Сложность, многогранность и в то же время целостность такого явления, как общество, обуславливают необходимость рассматривать его как социальную систему и применить соответствующий (системный) подход к его изучению. Наиболее характерно это для структурно-функционального направления в социологии.
Теория социальных систем зарождается в начале 1950-х годов и обязана своим появлением на свет усилиям двух социологов — Толкотта Парсонса из Гарвардского университета и Роберта Мертона из Колумбийского университета. Хотя в работах этих двух авторов имеются значительные различия, оба они вместе могут рассматриваться как основатели школы, именуемой структурный функционализм - подход, который рассматривает общество как развивающуюся систему, каждая часть которой функционирует в связи со всеми другими частями системы. Тогда любые данные об обществе могут рассматриваться с точки зрения того, насколько они функциональны или дисфункциональны для поддержания социальной системы.
Парсонс разработал общую теорию социальных систем, пытаясь нащупать пути интеграции социологической теории с разработками в биологии, психологии, экономической и политической теории. Согласно Парсонсу, любая социальная система стабильно существует, если в ней выполняются 4 условия, т.е. каждая социальная система имеет четыре подсистемы, соответствующие четырем основным функциям, а именно — адаптации (А), достижению цели (G), интеграции (I) и поддержанию образцов или латентности (L). Парсонсом была разработана универсальная схема структурно-функционального анализа, призванная описывать и объяснять социальные системы любого уровня (от индивидуального действия и малой группы до социального института и общества в целом).
Например, с ее помощью можно выявить структурные элементы, необходимые для поддержания учебного заведения как социальной системы.
Бухгалтерия и административно-хозяйственная часть выполняют функцию адаптации, обеспечивая сотрудников и учащихся средствами для их деятельности; кадровая служба, приемная и аттестационная комиссии — ту же функцию адаптации, но уже обеспечивая приспособленность системы к потребностям общества.
Ученый совет, ректорат, деканаты — функцию целедостижения, обеспечивая организацию учебного процесса.
Коллективы (кафедры, студенческие группы, профсоюзные организации) — функцию интеграции, обеспечивая четкое распределение прав и обязанностей, единство и упорядоченность действий преподавателей, учащихся и технического персонала.
Функцию поддержания образца выполняют структуры, передающие традиции. Формально — кураторство и научное руководство, неформально — структуры, складывающиеся во взаимодействии между учащимися старших и младших курсов (ритуалы «посвящения», организация «первокурсника» и т. п.).
Общество обладает сложной многокомпонентной структурой. Эта структура имеет сложный иерархический характер, в ней в качестве основных системообразующих выступают:
1) несколько подсистем, составляющих в своей совокупности систему общества;
2) несколько структурных компонентов, тесно взаимодействуют с основными подсистемами общества и частично включены в них.
Общество функционирует и развивается в качестве единой и целостной системы, в которой органично взаимосвязаны четыре основных подсистемы:
Экономическая подсистема: производство, распределение, перемещение, обмен на рынке, экономическое стимулирование, система финансов, кредитная, банковская система. Цель подсистемы – адаптация людей к окружающей среде, обеспечивая средствами к существованию.
Социальная подсистема: социальная и этнонациональная структура, его территориальная и профессиональная структура, социально-демографические характеристики (соотношение мужчин и женщин, детей, взрослых, динамика рождаемости, смерти, продолжение жизни). Цель – объединить людей для достижения общественно значимых целей, обеспечивая координацию их действий.
Политическая подсистема: политическое устройство, режим правления, система власти, наличие политических прав и свобод, партийная система. Цель – поддержание устойчивых связей между элементами общества, социальными группами; механизм принятия решений и управление деятельностью людей.
Социокультурная подсистема: образование, искусство, религия, наука, мораль, культура и т.д. Цель – поддержание стабильности системы, обеспечивая передачу от поколения к поколению принятых форм и способов деятельности.
В процессе активной деятельности люди включаются в одну или несколько подсистем единой и целостной системы общества и, но взаимодействуя друг с другом, образуют вполне определенные структурные компоненты общества. Основными из таких компоненты являются следующие:
1) множество индивидов, являющихся неповторимыми личностями;
2) социальные статусы, занимаемые людьми в обществе;
3) социальные роли, выполняемые людьми в обществе в соответствии с их статусами;
4) социальная структура, включающая в себя социальные страты (рабочие, крестьяне, предприниматели, служащие и т.п.), территориальные, этнонациональные и иные общности;
5) социальные взаимодействия людей, обладающих определенными социальными статусами и социальными ролями и принадлежат к определенным социальным слоям, территориальным и иным социальным общностям;
6) социальные институты и организации, придающие обществу целостность и устойчивость: семья, государство, школа, церковь, милиция и т.п.
Типология обществ.
Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляет типологию. В социологии принято выделять несколько типологий.
1. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные(доцивилизованные), т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
2. Простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племена). В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов, т.е. появляется стратификация. Толчок к появлению сложных обществ дало зарождение государства (6 тыс. лет назад). Простые общества возникли 40 тыс. лет назад, они совпадают с дописьменными.
3. По способу добывания средств существования общества делятся на:
а) общество охотников и собирателей (зародилось 30-40 тыс.лет назад).
б) земледельческое общество (8-10 тыс. лет назад)
в) индустриальное общество (250 лет назад).
4. Традиционное и современное. В рамках социального эволюционизма возник ряд теорий, поставивших перед собой цель отразить поступательное развитие общества на основе сравнения его прошлого и нынешнего состояния. Первую попытку создания такой теории предпринял немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855 – 1936) в своей книге «Община и общество». Теннис использует немецкие термины Gemeinschaft и Gesellschaft, чтобы провести разграничения между традиционным и современным обществом на основе 5 основных типов социальной взаимосвязи. Понятие Gemeinschaft (община) применяется к крестьянской деревенской общине, а понятие Gesellschaft (общество) – к индустриальному городскому обществу. Основные различия между ними состоят в следующем: 1) Gemeinschaft предполагает, что люди живут в соответствии с общинным принципом и традициями взаимопомощи, а общество типа Gesellschaft основано на стремлении к личной выгоде; 2) Gemeinschaft придает основное значение обычаям, в то время, как Gesellschaft основано на формальных законах; 3) Gemeinschaft предполагает ограниченную и неразвитую специализацию, в то время, как в Gesellschaft проявляются специализированные профессиональные роли; 4) Gemeinschaft опирается на религиозные, а Gesellschaft – на светские ценности; 5) в основе Gemeinschaft лежит семья и община, а в основе Gesellschaft – крупные объединения и ассоциации (деловые круги, правительство, партии).
5. Доиндустриальное и индустриальное. Согласно французскому социологу Эмилю Дюркгейму, развитие человеческого общества проходит две фазы: 1) механической солидарности (доиндустриальное общество); 2) органической солидарности (часть доиндустриального и все индустриальное общество). Для ранней стадии, механической солидарности, характерны жесткая регламентация, подчинение личности требованиям коллектива, минимальный уровень разделения труда, отсутствие специализации, единообразие чувств и верований, господство обычаев над формальным правом, деспотическое управление, неразвитость личности, преобладание коллективной собственности. На поздней стадии, при органической солидарности, символизирующей современное общество, возрастает суверенитет отдельной личности, появляется понятие частной жизни. На смену клану приходит вначале семья, а затем трудовая организация. Индивиды группируются уже не по признакам родства, а по содержанию трудовой экономической деятельности. Место и статус человека определяют не единокровность, а выполняемая функция. Классы, заменившие собой кланы, формируются в результате смешения профессиональных организаций с предшествовавшими им семейными формами.
6. В середине ХIХ века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, различающиеся языком и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками – способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно К. Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации - первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой объявлена коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.
7. Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Её автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Когда одна стадия приходит на смену другой, изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
В доиндустриальном обществе, которое еще называют традиционным, определяющим фактором развития выступало сельское хозяйство, с церковью и армией как главными институтами. В индустриальном обществе - промышленность, с корпорацией и фирмой во главе. В постиндустриальном – теоретическое знание, с университетом как местом его производства и сосредоточения.
По мнению многих специалистов, в 70-е годы ХХ века на смену индустриальному приходит постиндустриальное общество. Правда, не везде, а лишь в самых развитых странах, скажем, в США и Японии. В постиндустриальном обществе преобладает не промышленность, а информатика и сфера обслуживания. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопровождается превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Изменяется социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение, решающим становится уровень образования и знания.
Различие трех типов обществ иллюстрирует таблица.
Сравнительная характеристика трех стадий развития общества
Отличительные признаки | Стадии общественного развития | ||
Доиндустриальное Общество | Индустриальное Общество | Постиндустриальное общество | |
Период возникновения | - 6 тыс. лет назад | - 250 лет назад | Последняя четверть ХХ века |
Ключевая сфера экономики | сельское хозяйство | промышленность | Сфера услуг (прежде всего, наука и образование) |
Организационно- технические характеристики экономики | Малопроизводительное натуральное хозяйство на базе ручного труда и примитивной техники | Массовое товарное производство на основе общественного разделения труда и машинных технологий | Высокоразвитая рыночная экономика, эффективно использующая НТР, автоматизацию и информационно- компьютерные технологии |
Основы развития | традиции | Последовательный НТП, дух предпринимательст-ва и конкуренции, свободы и демократии | Бурная НТР, теоретические знания и информация, компетентность и профессионализм, зрелая демократия |
Ведущую роль в обществе играют | Церковь и армия | Промышленно-финансовые Корпорации | Университеты (как центры научных знаний) |
Ведущие социальные группы | Священники и Феодалы | Бизнесмены | Научно-технические специалисты |
4. «Современное общество» и основные направления его развития.
В качестве основных, организующих признаков современного общества можно выделить:
(1) индивидуализм (т.е. окончательное утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации);
(2) дифференциация (появление в сфере труда огромного количества специализированных занятий и профессий, а в сфере потребления — разнообразие возможностей выбора желаемого продукта (услуги, информации и т.д.), в целом выбора стиля жизни);
(3) рациональность (т.е. уменьшение значимости магических и религиозных верований, мифов и замещение их идеями и правилами, которые обосновываются с помощью аргументов и расчетов; признаваемая всеми ценность научного познания);
(4) экономизм (т.е. доминирование экономической активности, экономических целей и экономических критериев над всей социальной жизнью);
(5) экспансия (т.е. тенденция охватывать современностью как все более широкие географические районы, так и частные сферы повседневной жизни, например религиозные убеждения, сферу досуга и т.д.).