Очень часто для описания и объяснения явлений и процессов, которые происходят в обществе, необходимо воспользоваться теориями и методами, разработанными основателями науки. Для этого нужно знать об их существовании и содержании, т. е. знать историю социологии. Знание истории социологии — это также знание тех условий, в которых создавались теоретические модели и эмпирические методики. Знание истории социологии дает представление о возможностях и ограничениях использования созданных в прошлом теорий и концепций.
Для комплексного изучения истории социологии, как и любой науки, необходимо рассмотреть три основных компонента:
1. Социально-исторические условия развития социологии, ее место и роль в культуре и общественной жизни соответствующей эпохи.
2. Эволюцию предметной области науки (т. е. круга изучаемых проблем).
3. Становление и изменение организационных форм исследовательской деятельности и структуры сообщества социологов.
Исходная проблема истории социологии — вопрос «Когда началась социология?». Современные исследователи придерживаются одной из двух основных точек зрения. Согласно первой, социология существует столько же, сколько само общество. Еще со времен далекой древности известны ученые, рассуждавшие о том, как должно быть устроено общество. Идеи Платона, Аристотеля, Фомы Аквинского, Никколо Макиавелли, Томаса Мора, и других мыслителей рассматриваются как социологические теории наряду с работами исследователей XIX-XX веков. Согласно второй точке зрения, социология сформировалась лишь в середине — конце XIX века, когда Огюст Конт, Герберт Спенсер, Карл Маркс, Эмиль Дюркгейм, Макс Вебер и другие ученые стали разрабатывать науку об обществе, противопоставляя ее, с одной стороны, традиционной философии, а с другой — таким наукам, как политическая экономия, психология, история.
Первая точка зрения предполагает, что социологией является любое ученое рассуждение о том, как устроена совместная жизнь людей. Такой подход позволяет отыскивать в самом отдаленном прошлом идеи относительно того, каким должно быть государственное устройство, как следует организовывать ведение хозяйства или воспитывать молодежь. Но подобные идеи являются частью произведений философских, как, например, диалог «Государство» Платона, теологических, как трактат «О граде Божьем» Блаженного Августина, или художественно-назидательных, как «Утопия» Томаса Мора. Все произведения такого рода и содержащиеся в них концепции можно в отличие от социологии назвать социальными учениями, поскольку 1. в них главным является изображение идеального, т. е. наилучшим образом устроенного, общества, а не исследование того, как в действительности взаимодействуют люди, как организована их совместная жизнь, 2. выдающиеся мыслители прошлых эпох опирались на собственные впечатления и учения предшественников, а не на систематическое исследование социальных процессов. Но это отличие их произведений от работ современных социологов не следует считать недостатком. Социальные учения прошлого были адекватной формой объяснения общественных явлений в свою эпоху. Различия между социологией и социальными учениями в способе изучения общества связаны с тем, что современные процессы взаимодействия и совместной жизни людей кардинальным образом отличаются от того, с чем имели дело мыслители Античности, Средневековья или эпохи Возрождения.
Вторая точка зрения по вопросу о времени появления социологии основывается на констатации того, что с середины XVIII века в Европе и Северной Америке развивались процессы, радикально изменившие характер жизни людей и ставшие социально-историческими предпосылками или факторами развития социологии как особого рода научного знания.
Во-первых, началась так называемая промышленная революция. В Античности, Средневековье и в эпоху Возрождения экономическая деятельность замыкалась в основном в родовой или соседской общине: большинство людей (до 90%) возделывали землю около своего дома, небольшая часть работала в домашних ремесленных мастерских или на небольших мануфактурах, и лишь немногие профессионально занимались торговлей, финансами, наукой и искусством. В конце XVIII — начале XIX века на основе внедрения станков, приводимых в действие водяными мельницами, а затем и паровыми машинами, было организовано производство на фабриках. Привлечение множества людей на фабрики в качестве наемных работников привело к распаду традиционного образа жизни общин. На промышленных предприятиях и в урбанистических районах вокруг них складывались новые формы взаимодействия, характеризуемые массовостью и обезличенностью.
Во-вторых, произошла серия так называемых буржуазных революций. До конца XVIII века политическая деятельность замыкалась в основном в узком кругу двора монарха — его родственников и свиты или собрания граждан — привилегированных жителей городов-республик. Однако в ходе Американской войны за независимость (1775-1783), Великой французской революции (1789-1795) и последовавших за ними других революций в Европе и Америке в политическую борьбу включились массы простых людей, прежде всего горожан, имевших собственный бизнес. Появился новый социальный слой – буржуазия, которая отвергала традиционную власть аристократии и добивались политических прав под лозунгом «Свобода, равенство, братство». Организация государственной власти на принципах демократии и распространение избирательных прав на все большее число людей привели к появлению новых форм взаимодействия: массовых политических партий и движений, агитации через прессу, политических забастовок, маршей и т. д.
В-третьих, с развитием индустриальной экономики и буржуазной демократии обострились социальные проблемы. Фабричные рабочие трудились по 12-14 (до 17-19) часов в день и, принося владельцам фабрик огромные прибыли, получали за свой труд гроши. Пользуясь отменой традиционных ограничений предпринимательства и полученными свободами, буржуазия наращивала свой капитал и не старалась поддерживать рабочих. Рабочие и их семьи жили скученно в ветхих и грязных домах. Массовая бедность, безработица, бездомность, преступность, проституция, распространение таких болезней, как туберкулез, оспа, вызывали недовольство, протесты и политические дебаты.
Для разрешения этих конфликтов требовалось точное знание того, как устроено общество, как устройство общества влияет на жизнедеятельность людей и приводит к этим проблемам. Но такое знание в новых условиях невозможно было получить путем философского диалога заинтересованных граждан, как это делали Сократ и Платон в условиях небольшого античного полиса. Невозможно было получить такого рода знание и путем рассуждения о моральном долге правителей и подданных, как это делали Блаженный Августин или Томас Мор в условиях строго иерархического общества в средневековой Европе. Процессы, в которых участвовали большие массы индивидов, борющихся за свои личные права и благополучие, потребовали нового способа познания социальных явлений. Кроме того многие явления в новых исторических условиях приобрели характер социальных явлений.
Помимо социально-исторических факторов, формирование социологии было обусловлено интеллектуальными, научными факторами. В первую очередь, к ним относятся радикальные изменения в сознании людей. Зашатались традиционные религиозные ценности. Первые социологи, многие из которых были выходцами из религиозных семей, полагали, что создаваемая ими новая наука могла бы выполнять функции религии, служить нравственнымцелям через утверждение в сознании людей четких жизненных ориентиров. Мировосприятие, прежде всего у ученых, становится иным. Лучшие мыслители того времени задались вопросами, почему приход идеалов всеобщей свободы и равенства (лозунг французской революции) был столь драматичен, почему прогресс науки и техники, зарождение просвещенного общества в противовес дикости и варварству сопровождаются столь грубыми межличностными раздорами? Никто не мог дать вразумительных, аргументированных объяснений тому, что ещё принесет развитие фабричной системы, начавшаяся борьба за передел власти, изменения в образе жизни и поведении людей.
В первой половине XIX века происходило размежевание науки и философии. В XVII—XVIII веках естествознание развивалось в виде так называемой натуральной философии, основывавшейся на представлении о законах природы как правилах некоего мирового разума. Исходя из такой картины мира ученые создавали концепции, в которых опытные данные встраивались в систему умозрительных рассуждений. Примерами подобного рода концепций могут служить «Математические начала натуральной философии» Ньютона и «Монадология» Лейбница. К середине XIX века утвердилось новое научное мировоззрение, для которого характерно представление о природных явлениях как эффектах, вызываемых движением и взаимодействием множества элементов — молекул, клеток и т. п. В рамках данного подхода ученые описывают факты, делают эмпирические обобщения и представляют закономерности как проявляющиеся связи между явлениями. В качестве примеров научных работ нового типа можно привести ставшие в конце 50-х гг. XIX века событиями в физике и биологии соответственно «Динамическую теорию электромагнитного поля» Джеймса Максвелла и «Происхождение видов путем естественного отбора» Чарльза Дарвина. Науки стали играть принципиально новую роль в жизни общества. Они институционализируютсяпосредством повсеместного создания университетов и колледжей. Возникает представление, что с помощью наук люди могут контролировать мир и даже управлять им. Особую популярность приобретают физика, биология, химия. Отнюдь не случайно при своем зарождении социология строилась по образу и подобию естественных наук.
В условиях успешного развития на основе новой картины мира естественных наук стали возникать идеи о превращении изучения общества в строго научное исследование, противопоставляемое исторически предшествующему философствовании.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бабосов, Е.М. Общая социология [Текст] / Е.М. Бабосов. – Мн., 2004.
2. Бабосов, Е.М. Социология в текстах. Хрестоматия. [Текст]. - Мн., 2004.
3. Кравченко, А.И. Социология [Текст] / А.И. Кравченко. – М., 2001.
4. Фролов, С.С. Социология [Текст] / С.С. Фролов. – М., 2004.
5. Гидденс, Э. Социология [Текст] / Э. Гидденс. – М., 1999.
6. Смелзер, Н. Социология [Текст] / Н. Смелзер. – М., 1994.
7. Социология. Энциклопедия [Текст]. – Мн., 2003.
«Социологические исследования», журнал (М., с 1974 г.).
«Социология», журнал (Мн., с 1997 г.).
Soc.lib.ru
Ecsocman.edu.ru