Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Международные конференции как средство многосторонней дипломатии




22. Правовое содержание принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой.

Принцип равноправия и самоопределения народов стал основным принципом общего международного права с образованием ООН.

В Уставе Организации этот принцип упоминается дважды. В п. 2 ст. 1 провозглашается, что одна из целей Организации – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов». В ст. 55 самоопределение народов отнесено к одной из основ мирных и дружественных отношений между нациями, которые сами являются условиями стабильности и благополучия/Показательно, что сама эта статья входит в главу «Международное экономическое и социальное сотрудничество».

 

Несколько иное толкование право на самоопределение приобретает после принятия Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (резолюция 1514 (XV) ГА ООН от 14 декабря 1960 г.). Статья 2 провозгласила, что «все народы имеют право на самоопределение; в силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и осуществляют свое экономическое, социальное и культурное развитие».

Однако в ст.6 содержится важное ограничительное положение о том, что «любая попытка, направленная на то, чтобы частично или полностью разрушить национальное единство и территориальную целостность страны, несовместима с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций».

Хотя этот документ в связи с его значением в деле деколонизации можно по праву назвать историческим, его принятие положило начало явно расширительному толкованию права на самоопределение.

В 1966 году ООН приняла Международные пакты о правах человека. В обоих пактах имеются аналогичные статьи следующего содержания: «Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие». Включение данного положения в важнейшие между-народные документы договорного характера дало толчок к широкой дискуссии, в ходе которой это коллективное право (право народов) рассматривалось в качестве чуть ли не основы всех других прав че-ловека, что не могло не сказаться и на реальных политических процессах, происходящих в мире.

В Декларации о принципах международного права 1970 года есть положение, касающееся принципа равноправия и самоопределения народов, и сводится оно к тому, что «все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие, каждое государство обязано уважать это право в соответствии с положениями Устава».

В то же время в нем содержатся и важные ограничительные сложения. Во-первых, говорится, что «каждое государство обязано содействовать путем совместных и самостоятельных действий всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод в соответствии с Уставом».

Во-вторых, дается краткое, но тем не менее довольно четкое перечисление способов осуществления права на самоопределение, таких как «создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом».

И в-третьих, в Декларации не только подтверждается важнейшее требование об отказе от любых действий, ведущих к расчленению или частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, но и указываются условия, при соблюдении которых само право на самоопределение, по существу, ограничивается и не может включать в себя расчленение государств, нарушение территориальной целостности, политического единства государства. Важнейшее из них – наличие «правительства, представляющего весь народ, принадлежащий к данной территории, без различия расы, вероисповедания или цвета кожи». Поэтому если правительство на недискриминационной основе с соблюдением основных прав человека и свобод предоставляет своему населению право на участие в политической и социальной жизни государства, то попытки, направленные на расчленение государства, подрыв его территориальной целостности, политического единства, являются незаконными.

Подтвердив положения Устава ООН о самоопределении народов и Декларации 1970 года о ненанесении ущерба территориальной целостности или политическому единству государства, Конференция по правам человека в Вене в 1993 году приняла важные формулировки, отражающие, с одной стороны, значение реализации права на самоопределение в контексте соблюдения прав человека, а с Другой – стремление положить предел дестабилизирующему эффекту, связанному с этническими и национальными проблемами.

Итак, право народов на самоопределение должно осуществляться в строгом соответствии с требованиями других принципов международного права.

Особенно следует подчеркнуть первостепенное значение повсеместного соблюдения прав человека. Несомненно, что интерес к самоопределению приобрел столь гипертрофированные формы именно в силу попрания прав человека и меньшинств. Международно признанная концепция прав меньшинств, сформулированная в ст. 27 Международного пакта о гражданских и политических правах, исходит, однако, из индивидуального характера этих прав как прав лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам.

Нередко право народов на самоопределение, провозглашаемое основой всех других прав человека, стремятся свести к праву только на отделение, при практической реализации которого происходит грубейшее нарушение прав и свобод человека.

Каковы же допускаемые международным правом способы осуществления права народов на самоопределение, то есть основанные на их волеизъявлении и ведущие к полному уважению и соблюдению их политических, гражданских, социальных, экономических и культурных прав?

Этнос, народ может по собственному желанию постепенно утратить свои национальные и этнические черты, ассимилироваться с другой этнической общностью, или, вернее, в процессе развития создать совместно с последней какое-то новое образование.

Достаточно распространенными в мире являются самые разнообразные формы национально-культурной автономии. Такого рода автономия дает возможность сохранять этническую самобытность тех или иных народов, решать вопросы развития, религии, культуры, языка, образования. Преимущество этой формы состоит в том, что вопрос о территориальном разграничении снимается.

Автономия во многих случаях приобретает форму национально-территориальной государственности и при соблюдении прав человека и интересов национальных меньшинств позволяет решать вопросы их развития.

Наконец, велики возможности федерализма. Опыт федерализма в ряде государств доказывает, что в рамках федерации удается решить национальный вопрос, если это делается на основе демократии и верховенства закона.

Что же касается права на отделение, то оно, как общее правило, не является органической формой права на самоопределение. Его возможность связана либо с закреплением в конституциях государств, как это имело место в СССР и Югославии, либо с экстремальными ситуациями, когда той или иной этнической общности отказывается в праве принимать участие в политической и социальной жизни стран на недискриминационной основе.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 514 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получится - вы тоже правы. © Генри Форд
==> читать все изречения...

2283 - | 2213 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.