Социально-экономическое развитие России в XVI веке. В середине XVI века продолжался процесс объединения российскихкняжеств в единое государство, расширение границ на Юг, Юго-восток, Востокв результате свержения ордынского ига. Территория увеличилась почти вдесять раз, население перевалило отметку в 10 млн. человек и былораспределено весьма неравномерно. Наиболее населенными были центральныерайоны от Твери до Нижнего Новгорода. Росло население городов, Москва кначалу века насчитывала более 100 тыс. жителей, Новгород, Псков - более 30тыс., в других городах число жителей колебалось в пределах 3-15 тысяч;городское население составляло около 2% всего населения. Центральные районы страны были областью развитого пашенногоземледелия с устойчивой трехпольной системой. Началось освоение черноземныхземель “Дикого поля”, отделявших Россию от Крымского ханства. При этомпрактиковалась зачастую “пашня наездом” без правильного севооборота. Внечерноземных землях использовались примитивные удобрения (навоз, зола).Основным земледельческим орудием труда оставалась соха с железнымнаконечником (ральник). Она совершенствовалась, появлялась соха с отвалом,обеспечивающая лучшую распашку и, следовательно, рост урожая. Основнымикультурами были рожь, овес, ячмень, овощные. Реже сеяли пшеницу, просо,гречиху. В северо-западных районах возделывали лен, культуру требовавшуюменьше солнца и больше влаги. В центральных районах и Поволжье от Углича доКинешмы развивалось продуктивное скотоводство. В лесных районах СевераСеверо-востока промышляли пушнину, зверя, рыбу, занимались солеварением. Набазе открытых болотных руд возникали центры железоделательного производства(Устюжна Железнопольская). Развитие городов сопровождалось развитием ремесел, углубляласьспециализация, совершенствовалось мастерство. Большое развитие получилопроизводство одежды, оружейное мастерство, обработка дерева, кож, резьба покости, ювелирное дело. Больших успехов достигло литейное дело, образцомкоторого может служить знаменитая “Царь-пушка”, отлитая мастером АндреемЧоховым в Москве на Пушечном дворе (район современного магазина “Детскиймир”) и украшенная искусными литыми изображениями в 1586 г. По сравнению с предшествующим столетием возросла торговля.Крупнейшими центрами были Новгород, Нижний Новгород, Москва, Холмогоры.Ведущую роль в торговле продолжают играть феодалы и монастыри. Формируетсякупечество из различных слоев населения. Государство наделяло крупныхкупцов привилегиями, предоставляя им судебные и податные льготы.Богатеющие купцы часто становятся крупными феодальными собственниками.Растет и ширится торговля с иноземными государствами. После присоединенияКазанского и Астраханского ханств открывается путь на Восток, в 1553 г. былоткрыт северный путь в Скандинавию и Англию из Архангельска. Во внутренней и внешней политике в XVI веке перед Россией встаетряд важных вопросов. Во внутренней политике это ограничение власти крупныхудельных князей, снижение разрушительных междоусобиц, децентрализаторскихтенденций, создание и укрепление аппарата государства. Во внешней политике- борьба с Казанским, Астраханским, Крымским ханствами, борьба за выход кБалтийскому морю, укрепление восточных рубежей, дальнейшее освоение Сибири,объединение всех земель вокруг единого центра, которым стала Москва. Внутренняя политика и реформы середины XVI века. Внутренняя политика середины XVI века. После смерти Василия III в 1533 г. великим князем стал его трехлетнийсын Иван IV. Сразу после этого развернулась борьба за московский престол:было предпринято несколько попыток свержения Ивана IV его мать - регентшуЕлену Глинскую, сначала братьями отца, затем дядей Елены - МихаиломГлинским, опиравшимся на удельных князей Бельских, Воротынских, Трубецких. Отражая выступления феодальной знати, лавируя между различнымигруппировками феодалов, правительство Елены Глинской продолжало вести курсна укрепление великокняжеской власти. Оно ограничивало податные и судебныельготы церкви, ставило под свой контроль рост монастырского землевладения,запретило покупать земли у служилых дворян. Для упорядочения финансовойсистемы в 1535 г. была проведена денежная реформа. Был уменьшен вес монеты,что устранило разнобой между московской и сохранявшейся еще новгородскойденежными системами. Началась реформа - введение местного “губного”самоуправления, выдвижение “излюбленных голов” для решения вопросовсудопроизводства, что ограничивало власть бояр-кормленщиков, управлявших наместах. После смерти Глинской череда смены власти (1539 - Шуйские, 1542 -Бельские, 1547 - Глинские) междоусобицы, убийства и разорения политическихпротивников ослабили государственную власть. Ухудшилось положениенаселения, на котором лежала основная тяжесть феодальных распрей. Борьба вокруг престола, бесконечные интриги, заговоры,жестокость не могли не оставить след в душе рано осиротевшего ребенка -будущего государя. В нем сформировались противоречивые черты характера,свидетельствовавшие о незаурядных способностях, гибком и насмешливом уме. Вто же время у него рано развились подозрительность, привычка скрывать своимысли, недоверие к людям, склонность к лицемерию, свидетельствовавшие оботсутствии родительской заботы и материнской ласки. Он рано повзрослел,пристрастился читать, получив таким образом отличное образование по томувремени, обладая по свидетельствам современников хорошей памятью. До нашеговремени дошли его письменные труды, богословского, политического содержаниясреди которых значительное место занимает переписка с князем АндреемКурбским. В ней изложены взгляды Ивана на власть, полемика против боярстваи его притязаний. Документы наполнены цитатами из религиозной литературы,иллюзиями из греческой римской византийской истории и литературы. Основнаямысль занимающая Ивана - о государственном порядке, о божественномпроисхождении царской власти (“Несть власти аще не от бога. Всяка душавластем предержащим да повинуется”), о гибельных следствиях разновластия ибезначалия. Первым шагом на пути укрепления власти становится венчание Ивана IV нацарство, проведенное митрополитом Макарием в 1547 г. Это по тогдашнимпонятиям резко возвышало Ивана над русской знатью и уравнивало его сзападноевропейскими государями. Первые шаги государя московского направленына достижение компромисса между феодалами. Создается “Избранная рада”(названная так А.Курбским), в которую входят представители разных сословийиз приближенных царя. В 1549 г. создается Земский собор - совещательныйорган, в котором представлена аристократия, духовенство, “государевы люди”,позднее избираются представители купечества и городской верхушки. Продолжается реформирование, ограничение власти феодалов. В 1550 г.принимается Судебник, закрепляющий ограничение власти наместников,отменяющий податные льготы монастырей. Создается стрелецкое войско -зачатки будущей армии. В стрельцы могли поступать свободные люди, за службустрелец получал земельный надел, не имеющий надела получал денежное ихлебное жалование. Помимо создания стрелецкого войска принимается “Уложениео службе”, регламентирующее военную службу дворян, за которую такжевыплачивалось жалование. Все это требовало от казны денег. Была проведенареформа налогообложения, ограничивающая льготы феодалов. Создается системаприказов, в основе которой лежали принципы неразделимости судебной иадминистративной властей. Усиление государства во главе с царем, ослабление позиций феодальнойзнати вновь ставит вопрос о месте церкви в обществе и государстве. В 1551г. был собран так называемый Стоглавый собор, утвердивший, освятившийСудебник и одобривший проводимые реформы. Между церковью и царской властьюдостигается компромисс. Проводимые реформы, ограничивающие власть феодалов встречают ихсопротивление, несогласие с царской политикой, неподчинение воле царя.Проблемы централизации и укрепления власти, борьба с оппозицией принимаютсамые ужасные, кровавые формы. Реформы середины XVI века. Иван 4-й сформировал из преданных ему людей новое правительство,которое стали называть Избранной радой. В его состав вошли некоторыедворяне и старомосковские бояре, заинтересованные в возвышении Москвы.Руководителем Избранной рады стал любимец царя дворянин Алексей Адашев.Большую роль в ней играли придворный священник Сильвестр и сверстник Ивана,друг его детства, князь Андрей Курбский. Избранная рада проводила политику централизации государства, стремясьпримирить интересы всех бояр, дворян и духовенства. В феврале 1549 года в кремлевском дворце собрались представители бояр, высшего духовенства и московских дворян. На этом “соборе примирения” Иван 4-й выступил с речью. Он обвинил бояр в злоупотреблениях и призвал всех ксовместной деятельности по укреплению единства Российского государства. Этобыл первый Земский собор - собрание представителей сословий. В дальнейшемИван 4-й собирал Земские соборы для решения всех важнейших государственныхвопросов. Кроме бояр,дворян и духовенства, в них участвовали представителииных сословий: купцы и ремесленники. В России установилась сословно-представительная монархия. Внешняя политика России. Опричнина. Внешняя политика России. Вторая половина XVI века прошла в дипломатических и военных попыткахликвидировать очаг агрессии в Казани. Однако они не увенчались успехом.Ставленник Москвы Шиг-Алей не сумел удержаться у власти, а два похода в1547-48 и 49-50 годах не увенчались успехом. Только к 1556 году в результатеосады и последующего подавления выступлений удмуртов, чувашей, марийцевКазань была превращена в русский административный и торговый центр. В 1556году к России было присоединено Астраханское ханство, в 1557 г. в составгосударства вошли башкиры. В том же году России присягнул глава БольшойНогайской Орды мурза Измаил. Завоевание Казани создало оплот для дальнейшего продвижения наВосток, к богатствам Урала и Сибири, издревле привлекавших вниманиероссиян. В 1574 г. купцы Строгановы получили от Ивана IV грамоту навладения землями по реке Тобол. В 1581 г. на свои средства они снарядилиэкспедицию казаков под предводительством Ермака, насчитывавшую до 1000человек. В результате многолетних походов, сражений с сибирским ханомКучумом была завоевана Тюмень, земли в пойме Тобола и Иртыша. К концустолетия к России были присоединены земли в низовьях Оби от Иртыша доЛедовитого океана. На новые земли устремился поток торговых людей, казаков,беглых крепостных, свободных людей в поисках лучшей жизни вдали от царскойвласти с распрями, междоусобицами и кровопролитием. Устойчивые торговые отношения с Западной Европой, с голландскими,английскими, ганзейскими купцами ставили вопрос о выходе к Балтике. Вовторой половине века сложилась благоприятная обстановка для войны заЛивонию, представлявшую тогда скорее географическое, чем политическоепонятие. Война началась успешными действиями русских войск в 1558 г. Быливзяты Нарва, Дерпт (Тарту), войска вышли к балтийскому побережью. Ониразвивали успешное наступление на Ревель (Таллинн), Ригу, дошли до границВосточной Пруссии и Литвы. Однако, под давлением изменившихся внешних ивнутренних обстоятельств Иван IV согласился на летнее перемирие в 1559 г.Объединение Польши и Литвы, измена и побег командующего войсками князяКурбского во многом обусловленная кровавой внутренней политикой ИванаГрозного привели к ряду поражений. Война приняла затяжной характер. Черезпочти 25 лет было заключено перемирие в результате которого были утраченыпрактически все завоевания в Прибалтике. За Россией сохранился небольшойучасток балтийского берега в устье Невы. Освобождение от иноземного ига наряду с созданием государстваспособствовало подъему национального самосознания. Русское населениегосударства осознавало свое этническое единство. В стране все большеутверждалось понятие “Россия” и производное от него “российский”, которыеупотреблялись для определения всей страны и ее населения. Слово “русский”стало применяться для обозначения принадлежности к русской народности, аслово “российский” употреблялось для обозначения к принадлежности кРоссийскому государству. Окончательно это утвердилось в начале XVII века. Опричнина. 2 февраля 1565г. Иван Васильевич торжественно въехал в столицу, а надругой день объявил духовенству, боярам и знатнейшим чиновникам обучреждении опричнины. Что же такое опричнина Ивана Грозного? Термин “опричнина” происходитот старославянского “опричь” - кроме, поэтому опричников называли ещекромешниками. В Древней Руси опричниной называли ту часть княжества,которую после смерти князя выделяли его вдове “опричь” всех уделов. Царскаяреформа включала три группы мероприятий: 1.В системе централизованного государства Иван Васильевич выделил“опричь” всей земли значительные территории на западе, севере и юге страны,которые и составили его особое личное владение- государев узел илиопричнину. Верховное управление и суд в государевом уделе осуществлялаопричная Боярская дума. В опричнину вошли города Можайск, Вязьма, Козельск,Перемышль, Суздаль, Шуя, Галич, Юрьевец, Вологда, Устюг, Cтарая Русса и рядвысокодоходных волостей. К опричнине отошли важные торговые пути на север ивосток, основные центры соледобычи и стратегически важные форпосты назападных и юго-западных границах. Из всех городов, уездов, волостей и сулиц, перешедших в государственный удел, надлежало насильственно выселитьвсех князей, бояр, дворян и приказных людей, если они добровольно незаписывались опричниками. 2.Для своей охраны государь создал из князей, бояр, дворян и детейбоярских гвардию телохранителей. Первоначально опричный корпус не превышал1000 человек, но вскоре особое войско было доведено до 5000 человек. Отборопричников производил сам Иван Васильевич в торжественной обстановке вБольшой палате Кремлевского дворца. Каждый опричник отрекался от своихродных и обязывался служить только царю. За все это государь жаловал всехотобранных имениями и землей в тех городах и волостях, откуда выселялиськнязья, бояре, дворяне и приказные люди, не пожелавшие вступить вопричнину... Опричники носили черную одежду. К седлу они прикреплялисобачью голову и метлу. Это были знаки их должности, состоявшей в том,чтобы выслеживать, вынюхивать и выметать измену и грызть государевыхзлодеев - крамольников. Князь Курбский в своей Истории царя Ивана пишет,что царь со всей Русской земли собрал себе “человеков скверных и всякимизлостью исполненных” и обязал их страшными клятвами не знаться не только сдрузьями и братьями, но и с родителями, а служить единственно ему и на этомзаставлял их целовать крест. 3.Та часть государства, которая осталась за пределами государева удела- опричнины, стала именоваться земщиной. Текущими государственными деламиздесь по прежнему занималась земская Боярская дума и приказы, но частьдьяков царь взял в опричнину. Высшей инстанцией и в судебных делах, и вобласти международных отношений, как и прежде, был царь. 4 февраля 1565г., т.е. на второй день после учреждения опричнины,началась новая полоса жестоких расправ за “великие изменные дела” с теми,кто до сих пор исправно служил государю. Одних бояр и князей казнили,других постригли в монахи и сослали в отдаленные монастыри и т.д. Имуществовсех опальных было конфисковано. Опричники громили боярские дома,растаскивали имущество, угоняли крестьян. Есть все основания думать, что опричники расправлялись с неугоднымицарю лицами!.. Очевидно, царь видел в своем двоюродном брате Владимире Старицкомглавного противника. В 1556 г. он отобрал у своего кузена в орпичнинузначительную часть его удела. Таким образом Иван Грозный лишил старицкогокнязя последней опоры - поддержки старицких феодалов. Итак, главная цельведения опричнины- борьба с пережитками политической децентрализации. Опричный террор наносил безжалостные удары не только по боярской икняжеской знати, но и по всему населению тех владений, куда врывалисьопричники, где они бесчинствовали и грабили “всех и вся” без какого-либоразбора. Опричнина была в руках царя мощной военно-карательнойорганизацией. Естественно, что опричнина очень скоро вызвала недовольство иозлобление против царя не только среди феодальных верхов, но и в массепростого народа...... Александрова слобода стала второй столицей Российскогогосударства. В ней Иван 4 прожил семнадцать лет, замаливая с опричникамигрехи перед Богом и продолжая чинить суд и расправу над своимипротивниками. Государь уничтожил много честных, нужных России людей (делобоярина Федорова; убийство митрополита Филиппа; убийство старицкого князяВладимира Андреевича и др.) На Земском соборе в 1566 году группа князей и бояр обратилась к царю счелобитной, в которой просила отмены опричнины. Грозный ответил на этоусилением кровавого террора. Около двухсот челобитчиков было казнено.Против опричнины выступило высшее духовенство. Его недовольство быловызвано стремлением царя полностью подчинить церковь государству и отнять умонастырей часть их земельных владений. Митрополит Филипп открыто осуждалдействия опричников. Однажды в Успенском соборе он гневно спросил царя:”Докаких пор будешь ты без вины проливать кровь верных людей?!..” Пораспоряжению Грозного Филиппа сослали в монастырь. Через некоторое время онбыл задушен в келье главарем опричников Малютой Скуратовым. Братоубийство вызвало смутные толки в народе, и тогда очень кстатипоявился безымянный донос о том, что новгородцы замышляют измену инамереваются “отдаться под власть Литовского княжества”. В конце 1568г. Иван Грозный с сыном Иваном возглавил карательнуюэкспедицию в Новгород. Втайне подготовленный поход 15 - тысячного опричноговойска по родной земле был отмечен проявлением крайней жестокости царя ибессмысленным кровавым и разбойным разгулом его слуг- опричников. Былиразграблены Клин,Тверь и Торжок. В самом Новгороде безудержная расправанад горожанами продолжалась 40 дней. За это время из церквей и монастырейбыли изъяты все ценности, опричники избивали и грабили всех подряд, неразбирая правых и виноватых. Потом царь направился в Псков. Псковичампосчастливилось избежать погрома, но не казней. Царь ушел из Пскова,прихватив церковную казну. Новгородско - псковский поход Грозного нанесбольшой урон наиболее развитым районам России и этим ухудшил ееэкономическое и военное положение. Самые скромные подсчеты числа казненныхв Новгороде говорят о 2-х - 3-х тысячах жертв. Многие знатные новгородцы были под стражей отправлены в Александровуслободу. 5 месяцев велось следствие, результаты которого стали известнылетом 1570г., и неожиданно в число обвиняемых по делу о “новгородскойизмене” попали многие из руководителей самих опричников. Жестокой казниподверглись фактически глава опричнины Алексей Данилович Басманов и его сынФедор, любимец царя и др. Тогда в течение нескольких дней было казненосвыше 100 человек. В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителейстраны крестьян - еще больше ухудшилось: возросла не только барщина, нонаряду с ней увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина,ударяя одним концом по вельможной знати, еще сильнее ударила покрестьянину и посадскому человеку, причинив им неисчислимые беды. В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность,но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. ИванГрозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутомупоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории,опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди былиобъединены, восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земскиеполучили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и послеопричнины. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось впериод опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же деди отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А ихвнук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора,обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия. Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловещапереплетя новое со старым. Политика укрепления центральной властипроводилась в весьма архаичной форме, и нередко под лозунгом возврата кстарине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданиемнового, государева удела - опричнины и системы дублирующих друг другаприказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины. Безудержноестремление Грозного к усилению личной власти и его варварские методы борьбыс политическими противниками накладывали на все мероприятия опричных летужасающий отпечаток деспотизма.
13.Эпоха «Смутного» времени Смутное время (1598-1613) в истории Отечества характеризуется слабостью государственной власти и неподчинением окраин центру, самозванством, гражданской войной и интервенцией, «великой разрухой Московского государства».
ПРИЧИНЫ:
1. Опричнина Ивана Грозного, показавшая обществу его бесправие перед произволом царской власти(произвол царской власти).
2.Стремление различных слоёв общества улучшить свое сословное положение (крепостные крестьяне - отмены крепостного права, дворяне - продвижения по службе за личные качества, а не за знатность рода и т.д.)
3. Представление народа, что власть в стране должна принадлежать только «природному царю» (династия Рюриковичей), а не выборному, - что было почвой, питавшей самозванство.
Условия, способствовавшие развитию Смуты:
1)борьба боярства за ограничение власти царя
2)падение нравственности (по мнению современников)
3)боярские опалы, неурожаи, голод и мор в период правления царя Бориса Годунова (1598-1605)
4)активность казачества
5)вмешательство Польши и католической церкви во внутренние дела России.
Краткий хронограф Смутного времени
1598 - Пресечение династии Калиты. Начало правления Бориса Годунова.
1601 -1603 - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности в России.
1605 - Смерть царя Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I.
1606-1610 - Царствование Василия Шуйского.
1606-1607 - Крестьянское восстание под руководством И. Болотникова.
1607 - Начало военных действий Лжедмитрия II.
1609 - Втягивание в гражданскую войну Швеции и Польши. Начало польской интервенции1610-1613-Свержение Василия Шуйского, «Семибоярщина» до 1613г..
1611-1612- Первое и второе ополчения, освобождавшие Москву от польских интервентов.(Минин и Пожарский).
1613 - Установление династии Романовых земским собором.
Последствия смуты:
1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского собора (за царствование Михаила Романова (1613-1645) известно 10 созывов Земского собора)
2. Экономическая разруха и обнищание народа
3. Ухудшение международного положения государства и потеря ряда территорий за годы Смуты (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - Швеции)
4. Воцарение новой династии Романовых (1613-1917).
Расстройство местничества ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства.
14.Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Соборное уложение 1649г.
Первые Романовы стремились внести элементы централизации и в социальную политику. Правительства выполняли функцию арбитража во всех социальных конфликтах, вмешиваясь не только в меж- и внутрисословные отношения, но нередко даже во внутриродовые споры или церковные дела.
Все сословия обязаны были служить государству и отличались лишь характером возложенных на них повинностей. Население делилось на служилых и тяглых людей.
Во главе служилого сословия стояло около сотни боярских фамилий- потомков бывших великих и удельных князей. Они занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении, но постепенно в течение XVII века их позиции теснили выходцы из средних служилых слоев. Шло слияние бояр и дворян в один класс «государственных служилых людей». По своим социальным и национальным корням этот класс отличался заметной пестротой. В него входили потомки князей и их слуг, выходцы из тягловых сословий, дети священников, купцов, казаков, выходцы из Литвы, крещеные татары. Первоначально доступ к государственной службе был открыт всем свободным людям. По мере складывания государственной организации класс служилых приобретал все более замкнутый характер.
Дворяне получали за службу поместья из государственных земельных фондов. Потомки вотчинников, в свою очередь, активно привлекались к государственной службе. Это вело к стиранию граней между вотчинным и поместным землевладением. В то же время велика была имущественная дифференциация среди дворянства. Ее усиливала нехватка людских ресурсов.
Переходы крестьян из одного поместья в другое связывались, как правило, с переманиванием их более состоятельными, чем прежние, владельцами. Это подрывало хозяйство конкретных местностей, а значит и способность отдельных дворян надлежащим образом исполнять свои военные обязанности. География страны, становясь все обширнее, вызывала миграцию на новые земли, часто бесконтрольную, когда страдала система государственных налогов. Ничего лучшего, нежели юридическое прикрепление людей, правительство в тех условиях придумать не могло. При этом на практике к тем, кто бежал на новые окраины, серьезных мер чаще всего не применялось.
Прикрепление крестьян к земле имело сильнейшие социальные последствия. Не было обеспечено четкой юридической регламентации отношений между помещиками и крестьянами, что открывало широкие возможности для помещичьего произвола. Государство не отказывалось видеть в лице владельческих крестьян своих подданных, пыталось влиять на отношение к ним землевладельцев, но полностью контролировать эту сферу было не в состоянии. Практика распоряжения личностью крепостных со стороны помещиков неуклонно нарастала, хотя в ХVII веке еще далека была от размеров «критической массы».
Значительно благоприятней было положение государственных и дворцовых крестьян, сохранивших полноценное самоуправление и (в отличие от владельческих) несших только одно тягло - в пользу государства. Их доля среди всего крестьянства была преобладающей.
Социальная политика правительства в то время определялась в значительной степени демографическими проблемами. Занимая площадь, превышающую размеры всей Западной Европы, Россия к середине ХУII века имела не более 10 млн. жителей, в то время как Франция-18 млн., Австрия -14 млн., Италия -11,5 млн. Осваивать новые земли, пополнять казну, содержать боеспособную армию без решения проблемы народонаселения было невозможно.
Юридическое закрепление на местах касалось не только помещичьих крестьян, но и некоторых категорий посадского населения. По большому счету, перед лицом государства не более свободными, чем крестьяне и горожане, были и дворяне, связанные обязательствами пожизненной государственной службы Социальная структура общества, отрабатываемая в интересах государства, принимала на себя отпечаток некоей мобилизационной модели, когда за каждой общественной группой закреплялось определенное место в общегосударственной структуре.
Нужно отметить, что внедрение этой модели вовсе не означало тотального преобладания силовых методов в социальной политике правительства. Центральная власть применяла гибкую тактику. Учитывались местные условия, а с ними привычки и настроения так называемых инородцев. И в отношении к русскому населению использовались уступки, дарились сословные права и привилегии. Показательный пример-казачество. Казачья вольница поначалу доставляла массу хлопот московским властям, поскольку влекла беглых крепостных из центральных районов, мало церемонилась в выборе промыслов, игнорировала царские указы. В дальнейшем, однако, установился прочный союз казачества с государственной властью.
Этот феномен имеет две стороны: во-первых, наглядно проявившуюся гибкость царского правительства в социальной политике и, во-вторых, государственное организующее начало, возобладавшее у казачества в условиях ничем не ограниченной вольницы.
Казаки объединялись в военно-демократические организации, управляемые на местах выборными старшинами. Московское правительство признало за казаками право на владение землей, оказывало им помощь провиантом, деньгами и оружием. Казачество обязывалось нести пограничную службу на рубежах Русского государства. В течение всего XVII века оно вело непрекращавшуюся ожесточенную борьбу с турками, крымскими татарами, ногайцами. Пополняясь за счет самых энергичных, легких на подъем людей, казачество являлось концентратом национальной энергии. Казаки в XVII веке были равны между собой в правах, не имели существенных социальных различий. Это было братство сильных и отчаянных мужчин. Имея добровольное, мобильное, хорошо обученное, яростное в бою казачье войско, Россия получала немалые преимущества в военно-политическом противостоянии со своими воинственными соседями. На Западе явления, подобного казачеству, не было.
В XVII веке казаки, пользуясь вольной жизнью, нередко пускались в рискованные предприятия. Они производили опустошительные набеги на берега Крыма и Турции; в 1637 году донцы, объединившись с запорожцами, взяли мощную турецкую крепость Азов. В 1668 году казачий атаман Степан Разин затеял поход в Персию, желая повторить подвиг Ермака, положившего к ногам царя Сибирское ханство, но потерпел неудачу. Зная, что придется держать ответ за авантюрную акцию, Разин - отчаянный человек - поднял брожение, которое удалось остановить только через три года. Он выступил под именем «царевича Алексея», то есть стал самозванцем. Без самозванства, попыток использования атрибутов законности привлечь достаточное количество сторонников в то время было невозможно: народная психология была связана с прочным государственным инстинктом.
Проблема нехватки людских ресурсов решалась правительством разнообразными способами. В ходе многочисленных войн русские войска приводили немало пленных,. режим их содержания был мягким, масса пленных шведов, поляков, литовцев успевала осваиваться в русских городах и селах, оставалась в России на постоянное жительство. Их дети от местных матерей росли русскими по языку и сознанию.
В Московском государстве не было сильной и самостоятельной буржуазии - такой, как в Европе. Конечно, в Москве и торговых городах (Новгород, Псков, Ярославль, Нижний Новгород, Астрахань) имелись богатые купцы, но на политическое влияние они не претендовали. Русские купцы, промышленники, ремесленники организовывались в «сотни», контролируемые правительством.
Влиятельным сословием в XVII веке было духовенство, являвшееся наиболее образованной категорией населения и державшее в своих руках такие сферы, как просвещение, культура, идеология.
Немало людей входило в низшие слои служилого класса- однодворцы, стрельцы, пушкари, ямщики и др. Особую прослойку общества составляли монахи и монастырские слуги. Были и такие, кто относился к «гулящим», находился вне крестьянских и посадских общин, не нес «государева тягла» - наемные рабочие, скоморохи, нищие, бродяги и т. п.
Соборное уложение
После смуты при Михаиле Федоровиче борьба с результатами этой смуты — экономическим расстройством и деморализацией — была неудачна. В XVII в. все обстоятельства общественной жизни вызывали общую неудовлетворенность: ни один слой населения не был доволен своим положением. Масса челобитий того времени ясно показывает нам, что не частные факты беспокоили просителей, а что чувствовалась нужда в пересоздании общих руководящих норм общественной жизни. Просили не подтверждения и свода старых законов, которые не облегчали жизни, а их пересмотра и исправления сообразно новым требованиям жизни, — была необходимость реформ.
К делу составления кодекса были привлечены выборные люди, съехавшиеся на собор из 130 (если не более) городов. Среди выборных насчитывалось до 150 служилых и до 100 тяглых людей. Московских же дворян и придворных чинов на соборе было сравнительно мало, потому что от них теперь потребовали также выборных, а не допустили их, как прежде допускали, поголовно. Дума и освященный собор участвовали в полном своем составе. По полноте представительства этот собор можно назвать одним из удачнейших.
Уложение состоит из 25 глав и почти тысячи статей и затрагивает все сферы государственной жизни. Отметим следующие изменения: 1) отменяет урочные лета для сыска беглых крестьян и тем окончательно прикрепляет их к земле. Отвечая этим настоятельной нужде служилого сословия, Уложение проводит тем самым крупную реформу одной из сторон общественной жизни. 2) запрещает духовенству приобретать вотчины. Еще в XVI в. шла борьба против права духовенства приобретать земли и владеть вотчинами. На это право боярство да и все служилые люди смотрели с большим удовольствием. И вот сперва в 1580 г. было запрещено вотчинникам передавать свои вотчины во владение духовенства по завещанию "на помин души", а в 1584 г. были запрещены и прочие виды приобретения духовенством земель. Но духовенство, обходя эти постановления, продолжало собирать значительные земли в своих руках. Неудовольствие на это служилого сословия прорывается в XVII в. массой челобитных, направленных против землевладельческих привилегий и злоупотреблений духовенства вообще и монастырей в частности. Уложение удовлетворяет этим челобитьям, запрещая как духовным лицам, так и духовным учреждениям приобретать вотчины вновь (но прежде приобретенные отобраны не были). Вторым пунктом неудовольствия против духовенства были различные судебные привилегии. И здесь новый законодательный сборник удовлетворил желанию населения: им учреждается Монастырский приказ, которому с этих пор делается подсудным в общем порядке духовное сословие, и ограничиваются прочие судебные льготы духовенства. 3) уложение впервые со всей последовательностью закрепляет и обособляет посадское население, обращая его в замкнутый класс: так посадские становятся прикрепленными к посаду. Из посада теперь нельзя уйти, зато и в посад нельзя войти никому постороннему и чуждому тяглой общине.