опасном виде?
Этические дилеммы эффективнее решаются за счет компромисса, путем сглаживания противоречий и достижения разумного баланса интересов, с помощью убеждения, увещеваний, обращения к голосу совести, разума, здравого смысла, принятым ранее договоренностям и традициям, а также с помощью различных процедур.
Развитие навыка принятия решений в ситуациях, когда возникают этические дилеммы, — это важная составная часть корпоративных тренингов. В настоящее время все большее число российских фирм организует у себя проведение подобных тренингов — мероприятий для обучения персонала, в рамках которых у сотрудников формируются новые рабочие навыки, улучшается мотивация труда, отношение друг к другу и фирме. В ходе этических тренингов сотрудники развивают у себя также умение достигать согласия (консенсуса); вести себя ответственным образом (уметь делегировать ответственность, принимать ее на себя, выявлять и правильно понимать содержание своей профессиональной ответственности и т. д.).
Билет 4
Вопрос
Стандартные формы поведения обычно называют нравами. Нравы характеризуют поведение представителей той или иной социальной общности в основных, общих чертах. Поведение индивида, соответствующее господствующим нравам, считается правильным, нормальным и т. д. Таким образом, моральные нормы являются не чем иным, как господствующими в данном сообществе людей нравами, отраженными и зафиксированными в общественном, коллективном сознании. Нравы — это стереотипные формы поведения социальных (классовых) типов личности, которые олицетворяют в наиболее чистом виде поведение представителей данного класса, т. е. общее в многообразии индивидуальных поступков. «Личные исключения из групповых и классовых типов, конечно, есть и всегда будут,— писал В. И. Ленин.— Но социальные типы остаются».
Заключая эту часть рассуждений, можно сказать, что нравственность отдельного человека находит свое выражение объективно в поступках, а в сознании — в привычных мотивах поступков. Нравственность человеческих сообществ выступает в виде присущих им нравов, которые отражаются в коллективном сознании в качестве моральных норм. Но так как субъективные мотивы поведения личности и моральные нормы могут существовать и функционировать только в поступках и правах, то, употребляя выражение Гегеля, можно сказать, что свое «субстанциональное» существование мораль в целом имеет именно в поступках и нравах людей, т. е. в их практическом — семейном, гражданском и другом поведении.
Таким образом, моральное сознание должно рассматриваться в неразрывном единстве с поведением, как его неотъемлемая сторона или характеристика. Поэтому, на наш взгляд, непременно требует уточнения встречающееся в этической литературе мнение, согласно которому моральное сознание «проявляет» или «обнаруживает» себя в поступках и нравах. Оно имеет смысл и оправдано только в следующих двух значениях. Во первых, с точки зрения функционирования морального сознания действительно можно представить, что в отдельном акте поведения субъективный мотив предшествует практическому действию и его последствиям, стало быть, проявляет себя в них, «опредмечивается» и т. д. Во-вторых, посторонний наблюдатель, несомненно, может судить об интимном нравственном сознании человека, только наблюдая его поступки, следовательно, через проявление морального сознания в поведении.
Однако по поводу первого значения можно сказать, что если речь идет не об отдельном поступке, а о линии поведения, то функционирующие в нем субъективные мотивы сами являются продуктами предшествующей деятельности (своей и других людей), сформировавшей нравственное сознание данного индивида — его потребности, интересы, установки, убеждения, нравственные чувства, которые выступают мотивами поступков. Иными словами, генетически первичны (и это особенно бросается в глаза при наблюдении формирования человека в младенческом и раннем детском возрасте) акты деятельности, как своей (путем проб и ошибок), так и деятельности взрослых, воспитателей, которые предшествуют формированию у индивида моральных представлений, чувств, идеалов и т. п. В ином случае пришлось бы согласиться с концепцией о прирожденности нравственных чувств и представлений, которая опровергается опытом индивидуального развития человека.
По поводу второго также можно заметить, что процесс наблюдения явления не обязательно может совпадать с внутренней структурой и последовательностью развития наблюдаемого процесса. То, что наблюдателю может показаться стоящим вне или за наблюдаемым явлением в качестве его кажущейся, внешней причины, на самом деле может входить в структуру самого этого явления, находиться, так сказать, в его непосредственно не наблюдаемой глубине.
Отвлекаясь от упомянутых двух допущений, т. е. рассматривая человеческую деятельность в ее целостности и независимости от средств и целей наблюдения или описания, можно считать, что моральное сознание существует и функционирует в самом поведении, в структуре человеческой деятельности. Как доказывают советские психологи, все психические процессы не просто проявляются, но и формируются в деятельности.
Поступки совершаются людьми не в пустом пространстве, не в робинзоновом одиночестве, а в коллективах, во взаимном общении. Как писал советский психолог С. Л. Рубинштейн, «поступком является действие, поскольку оно выражает осуществляемое посредством вещей отношение человека к человеку, к другим людям».
В широком плане поступки людей вплетены в систему общественных отношений. В силу своей социальной значимости всякий человеческий поступок, как уже говорилось, порождает со стороны окружающих, общества одобрительное или осуждающее отношение. Это отношение материализуется в той или иной санкции или реакции на поступок. Последняя в свою очередь оказывается поступком, подлежащим моральной оценке, и т. д. Таким образом, из поступков сплетаются межчеловеческие нравственные отношения, которые затем снова реализуются в поступках. Если поступки И нравы образуют, так сказать, «тело» морали, то нравственные отношения, прибегая к аналогичной метафоре, представляют собой «сеть» ее функциональных связей. Или, как пишет болгарский этик Л. Драмалиев, если система нравственных отношений образует форму, то нравственное поведение — содержание морали.
В своем реальном содержании существующие в обществе нравственные отношения (между индивидами, между индивидом и коллективом, в который он включен, между различными коллективами, между личностью и обществом, между коллективом и обществом) столь же бесконечно многообразны, как и совокупность совершаемых людьми поступков. Но подобно тому как во всей совокупности поступков можно усмотреть некоторое множество «массовидных» форм поведения, так и в массе нравственных отношений можно вычленить некоторую совокупность отношений, которые представляются наиболее типичными для данного общества, относительно стабильными и распространенными в поведении широких кругов людей. Таково, например, отношение классовой ненависти эксплуатируемых к эксплуататорам, характерное для антагонистических общественных формаций, основанных на частной собственности и социальном угнетении трудящихся. И подобно тому как всякий поступок представляет собой единство субъективно-личностных и объективных, общественно значимых компонентов, так и нравственные отношения, которые являются разновидностью общественных отношений с ярко выраженной идеологической характеристикой, составляют единство субъективных и объективных элементов.
Нравственные отношения субъективны в том (и только в том) смысле, что они не могут осуществляться без деятельности сознания людей. «...У отдельного человека,— писал Ф. Энгельс,— для того чтобы он стал действовать, все побудительные силы, вызывающие его действия, неизбежно должны пройти через его голову, должны превратиться в побуждения его воли». В. И. Ленин, характеризуя нравственные отношения как несомненно идеологические, подчеркивал, что они, «прежде чем им сложиться, проходят через сознание людей». Но нравственные отношения и объективны как по отношению к общественному сознанию, так и тем более по отношению к сознанию отдельного человека. Во-первых, потому, что они складываются в своих наиболее распространенных типах под воздействием социально-экономических отношений, которые, как известно, не зависят от сознания и воли индивидов. Во-вторых, нравственные отношения реализуются, как уже упоминалось, в поступках, последствия которых, становясь фактами социальной действительности, получают объективное предметное существование.
Условия общественного бытия, которые не зависят от воли отдельного человека, модифицируясь в обстоятельствах его личной судьбы, способствуют выработке у него определенных жизненных установок, позиций, ориентаций на те или иные моральные ценности. Эти установки, позиции и ориентации, безусловно, являются элементами нравственного сознания личности и, сформировавшись, выступают затем побудителями поступков, определяют линию поведения человека. Следова тельно, поведение, будучи в целом детерминирована социальной действительностью, в каждом конкретном своем акте, поступке непосредственно побуждается деятельностью сознания, тем самым моральное сознание выступает существенным структурным элементом поведения, а нравственные отношения, имеющие субъект-объектную природу, проходят сквозь всю структуру морали.
По определению Маркса, сущность человека есть совокупность всех общественных отношений. К этой совокупности относятся и нравственные отношения. При этом важно подчеркнуть, что, подобно тому как любой акт человеческой деятельности можно интерпретировать как поступок, так и любое общественное отношение заключает в себе нравственное содержание. Что касается идеологических отношений (политических, правовых, религиозных), то возможность их моральной интерпретации не вызывает сомнения. На этот счет имеется обширная литература.
По отношению к материальным, экономическим связям эта возможность не столь очевидна. Так, отношения стоимости, возникающие в процессе производства и обмена независимо от воли людей, не подлежат непосредственной моральной квалификации. К. Маркс писал в «Капитале», что, хотя капитал беспощадно эксплуатирует труд рабочих, это в общем и целом не зависит от доброй или злой воли отдельного капиталиста, последний выступает при этом не в качестве личности, а в качестве представителя класса и экономической системы. «Фигуры капиталиста и земельного собственника я рисую далеко не в розовом свете,— писал К. Маркс.— Но здесь дело идет о лицах лишь постольку, поскольку они являются олицетворением экономических категорий, носителями определенных классовых отношений и интересов... С моей точки зрения, меньше чем с какой бы то ни было другой, отдельное лицо можно считать ответственным за те условия, продуктом которых в социальном смысле оно остается, как бы ни возвышалось оно над ними субъективно».
Однако опосредованно, через оценку последствий, экономические отношения могут получать моральную квалификацию. Например, отношения стоимости в прошлом были органически связаны с эксплуатацией труда, социальным неравенством и гнетом, которые Трудящиеся во все времена считали несправедливыми. Таковой частную собственность считали и социалисты-утописты, а П. Ж. Прудон назвал ее кражей. Но кража и несправедливость — это понятия и нравственного сознания.
Следовательно, нравственные отношения — это не самостоятельный вид общественных отношений, который можно было бы поставить в один ряд с другими идеологическими отношениями, а сторона или характеристика любого общественного отношения, когда последнее рассматривается с точки зрения моральной ценности связанных с ним поступков и нравов. Не существует чисто нравственных отношений, которые в то же время не были бы какими-нибудь другими. Даже такие отношения, как родство, супружество, любовь, дружба, в которых нравственный элемент выступает по преимуществу, включают в себя отношения другого рода, основанные на общности имущественных интересов, мировоззренческих позиций, политических взглядов, эстетических вкусов и т. д.
Итак, моральная сторона человеческой деятельности выступает на первый план, когда эту деятельность рассматривают как поведение, т. е. совокупность поступков и нравов, или, что то же самое, как совокупность существующих в данном обществе (классе) нравственных отношений. Поступки же, нравы, нравственные отношения включают в себя деятельность нравственного сознания. В структуре отдельного поступка эта деятельность сознания выступает в виде его субъективного мотива.
Вопрос
Профессия адвоката основывается на развитом внутреннем контроле за словами, действиями и намерениями своих членов. Защищая права клиентов, адвокат вступает в сложные отношения с судом, правоохранительными и другими государственными органами, организациями, гражданами.
Отношения адвоката с клиентами по необходимости строятся на очень доверительном, почти интимном общении.
Профессиональная этика:
а) помогает адвокатам обеспечивать доверительные отношения с клиентами через сохранение адвокатской тайны;
б) защищает самого адвоката от искушений и соблазнов, вы- званных именно близкими отношениями с клиентами и высокой степе- нью свободы, независимости и определенной закрытостью этой про- фессии;
в) помогает регулировать отношения адвоката с судом, органами государственной власти, государственными и иными организациями, средствами массовой информации, коллегами по профессии, адво- катским сообществом;
г) поддерживает авторитет адвокатской профессии за счет де- монстрации сообществу строгости, скрупулезности, «высоты» и «про- зрачности» ее этических норм, принципов и правил, а также системы контроля за их соблюдением.
Этические принципы служат адвокату ориентирами при решении того или иного конкретного вопроса, проблемы, при выборе собственной линии поведения или поведения своего клиента. Эти ориентиры необходимы, поскольку заранее невозможно предусмотреть все жизненные ситуации, но в то же время в каждой ситуации и каждый раз адвокат должен перед собой, клиентом, государством, обществом, коллегами, профессией убедительно об основывать свою точку зрения, свое поведение и свои намерения.
Значение профессиональной этики для адвокатской профессии столь велико, что многие ее основные принципы закреплены в Федеральном законе от 1 июля 2002 г, «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Закон регламентирует сложную систему отношений — «правила игры», на которых строится существование и деятельность адвокатской профессии.
В статье 3 (п. 1) зафиксирован характер взаимоотношений данной профессии с государством. Адвокатура определяется как профессиональное сообщество адвокатов и как институт гражданского общества, который не входит с систему органов государственной власти и органов местного самоуправления - закон предоставляет этой профессии автономию и отделяет ее от государства.
Это означает, что ведение «адвокатом конкретных дел, внутренняя жизнь адвокатской корпорации не подлежат контролю со стороны административных органов. Государственные полномочия обращены в сторону соблюдения адвокатами и их объединениями требований закона, прежде всего в том, что касается допуска к адвокатской деятельности»1.
На профессию адвоката накладываются обязательства действовать в соответствии с определенными этическими принципами, которые должны помочь ей сохранять свою автономию, блюсти требования закона, поддерживать свой авторитет и престиж в обществе и реализовывать в согласованных формах свою социальную (этическую) ответственность перед обществом. Это уровень институциональной этики. Закон устанавливает следующие принципы деятельности адвокатуры как института:
принцип законности;
принцип независимости;
принцип самоуправления;
принцип равноправия адвокатов.
В свою очередь, государство берет на себя соответствующие обязательства. В частности, оно гарантирует:
независимость адвокатуры (ст. 18);
финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам бесплатно в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ (ст. 26 и 44);
- обеспечение в случае необходимости адвокатских образований
(адвокатский кабинет, коллегию, бюро, консультацию) служебными помещениями и средствами связи;
- социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией РФ.
Статья 7 Закона об адвокатской деятельности на индивидуальном уровне — на уровне этики добродетелей — вменяет адвокату в обязанность вести себя этично, честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством способами, соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката.
С требованиями индивидуальной этики мы встречаемся также в ст. 13 указанного закона, которая обязывает адвоката принести присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики». Текст присяги включает принципы честности и добросовестности адвоката.
Только после успешной сдачи квалификационного экзамена и принятия присяги претендент в соответствии с законом официально получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты (п. 2 ст. 13). В ст. 17 указывается, что адвокат может быть лишен своего статуса на основании совершения им поступка, порочащего честь и достоинство адвоката или Умаляющего авторитет адвокатуры.
Кодекс профессиональной этики адвоката в соответствии с законодательством принимается Всероссийским съездом адвокатов (п. 2 ст. 36).
Контроль за соблюдением норм кодекса профессиональной этики возлагается на квалификационную комиссию, которая создается специально для приема квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на присвоение статуса адвоката, а также для рассмотрения жалоб на действия (бездействие) адвокатов (п. 1 ст. 33).
В тексте закона непосредственно регламентируются: принцип независимости, соблюдение адвокатской тайны, правила поведения в ситуациях конфликта интересов.
Принцип независимости относится к числу основных. Закон гарантирует адвокату возможность следовать принципу независимости в своей деятельности, не подвергаясь преследованиям и под защитой государства, а также обеспечение безопасности ему и членам его семьи, сохранность его имущества. Статья 18 (п. 1) запрещает вмешательство в адвокатскую деятельность, которая осуществляется в соответствии с законодательством, и препятствование деятельности адвоката.