Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тема №7 Духовная жизнь общества




 

Культура как явление.

 

Культура — весьма сложное явле­ние. В широком смысле она включает материальные и духовные элементы, вернее, деятельность по их созданию. Деятельность является специфической человеческой формой активного отноше­ния к окружающему миру. Она выступает в качестве связую­щего элемента в системе «человек — природа», где, прежде все­го трудовая деятельность выступает как независимое от всяких общественных форм условие существования людей, естест­венная вечная необходимость.

Благодаря деятельности человека природа предстает перед нами как сфера реализации творческих способностей. Мир со всеми его связями и отношениями, вещественными элемента­ми и процессами становится сферой приложения человече­ских сил, объектом активной деятельности. Природный мир «очеловечивается» в той мере, в какой он входит в сферу мате­риальной и духовной деятельности человека. Этот деятельностный способ освоения, человеком мира, включая как его внешний мир — природу и общество, так и внутренний мир самого человека, и есть культура.

Различные виды деятельности человека и ее результаты объединяются в единое целое, являющееся культурой, в чем выражаются сущностные силы самого человека. Именно в культуре личность раскрывает свои социальные сущностные силы, участвуя в культуросозидающей деятельности. Такой подход к культуре выявляет ее органическую связь с деятель­ностью и формированием личности в конкретных историче­ских условиях, характеризует меру овладения личностью со­циальными отношениями в соответствии с ее способностями, склонностями, знаниями и навыками. При этом мера прогресса культуры определяется мерой развития человека как субъекта общественно-политического процесса.

В связи с существованием двух типов деятельности — ма­териальной и духовной можно выделить две основные сферы развития культуры. Материальная культура связана с производ­ством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменениями физической природы человека. Это материаль­но-технические средства труда, коммуникации, культурно-бы­товые сооружения, а также производственный опыт, умения, навыки, знания людей. Духовная культура представляет собой совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению. Многообразие видов духовной культуры соответствует многообразию сущно­стных сил человека, его способностей и потребностей.

Важное значение в духовной культуре имеют преемствен­ность (традиции) и новаторство. Преемственность — это связь между историческими периодами развития культуры, художе­ственными школами, направлениями, стилями, индивидуаль­ными творческими манерами. Сущность преемственности за­ключается в наследовании художественно-эстетических идей, творческих принципов, в сохранении формально-содержа­тельных структур и элементов искусства.

Преемственность в развитии культуры не означает простого повторения достижений прошлой культуры. Уникальность ее исторических этапов и специфических форм творчества обус­ловлена неповторимой социально-исторической ситуацией, в которой творят художники, деятели культуры. Поскольку усло­вия создания того или иного явления культуры никогда не могут в точности повториться снова, не может повториться и вызван­ная ими к жизни художественная культура. Сведение преемст­венности к простой повторяемости, канонизация прошлых ху­дожественно-эстетических принципов и правил выступают серьезным тормозом культурного развития. Важной чертой пре­емственности в культуре является наличие связей данного этапа развития культуры со всем прошлым художественно-эстетиче­ским опытом человечества. Преемственность, следовательно, ха­рактеризует не только культуру отдельного народа, она — суще­ственная сторона мирового культурного опыта.

Разумеется, деление культуры на материальную и духов­ную весьма условно, так как провести грань между ними по­рой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют.

Итак, понятие «культура» в широком смысле можно опреде­лить как совокупность всех видов преобразовательной деятель­ности человека и общества, а также результат этой деятельности, включая преобразование человеком самого себя. Культура в этом плане выступает как результат творческой деятельности людей и формируется в конкретных исторических условиях.

Культура в узком смысле, или духовная культура, — это процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценно­сти. Культура — это реализующаяся совокупность самих этих ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития людей.

В жизни мы сталкиваемся с большим разнообразием культур, и это можно воспринимать по-разному. Существу­ет культура национальная и мировая, светская и религиозная, западная и восточная и т. д.

Однако чаще всего, когда речь идет о многообразии куль­тур, под этим подразумеваются три формы культуры: элитар­ная, народная и массовая — и две ее разновидности: субкуль­тура и контркультура.

Элитарная культура, или высокая, создается привилегиро­ванной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Элитарная культура трудна для понимания неподго­товленного человека.

В отличие от элитарной, народная культура создается ано­нимными творцами, не имеющими профессиональной подго­товки. Народную культуру называют любительской, или коллек­тивной (но не по уровню, а по происхождению). Она включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни и танцы. Все это объ­единяется понятием «фольклор».

Массовая культура — это концертная и эстрадная музыка и многое другое. Это поп-культура, китч. Появилась в середи­не XX века. Она воздействует прежде всего через современные средства массовой информации. Весьма противоречива по своему содержанию.

Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе. Говорят о молодежной субкультуре, женской, профессиональной и даже криминальной.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противос­тоит, находится в конфликте с господствующей культурой. Например, молодежная контркультура, субкультура террорис­тов и т. д. В этом проявляется разнообразие культур. Все эти формы и виды культуры не сосуществуют изолированно, а взаимодействуют и оказывают в определенной мере влияние друг на друга, а самое главное — на людей, являющихся потре­бителями тех или иных ее достижений.

Искусство является органической частью культуры. Искусство — это специфическая форма общественно­го сознания и человеческой деятельности. Это творческое от­ражение, воспроизведение действительности в художествен­ных образах. Искусство возникает с появлением человека. Художественное отражение мира и человека в нем было уже у первобытных людей. Свидетельства тому — многочисленные петроглифы на камнях и скалах, изображения на стенах пе­щер. По мере развития человека, его способностей, опыта и знаний усложнялось и его художественное восприятие, что способствовало развитию разных форм художественного ос­воения мира. В ходе развития духовной культуры появились и разные виды искусства: живопись, скульптура, музыка, танец, архитектура, литература, театр, кино и др. Любой вид искусст­ва способен присущими ему специфическими способами (слово, зрительный образ, звук, пластические и объемно-про­странственные формы и т. п.) воспроизводить окружающий мир таким, каким его воспринимает тот или иной деятель культуры. Художественные образы, рожденные искусством, способны обогатить духовный мир человека, так как оно ока­зывает эстетическое воздействие, формируя не только эстети­ческие чувства, но и мировоззрение человека.

 

Наука как явление

 

Наука — это сфера познавательной деятельности людей, система объек­тивно-истинного знания о природной и социальной действительности, о са­мом человеке. Непосредственной целью науки является постиже­ние истины и открытие объективных законов. Наука — это твор­ческая деятельность по получению нового знания и результата этой деятельности; совокупность знаний, приведенная в целост­ную систему на основе определенных принципов. Разрозненные, хаотические сведения не являются научным знанием.

Как высшая форма познания и специфический тип духов­ного производства наука возникла в Новое время, в XVI— XVII веках. Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам. Она является:

— особой формой общественного сознания, отражающей мир в форме научных представлений, понятий, теорий;

— отраслью духовного производства, в котором заняты миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории;

— социальным институтом со своей структурой и функ­циями.

Наука возникла тогда, когда человечество встало перед не­обходимостью перейти от познания внешней стороны явле­ний к познанию их сущности. Научное знание отличается от обыденного познания следующим:

— наука имеет дело с объектами реальности, которая не сводится к обыденному опыту;

— наука применяет специальный язык, который оказыва­ет обратное воздействие на повседневный язык (например, «электричество» некогда было специфическим научным тер­мином);

— для научных исследований необходима специальная ап­паратура;

— научное знание отличается систематизированностью;

— наука обосновывает истинность знания с помощью экс­периментального контроля, выводимости одних знаний из других, истинность которых уже доказана;

— формируется методология как особая отрасль научного знания, которая направляет научный поиск. Ученый обязан четко определить метод исследования, ибо изучает «необыч­ные», не ощущаемые, не видимые человеком объекты;

— занятия наукой требуют специально подготовленных научных кадров, системы учреждений, где готовятся кадры для науки и проводятся научные исследования;

— наука ориентирована на поиск объективной истины, на получение нового знания, на изучение объекта независимо от того, возможно ли сегодня их практическое освоение.

Вместе с тем между научным и эмпирическим знанием су­ществует взаимосвязь. Мы имеем огромный запас эмпирических знаний, накопленных в сельском хозяйстве, медицине и дру­гих сферах. Накопление фактов, непосредственное наблюде­ние и сейчас являются основой для построения научных гипо­тез и теорий. Факты — эмпирический (опытный) базис науки.

Научное знание начинается с обнаружения трудностей, проб­лем. В качестве одного из вариантов решения проблемы возника­ет гипотеза. Обоснованная гипотеза превращается в научную тео­рию или в новую часть уже существовавшей ранее теории. Гипотеза носит вероятностный характер и проверяется экспери­ментом, логикой, системой фактов и доказательств. В основе лю­бой науки лежат теории — достоверные знания. Теория является самой развитой формой организации научного знания.

— Наука подразделяется на множество отраслей знания, кото­рые различаются между собой тем, какую сторону действитель­ности, форму материи они изучают. Выделяются естественные и гуманитарные науки, социальные науки, науки о мышлении и технические, фундаментальные и прикладные и т. д. Границы между ними подвижны. По мере накопления научных знаний и информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на все более узкие обла­сти. Некогда единая физика раздробилась на механику, астро­номию, собственно физику с ее специализацией: физика твер­дого тела, физика плазмы, атомная физика и др. Более трехсот относительно самостоятельных научных дисциплин насчитывает сегодня медицина. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания. Появились биохи­мия, кибернетика, биофизика, геохимия и т. д.

Современная наука является элемен­том мировоззрения, производитель­ных сил и социальных отношений.

Со времени возникновения науки основной целью научной деятельности было формирование общего представления о мире и о месте в нем человека, т. е. основной была мировоззренческая функция. Однако прошло немало времени, прежде чем наука оспорила у религии ее пра­во определять формирование мировоззрения, а научные пред­ставления стали частью общего образования, культуры.

Индустриальное общество с его практицизмом толкало науку в сторону материально-производственной, технической ориентации, к превращению ее в производительную силу. Наука стала фактором производственного процесса. Развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований.

Сегодня наука начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом. Данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономиче­ского развития, для управления культурными процессами и т. п.

В науке, как и в других областях че­ловеческой деятельности, ученые подчиняются определенной системе моральных норм. Это нравственные общечеловеческие требования и за­преты, такие как «не укради», «не

лги». Плагиат в науке оценивается, как кража: человек выдает чужие научные результаты и идеи за свои. Ложью считается преднамеренное искажение данных эксперимента или исследо­вания. Целью ученого должен быть поиск истины, нового до­стоверного знания, а не соображения личной выгоды, славы и пр. Ученый должен мужественно отстаивать свои убеждения, а также обладать смелостью отказаться от них, если станет очевидной их ошибочность.

В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся взаимоотношений науки и ученого с обществом, вопросы социальной ответственности ученого. Речь идет о том, как будут использованы достижения науки, не обернутся ли знания против человека. Развитие генной инженерии (особен­но клонирование живых существ, в том числе и человека), биотехнологий, медицины открыли возможности направлен­ного воздействия на наследственность организмов, вплоть до создания организмов с заранее заданными свойствами. Чело­век может сконструировать новую форму жизни, резко отли­чающуюся от всего нам известного, но он не сможет вернуть ее назад, в небытие. Возникла опасность появления организ­мов-мутантов. Широко обсуждается проблема клонирования людей, ибо она затрагивает не только интересы и амбиции ученых, но и все человечество. Великобритания — первое го­сударство, принявшее в 2001г. решение проводить экспери­менты по клонированию человека, этому примеру последова­ли другие страны, в том числе и Россия. Видимо, приходит время отказаться от принципа ничем не ограниченной свобо­ды научного поиска. Человечество не может допустить созда­ния чудовищных средств массового уничтожения. Все острее встает вопрос об использовании научных результатов для бла­га человечества, а не во вред ему.

Ученый должен предвидеть возможные неблагоприятные последствия своих исследований. Только те научно-техниче­ские решения, которые приняты на основе достаточно полной информации, можно считать социально и морально оправдан­ными. Все это свидетельствует о том, насколько велика роль ученых в современном мире.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1032 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Не будет большим злом, если студент впадет в заблуждение; если же ошибаются великие умы, мир дорого оплачивает их ошибки. © Никола Тесла
==> читать все изречения...

2613 - | 2287 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.