Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Земские соборы, их назначение и особенности функционирования




Особое место в системе гос. органов занимали Земские собор, проводившиеся с середины XVI до середины XVII века. Их созыв объявлялся царской грамотой. В состав Собора входили: Боярская дума, Освященный Собор (церковная иерархия) и выборочные от дворянства и посадов.

Духовная и светская аристократия представляла элиту общества. В решении важнейших вопросов царь не мой обойтись без ее участия. Дворянство было главным служилым сословием, основой царского войска и бюрократического аппарата. Верхушка посадского населения – главный источник денежных доходов и казны.

Земские соборы решали основные вопросы внешней и внутренней политики законода­тельства, финансов, гос. строительства. Вопросы обсуждались по сословиям («палатам»), но принимались всем составом Собора.

Кроме названия «Земский собор», представительные учреждения в Московском государстве носили и другие наименования: «Великая земская дума», «Общий совет». Свои организационные формы Земский собор заимствовал как у церковных соборов, так и у вечевых собраний. Через систему соборов власть стремилась выявить мнения наиболее влиятельных классов и групп населения. Функция Земского собора 1613 года и последующих годов включали: обобщение донесений воевод и рассылка им предписаний, борьба с разбоями, руководство военными силами государства, введение новых налогов. Также в 1613 году, 21 февраля произошло единодушное избрание Земским собором на царство 16-летнего Михаила Федоровича Романова.

25 Централизация судебной системы в 15 – 17 вв. Общерусские законы

Договорами между великим князем Московским и удельн. князьями вводилось правило о верховенстве Москвы в судебн. делах. В 15в окрепшая после феодальн. войны великокняжеск. власть начинает решительн. наступление на судебн. права др. велик. княжеств и феодальн. республик, пересматривает и переписывает на себя их судебники. Судебник 1497г: больш. частью посвящен организации центральн. и местн. управления и суда и материальн. гражданск. праву; имеет значение как первый кодекс общерусск. права централизован. гос-ва. В Судебнике расширен. перечень преступлений: гос. преступления, преступления против церкви, преступления против суда. Системы наказаний: широк. введение смертн. казни, введение торгов. казни (битье кнутом) и сокращение имуществен. наказаний. Судебн. система русск. гос-ва 16в: характеризуется административн. реформами 1555г (передавала все местн. управление и суд дворянам - средним и мелким помещикам). С именем Ивана Грозного связана дальнейш. централизация суда и управления, в частности издание более полн. Судебника (1550г). Боярск. Дума оставалась центральн. органом управления и суда, но не ограничивала власти царя. Для разбирательства уголовн. дел при Боярск. Думе была организована Расправн. Палата (ведала спорн. делами). Суд русск. гос-ва 17в: Соборн. Уложение 1649г: в лице воевод появился орган, объединявший воен., административн. и судебн. функции. Воевода - уже не хозяин соответствующ. территории, а целиком агент правительства. Общерусские законы. Судебн. кодекс Ивана 3 явл. перв. общерусск. законодательством - обобщил многие предыдущ. правов. нормы и отразил новое в обществен. жизни Руси 14-15вв. Основн. вопрос Судебника – организация судебно-административн. системы. Проводятся пошлины за все виды судебн. деятельности. Др. сфера Судебника – социальн. отношения: срок, в течение кот. частновладельческ. крестьянам разрешалось покидать своего господина - за неделю до и после Юрьева дня - был связан с окончанием с/х работ. В случае ухода крестьянин платил хозяину плату за пользование крестьянск. двором.

26 Период «смуты», Воцарение династии Романовых и переход от сословно-представительной монархии к абсолютной.

Смута начала XVII в. привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати, тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.

XVII в. — время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.

Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти.

Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существущих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619—1633 гг.) — в миру Федор Никитич Романов — был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

В XVII в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 — Михаил, 1645 — Алексей, 1682 — Петр и Иван V, исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей — Истины, Добра, Красоты, Справедливости,

На символическом уровне это закреплялось в таинстве венчания на царство, которое совершалось патриархом. С XVII в. осуществляется миропомазание на царство. Авторитет царской власти был едва ли не абсолютным, В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в XVII в. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями

В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии.

27. Реформы центрального и местного государственного аппарата при Петре I. Сущность «регулярного государства»

Преобразования Петра I представляли собой классический пример радикальных принудительных реформ, проведенных государством «сверху». Основным инструментом проведения реформ было законодательное регулирование всех сторон жизни общества. Петр I мечтал создать свое рациональное, или, в его терминологии, «регулярное» государство, где исполняются дельные, толковые законы, ограждающие население от произвола бюрократии. Петровское законодательство охватывает все сферы общественной жизни: регламентирование промышленности, внешней торговли, армии и флота, управления различными слоями населения. Однако идеал рационального государства, о котором мечтал царь, оказался утопией и на практике привел к установлению полицейского абсолютистского режима.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1485 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2349 - | 2104 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.