Текст № 1
ВЫБРОС ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КЕТЧУПА: явление, когда чувства и мнения, загнанные человеком вовнутрь, внезапно прорываются наружу, озадачивая и шокируя друзей и начальство, которые в большинстве своем искренне считали, что у тебя все хорошо.
ЛЫСОХВОСТИК: постаревший, «продавшийся» представитель поколения демографического взрыва, то есть «детей-цветов», тоскующий о «предпродажной», хипповской эпохе.
ЗАВИСТЬ К ЛЫСОХВОСТИКАМ: зависть к материальному богатству и устойчивому положению старших представителей «поколения демографического взрыва», которым повезло родиться в удачное время.
СЕПАРАТИЗМ ПОКОЛЕНИЙ: каждое стареющее поколение старательно убеждает себя в неполноценности следующего, идущего ему на смену ради того, чтобы удержать свою самооценку на высочайшем уровне: «Этот нынешний молодняк ничего не делает. Сплошная апатия. Вот мы выходили на улицу и протестовали. А они только ходят по магазинам и жалуются».
ПРЫЖОК ЗА БОРТ: пытаясь побороть свой страх перед будущим, человек с головой окунается в работу или образ жизни, далекий от всех его прежних устремлений: к примеру, начинает распространять таймшеры, увлекается аэробикой, вступает в республиканскую партию, делает карьеру в юриспруденции, уходит в секту или в макрабство...
ДЕТИ ПРИРОДЫ: социальная подгруппа молодежи, выбирающая вегетарианство, хипповский стиль одежды, легкие наркотики и высококлассные стереосистемы. Серьезные люди, часто лишенные чувства юмора.
ЭТНОМАГНЕТИЗМ: стремление молодежи жить в этнически однородных районах, где принят более свободный, эмоционально раскованный стиль общения. «Тебе этого не понять, мама, там, где я сейчас живу... там обнимаются у всех на глазах!» (перевод В.С. Ярцева).
Какие проблемы нашли отражение в «слоганах» современности? Как данные «слоганы» иллюстрируют состояние времени и культуры «иксеров»?
Текст № 2
Став «подвальным человеком», ты выпадаешь из системы. Ты (как в свое время и я) вынужден отказаться от своей наземной квартиры вместе со всеми дурацкими черными матовыми предметами в ней, равно как и от бессмысленных прямоугольников минималистской живописи над диваном овсяного цвета и шведской мебели. Апартаменты «подвальных людей» — в подвалах: воздух выше уровня земли принадлежит среднему классу.
Я перестал стричься. Стал потреблять бездну крошечных чашечек убойного, как героин, кофе в маленьких кафе, где шестнадцатилетние мальчики и девочки с серьгами в носу ежедневно изобретали новые заправки для салатов, выбирая специи с наиболее экзотическими названиями («О-о-о, карр-дамон! Ну-ка, сыпани столовую ложку!»). Я обрел новых друзей, безумолку трещавших о том, как ужасно недооценивают южноамериканских новеллистов. Ел чечевицу. Ходил в шерстяных пончо с изображениями лам и курил бравые маленькие сигаретки («Национали», помнится — итальянские). Короче говоря, я взялся за себя всерьез. «Подвальная» субкультура имела строгие каноны: гардероб преимущественно состоял из выцветших либо окрашенных под батик маек с портретами Шопенгауэра, Этель и Юлиуса Розенбергов вкупе с растафарианскимифенечками и значками. Девушки, все как одна, казались свирепыми рыжеволосыми лесбиянками, парни же были бледны и кислы. Никто, похоже, ни с кем не спал, и сэкономленная энергия уходила на споры о социально ориентированном труде и поиск оптимального, самого политически корректного захолустья, куда можно съездить (в долину Нама в Намибии — исключительно для того, чтобы взглянуть на маргаритки). Фильмы были черно-белыми и часто — бразильскими.
Пожив в этой «подвальной» атмосфере, я стал понемногу пропитываться ею. Я практиковал трущобную романтику на ниве профориентации — брался за работу настолько ниже моих способностей, что люди, бывало, взглянув на меня, говорили: «Боже мой, ну конечно же, он способен на большее». Попадались и идейные, культовые подработки. Особенно удачно прошло лето на лесопосадках во Внутренней Британской Колумбии — не самая плохая смесь из марихуаны, вшей и автогонок на спор в старых, битых, разрисованных с помощью пульверизатора «чевеллях» и «бискейнах» (перевод В.С. Ярцева).
Охарактеризуйте ценностные ориентации героя в данном фрагменте произведения. Назовите основные художественно-выразительные средства.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА
1. Новые особенности историко-литературного процесса на Западе и США после 1945 года. Новое понимание человека и среды в эпоху рынка.
2. Сложные пути развития реализма 1945-2000 гг. Антифашистская и антитоталитарная тема в зарубежной литературе. Творчество Д. Оруэлла (роман «1984»).
3. Постмодернизм в зарубежной литературе после 1945 г., его взаимоотношения с реализмом.
4. Массовая литература в странах Западной Европы и США (И. Флеминг, С. Кинг, И.Уэлш и др.). Роль телевидения и кино в развитии массовой литературы.
5. Своеобразие литературы ФРГ Проза П. Зюскинда.
6. Творчество В. Борхерта. Драма «За дверью».
7. Творчество Г. Белля-романиста. Время в романе «Бильярд в половине десятого».
8. Новаторство Г. Воман в жанре новеллы. «Все для галереи», «Праздник на лоне природы».
9. Ранняя литература ГДР и ее особенности. Послевоенная проза А. Зегерс.
10. Основные тенденции развития литературы Великобритании после 1945 г.
11. Роман Г. Грина «Тихий американец»: политические и философские аспекты произведения.
12. Социальная сатира в романе Г. Грина «Комедианты».
13. «Сердитые» в английской литературе. К. Эмис.
14. Философия действия в английской литературе. Творчество Д. Олдриджа. Изучение романа «Последний дюйм» Д. Олдриджа в школе.
15. Литература экзистенциальной ориентации в Великобритании (У. Голдинг «Повелитель мух»).
16. «Черный принц» А. Мердок: философские аспекты произведения.
17. Множественность точек зрения в романе А. Мердок «Черный принц».
18. Сложность послевоенного литературного развития во Франции. Постмодернистские школы.
19. Творческий путь Луи Арагона. Тема сопротивления в лирике Элюара.
20. Экзистенциализм во французской литературе (Ж.-П. Сартр, А.Камю).
21. Противоречия творчества Ж.-П. Сартра (эссе «Экзистенциализм – это гуманизм», роман «Тошнота», новелла «Стена»).
22. Экзистенциальная концепция А. Камю («Миф о Сизифе», «Бунтующий человек», «Чума»).
23. «Посторонний» А. Камю. Асоциальность героев и способы ее выражения.
24. «От нулевого градуса письма к нулевому градусу сознания» (С.И. Великовский о повести А. Камю «Посторонний»).
25. «Новый роман» во Франции. Творчество Н. Саррот, «вещизм» в произведениях Роба-Грийе, мифологизм М. Бютора (обзор).
26. Критика «общества потребления» и новый «субъективизм» во французской литературе (А. Стиль, Ж. Перек, Р. Гари).
27. Литература США после 1945 г. Эпоха маккартизма. Д. Сэлинджер и его роман «Над пропастью во ржи» (проблематика романа).
28. Творчество Р.П. Уоррена. Художественное своеобразие романа «Вся королевская рать».
29. Роман Р.П. Уоррена «Приди в зеленый дол» и традиции У. Фолкнера.
30. «Старик и море» Э. Хемингуэя. Внутренне идейно-смысловое и художественное движение.
31. Творческий путь Э. Хемингуэя после 1945 г. Внутренняя победа в поражении как лейтмотив творчества Хемингуэя.
32. Американская драматургия после 1945 г. (А. Миллер, Т. Уильямс).
33. Социальная фантастика в литературе США (Р. Бредбери, А. Азимов и др.).
34. Проблематика романа К. Воннегута «Завтрак для чемпионов» и художественное своеобразие ее решения.
35. Основные тенденции развития литературы США 1980-2000 гг.
36. «Новый журнализм» в США и творчество Тома Вулфа («Костры амбиций»).
37. «Костры амбиций» в одноименном романе Т. Вулфа: образная структура.
38. Молодежная субкультура: творчество Д. Коупленда («Поколение Икс») и И. Уэлша («Вечеринка что надо»).