План
1. Работа с понятиями.
2. Философский подход к пониманию личности.
3. Структура личности.
4. Социальная типология личности и социальный характер.
5. Свобода и ответственность личности.
2 часа.
I. Вводная часть занятия.
1. Организация занятия.
2. Определение темы, мотивации, задач занятия.
5 минут.
П. Основная часть занятия.
3. Рассмотреть основные вопросы семинарского занятия.
28 минут.
1) Работа с понятиями.
Индивид - отдельный человек как представитель биологического вида. Личность - 1) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;
2) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный
субъект сознательной волевой деятельности;
3) индивид, прошедший социализацию.
Социализация - процесс усвоения человеком опыта и ценностных ориентацией
общества; процесс формирования личности. Фатализм - мировоззрение, рассматривающее каждое событие и каждый
поступок человека как неотвратимую реализацию изначального
предопределения, исключающее свободный выбор и случайность. Волюнтаризм - признание примата воли над другими проявлениями духовной
жизни человека, включая, мышление.
2) Философский подход к пониманию личности.
Изучение философских проблем личности начнём с понятий. Индивид отдельный человек как представитель биологического вида и член определённой социальной группы, отдельный «атом» социальной общности. Это понятие описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности: каждый индивидуум имеет право на свою особенность это его природная данность, развёрнутая социализацией.
Личность - 1) устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности;
2) индивидуальный носитель этих черт как свободный и ответственный субъект сознательной волевой деятельности.
Первое определение отражает функциональную (ролевую) характеристику человека и опирается на понятие социальной роли. Этот подход применяется в современной социологии. Главный недостаток: фиксируется только поведение человека, что не позволяет раскрыть его внутренний, глубинный мир.
Второе определение отражает сущностный подход: здесь личность выступает как центр самосознания, источник воли и ядро характера, субъект свободных действий и «верховной власти» во внутренней жизни человека. Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением индивид, достигший понимания своих социальных
функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено в цепи поколений. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных социальных норм, в том числе и юридических. Личностные качества человека есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни. Полем проявления личностных свойств служит социальная жизнь индивида.
Впервые личность (в современном понимании) стала складываться в античном полисе. Споры, дискуссии играли важную роль в жизни жителей полиса. Поэтому в античное время возникло и высоко ценилось ораторское искусство. При этом обратите внимание, что оратор не внушает (как жрец) а убеждает (именно этому учили софисты).
Любопытно, что ребёнок до определённого возраста личностью не является. Индивид становится личностью в процессе социализации. Если социальные связи человека нарушаются или происходят патологические процессы в организме (душевные расстройства и т. п.), личность распадается полностью или частично в зависимое™ т силы такого рода неблагоприятных и трагических обстоятельств.
В личности важно видеть не только общее, но и уникальное, индивидуальное. Уникальность человека проявляется не только на биологическом уровне, но и в поступках, в поведении индивида, в его характере, мировоззрении и т. п. Уникальность личности доказывается:
а) её наследственными особенностями;
б) условиями её социализации (роль микросреды);
в) неповторимостью личностного опыта.
Термином «индивидуальность» обозначают уникальность и неповторимость человека во всём богатстве его личностных качеств и свойств.
Структура личности.
В философии выделяют физическую, социальную и духовную стороны личности.
Физическая личность - это тело или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Кроме того сюда могут быть отнесены одежда и домашний очаг, произведения ручного или интеллектуального труда человека (предметы быта, украшения, коллекции, письма, рукописи и т. п.). защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества и в истории индивида.
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери и ребёнка. По сути дела социальная личность предстаёт как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви, соперничестве и т. д. формируют социальную структуру личности.
Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится всё. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремлённость к определённым духовным ценностям и идеалам.
Философ А. Г. Спиркин последнюю составляющую личности человека обозначает термином «Я». «Я» - это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр. «Я» является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. п. Спиркин выделяет три важнейших компонента личности: мировоззрение, характер и нравственность.
Понятие о мировоззрении мы разбирали в теме № 1, о том, что такое характер и нравственность будем говорить далее.