Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Пространство культуры Древней Руси

Культура есть замкнутое семиотическое пространство, в котором осуществляется ее развитие. Культура вещественна и идеальна одновременно. Идеальна как пространство смысла, задающее меру другим вещам. Существенное же в пространстве культуры сосредоточено в его двойственности.

Культура есть замкнутое пространство смыслов, которые как элемента идеального соприкасаются с эмпирическим. Культура указывает на непосредственную связь вещественности и идеальности.

Культура есть практика осмысления вещественности с целью придания смысла. Процесс локализации смысла порождает культурное развитие.

Неоднородность как одна из особенностей пространства культуры Древней Руси. Неоднородность обусловлена смешением языческой и христианской культурных парадигм. Можно даже говорить о двух пространствах культуры Древней Руси, т.к. русская культура начинается с травмы: с принятия христианства, с крещения Руси. Однако нужно говорить исключительно о культуре в целом (т.е. может быть два пространства, но культура одна). Языческая культура в русской традиции уступила место христианской, однако оказала на нее существенное влияние.

К особенностям пространства языческой культуры относится: полиморфизм, моральная однородность и многоцентрие.

Полиморфизм языческой культуры заключается, прежде всего, в существовании различных форм культуры. Природа в языческой культуре выступает как основное культурный факт, имеет место окультуривание природы, ее обожествление.

Под моральной однородностью относительно языческой культуры Древней Руси понимается, прежде всего, отсутствие «злых» или «дурных» мест в культуре.

Многоцентрие культуры. Русь – страна городов, где каждый из них можно рассматривать как центр семиосферы. Древняя Русь как содружество городов, город как микроцентр, источник культуры. О единстве и взаимосвязи позволяет говорить покровительство городов близлежащим землям. Чем дальше от города (как микроцентра культуры), тем «темнее» (то есть тем ближе к культурной периферии). Чем дальше от города, тем ближе к лесу, где живет соловей-разбойник. Соловей-разбойник и дремучий лес как некая граница, структурирующая культурное пространство Древней Руси. В былинах Соловей-разбойник встречается с представителем города, т.е. блюстителем порядка (к примеру, Илья Муромец). Соловей-разбойник олицетворяет враждебное, то есть некультурное (или инокультурное) пространство.

Схема упорядочивания культурного пространства Древней Руси во многом схожа с древнерусским городом, имеет место радиально-центрическая организация пространства. Город: крепость в центре, вокруг которой «кольцами» располагались другие строения. Граница города - обязательно стены, которые должны защищать от элементов инокультурного или некультурного пространства. Примерно три четверти русских городов имели подобную схему застройки, что позволяло добиться наибольшего синтеза природы и строительства (тут имеет место возвращение к окультуриванию природы как характерной особенности культуры Древней Руси). Городские постройки вписываются в ландшафт, в качестве дорого в первую очередь используются реки, горы используются для фортификации города. То есть можно говорить о природном ландшафте, как «костяке» древнерусского города. Зодчие, стремясь к синтезу природы и культуры (здесь следует читать культуру скорее как архитектуру или культуру как нечто созданное человеком), не изменяют ландшафт, а «вписывают» в него постройки. В центре города – городище, вокруг двора – частокол на насыпном валу. Такие «однодворовые» деревни всегда размещались на правом берегу реки, т.к. правый берег всегда обрывистый и глубокий, а левый – заросший и мелкий. Городища располагались на расстоянии 6-10 км, предпочтение отдавалось горным местностям. Городища охранялись родичами. Род также назывался «чур». Отсюда можно вывести этимологию слова «чересчур».

Брак как характеристика культуры и способ общения, семиозиса замкнутого семиотического пространства культуры. Браки с одной стороны разрушали замкнутость рода, с другой стороны роднили один род с другим. Брак начинается с умычки девушки из хоровода. Умычка возмещалась откупом, то есть веном. (Именительный падеж – вено). Законная жена – водимая.

Погост. Гости – купцы. Гостить – продавать. Погосты на Руси всегда были местом скопления людей. С развитием христианства на погостах (то есть местах массового скопления людей) стали строить церкви, которые впоследствии обрастали кладбищами. Таким образом, в ходе культурно-исторического развития Руси этимология слова «погост» сильно изменилась.

Городовая область в Древней Руси. Городовая область – первое местное политическое, экономическое образование на Руси. Городовая область представляет собой торговый округ и управляемый город. Самые крупные: Новгородская, Полоцкая, Черниговская, Киевская, Владимирская, Переяславская. Городские области объединяли большое количество племен, не имевших своих собственных торговых центров (т.е. городов). Таким образом, можно говорить об экономическом способе организации культурного пространства Древней Руси.

С приходом христианства понятие культурного пространства меняется. Если в язычестве природа обожествляется, то в христианской культурной парадигме отношение к природе скорее враждебно-греховное. В жизнь земную человек был отправлен в результате первородного греха. Природа перестает быть предметом поэтической мифологизации, появляется аскетическое отношение к природе. Однако, земля – творение Божье и человек должен относиться к ней бережно. Пространство начинает пониматься и трактоваться с точки зрения христианских категорий, центром пространство новой христианской культуры является Иерусалим с Гробом Господним, то есть центр един, в отличие от языческой культурной парадигмы с ее многоцентрием. Пространство делится на «хорошие», т.е. христианские земли и «плохие», т.е. языческие. (Опять же для сравнения в языческой культуре не было «хороших» и «плохих», были «свои» и «чужие»). В городах начинают выделяться сакральные, так и проклятые места, теряется моральная однородность культурного пространства. Библия начинает использоваться для обоснования своего места и его сакральности/проклятости. Русь мыслится как сакральная, Москва – Третий Рим. (Иной пример – до сих пор обостренный арабо-израильские конфликт, где одному народу согласно Библии земля дарована, а другие там просто живут).

Особенности организации городского пространства христианской культуры. Храм как центр христианского города: строился преимущественно на возвышении, к нему вели большинство улиц. Улицы в городе чисто извилисты и чисто функциональны: к церкви, к воротам, к рынку. Так же как и в языческом городе, улицы, преимущественно, не меняли ландшафт (природа творение Божье, человек должен бережно к ней относиться). Красота зависит, прежде всего, от функциональности и чистоты. Неприятие точных вещей, геометрии как особенности христианской культурной парадигмы. Это неприятие одно из причин кривых, извилистых, а не прямых и длинных улиц в городах. Отрицательное отношение к геометрии как априорно точной науки. В христианской традиции на Руси вообще культивировалось нелюбовь к точным наукам: вплоть до 18 века на Руси не было единой системы измерений, существовавшие величины были приблизительны, нередко сильно отличались даже в соседних городах. Единицы измерения зависели во многом от практических целей (большое или маленькое расстояние). Расстояние между городами измерялось по дорогам, а учитывая, что они не нарушали ландшафта, были извилистыми и кривыми, расстояние было известно лишь примерно.

 

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Борьба патрициев и плебеев. Экономика Древнего Рима
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1148 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.