Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Особенности древнеиндийской и древнекитайской философии




 

Философию Древней Индии характеризует тес­ное взаиморазвитие с буддизмом и джайнизмом.

Буддизм возник в VI в. до н. э. в Северной Ин­дии. Будда — «просветленный». Согласно буддизму человек находится в органической связи с миром. Анализу подвергается «человек, видящий предметы и переживающий психическую жизнь», а не человек и предметы сами по себе. Это так на­зываемая теория мгновенности, когда человек, его переживания внешнего и внутреннего мира являют собой комбинации мгновенных элементов. Поэтому нет ни человека, ни его Я, ни мира, ничего постоянного. Есть только вихрь элементов, подвластный неведомому закону. В буддизме важна идея спасения через по­знание пути. Путь состоит из страданий, причин страдания (это суета, омрачненность, страстность), прекращения страдания (достижение состояния покоя). Путь к прекращению страданий — карма (следствие предшествующих существований), достижение уравновешенности — нирваны (пога­шение волнений дхарм). Нирвана — это не смерть.

Джайнизм — религиозно-философское уче­ние, возникшее также в VI в. до н. э. Основателя называли Джиной, т.е. победителем над перерож­дениями. В центре — проблемы бытия человека.

Согласно джайнизму существуют две субстан­ции: джива и аджива. Джива — душа, живое. В состоянии несовершенного бытия она соедине­на с материей, теряет свои качества и повергает­ся в страдания. В состоянии совершенного бытия джива освобождается от материи и управляет сама своим бытием, в результате чего может перейти в нирвану. Аджива — неживое. Соответственно су­ществуют два вида познания: совершенное (интуи­тивное) и несовершенное.

Для человека в джайнизме обязательны жест­кие нравственные нормы (например, принцип ахинсы — нельзя причинить и малейший вред жи­вому).

Древнекитайская философия: Конфуцианство. Конфуций (551—479 гг. до н. э.) означает в переводе с латинского «Учитель Кун». Талантливый китайский педагог, создатель фило­софского учения, в основе которого лежит пробле­ма нравственного, интеллектуального, духовного совершенствования человека. Основа такого совер­шенствования — обладание жэнь — гуманностью, человеколюбием, верностью, справедливостью. Важное место занимала концепция сяо — сынов­ней любви, а в более широком понимании — почи­тание старших. Ли-этйкет — определял правила благопристойного поведения в обществе. А изме­нить плохие правила и обычаи можно было с по­мощью юе-музыки. Предполагалось, что общество должно быть устроено иерархично, в нем должно быть четкое распределение обязанностей и ответ­ственности на основе концепции чжэн мин — ис­правления имен, приведения в соответствие сущ­ности и названия. Метафора семьи переносилась и на государственное устройство. После смерти Конфуция его учение развивалось восемью шко­лами. Наибольшее значение имели школы Мэн-цзы и Сюнь-цзы.

Даосизм. Основатель этого учения — Лао-Цзы (Старый учитель). Основная книга «Лао-Цзы» была составлена последователями Дао. В отли­чие от конфуцианства (занимающегося проблема­ми нравственности и государственного управле­ния) даосизм обращается к онтологии. В центре учения стоят космос, природа, человек. Централь­ное понятие — дао — путь возникновения, су­ществования, изменения всех вещей. Пренебреже­ние Дао ведет к гибели. Лао-Цзы понимал под Дао невидимый, естественный закон сущего, который управляет материальным миром. Дао неисчерпае­мо, вечно, пусто, порождает вещи, бездействует. Дэ в даосизме напоминает европейское поня­тие «энергия». Дэ — свойство вещей, через которое проявляется Дао. Увэй — недеяние, бездействие, означает безропотное подчинение естественно­му пути. Нужно жить в Дао, соединиться с ним и посредством этого познать сущее.

В заключение обратим внимание на общие особенности древневосточного философ­ствования:

1) недуальный принцип мышления и недуальная модель мира (отсутствие противопоставления субъекта и объекта, отдельных частей мира);

2) недеяние как следствие небытия (основа — не­определенность и, как следствие, особый вид активности, например следование пути Дао);

3) принцип монизма (мир — это особая органи­ческая система, каждая часть которой пережи­вает то, что переживает целое);

4) принцип синхронности (в мире все уже есть и представлено здесь и сейчас).





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1247 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

В моем словаре нет слова «невозможно». © Наполеон Бонапарт
==> читать все изречения...

2216 - | 2176 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.