31. Активизация революционного движения в пореформенный период была вызвана несколькими причинами. Часть радикально настроенной интеллигенции выражала недовольство умеренным характером реформ: сохранением помещичьего землевладения, обременительными для крестьян условиями выкупа земельного надела и введением временнообязанного состояния. Поводом для активизации революционеров служили медлительность и неповоротливость правительства при претворении реформ в жизнь, а также непоследовательность самого А II, сохранение им на ведущих постах многих деятелей николаевской эпохи.
Идейным вождем революционного движения в России стал в конце 50-х — начале 60-х гг. редактор “Современника” Н. Г. Чернышевский. Он выступал в своих статьях за крестьянскую революцию, развивал идеи А. И. Герцена об общинном социализме, ратовал за создание в стране револ. орг-и. В июле 1862г. Чернышевский был арестован
В 1861 г. в Петербурге возникла тайная революционная организация. Для ее названия были взяты ключевые слова одной из статей Н. П. Огарева, помещенной в “Колоколе” — “Земля и воля”. Орг-я объединила несколько десятков единомышленников, людей из разных социальных групп и сословии: студентов, мелких чиновников, младших офицеров, выходцев из мещан, купцов, низшего духовенства, разорившегося дворянства, то есть разночинцев.
Программа “Земли и воли” включала требования созыва народного собрания и установления демокр. республики, широкого местного самоуправления, равноправия женщин. Выдвигалась также идея передачи крестьянам всей земли и объединения не только сельского, но и городского населения в самоуправляющиеся общины. Практическая деят-ть орг-и сводилась к изданию и распр-ю револ. литературы, к содействию побегам революционеров из тюрем, материальной помощи ссыльным. “Земля и воля” готовилась начать открытое выступление в 1863 г., когда, по мнению ее членов, можно было ожидать крестьянского восстания в связи с тем, что в этом году истекал срок подписания уставных грамот. Но уже в 1862 г. были арестованы наиболее активные члены “Земли и воли”. А в 1863 г. русским революционерам пришлось испытать самое горькое разочарование — не оправдались их расчеты на массовые выступления крестьян. Нужно было осмыслить случившееся. Весной 1864г. “Земля и воля” приняла решение о самороспуске.
Теория революционного народничества. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали теоретической основой своеобразного политического течения русской радикальной интеллигенции — народничества. Народники рассматривали народ, прежде всего крестьянство, как реальную полит. силу и считали своей главной задачей сделать эту силу сознательной и организованной. Они хотели поднять крестьян на революцию, которая дала бы возможность России миновать стадию капитализма и установить новый строй, основанный на принципах равенства и социальной справедливости. Наиболее крупными теоретиками револ. народничества в 70-х гг. были М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.
Бакунин - идеолог анархического крыла народничества. Он считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе. Особенно отрицательно он относился к идее о диктатуре пролетариата, считая, что она не приведет к свободе. По мысли Бакунина, гос-во диктатуры пролетариата попробует навязать крестьянам коммунизм, а это вызовет бунт всего крестьянства. Чтобы подавить его, потребуется многочисленная хорошо вооруженная армия, появятся честолюбивые генералы из пролетарской среды. Отсюда только шаг до появления диктатора. Подавив крестьянский бунт, коммунистическое государство “поручит своей бюрократии заведовать обработкой земли и выплачивать заработок крестьянам, что приведет к ужаснейшей безурядице, к плачевному расхищению и гнуснейшему деспотизму”.
Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем, но его должна была разбудить интеллигенция — “умственный пролетариат
Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего государство. Если почти все социалистические мыслители считали главной причиной всех народных бед частную собственность, то для Бакунина высшим злом являлось государство. При этом он критиковал не только буржуазное, но и любое государство, даже так называемое “народное”, к созданию которого призывали другие социалисты.
Отвергая не управление как таковое, а управление централизованное, сосредоточенное в одних руках, идущее “сверху вниз”, он предлагал взамен государства федеративную свободную организацию “снизу вверх” — рабочих ассоциаций, групп, общин, волостей, областей и народов. Свободное общество, по мысли Бакунина, — это общество, в котором осуществился бы принцип самоуправления народа.
Лавров, идеолог пропагандистского крыла в народничестве, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Он считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке. Осуществить такую подготовку могло, по мнению Лаврова, только незначительное меньшинство лучших людей общества, так называемые “критически мыслящие личности”, имеющие основательную научную подготовку. Они должны запастись терпением, идти в народ и при помощи пропаганды помочь ему уяснить его потребности и силу. Построив справедливое социалистическое общество, интеллигенция сможет “оплатить” свой “долг народу”. Ведь она смогла получить образование и другие жизненные блага, утверждал Лавров, только благодаря трудам и лишениям многих поколений народа.
Ткачев - идеолог заговорщического направления в народничестве. В отличие от других народников, Ткачев полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить социальную революцию. Революция должна принять форму переворота, который совершит строго законспирированная" организация революционеров, члены которой прошли строгий отбор и подчиняются железной дисциплине, но предварительно эта организация должна была “расшатать” существующую власть путем террора. Выступая против анархизма Бакунина, Ткачев считал невозможным разрушение государства. В ходе революции, по его мнению, должна была произойти замена старых государственных институтов на новые, революционные.
Народнические организации второй половины 1860 —начала 1870-х гг. В середине 60-х гг. под влиянием идей романа Н. Г. Чернышевского “Что делать?” сложилась организация Н. А. Ишутина — И. А. Худякова (1863-1866 гг.). Ее члены ставили перед собой задачу подготовки револ. переворота, результатом которого стало бы переустройство общества на основе коллективной собственности и коллективного труда. В 1865 г. внутри этой орг-и стала действовать группа “Ад”, которая вела подготовку цареубийства, считая, что оно послужит первотолчком “социальной революции”. В апреле 1866 г. член “Ада” Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II. Революционер был казнен, а ишутинская организация разгромлена.
На смену “ишутинцам” пришли “нечаевцы”. В 1869 г. С. Г. Нечаев основал в Москве общество “Народная расправа”. Нечаев хотел покрыть Россию сетью ячеек с железной дисциплиной, для членов которых дозволено и морально все, что служит делу разрушения старого общества и осуществления революционной цели. Он пытался насадить в “Народной расправе” атмосферу безоговорочного подчинения лидеру.
В 1869 г. в Петербурге сложился кружок “чайковцев” (по имени одного из его членов — Н. В. Чайковского). Это была группа молодежи, занимавшейся самообразованием и распространением книг Н.Г Чернышевского, П. Л. Лаврова, К. Маркса среди студенчества. В противовес “нечаевщине”, “чайковцы” строили свою организацию на принципах высокой нравственности. Члены организации сумели создать всероссийскую сеть своих групп, в которых началась революционная деятельность многих видных представителей народничества: С. Л. Перовской, С. М. Кравчинского, А. И. Желябова, М. А. Натансона и др.
Параллельно с чайковцами существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень “долгушинцы” сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.
“Хождение в народ”. В середине 1870-х годов народники пришли к выводу о том, что если не произойдет немедленный социальный переворот, то капитализм, набирающий силы, деформирует, приспособит к своему развитию крестьянскую общину. Поэтому необходимо было, по их мнению, отбросить политику и идти в народ для того, чтобы вносить в его сознание “идеалы лучшего, справедливого общественного строя”.
Состав пропагандистов был очень пестрым: “в народ” устремилась не только революционные романтики из числа разночинной молодежи, но и люди более солидного возраста — отставные офицеры, помещики, чиновники. В их рядах были и девушки из дворянских, даже аристократических семей, которые порывали с традициями и выгодами своего положения, посвящая жизнь служению революционной идее.
В 1874—1875 гг. сотни пропагандистов с дипломами врачей, инженеров, учителей, порой, чтобы завоевать доверие крестьян, переодетые мастеровыми, разбрелись по России, проникая в самые глухие ее уголки. Они толковали с крестьянами о революции и социализме. Но мужики не понимали “бар” с их господской, изобилующей иностранными словами речью. Чаще всего крестьяне первыми и доносили на них в полицию.
Власти ответили на “хождение в народ” всероссийской облавой и показательными судами над пропагандистами.
Крестьяне, жившие собственной жизнью, сообразно укоренившимся традициям и представлениям, не откликнулись на призыв пропагандистов.
“Земля и воля”. В конце 1876 г. в Петербурге возникла организация “Земля и воля”, названная так в память первого революционного объединения шестидесятых годов. Ее создателями были М.А. Натансон, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов и др. Позже в “Землю и волю” вступили В. Н. Фигнер, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов, С.М. Кравчинский. Своей целью землевольцы провозгласили переход всей земли в руки трудового крестьянства, организацию жизни общества на принципах общинного самоуправления, решения национального вопроса сообразно желанию населения. Они считали, что осуществить эти цели возможно “только путем насильственного переворота”. Для подготовки народного восстания предполагалось использовать “организаторские” и “дезорганизаторские” методы работы. Система организаторских мер предусматривала ведение пропаганды среди крестьянства и рабочих. Дезорганизаторская тактика предполагала проведение действий, ослабляющих правительство, в том числе физическое уничтожение наиболее “вредных” государственных чинов (индивидуальный террор).
Организаторская работа среди крестьян являлась продолжением народнической практики “хождения в народ”. Но при этом “летучая” пропаганда сменилась “оседлой”. Члены организации создавали в сельской местности свои поселения, совмещая пропагандистскую деятельность с работой по основной специальности — фельдшеров, учителей, агрономов. При этом у народников легальная работа зачастую отнимала столько времени и сил, что до пропаганды просто не доходили руки.
Эпоха реформ 60-х гг. 19 века изменила ход общественно-политической мысли России. С отменой крепостного права в стране возникло принципиально новое общество, основанное на формальном равенстве людей перед законом. На повестку дня встали вопросы предоставления этому обществу гражданских прав и свобод, самоуправления и народного представительства. Традиционно выделяемые в исторической науке 3 направления общественной мысли второй половины 19 века (консерваторы, либералы, революционеры) по разному подходили к решению этих вопросов. Консервативное направление обычно связывают с политикой, проводившейся под руководством Александра 3 и Николая 2.В целом консерваторы придерживались известной формулы “самодержавие, православие, народность.”, выступая за поддержку коллективистских начал в крестьянском хозяйств и проводя политику русификации окраинских земель империи.
Либеральное направление общественной мысли также было представлено в царском правительстве (Милютин и др.) Кроме того российский либерализм развивался усилиями земских деятелей Струве, Чичерина,Петрункевича. Отсчёт начала русской либеральной идиологии принято вести от конституционного проекта Сперанского.Возникшие на рубеже веков идеи наметили создание правового гос-ва. Либерализм во многом опирался на земские учреждения. В записях и проектах часто звучали просьбы выработать план либеральных преобразований, обеспечить права личности, свободу слова, созвать всероссийское земное представительское учреждение – прообраз парламента. В день своей гибели император вручил министру проект правительственного сообщения о созыве общей комиссии, намеченном на январь 1882г. Однако после убийства Александра 2 возобладала позиция консерваторов, склонивших Александра 3 на проведение охранительного курса. В целом либеральная мысль 2ой половины 19 века рассчитывала на реформирование старого строя без потрясения его основ.
32.Внутренняя политика императора Александра III.
Если в начале 1881 года получил Высочайшее одобрение проект Лорис-Меликова (так называемая «конституция Лорис-Меликова») об участии представителей от земств и значительных городов в подготовке дальнейших законодательных мероприятий, то убийство императора Александра II остановило осуществление этой государственной меры.
Обер-Прокурор Святейшего Правительствующего Синода К. П. Победоносцев
В письме от 6 марта 1881 года Победоносцев писал императору: «час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому общественному мнению, — о, ради бога, не верьте, Ваше Величество, не слушайте. Это будет гибель, гибель России и Ваша: это ясно для меня, как день. Безумные злодеи, погубившие Родителя Вашего, не удовлетворятся никакой уступкой и только рассвирепеют. Их можно унять, злое семя можно вырвать только борьбою с ними на живот и на смерть, железом и кровью. Победить не трудно: до сих пор все хотели избегнуть борьбы и обманывали покойного Государя, Вас, самих себя, всех и все на свете, потому что то были не люди разума, силы и сердца, а дряблые евнухи и фокусники. не оставляйте графа Лорис-Меликова. Я не верю ему. Он фокусник и может ещё играть в двойную игру. Новую политику надобно заявить немедленно и решительно. Надобно покончить разом, именно теперь, все разговоры о свободе печати, о своеволии сходок, о представительном собрании.»
Новый император Александр III 8 марта 1881 года провёл заседание Комитета министров с участием великих князей для обсуждения проекта Лорис-Меликова о созыве законосовещательных комиссий; на заседании с резкой критикой предположений Лорис-Меликова выступили обер-прокурор Святейшего Синода Победоносцев и глава Государственного Совета граф Сергей Строганов; Победоносцев, в частности, говорил: «Нация ожидает твёрдого и авторитетного действия и не следует приступать к таким мерам, которые уменьшают авторитет власти, дозволять обществу рассуждать о таких вещах, о которых до настоящего времени оно не имело право говорить.»
После некоторого периода колебаний, 29 апреля 1881 года императором был подписан (опубликован 30 апреля 1881 года) составленный Победоносцевым документ, известный в историографии как Манифест о незыблемости самодержавия, который возвестил об отходе от прежнего либерального курса, глася, в частности: «Но посреди великой НАШЕЙ скорби Глас Божий повелевает НАМ стать бодро на дело Правления, в уповании на Божественный Промысл, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую МЫ призваны утверждать и охранять для блага народнаго от всяких на нее поползновений.» Манифест призывал «всех верных подданных служить верой и правдой к искоренению гнусной крамолы, позорящей землю Русскую, — к утверждению веры и нравственности, — к доброму воспитанию детей, — к истреблению неправды и хищения, — к водворению порядка и правды в действии всех учреждений».
Сразу же по издании Манифеста либерально настроенные министры и сановники (Лорис-Меликов, Дмитрий Милютин, великий князь Константин Николаевич) вынуждены были подать в отставку; во главе Министерства внутренних дел 4 мая стал граф Николай Игнатьев, имевший тогда репутацию славянофила; во главе военного министерства — Пётр Ванновский. Изданный графом Игнатьевым 6 мая 1881 года «циркуляр начальникам губерний», среди прочего, гласил: «великие и широко задуманные преобразования минувшего Царствования не принесли всей той пользы, которую Царь-Освободитель имел право ожидать от них. Манифест 29-го апреля указывает нам, что Верховная Власть измерила громадность зла, от которого страдает наше Отечество, и решила приступить к искоренению его.»
«Распоряжение о мерах к сохранению государственного порядка и общественного спокойствия и проведение определённых местностей в состояние усиленной охраны» (14 августа 1881 г.) предоставлял право политической полиции в 10 губерниях Российской империи действовать согласно ситуации, не подчиняясь администрации и судам. Власти при введении этого законодательного акта в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные предприятия. Фактически в России устанавливалось чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого закона, до 1917 г.
С тех пор основные государственные задачи, завещанные преобразовательной эпохой, уже не ставились на очередь во всем их объёме. Распространение новых учреждений на области, оставшиеся ещё под действием дореформенных порядков, продолжалось, постепенно захватывая отдаленные окраины империи; но в то же время преобразованные учреждения подверглись новой переработке, на основах, не соответствовавших традициям преобразовательной эпохи.
Начало 1880-х годов ознаменовалось, впрочем, рядом важных мероприятий, отчасти уже подготовленных в предшествующее царствование. Понижение выкупных платежей, узаконивание обязательности выкупа крестьянских наделов, учреждение крестьянского банка для выдачи ссуд крестьянам на покупку земель (1881—1884) имели целью сгладить неблагоприятные для крестьян стороны реформы 1861 года. Отмена подушной подати (18 мая 1886 года), налог на наследства и процентные бумаги, повышение промыслового обложения (1882—1884) обнаруживали желание приступить к коренному переустройству податной системы, в смысле облегчения беднейших классов; ограничение фабричной работы малолетних (1882) и ночной работы подростков и женщин (1885) было направлено на защиту труда; учреждение комиссий по составлению уложений уголовного и гражданского (1881 — 82) отвечало несомненной назревшей потребности; учрежденная в 1881 комиссия статс-секретаря Каханова приступила к подробному изучению нужд местного управления, с целью усовершенствования областной администрации применительно к началам крестьянской и земской реформы.
В 1889 году для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказчики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 года было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882—1884 гг. были закрыты многие издания, упразднена автономия университетов; начальные школы передавались церковному ведомству — Святейшему Синоду.Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. Картина И. Репина (1885—1886)
В позднейшее время лишь немногие разрозненные меры были отмечены тем же направлением, как, например, законы о переселениях (1889), о неотчуждаемости крестьянских наделов (1894), об урегулировании фабричного труда (1886, 1897). Наряду с этими единичными отзвуками прежних начинаний все сильнее пробивалось другое, противоположное течение. Уже в 1882 — 84 годах были изданы новые, крайне стеснительные правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения, названные временными, но действовавшие до 1905. Затем последовал ряд мер, расширяющих преимущества поместного дворянства — закон о дворянских выморочных имуществах (1883), организация долгосрочного кредита для дворян-землевладельцев, в виде учреждения дворянского земельного банка (1885), на место проектированного министром финансов всесословного поземельного банка.
Городовое положение 1892 года заменило прежнюю систему трехклассных выборов выборами по территориальным избирательным участкам, но в то же время ограничило количество гласных и усилило зависимость городского самоуправления от администрации. В области суда закон 1885 г. поколебал принцип несменяемости судей, закон 1887 г. ограничил судебную гласность, закон 1889 г. сузил круг действий суда присяжных. В сфере народного просвещения состоялась новая университетская реформа (устав 1884 г.), уничтожившая университетское самоуправление, передача школ грамоты в руки духовенства, уменьшение льгот по образованию для отбывания воинской повинности, преобразование военных гимназий в кадетские корпуса. Был выпущен печально знаменитый циркуляр о кухаркиных детях, ограничивший получение образования детьми из низших слоев общества.
Александр III на серебряном рубле, 1894
Александр III на золотом червонце, 1892
Александр III на 25 рублях, 1909
В финансовой области попытки видоизменения налоговой системы более не возобновлялись, если не считать введения квартирного налога; начинается усиленное расширение и повышение косвенного обложения и дальнейшее усиление протекционизма (тариф 1891 г.). В состоянии государственного бюджета происходит быстрая перемена к лучшему: после грандиозных дефицитов 1881 — 87 годов начинается хроническое возрастание избытка государственных доходов над расходами. Благодаря этим избыткам были предприняты важные мероприятия в области государственного кредита и денежного обращения (конвертирование и досрочные выкупы государственных займов, реформа денежного обращения), и в области железнодорожного строительства (Сибирская железная дорога и прочее).
При помощи воспособлений от государственного казначейства широко раздвинуты обороты казённого хозяйства — увеличена сеть казённых железных дорог, вводится казённая продажа питей. Однако финансовые успехи этого периода не опирались на соответствующий подъём экономического благосостояния массы населения. Главным источником государственных поступлений являлись косвенные налоги, умножение которых и в смысле увеличения предметов обложения (новые налоги на керосин, спички), и в смысле повышения норм обложения (поднятие акциза питейного, сахарного, табачного), носило почти исключительно фискальный характер.
Наряду с ростом косвенного обложения шло повышение покровительственных таможенных пошлин, причем и косвенные налоги, и таможенные пошлины одинаково падали на наименее состоятельную часть населения. Падение уровня народного благосостояния выразилось как в безостановочном росте недоимок, так и в ужасающих бедствиях крестьянского населения в годы неурожая. Финансовая стабилизация была достигнута во многом благодаря тому, что пост министра финансов занимали при Александре III, сменяя друг друга, самые умные чиновники: Н. Х. Бунге (1881—1886), И. А. Вышнеградский (1887—1892), С. Ю. Витте (с 1892 г.)
В его царствование стали строже исполняться законы империи о евреях (иудеях): после убийства Александра II в 1881 году по стране прокатилась вызвавшая озабоченность правительства волна беспорядков, связанных с деятельностью евреев, часто явочным порядком живших в недозволенных законами местностях (иногда на основании циркуляров прежних министров внутренних дел). 11 мая 1881 года император принял в Гатчинском дворце еврейскую депутацию в составе барона Горация Гинцбурга, банкира Зака, адвокатов Пассовера и Банка, учёного Берлина; в ходе аудиенции барон Гинцбург выразил «беспредельную благодарность за меры, принятые к ограждению еврейского населения в настоящее тяжёлое время». Ввиду недовольства местного нееврейского населения, правительство приняло ряд распоряжений, в частности «Временные правила о евреях» 1882 года, направленных на выдворение незаконно проживавших евреев из таких городов и местностей: согласно действующему законодательству, они, за изъятием специально оговорённых категорий лиц, выселялись в черту оседлости; была установлена процентная норма для евреев в средних, а затем и высших учебных заведениях (в черте оседлости — 10 %, вне черты — 5, в столицах — 3 %).
По мнению историка С. С. Ольденбурга, во время правления императора Александра III во правительственных сферах наблюдались «критическое отношение к тому, что именовалось „прогрессом“» и стремление придать России «больше внутреннего единства путём утверждения первенства русских элементов страны».
В 1886 году Александр III установил в качестве национального праздника День железнодорожника. Днём празднования был выбран день рождения императора Николая I, который первым начал строительство железных дорог в России.
В царствование было спущено на воду 114 новых военных судов, в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров; русский флот занял 3-е место в мире после Англии и Франции в ряду мировых флотов — суммарное водоизмещение флота России достигало 300 тысяч тонн.
Генерал А. Ф. Редигер (военный министр в 1905—1909; в царствование Александра III служил в центральном аппарате министерства) в своих воспоминаниях (1917—1918) писал о кадровой политике в военном ведомстве того времени: «Во всё царствование императора Александра III военным министром был Ванновский, и во всё это время в военном ведомстве царил страшный застой. Чья это была вина, самого ли государя или Ванновского, я не знаю, но последствия этого застоя были ужасны. Людей неспособных и дряхлых не увольняли, назначения шли по старшинству, способные люди не выдвигались, а двигались по линии, утрачивали интерес к службе, инициативу и энергию, а когда они добирались до высших должностей, они уже мало отличались от окружающей массы посредственностей. Этой нелепой системой объясняется и ужасный состав начальствующих лиц, как к концу царствования Александра III, так и впоследствии, во время Японской войны!»
В сфере конфессиональной политики, определяющим было влияние обер-прокурора Победоносцева, который, опираясь на поддержку своих начинаний императором, стремился к усилению православной религиозности в обществе: оживилась деятельность православных миссий внутри Империи и за границей, возросло число церковных периодических изданий, тиражи духовной литературы; стимулировалось учреждение церковных братств, восстанавливались закрытые в прежние царствование приходы, шло интенсивное строительство новых храмов и основывание новых монастырей (ежегодно освящалось до 250-и новых церквей и открывалось до 10-и монастырей); 13 июня 1884 года для всех епархий Империи, кроме Рижской, а также Великого Княжества Финляндского, были утверждены «Правила о церковно-приходских школах», количество которых достигло к концу царствования 30-и тысяч с 917-ю тысячами учеников (в 1884 году — 4,4 тыс. со 105-ю тысячами учеников). В царствование Александра III количество епархий в пределах России выросло с 59-и до 64-х, викарных кафедр — с 28-и до 37-и; количество монастырей (включая архиерейские дома) увеличилось с 631-го (включая 183 женских) до 774-х (включая 252 женских); общее число членов российской Церкви выросло с 64.097.740 обоего пола — до 75.659.700 («общее приращение за означенное время составило 11.561.960 чел., в том числе 11.327.930 чрез размножение народное и 234.030 — чрез принятие под сень св. церкви из разных иных вер и исповеданий.»)
33.Внешняя политика России во второй половине XIX в.
После поражения России в Крымской войне сложилось новое соотношение сил, гегемония в Европе перешла к Франции. Россия как великая держава на время утратила влияние на международные дела и оказалась в изоляции. Интересы экономического развития, а также соображения стратегической безопасности, требовали в первую очередь ликвидировать ограничения на Черном море, предусмотренные Парижским мирным договором 1856 г. Дипломатические усилия России были направлены на разъединение участников Парижского мира — Франции, Англии, Австрии.
В конце 50-х — начале 60-х гг. произошло сближение с Францией, которая намеревалась захватить территории на Апеннинском полуострове, используя итальянское освободительное движение против Австрии. Но отношения с Францией обострились вследствие жестокого подавления Россией польского восстания. В 60-е гг. окрепли отношения России и США; преследуя свои интересы, самодержавие поддерживало республиканское правительство А. Линкольна в гражданской войне. В это же время был достигнут компромисс с Пруссией о поддержке ею требований России об отмене Парижского договора, взамен царское правительство согласилось не мешать созданию Северогерманского союза во главе с Пруссией.
В 1870 г. Франция потерпела сокрушительное поражение во Франко-прусской войне. В октябре 1870 г. Россия заявила о своем отказе выполнять унизительные статьи Парижского договора. В 1871 г. русская декларация была принята и узаконена на Лондонской конференции. Стратегическая задача внешней политики была решена дипломатическими средствами.
Россия получила возможность более активно влиять на международные дела и прежде всего — на Балканах. В 1875—1876 гг. восстания охватили весь полуостров, славяне ждали помощь России. Общественное мнение страны было настроено на поддержку братских народов. Правительство медлило, так как вмешательство в балканские события не было подготовлено дипломатически, не завершена и реформа армии. Турция тем временем с крайней жестокостью подавляла восстания.
24 апреля 1877 г. царь подписал Манифест об объявлении Турции войны. Был разработан план скоротечной кампании. 7 июля войска форсировали Дунай, вышли к Балканам, захватили Шипкинский перевал, но застряли под Плевной. Война стала затяжной, для страны это превратилось в катастрофу. Плевна пала только 28 ноября
1877 г. В условиях зимы русская армия перешла через Балканы, 4 января 1878 г. была взята София, 8 января — Адрианополь. Порта запросила мира, который был заключен 19 февраля 1878 г. в Сан - Стефано. Главным его содержанием являлось обеспечение независимости балканских народов.
Западные державы отказались его признать. В июне 1878 г. открылся Берлинский конгресс, принявший решения, значительно менее выгодные для России и народов Балканского полуострова. В России это было встречено как оскорбление национального достоинства, поднялась буря негодования, в том числе и в отношении правительства. Общественное мнение все еще находилось в плену экстремистской формулы «все и сразу». Война, завершившаяся победой и одна из немногих поддержанная народом, обернулась дипломатическим поражением, хозяйственным расстройством, обострением внутриполитической ситуации. Добро превращалось в свою противоположность.
В первые годы после войны происходила «перебалансировка» интересов великих держав. Германия склонялась к союзу с Австро-Венгрией, который был заключен в 1879 г., а в 1882 г. дополнен «тройственным союзом» с Италией. В этих условиях происходило естественное сближение России и Франции, завершившееся в 1892 г. заключением тайного союза, дополненного военной конвенцией. Впервые в мировой истории началось экономическое и военно-политическое противостояние устойчивых группировок великих держав. Неизбежным итогом должна была стать мировая война.
В «ближнем зарубежье» продолжалось присоединение и завоевание новых территорий. Теперь, в XIX веке, стремление к расширению ареала определялось в первую очередь мотивами социально-политического характера. Россия была обречена участвовать в большой политике, поэтому стремилась нейтрализовать влияние Англии в Средней Азии, Турции на Кавказе. В 60-е гг. в США происходила гражданская война, импорт американского хлопка был затруднен. Естественный его заменитель находился «под боком». И наконец, к захвату территорий толкали сформировавшиеся имперские традиции.
В 1858 и 1860 гг. Китай был вынужден уступить земли по левому берегу Амура и Уссурийский край. В 1859 г. после полувековой войны горцы Кавказа, наконец-то, были «замирены», их военный и духовный предводитель имам Шамиль взят в плен в высокогорном ауле Гуниб. В 1864 г. завершилось покорение Западного Кавказа. В результате войны 1868—1876 гг. народы и пространства Средней Азии были присоединены или признали протекторат России. В обмен на Курильские острова у Японии была приобретена южная часть острова Сахалин. В 1867 г. Соединенным Штатам за 7 млн долларов была продана Аляска. По свидетельству С. Г. Пушкарева, многие американцы полагали, что она и того не стоит.
Политическое объединение необъятной Евразийской равнины под эгидой России было завершено. Империя Российская, «единая и неделимая», «от финских хладных скал до пламенной Тавриды», от Вислы до Тихого океана заняла шестую часть земли.