Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Индивидуальные сообщения учащихся (по страницам книги Афанасьева А. Н. Дерево жизни.— М., 1982)




ХОД УРОКА

I. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Чтение учащимися письменного ответа на вопрос: «Нужно ли современному человеку читать древнегреческие мифы?»

 

II. ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ УРОКА

III. РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

Слово учителя.

Славянская мифология в отличие от греческой, которая стала объектом литературной обработки с VII в. до н. э., осталась в целом неописанной. Это связано с тем, что не существует письменных свидетельств о временах расцвета славянского язычества. Сведения о нем сохранились только в преданиях, поверьях, обычаях, обрядах, поэзии народа.

Наши далекие предки представляли силы природы в виде живых существ, которые могли помогать человеку, а если их рассердить — творили зло.

Древние славяне поклонялись богу Сварогу, считали его владыкой Вселенной. Во мраке он зажигал молнии, разбивал ими тучи. Сварог дал жизнь Солнцу, поэтому представлялся отцом Солнца — Даждь-бога. Родив Даждь-бога и других светлых богов, Сварог ушел на покой, и миром стали править его дети.

 

Индивидуальные сообщения учащихся (по страницам книги Афанасьева А. Н. Дерево жизни.— М., 1982).

1) Н е б о — С в а р о г.

Небо олицетворялось в мужском образе Сварога, который то озарялся солнечными лучами, то покрывался тучами и блистал молниями. Сварог считался отцом солнца и огня. Во мраке туч он возжигал пламя молний, разбивал громовыми стрелами тучи и выводил из-за них ясное солнце, возжигал светильник солнца, погашенный демонами тьмы. Восход солнца в представлениях славян ассоциировался с его возрождением, и потому Сварог есть божество, дающее жизнь солнцу, рождающее Даждь-бога.

б) «Со л н ц е — к н я з ь, л у н а — к н я г и н я».

Далеко-далеко, на самом краю света, в стране вечного лета и плодородия высится золотой дворец, в нем восседает на златотканом престоле царь-Солнце. Владеет царь-Солнце двенадцатью царствами. Ему прислуживают Солнцевы девы: они расчесывают его золотые кудри, убирают, поют небесные песни. Поутру выезжает Солнце на своей светозарной колеснице, запряженной белыми огнедышащими лошадьми, и совершает свой обычный путь по небесному своду. Между богами света и тьмы, тепла и холода идет вечная, нескончаемая борьба за владычество над миром. В этой битве царь-Солнце гибнет и вновь возрождается, изо дня в день, из года в год.

в) «За р я - з а р н и ц а — к р а с н а я д е в и ц а».

Заря — сестра Солнца; ее часто называют Ненаглядной Красотою, царевною Золотой Косой. Живет она в золотом царстве, на краю света белого — там, где ясное солнышко из моря поднимается. Плавает она в серебряной лодочке с золотыми весельцами. Называют ее и Марьей-Моревной — Морской царевной и Царь-девицей. В ее покоях, в золотом дворце, под изголовьем, хранится живая вода: путь в страну царь-девицы лежит через широкое море; вход

туда сторожит двенадцатиглавый Змей-Горыныч, испускающий из своих пастей жгучее пламя.

г) С ы н С в а р о г а — П е р у н.

Это бог грома и молнии. Он мечет свои стрелы-молнии, мощной палицей разбивает тучи, гром выражает его гнев, по всему небу развевается его одежда и борода, ветры и бури —его дыхание. Могучий и деятельный летом, Перун умирает на зиму. Морозы запечатывают его громовые уста, палица-молния выпадает из его ослабевших рук, и бог всю зиму покоится в гробе-туче. Когда же вернутся из теплых стран птицы, Перун разбивает свою темницу и сбрасывает с высоты врагов. Богатырский конь переносит его в мгновение ока в любое место, мощными копытами побивает врагов. Перуну служат быстролетные сокол и орел, остроклювый ворон, петух, возвещающий утро. Земные травы крапива и чертополох напоминают о его стрелах. Священными считались могучие дубы, похожие на тучи.

Перун посылает дожди, от него зависит урожай, а значит — жизнь. Он покровитель земледелия и кузнечного дела. Как Перун плугом-грозой вспахивает облачное небо, разбрасывает семя дождя, гремит палицей, так и человек на земле возделывает пашню, кует плуги и топоры. Как Перун побеждает темные силы, так и пахарь ведет вечный бой с засухой или холодом. Поэтому в древнерусском языке родственны слова оратай (пахарь) и рать (войско). Перун не только бог грома и молнии, но и покровитель воинов. Перун стал главным, старшим богом. Его изображали в виде бородатого могучего старика с палицей.

д) Б о г в е с е н н е г о с о л н ц а Я р и л о.

В его имени есть и яркость, и ярость. Его представляли молодым и прекрасным. Одетый в белые одежды, он едет на белом коне. На голове его венок из весенних цветов, в руке —горсть ржаных колосьев. И куда он ступит своими босыми ногами —там тотчас вырастет густая рожь. Ярило —покровитель любви, плодородия.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 365 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

2282 - | 2104 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.