Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Выбор веры как определение единого духовного пространства Руси




Введение

Цель реферата: обобщить и проанализировать сведения о крещении Руси, почерпнутые из указанной в перечне литературы.

 

Задачи реферата:

1. Каким образом произошло крещение Руси.

2. Сравнить Христианство и Язычество.

3. Определить какое влияние принятие православие оказало на основные, экономические и социальные стороны русской жизни.

 

Актуальность данной темы состоит также в том, что христианизация Древней Руси не только проливает свет на далекое прошлое, но и высвечивает немало современных проблем, непосредственно соотносимых с оценкой религии в целом, ее роли в общественной жизни для каждой конкретной исторической эпохи. Для этого именно сейчас будет актуально рассмотреть появления и распространения христианства на Руси.

Обстоятельства, при которых произошло «крещение Руси» князем Владимиром, были и остаются во многом загадочными. Источников, содержащих необходимую ин­формацию, мало: несколько летописных преданий, скупые сведения житийной и панегирической литературы, еди­ничные свидетельства иностранных авторов — вот, соб­ственно, и все, чем располагает современный исследова­тель. И, тем не менее, научный поиск продолжается.

После длительной междоусобной войны в 980 году на киевский престол взошел сын Святослава Владимир (980–1015). При нем Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники. Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи государства. В целях культурной интеграции земель Владимир вначале предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988 году Владимир принял христианство. История принятия христианства свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной части населения земли. Именно с этого времени на Руси распространяется грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.

Выбор веры как определение единого духовного пространства Руси.

(№1 стр. 50-62)

Выбор веры для Руси имел такое же принципиальное значение, как и для других народов раннего средневековья. Еди­ное государство не могло быть создано без определения единого духовного пространства. Известное летописное предание о «выборе вер» косвенно подтверждает, что многоэтническую территорию Руси уже нельзя было объединить механическим наращиванием количества локальных божеств в Киевском пантеоне. Для этого требовалась универсальная религия, которая стояла бы выше эт­нических различий и могла способствовать самоидентификации Руси в историческом пространстве. Христианство подходило более всего в том числе и потому, что проповедовало равенство всех перед Богом. В послании святого апостола Павла к галатам говори­лось: «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет ни мужеского пола ни женского, но все и во всем Христос».

Немаловажную роль в выборе веры сыграло также и окруже­ние, в котором оказалась Русь в X в. В качестве главных и значитель­ных в ее жизни соседей выступали народы единого христианского мира. Общение с ними шло по торговому пути «из варяг в греки», вдоль которого организовывалось жизненное пространство Руси.

Христианство стало распространяться на Руси гораздо раньше официального обряда крещения, совершенного Владимиром в Киеве. Историческая наука накопила этому достаточно под­тверждений.

Тесно общаясь с Византией, Русь хотела быть «как Византия». Когда киевские князья-язычники успешно осаждали Царьград (Константинополь), они заключали договоры о равноправном со­трудничестве с Византией. В 911 г. князь Олег и его дружина кля­лись при этом языческими богами, а в 944 г., во время приема греческих послов после очередного похода князя Игоря, часть его дружины клянется соблюдать договор по-христиански: «честным крестом» и церковью Святого Ильи (выстроена в Киеве в честь Ильи Пророка). Этот факт заслуживает внимания, поскольку служит косвенным подтверждением того, что в сознании высше­го слоя Руси принадлежность к христианской вере рассматрива­лась как своеобразная демонстрация соответствия («мы не хуже») византийской цивилизованности.

Христианская вера получает все большее распространение среди славян. Первой правительницей Руси, крещенной и похоронен­ной по православному обряду, была киевская княгиня Ольга (945— 966). Археологические раскопки в Киеве выявили женские хри­стианские погребения в X в. Не только в женских захоронениях этого времени встречаются свидетельства соседства языческих и христианских погребальных обрядов. Христианские символы — кре­сты из бронзы и серебра — обнаружены не только в Киеве, но и в Новгороде, в Верхнем Поднепровье, Поволжье.

К концу X в. Русь накопила достаточный опыт общения с хри­стианским миром Византии. Русь, как и Византия, была многоэтничной. Царьград был евразийской столицей, но в то же время выступал идеалом христианского мира. Не последнюю роль для славян играла византийская концепция взаимодействия власти и церкви. Она была созвучна русской трактовке власти, которая сло­жилась к этому времени.

Владимир Сятославич, мечтавший об усилении власти Киева как центра земли Русской посредством укрепления авторитета кня­жеской власти, не мог испытывать симпатий к западному христи­анству, утверждавшему превосходство папы над светской властью. В «Повести временных лет» не раз подчеркивается мысль о том, что выбор веры был продуман основательно. Уже выбрав право­славие, князь крестится не сразу, «не желая сломя голову в воду бросаться, хотя вера греческая ему по душе». Но уж когда князь крестился, то все должны были приветствовать его выбор и сле­довать за ним, как дети за отцом: «Затем послал Владимир по всему городу сказать: «Если не придет кто завтра на реку — будь то богатый, или бедный, нищий, или раб, — будет мне врагом». И киевляне, как свидетельствует летопись, отправляются крестить­ся, ибо авторитет князя непререкаем: «Услышав, это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого наш князь и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа».

Однако византийское православие привлекало князя Влади­мира не только по политическим соображениям. Подтверждает это и «Повесть временных лет» в рассказе о выборе веры. Посланцы князя Владимира, вернувшиеся из Царьграда, где присутствовали на службе в церкви, свидетельствовали: «И пришли мы в греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не зна­ли—на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой и не знаем, как и рассказать об этом. Знаем только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Мы не можем забыть той красоты... и мы не можем

уже здесь пребывать в язычестве». Мерилом истинности веры рус­ские послы объявляют красоту. Таким образом, в византийские

литургии посланники князя Владимира увидели нечто созвучное

представлениям славян-язычников об окружающем их мире.

Страх, порождаемый стихией и всесилием природы, вей

воспитывал у жителей Восточноевропейской равнины пассивно -созерцательное, фаталистическое отношение к миру. Борьба

природой требовала коллективных усилий людей. Коллективизм,

страх перед космическими стихиями, но в тоже время уважение к ним, переходящее в удивление и восхищение красотой и гармо­нией природы, делали близким и понятным обряд византийской веры. Он понимался как совершенный способ организации про­странства.

Таким образом, благодаря Византии и восточно-христианской

церкви Русь получала идеальную возможность преодолеть язычество в культурно-исторических условиях, максимально ей близких и понятных

Принятие христианства из рук Византии стало своеобразным культурным переворотом для Руси. Д.С. Лихачев писал: «Сама по себе культура на знает начальной даты, как не знают точной начальной даты и сами народы, племена, поселения. Все юбилейные начальные даты этого рода обычно условии. Но если говорить об условной дате начала русской культуры, то я, по своему разу­мению, считал бы самой обоснованной 988 год». Древнерусская культура начинает мыслить новыми категориями и ценностями. На этом культурном основании завершается становление этничес­кого и исторического самосознания Руси и русского народа. Христианство сформировало ценностно-смысловое поле древне­

русской культуры. Она обрела единое пространство и единый язык. Последнее было весьма важно. Православие разрешало вести богослужение на своем языке. Тем самым не разрушались установленные с помощью собственных культурных сил традиции. Они «вплетались» в новацию, становясь частью духовного идеала.

 

3. Как осуществлялось крещение Руси. (№3 стр. 53-82)

 

До середины X в. господствующей религией в Киевской Руси ос­тавалось язычество. О доминировании язычества свидетельствует фраза из договора князя Олега с Византией 911 г., в котором говори­лось, что он заключен «межи христианы и Русью». Тем самым «Русь», понимаемая как страна языческая, противопоставлялась грекам-хри­стианам. Но очень скоро ситуация изменилась. Христианизация, че­рез которую проходило множество варварских княжеств и королевств, медленно, но неотступно приходила к вратам града Киева. Необходи­мо сказать о том, что ранняя киевская история оставила после себя немного исторических источников и многие ее страницы, в том числе и связанные с духовной, религиозной историей, остаются неясными. В частности, есть версия относительно того, что крещение Руси кня­зем Владимиром не было первым. Первое официальное крещение могло состояться примерно в 860-х гг. и в дальнейшем быть задавлено языческой реакцией. Есть также разные версии относительно офици­альной датировки крещения, среди которых наиболее распространен­ная — 988 г. — является далеко не единственной. Мы будем в данном случае следовать версии и дате, признанной в официальной церков­ной и религиоведческой литературе.

Сложно до конца выяснить, что двигало князем в деле такого гло­бального исторического выбора, как христианизация Руси. Кратко­временность промежутка между языческой реформой 980 г., когда князь пытался унифицировать многообразие языческих божеств и создать их единый пантеон, и крещением Киева в 988 г. Заставляет внимательнее проанализировать причины столь быстрой смены умонастроений князя.

Владимир, хотя, видимо, и находился в дет­стве под влиянием бабушки, большую часть своей жизни был истовым и жестоким язычни­ком. Именно благодаря ему был укреплен культ Перуна, стали осуществляться кровавые жерт­воприношения, появились гаремы со множест­вом наложниц. Во внешней политике, особенно во взаимоотношениях с Византией, Владимир был крайне расчетлив и осторожен. Византия же в конце 980-х гг. переживала не лучшие вре­мена. Один из военачальников — Варда Фока — поднял мятеж против центральной власти. Собственных сил для окончательного подавления мятежа не было. Византийское прави­тельство обратилось за военной помощью к князю Владимиру. Влади­мир за свою услугу попросил достаточно высокую цену — руки визан­тийской принцессы Анны. Скрепя сердце, византийский двор согла­сился на эти условия. Однако, по-видимому, хорошо разведав о князе и осознав, что Анну в Киеве ждет горькая участь пополнить ряды на­ложниц Владимира, после победы над мятежником Фокой император отказал Владимиру. Князь был чрезвычайно обижен и предпринял во­енную демонстрацию — подверг осаде и захватил византийский город Корсунь (Херсонес). Над Византией нависла новая опасность, теперь уже внешнего русского вторжения. И именно тогда, видимо, чтобы хоть как-то обезопасить Анну, новым встречным условием выдачи принцессы было выдвинуто принятие крещения самим князем Вла­димиром.

В дальнейшем события развивались достаточно стремительно. Владимир, приняв личное крещение, крестит дружину и бояр. Вернув­шись из Корсуни, крестит стольный град Киев, заставив жителей си­лой власти явиться на реки Днепр и Почайну и совершить троекратное погружение в воду с чтением крещальной молитвы греческими свя­щенниками. Затем отправляет дружи ну в другие земли Киевского госу­дарства для совершения крещения там. В большей части южных земель крещение прошло спокойно. Достаточно сильным и особенно ярост­ным было сопротивление в Новгородской земле. Связано это было с тем, что здесь традиционно сильной была жреческая прослойка, кото­рая сразу восприняла крещение как смену веры и покушение на свои привилегии. Кроме того, новгородцы, чувствовавшие себя уверенно и независи­мо от Киева, акт крещения воспринимали как акцию усиления власти киевского князя. Не зря в летописи упоминалось, что Добрыня, дядя Владимира, «крестил Новгород огнем и мечом». Даже спустя несколько десятилетий здесь вспыхивали языческие восстания, в ходе которых жгли христианские храмы, утварь, убивали слу­жителей, и Киеву стоило немалых усилий вернуть контроль над ситуацией.

Но в целом, несмотря на такого рода эксцессы и насильственный, чаще всего не осознаваемый населением характер, крещение удалось и было пло­дотворным. Сам князь воспринял акт крещения серьезно, отмечались коренные изменения в его духовном облике. Были повержены идолы, и на их месте возведена церковь Ильи-пророка, распущены гаремы, Владимир стал проявлять милосердие к сирым, убогим, нищим лю­дям, потчуя их за счет княжеского стола.

 

4. Сравнение христианства и язычества. (№2 стр. 194-210)

 

Язычество

Комплекс ранних верований славян получил название «язычест­во» в среде христианских проповедников, называвших некрещеные народы «языками», т. е. находящимися за пределами христианской ойкумены, не просвещенными светом Христовым. Язычество в рели­гиоведческой литературе также носит название политеизма, или мно­гобожия.

Русское язычество воспринимает действительность, мир как ре­альность, опасную, враждебную человеку. Здесь присутствуют две ка­тегории невидимых существ: боги и духи — силы, превосходящие по своим возможностям человеческие и потенциально враждебные. Взаимодействие с ними строится на принципах корысти, выгоды, взаимоотношений типа «ты мне — я тебе», опасной игры на выжива­ние со стороны человека. Отсюда столь важна ритуальная, магическая сторона взаимоотношений с этим неведомым миром, постоянно при­сутствует необходимость задабривания богов и духов.

Славянские божества не имели четко выстроенной иерархической системы соподчинения друг другу или жестко очерченного круга сво­их «полномочий». Иногда функции божеств пересекались, и это не вызывало особых недоумений. Связано это было с тем, что круг бо­жеств пополнялся из религиозных систем соседей. Текущие житей­ские или военные мероприятия, личные предпочтения князей, гео­графические условия проживания племен также приводили к вариа­тивности поклонения.

Славянское язычество очень тесно связано с культом природных сил. Смена дня и ночи, пасмурных и светлых дней воспринималась как борьба тьмы и света. Тьма представлялась в виде Чернобога безли­ кого. Каждое славянское племя молилось своим светлым богам, не были и общеславянские боги, например Род (Сварог, Святовит, Стри-бог) — верховное божество, бог неба, небесных стихий, создатель! творец всего сущего. По представлениям славян, он царствует в верх­нем ярусе неба — «хлябях небесных». В языке до сих пор присутствуют неосознаваемые отпечатки этого древнего культа в словах с корнем «род» — народ, родина, природа, урожай, рожать и т. п., образующих единый семантический комплекс, связанный с понятием плодовито­сти, рождения, истоков. Сын Рода — Даждьбог, бог Солнца, податель всяких благ, бог-свет — мифический родоначальник русских людей. В «Слове о полку Игореве» автор называет русский народ «Даждьбоговыми и внуками». Он царствует в нижнем слое неба — под куполом «тверди небесной». Велес — бог земли, подземного царства, богатства, изобилия. Хоре (Хорос) — бог самого солнечного диска. Отблеском этих языческих представлений остался русский хоровод (или иначе -вождение в честь Хороса), когда участники брались за руки и смыкали цепью круг, идя «по солнцу», т. е. двигаясь по часовой стрелке. Сло­весное отражение культа Хороса — слово «хорошо» и все однокорен-ные слова, означающие «солнечно», «светло», «тепло». Поклонялись русские язычники и Макоши (Мокоши), называемой также Матерью Сырой Землей, — богине плодородия, урожая, жизненных благ. Лада и Леля — рожаницы, богини любви, семейного очага, браков, весенней растительной жизненной силы. Симаргл — еще одно интересное бо­жество, возможно, иранского происхождения, изображалось на Руси в виде крылатой собаки. Из славянских аналогов — это Переплуг, Яри­ло, бог жизненной силы, корней, почвы, семян, он осуществлял связь между небом и землей.

В IX—X вв. появляется у восточных славян и культ воинственного бога Перуна. Божество не славянское, литовский бог, бог грома и молнии, со временем ставший у славян богом войны, наподобие Мар­са у римлян. Проникновение культа Перуна во многом связано с мно­гочисленными военными походами князей Святослава и Владимира. Ему приносили только кровавые жертвы. Таковыми часто были моло­дые петухи, кровью которых окроплялось подножие идола. Владимир Красное Солнышко в языческий период своей жизни был радикален настолько, что даже установил человеческие жертвы Перуну из киев­лян по жребию.

Русское язычество, помимо мира божеств, знало также и довольно многочисленный мир духов. Боги в язычестве более могущественны, но при этом и более абстрактны, нежели духи. Духи — это существа более низкого порядка, которые могут быть то злыми, то добрыми. Духи властны в рамках определенной территории, хозяйничают на ней, человек же, вторгаясь в сферу их ведения, должен быть осторо­жен, уметь ладить или задобрить духа того или иного места. Конечно, прежде всего, это домовой — дух дома, водяной — дух воды, леший — дух леса и жена лешего — кикимора. Это силы скорее нейтральные, нежели откровенно вредоносные. Главное для язычника — не разо­злить домового, иначе он может и лучину уронить, сжечь дом, леший может заставить заплутать в лесу и т. п.

4.2 Христианство.

 

Христианство, пришедшее на Русь в IX в., является монотеисти­ческой религиозной системой (моно — один, монотеизм — единобо­жие). В нем очень мало похожих на язычество элементов. Оно требует подробного внимания и в нашей трактовке прежде всего с точки зрения того, какие элементы в нем позволили состыковаться с язычест­вом и образовать своеобразное духовное явление, получившее название двоеверия. В отличие от язычества, в котором мы видим присутствие множе­ства божеств, христианство предполагает поклонение одному, едино­му Богу. Однако здесь не все просто. Бог в христианстве, и в частности в восточно-православной его ветви понимается сложно: Бог есть Троица, Он един в трех Лицах — Отца, Сына и Святого духа. Но это не три независимых друг от друга божества, как в язычестве, и не три части одного и того же. Каждая ипостась независима, целостна и при этом неотделима от других. Русское богословие всегда говорило о том, что Бог непостижим простым че­ловеческим рассудком, Троичность Боже­ства есть величайшая тайна, которую можно только благоговейно принимать и в которую нужно веровать. При этом каждое Лицо Святой Троицы наделялось определенным набором признаков. Бог Отец — Творец и Создатель всего сущего, который в течение шести Божественных дней создал мир и человека.

Второе лицо Троицы - Бог Сын, Спаситель Мира, Иисус Хри­стос. По учению церкви Христос — это Богочеловек, т. е. в его лице слились две сути, которые не ограничивали друг друга, — Бог во всей полноте и человек во всей полноте. Христос был на земле, родился на территории Римской империи, в Палестине, в Вифлееме от простой земной девушки Марии. Прожил 33 года, в течение которых пропове­довал, исцелял, собирал учеников. Оклеветанный, был казнен через распятие по приказу римского прокуратора Пойти я Пилата. Но на третий день после казни единственный из всех живших когда-либо ожил, воскрес, т. е. смог преодолеть величайшее зло в мире — смерть. Тем самым Он спас человечество и дал надежду всем верующим в Него на воскресение после смерти. Именно поэтому, несмотря на по­читание Бога Отца и Святого Духа, центральной Божественной фигу­рой в христианстве является Христос. Ему же, по учению Церкви, принадлежит и конец истории, когда после второго Его пришествия окончательно свершится суд над грешниками и праведниками и на­ступит 1000-летнее, по сути, нескончаемое блаженство праведных с Богом. Бог Святой Дух — Дух Истины, это нечто сродни Божествен­ной энергии, благодати, исходящей от Бога Отца к Сыну, это и сила Церкви на протяжении всей ее истории.

Церковь признает и существование сил бесплотных, не божест­венных, но связанных с ними — ангелов. Высших ангелов, или архан­гелов, девять. Самыми высокими и сильными являются херувимы, серафимы и престолы. Самым высшим ангелом («Честнейшим Херу­вимом «Славнейшим без соавнения Сеоабимом»). молитвы которо­го сразу доходят к Богу, считается Богородица, земная мать Иисуса

Христа.

Святые — следующая категория лиц, причастных божественному. Это реально жившие в прошлом, существовавшие люди, которые на протяжении своей жизни прославились праведной жизнью и согласно церковному вероучению являются небесными заступниками и молит­венниками перед Богом за людей.

Из общехристианских святых на Руси особым почитанием пользовался Нико­лай Мирликийский (Чудотворец), счи­тавшийся покровителем крестьян, моря­ков и военных. Три общерусских свя­тых — Сергий Радонежский (живший в XIV в.), Серафим Саровский (XIX в.)- Иоанн Кронштадтский (начало XX в.) — являются, пожалуй, самыми почитаемы­ми в русском православии. Таким образом, в своей культовой части христианство коренным образом отличается от язычества тем, что это религия идеи, идеи Спасения. Природные стихии здесь лишены божественного наполнения. При этом» в отличие от языческих божеств, хри­стианский Бог — это абсолютное Добро и Благо для человека. Бог ве­чен, всемогущ, всезнающ, справедлив и милосерден.

Человек в православии, в отличие от язычества, не есть игрушка в руках стихий, он приобретает высокий статус. Человек, согласно хри­стианству, есть образ и подобие Бога. По­скольку Бога никто из людей не видел, дай видеть не может (кроме земной жизни Бого­человека Христа), естественно, что это подо­бие не внешнее. Человек — единственный из всего творения наделен разумом, способно­стью мыслить и говорить, выражать свои мысли, способностью сознательного творче­ства и выбора между добром и злом.

Теперь взаимоотношения с Богом вы­страиваются более тонко, чем в язычестве. Нет и в помине кровавых жертвоприноше­ний, ибо Сам Бог принес себя в жертву, иску­пив грехи человечества. Богослужение носит открытый характер, и тайных, не слышимых уху прихожан молитв почти нет. Священство, которому придается характер посредника между Богом и человеком, выступает теперь не в качестве хранителя особого, тайного, магическо­го знания, а сословием, призванным хранить чистоту веры и обладаю­щим особым правом совершать главное Богослужение — литургию. Путь к спасению открыт для всех, ибо перед Богом все равны.

Однако, несмотря на столь глобальную разницу двух религиозных систем, они смогли сосуществовать друг с другом, образовав некий симбиоз, единство, и «заблокировали» воздействие на славян других религиозных доктрин, в частности ислама. Попробуем дать свой ответ на то, почему и как это произошло. Если мы примем тезис о традици­онной толерантности, терпимости язычников к иным верам, то впол­не вероятной является ситуация, когда славянские язычники в пору их крещения князем Владимиром воспринимали сам акт погружения в воду как некое магическое действо, проводимое жрецом, смысл кото­рого им и не нужно было понимать. Нельзя забывать, что процесс про­исходил с людьми, привыкшими издавна пассивно участвовать в ри­туалах, внутренний смысл, последовательность действий и произно­симых слов которых почти никогда не были понятны.

Простота и быстрота обряда крещения, состоящего, по сути, в троекратном погружении в воду с чтением к реальной молитвы, также не располагали к особому сопротивлению, особенно в присутствии княжеской дружи­ны. Это объясняет и силу сопротивления в Новгороде, и совершенно явно определяемую летописцем роль волхвов, которые «раскрывали глаза» сородичам на то, что это не просто некий магический ритуал, а

процесс смены веры, в котором, как они достаточно определенно поняли для себя, им самим предстоит роль изгоев.

Похоже, что, не разбираясь в тео­логической новизне нового культа и во всех богословских тонкостях объяснения Троицы, язычник увидел в новой божест­венной иерархии нечто для себя привыч­ное, знакомое. Бог Отец мог напоминать или даже напрямую олицетворять для него Рода, Христос — Даждьбога, Святой Дух — Ярило, Богородица — Макошь и т. д. И тем самым привыкание шло быстрее и менее болезненно. Постепенно старые божества забывались и вытеснялись из поколения в поколение воспро­изводимой христианской Божественной иерархией.

В христианской традиции не было места для языческих духов, ка­залось, и они сами, и почитание их должны были рассеяться как дым. Но этого не произошло. Ответ стоит, на наш взгляд, искать в христи­анском объяснении существования зла.

Церковное понимание зла в мире таково, что главным его носите­лем считается бывший величайший архангел Денница, который воз­гордился, возжелал стать равным Богу и увлек за собой часть ангелов. После того как светлые, верные Богу ангелы победили, Денница был сброшен во тьму и стал дьяволом, князем тьмы, а ангелы, верные ему, — бесами, существами, вредящими людям, их соблазнителями, склонителями ко греху.

Церковь, придя на Русь и столкнувшись с развитой системой представлений о языческих духах, часть из которых была явно вредо­носной, вполне справедливо и осознанно отнесла всех языческих ду­хов к нечистой силе. Но здесь, очевидно, произошел парадокс. Отнеся духов к бесовской, нечистой силе, Церковь не отрицала, а следова­тельно, косвенно признала, особенно в глазах непросвещенных языч ников, их существование. Именно этим объяснимо устойчивое, до­шедшее до сегодняшнего дня представление о домовых, русалках и прочей нечисти. Здесь можно согласиться с выводами известного культуролога И.В. Кондакова, который указывал на то, что «после Крещения Руси... процесс христианизации коснулся только высшей мифологи» (языческие боги были вытеснены христианским пантео­ном и во многом низведены до низшей мифологии, уравнявшись с мелкой "нечистью"). Низшая мифология, регулирующая повседнев­ность, осталась неизменной (общеевразийской) и оказалась вписан­ной в христианство в качестве "нечистой силы", сопутствующей дья­волу. В результате был достигнут своего рода "компромисс'* между христианством и язычеством, поделившими "сферы влияния**: выс­шая — была подчинена христианской религии; низшая — осталась в ведении язычества. Этот "компромисс" между язычеством и христи­анством, длившийся много веков, получил название двоеверия.

Церковь из-за небольшого арсенала средств христианизации по­ступала достаточно просто с комплексом дохристианских верований. Полностью принести и привить новую обрядность и праздничную культуру она не могла, поэтому «путем наименьшего сопротивления» заимствовала некоторую внешнюю языческую обрядность, вкладывая в нее уже новый христианский смысл, или шла на определенного рода небольшие внешние обрядовые компромиссы. Особенно хорошо это иллюстрируется на примере масленичной недели. Смиряясь с языче­ским разгульем, блинами (опять же желтыми и круглыми, когда-то выпекавшимися язычниками в честь Хороса), катанием с горок, сож­жением чучела, т. е. с остатками старых магических действий в честь прихода весны, дав ребячески порезвиться своим подданным, Цер­ковь заканчивала масленицу

Прощеным воскресеньем. Это уже сугу­бо христианское правило прощения друг другу обид. После него Цер­ковь вводила своих чад в сорокадневный строгий Великий пост.

Праздник Ивана Купалы также был переосмыслен как Рождество Иоанна Крестителя. Культ Перуна-громовержца приобрел черты по­читания Ильи-пророка и т. д. Естественно, заимствуя и преобразуя старые языческие обрядовые формы, Церковь предлагала и много но­вого, абсолютно и качественно нового, неведомого старому русскому язычеству, При этом, однако, язычество оказалось более прочным и устойчивым» чем можно было ожидать.

И здесь дело обстояло не только в теологическом компромиссе. Язычество твердо удерживалось прежде всего в области сохранения суеверий, примет, гаданий. В основе всего комплекса этих представ­лений лежат магические ритуалы. Церковь, привнеся новое миропо­нимание, все же признала, что мир, в котором живет человек, небезо­пасен. Язычество имело уже на этот счет определенную систему на­блюдений (черная кошка, баба с пустым ведром, свист в доме и т. п.), которую Церковь хоть и осуждала, но взамен не предложила своего. Эта культурно-мировоззренческая ниша практически не была затро­нута христианством, и поэтому до сих пор здесь господствует язычест­во. Человеку свойственно добиваться своих целей кратчайшим путем. В этом процессе по-прежнему популярна неосознанная мелкая магия (пятак под пятку на экзамен — эквивалент желаемой отличной оцен­ки во время сдачи экзамена).

Церковь достаточно упорно, но чаще безуспешно боролась с гада­нием, называя его «бесовским действом». По ее воззрениям, человеку незачем знать свое будущее. Будущее, знание о нем должно принадле­жать только Богу. Но извечное человеческое любопытство приводило к постоянному нарушению этого запрета и очень сильно развитой на Руси системе святочных гаданий, к счастью, похожих скорее на весе­лую игру, полутеатральную забаву (особенно в случае определения своего суженого-ряженого), нежели на серьезное мистическое дейст­во по определению будущего. Отчасти этим мы может объяснить и се­годняшний бум астрологических прогнозов – псевдонаучного гадания по звездам, которое воспринимается скорее как забава и вполне мирно и сосуществует с искренней религиозностью.

Необходимо отдать должное язычеству в том что оно давно в условиях отсутствия квалифицированной медицинской помощи» зани­малось врачеванием населения. Запас знахарских знаний о травах, на­стоях, лечебных растениях, сопровождавшихся магическими действа­ми, делал авторитет врачевателя очень крепким. В насущных нуждах при зубной боли, кровотечениях, родовспоможении, болезнях детей, скота, птицы и т. д. крестьянину не к кому было обратиться, кроме це­лителя. Священник, как правило, не обладал такого рода знаниями и навыками.

По мысли некоторых исследователей, язычество оказало сильное влияние на характер, специфику именно русского варианта правосла­вия. Прежде всего, нужно указать на развитый Богородичный культ. Пожалуй, можно согласиться с тем, что трепетное отношение к земле со стороны русского язычника-земледельца, особо развитый культ Матери Сырой Земли в процессе христианизации нашел аналог и трансформировался в Богородичный культ. Богородица считается за­ступницей за весь род человеческий перед Богом, и к ней, как и к са­мому Богу, молящиеся обращаются за спасением.

В русском православии присутствует также и своеобразное обрядоверие, трепетное отношение к церковной утвари и вещам. Разница между русским и, например, греческим православием стала особенно заметна после революции 1917 г., когда большая масса верующих и священства вынуждена была эмигрировать. Известен эпизод, когда

о. Сергий Булгаков, служа в одном из константинопольских право­славных греческих храмов, был в ужасе, наблюдая такую картину: гре­ческий священник, чтобы вытереть пыль со светильника над престо­лом в алтаре храма, встал на этот престол ногами. Обычный, баналь­ный для греческого, но для русского церковного сознания поступок абсолютно немыслимый и неслыханный, граничащий с богохульст­вом. Это заставило задуматься над причиной столь существенной раз­ницы. И уже тогда сам о. Сергий пришел к выводу о том, что причина тому — наши языческие корни. Магическая сакрализация простран­ства и предметов в нем, трепетное отношение русского язычества к земле привели к тому, что уже в христианизированной Руси с таким же трепетом православные обращались с церковной утварью, считая, что предметы, находящиеся в храме Божьем, становятся немного не­земными, пронизанными Божественными энергиями. Отсюда почти фетишистстское отношение к иконам, лампадкам, кадилам, свечам, ладану. Отсюда и установка на бережное обращение даже с уже вы­шедшими из обращения церковными книгами, иконами, другой утва­рью. Церковная вещь должна была уйти из богослужебного пользова­ния безболезненно, сожжена в церковной печи или спущена на воду, в реку и ни в коем случае не валяться на свалке, в грязи или попираться ногами.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 592 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2158 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.