Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Культура Западной Европы в VI-XI вв




Называют «темными вв.», т.к. по срав. с Античн. - это время упадка и варварства. Но в эт. период заклад-ся основы евр. цивилизации (Евр. как культ.-ист. общность), вр. начала евр. культ, истории (синтез Рим. к-ры и христ-ва + народ, культур варваров), новые формы к-ры. Христ-во -та, оболочка, кот. вобрала разнообр. взгляды, настроения; отвеч. потребностям масс, сознания. Аврелий Августин- огр. знач., обосновал догмы ц-ви(больш. роль в становлении катол-зма), «О граде Божьем», философ, и педагог, соч-я. Сохр. лат. яз. и рим, школьн. традиция: система 7 свобод, иск-в -тривиум (ниж.ур-нь) - грам-ка, диалект., ритор.; квадриум (высш.ур-нь) - арифм., геометр' музыка, астроном. С XI в. - подъем школ: монастыр, кафедральн., приходские. Тшзже - свет., город, части, гильдейские и муниципальн. (не подвласт. ц-ви) Учебник - неплатоник Марциан Капелла «О браке Филологии и Меркурия». Боэций (1-й мин. остгот, короля Теодориха) - «отец схоластики», оч. почит. (музыка логика, теология; перевод. Аристотеля); «Об утешении философии». Флавии Кассиодор соед. христ. теологию и ритор, к-ру; «Варии» - со. док-в, делов. и дин. переписки. На юге Ит. основал Варий- культ, ц-р (шк, скрипторий, библ.). Бенедиктинские мон-ри со 2/2 VI в. превр-ся в хран. культ, традиции (м-рь Монтекассино, Ит.). Исидор Севильский «Этимология» - свод антич. авт. Против антич. трад. в хр-ве и суетн. свет, знания выступал пала Григорий Велик.! С ним связ. распр-е агиографической л-ры, кот. отвеч. СВ сознанию. В усл. страш. реальности это - люб. жанр святые - люб. герои (чудо). Со 2/2 7 в. -упадок культ, ж-ни (т-ко в м-рях и в Ирланд., где учителя-монахи). IV -7 вв. - нач. склад-ся героич. эпос. кот. заменял историю. Мрач. фантазия: злые карлики, чудовища-оборотни, феи. Боги - и добрые, и могучие чародеи, волшебники.=> причуд, орнамент, звер. стиль. Боги - олиц-е соц. сил. Гл. герм, пантеона -Вотан (0дин) - бог бури, вождь-воитель. В светлой Валгалле - души. При христ-ии боги сливались со свят или бесами. 2 слоя в эпосе: ист. и сказ. 1-е записи VII-IX, всяз. с раза. воен. поэзии. «Сказ-е о Беовульфе». 1000 г - мол.воин побежд. чудовищ, погиб, в схв-ке с драк. Отраж. пр-сс феод-ции у нар. Сев.Евр.У герм. - опр. система нрав, ценностей: верность, мужество, сакральн. отн-е к предводит-ю, ритуалу + эмоц-ть. Появл. 1-е «истории» (о варварах): «Ист. франков» Григ. Турского (6в.), «Ист. о королях готов, вандалов и свевов» Исидора Севильского (7в), «церк. ист. народов англов» Беды Достопочтенного (к.7-н.8 вв.), «Ист. лангобардов» Павла Диакона (8в.). Каролинг. Возрожд.-подьем культ, ж-ни при Карле Велик. (768-814). Цель-консолидация рзноплем. орг-ии на осн. христ-ва. Унифик-я Библии, единообр-е литургии. Забота о разв-ии обр-я в г-ве. 787 г. - «Капитулярий о науках», по кот. школы д.б. при кажд. м-ре(обуч-сь и миряне). Реф-ма письма. Манускрипты с миниатюрами разнообр. по стилю (Аахен. Еванг., Еванг. Эбо, Утрехтская псалтырь). Гл. ц-р образ-ти -придв. академия в Ахене. Крупн. деят. эпохи - Алкуин (Брит) призывал не игнор. небогосл. науки, обуч. деети грам. и филос. Его пр-я напис. в форме диалога. При дворе Карла своеобр. ист. школа, ее ярк. пр-ли Павел Диакон (ист. лангобардов) Эйнхард (Жизнеописание К. Вел.), после см. Карла спад к-ры. IX век -монаст. релит, поэзия. Свет, л-ра - «ист. поэмы и славословия в честь королей, дружинная поэзия.» 1-е записи герм, фолк-ра -основа эпоса Вальтарий. В к. р.Св. -расцвет поэзии скальдов (Норв.. исланГ). Жития св. и видения - отпеч. нар. созн. К 10 в. полит, упадок гос-ва=> культ, безмолвие до Оттонова возрожд. Хр-во - осн. идейн. стер-нь. Теология для элиты; «практ.» культ, релит, для простецов. Фил-я тяготеет к универ-му. Гл. вопр.: бог, мир и чел. Петр Дамиани: разум ничтожен перед верой. Его оппонент - Беренгарий Турский, защищ. чел. разум. В 11 в. схоластика -шир. Интел, движ-е (осмьюл. догм Хр-ва с рац. позиции) 3 напр: реализм (универсалий сущ. извечно., универсалий+материя=конкр. вещи), номинализм (общ. понятия извл-ся разумом из един, вещей), концеп-зм (общ. пон-я сущ. в вещах), с И в. центры культ, ж-ни - города. Антицерк. вольнолюб. напр-ть. Гор, к-ра способ, пр-су превр. нар. нареч. в нац. языки. Нар. к-ра - пит. среда к-ры. Дуализм мира, зем. сущ.-е -отр. выш. бытия «Иной» мир присут. в земном=> символизм, аллегоризм. Фантазия пробл. над набл. Ист.- прям, дв-еот сотв. мира до Стр. Суда. Иск-во многозначно, отр. высш. красоты=> символ, Алл-я.Св соборы - камен. Библии. 10-12 в. - роман. стиль(Фр.Ит.Терм.) Соборы с кам.свод. перекрытиями просты строги, с мощ. стенами. Цель -ед-во и гарм. мира. Ром. ск-ра - лики реал, ж-ни и реал, людей. Ваятели - простые неграм, люди.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 387 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Сложнее всего начать действовать, все остальное зависит только от упорства. © Амелия Эрхарт
==> читать все изречения...

2160 - | 2048 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.