ОМСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИИ
Кафедра философии и политологии
УТВЕРЖДАЮ
Начальник кафедры
философии и политологии
доктор филос. наук,
профессор
подполковник милиции
__________ Денисова Л.В.
12 октября 2009 г.
Морозов А.А.
Тема 4. ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ. СОЦИОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Фондовая лекция по дисциплине «Социология»
Время – 2 часа
Специальности: 030501. 65 Юриспруденция;
030505. 65 Правоохранительная деятельность;
080105.65 Финансы и кредит
Омск 2009
Рецензенты:
Денисов С.Ф. – доктор философских наук, профессор, декан философского факультета государственного педагогического университета.
Баширова Л.С. – кандидат философских наук, доцент кафедры философии и политологии ОмА МВД России.
Лекция по дисциплине «Социология» обсуждена и одобрена на заседании кафедры философии и политологии 12 октября 2009 г., протокол № 3.
Общество как социальная система. Социология социальных институтов.
Понятия “социальная система”, “общество”, “социальный институт” являются важнейшими в социологической науке. Они позволяют представить мир межчеловеческих отношений как устойчивое единство, в котором устанавливаются различные организационные связи. Волнующийся, постоянно меняющийся, часто непредсказуемый мир социального становится более доступным для понимания. И ц ель данной лекции – приблизиться к пониманию природы общества. Для достижения данной цели мы рассмотрим следующие вопросы:
Общество как социальная система.
Типологии обществ.
Сущность и функции социальных институтов.
1. Начнем с понятия “система”. Любая система – это объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места. Любой системный объект должен отвечать непременным правилам системности: а) состоять из нескольких взаимосвязанных элементов; б) иметь относительную обособленность от других объектов; в) обладать минимальной внутренней целостностью, что означает несводимость целого к сумме элементов. В социальные науки понятие “система” было введено еще “отцом” социологии Огюстом Контом. По его мнению, невозможно распознать состояние отдельного общественного явления, если не поместить его в рамки социального целого.
В свете сделанных замечаний социальная система – это устойчивое единство различных форм связей и отношений между людьми. Вместе с тем, общественное взаимодействие осуществляется на различных уровнях. Мы можем говорить о социальных системах разных масштабов, разной степени интеграции и сложности: от малых групп до человечества в целом. И общество как социальная система находится в этом ряду. Часто общество определяют как совокупность связей и взаимодействий, сложившихся между людьми. Однако то же самое можно сказать о любой социальной системе. Поэтому необходимо обозначить некоторые характерные признаки общества:
1. Наличие территории, на которой происходит консолидация (установление) социальных связей. На протяжении человеческой истории развитие подавляющего большинства обществ связано с конкретной территорией, даже если речь идет о кочевниках Территориально-государственные условия во многом предопределяют своеобразие отдельных локальных общностей. Здесь большую роль играют климатические, географические, геополитические и иные факторы. Кроме того, общество как социальная система часто и консолидируется именно по территориальному принципу, преодолевая этнические, историко-культурные различия. Большинство социальных общностей имеет внетерриториальные основания.
2. Универсальность, т. е. его всеобъемлющий, всесторонний характер. Общество включает в себя все многообразие социальных связей, отношений, все институты и общности в рамках определенного территориального пространства. Это многообразие позволяет реализовать разделение труда и глубокую специализацию индивидов и институтов, что способствует динамичному развитию общественной системы и создает предпосылки для всестороннего развития личности.
3. Автономность – способность существовать самостоятельно, что достигается за счет высокого уровня внутренней саморегуляции, механизмов воспроизводства.
4. Интегративность, т. е. способность системы связывать воедино все входящие в нее элементы и включать в свой состав новые социальные группы, институты, формировать личность.
Таким образом, общество - это особый, необычайно сложный вид организации социальной жизни, включающий в себя все многообразие социальных взаимодействий, все институты и общности в рамках конкретных территориальных границ и обладающий механизмами саморегуляции и интеграции.
Общество как сложная система представляет собой единство подсистем: экономической, политической, духовной, социальной. Каждая из названных подсистем образует особую сферу общественной жизни, которая объединяет всю совокупность институтов, норм и ценностей, организующих и регулирующих деятельность и взаимодействие людей в одном из важных направлений функционирования социальной системы.
В рамках любой из указанных подсистем общественное взаимодействие осуществляется на различных уровнях. (рисуем схему: человек – система статусов и ролей – институты)
Первый уровень - статусно-ролевой. В социальной жизни мы взаимодействуем преимущественно через систему статусов и ролей. Социальный статус - устойчивая позиция индивида в обществе, характеризующаяся определенными правами и обязанностями. Социальная роль - модель ожидаемого поведения личности, занимающей кокретный статус. Более подробно мы рассмотрим данные понятия на отдельном занятии. Наши с вами статусы учащихся и преподавателя предполагает взаимные права и обязанности (статус) и, соответственно, стиль и содержание нашего поведения.
Второй уровень - уровень институтов и общностей - включает в себя устойчивые формы коллективного взаимодействия людей. И теперь у нас остается вопрос: почему общественная система способна сохранять единство? На прошлом занятии мы говорили об органической теории Г. Спенсера и структурном функционализме Т. Парсонса – теориях, по-своему отвечающих на этот вопрос. В этой сложной проблеме мы еще раз попробуем подробно разобраться на семинарском занятии.
2. Типология обществ. И в истории, и в современном мире мы находим многообразие общественных систем, различающихся по многим признакам. Поэтому существуют различные типологии общества. В частности, по критерию наличия письменности выделяют дописьменные и письменные общества. Причем, в каждом случае речь идет о качественном различии культур и общественных укладов указанных типов общества.
Долгое время в отечественной науке единственно использовалась и сейчас используется наряду с другими типологиями учение об общественно-экономических формациях немецкого мыслителя ХIХ века К. Маркса. Маркс выделяет пять типов общественных систем, которым соответствует пять ОЭФ: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. ОЭФ – это стадия в развитии общества, характеризующаяся определенным уровнем прозводительных сил и соответствующими производственных отношений.
Сегодня в социологии, чаще всего, используется деление общества на традиционное, индустриальное и постиндустриальное. В основе этого деления лежит комплекс признаков, позволяющих определить то или иное общество. Постиндустриальный тип общества находится только в стадии становления. Поэтому мы сопоставим только первые два типа, имеющие реальное историческое воплощение. Сделаем это с помощью таблицы:
Основные черты | Традиционное общество | Индустриальное общество |
Хозяйственная основа | Аграрный уклад | Промышленное производ-ство |
Доминирующий тип мотивации соц. действия | Традиционный, т.е. воспризводство признан-ных целей и средств соц. деятельности | Целерациональный, т.е. самостоятельный выбор целей и оптимальных средств их достижения |
Ведующие статусы | Предписанные, получае-мые по рождению или ес- тественным течением жизни | Достигаемые, получаемые собственными усилиями |
Ролевой набор личности | Маловариантный, сущест-вование в рамках одной общности | Многоваринтный, вклю-чение индивида в несколь-ко общностей |
Система институтов | Малодифференцирован-ная | Глубокое разделение фун- кций, многообразие ин-ститутов |
Нормативный порядок | Основан на жестком воспроизводстве ранее сложившихся традиций. Применение репрессий к нарушителям. | Рациональное нормотвор-чество с учетом меняю- щейся ситуации и интересов людей |
Способ утверждения социального порядка | Формирование веры в незыблемость норматив-ного порядка и недопустимость любых его изменений. | Формирование веры в способность человека изменять мир в соответ-ствии со своими интереса-ми и принципами |
Способность общества к изменениям | Общество малоподвижно, инерционно | Общество открыто для нововведений |
На семинарском занятии мы попробуем проанализировать современное российское общество с точки зрения приведенных признаков общественной системы.