1. Е. Замятин в своей антиутопии «Мы» описывает общество, где поклонение всему техническому и математическому доведено до абсурда. Писатель стремится предупредить людей о том, что технический прогресс без соответствующих нравственных законов может принести страшный вред. В его Едином Государстве, несмотря на высокий уровень развития науки и техники, искажены общечеловеческие понятия о добре и зле, отрицается творческое начало в человеке, ценность человеческой личности. Автор показывает нам государство, представляющее собой огромный слаженный механизм, который работает в точном соответствии с расписанием, запрограммированным скрижалью. Люди в этом обществе –мелкие винтики, на которых держится вся конструкция Единого Государства. Они лишены человеческого «Я», и это автор подчеркивает тем, что не дает героям своего романа имен. Главная черта Единого Государства - это отсутствие свободы, собственного «Я». Замятин показал ужасную ситуацию, когда отношение к человеку как к «одному из» вызывает обесценивание человеческой жизни. Вспомним эпизод, в котором гибнут люди при испытании «Интеграла». Ужасает отношение к погибшем: чего беречь кого-то одного, если его легко заменить другим. Обезличивание людей привело к тому, что все жители Единого Государства похожи друг на друга, даже думают одинаково.
Замятин изображает в романе государство, в котором, на превый взгляд, решены насущные проблемы. Здесь все сыты, одеты, у каждого есть свое жилье, все имеют работу. Человеку подчинены все природные стихии. К тому же государство освободило граждан от необходимости принимать решения, делать выбор, тем самым сняв с него тяжелейшую ношу человеческого существования. Но людям пришлось заплатить за «стопроцентное счастье» утратой личности, отказом от отцовства и материнства, потерей культуры, изгнанием за пределы города, за стену живой природы, а главное – несвободой.
В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно автор выбрал такой исторический период в жизни нашей страны, как Великая Отечественная война. Писатель считал, что война со всей остротой выявила проблемы современности, обнажила основные противоречия эпохи. Гроссман рассказывает не столько о столкновении армий, сколько о столкновении различных взглядов на жизнь, на судьбу человека и народа.
Главный конфликт романа — конфликт народа и государства, свободы и насилия. Сталинградское сражение определило исход войны, но молчаливый спор между победившим народом и победившим государством продолжался. «От этого спора зависела судьба человека, его свобода», — пишет В. Гроссман. Показательны размышления героя романа Крымова, когда он, арестованный, ловит себя на мысли, что ненавидит пытающего его особиста больше, чем немца. Показав слабость человека, неумение противостоять силе тоталитарного государства, Василий Гроссман вместе с тем создает образы поистине свободных людей. Таков, например, Греков — выразитель не только национального, но и всечеловеческого свободолюбивого духа. Пробуждению личности способствовала сама атмосфера воюющего Сталинграда, атмосфера «естественного равенства, которое так сильно» именно здесь. Необычные условия войны и сознание того, что от сталинградцев зависит ее исход, судьба России, создавали атмосферу равенства, проблеск той свободы, о которой давно мечтали. Сам писатель сполна изведал трагическую сложность конфликта человека и государства в сталинскую эпоху. Поэтому он знает цену свободы: “Только люди, не испытавшие на себе подобную силу авторитарного государства, его давления, способны удивляться тем, кто покоряется ей. Люди, познавшие на себе подобную силу, удивляются другому — способности вспыхнуть хоть на миг, хоть одному гневно сорвавшемуся слову, робкому, быстрому жесту протеста”.
Национализм
Известный писатель А. Кондратьев писал, что смешение языков, рас, культур шло на протяжении веков. Нет высших и низших рас, нет «культурных» и «варварских» языков, нет «целиком самостоятельных» и «полностью заимствованных» культур. Для нас, людей 21 века, знающих своё прошлое, каждый человек на земном шаре принадлежит к единой семье – ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ.
Учёный, публицист Д.С. Лихачёв считал, что «национализм – это проявление слабости нации, а не её силы». По его мнению, заражаются национализмом слабые народы. Великий же народ со своей большой культурой, национальными традициями обязан быть добрым, особенно если с ним соединена судьба малого народа.
Л. Жуховицкий в своём очерке рассказал о том, как в Москве был жестоко избит сержантами милиции Герой России, испытатель самолётов и космических аппаратов Магомет Толбоев. Избили только за то, что хотели тщательнее проверить «лицо кавказской национальности». Благодаря журналистам, эта история стала известной общественности. Перед потерпевшим извинились. Но автор спрашивает: «А если бы на месте Толбоева оказался простой человек?»
Проблема национальной вражды особенно остро поставлена в повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая». Автор показывает нам трагические события 40-х годов ХХ века, связанные с переселением детских домов на Кавказ, на территории, «освобожденные» от местных жителей – чеченцев. Месть людей, насильственно выселенных с земли их предков, обрушивается на ни в чём не повинных людей, в том числе на детей. Мы видим, как зверское убийство разлучает братьев-близнецов Сашку и Кольку Кузьменышей. Символично, что в конце повести Колька называет родным братом чеченского мальчика Алхузура. Так автор убеждает нас в том, все народы – братья, что гуманное человеческое начало сильнее зла, что власть, разжигающая национальную рознь, совершает преступление против человечности и человечества.
(А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».) Дети — русский Колька и чеченец Алхузур — стали настоящими братьями вопреки тому безумию, которое творили взрослые в стране, на Кавказе. Маленький чеченец чувствовал, как тяжело Кольке после страшной гибели его брата Сашки, он полон сострадания. Только такая знакомая братская помощь помогла Кольке вернуться к жизни. Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. Он размышлял как истинный интернационалист: разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, никто никого не убивал, чтобы все люди жили дружно, одной семьей.
(А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».) Алхузур отрекся от собственного имени, спасая друга: он назвал себя Сашкой. Его мудрый поступок совершил ожидаемое чудо: Колька поднялся, но уже ничто не заставит его увидеть в чеченце врага.
(А. Приставкин «Ночевала тучка золотая».) В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга. Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди».
К.М. Станюкович «Максимка»
История спасения матросами маленького негра, впоследствии названного Максимкой, показывает, что каждый имеет право на свободу, любовь и заботу.
С. Довлатов «Понадобилось мне...» (из цикла «Сентиментальный марш»)
Кеннет Бауэре, герой очерка, всех людей мира разных национальностей считает своими родственниками, братьями, и учит этой мудрости окружающих.
Ю. Бондарев «Берег»
Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
Красота (Существует ли у человечества единая истинная религия, которой движется каждая частичка Вселенной? Сила, способная подняться над временем и тленом, вдохновляя смычок музыканта, кисть художника, лиру поэта? Ей одной дана власть над прекраснейшими чувствами человеческих душ. Эта сила - красота. Человеку свойственно стремление к прекрасному, к тому, что кажется ему совершенным, к красоте, которую можно увидеть, услышать, почувствовать. Пусть на земле бесконечно много людей, пусть каждый из них понимает красоту по-своему, - всех их, без исключения объединяет одно: бесконечная, неограниченная власть прекрасного, божества поколений.)- Вступление, заключение