Присутствие на международной арене и участие в решении конкретных международных проблем диктует для государств необходимость вступать в разнообразные политические и иные отношения с другими государствами, заключать МД, причем сообразуясь не только с нормами собственного национального законодательства, но и с принципами и нормами МП. Чтобы избежать коллизии, следует иметь такое национальное право, которое не противоречило бы установлениям МП. Подобное согласование МВП может быть обеспечено несколькими способами. МП не предписывает, каким образом государство осуществит реализацию взятого на себя международно-правового обязательства, так как это целиком лежит в плоскости осуществления государственного
суверенитета, нельзя сказать, что международное право игнорирует этот вопрос. Механизм согласования, увязки международного и национального права базируется на принципе, что государство обеспечивает выполнение МД всеми находящимися в его распоряжении властными действиями в соответствии с конституционными и иными предписаниями. Юридических форм согласования международного и внутригосударственного права в науке МП различают: трансформацию (прямую и опосредствованную), инкорпорацию, рецепцию, отсылку к МД. Способов реализации норм МП во внутригосударственной сфере, представляется достаточно полным. Под прямой трансформацией в международно-правове чаще всего понимают то, что МД, заключенный государством и вступивший в действие, непосредственно приобретает силу закона. При этом аргументация связывается с конституциями государств, которые объявляют МП либо частью права страны, либо превышающим силу законов. Как устанавливается в ст. VI Конституции США, договоры, которые заключены или будут заключены Соединенными Штатами, являются верховным правом страны, обязываются их исполнять, даже если бы в конституции и законах отдельных штатов встречались противоречащие им постановления. В числе инструментов придания эффекта нормам МП в юридической системе государства усматривают и такое средство, как опубликование договора. В частности, в связи со спецификой французской системы опубликование характеризуется особым значением. В Конституции Франции закреплено: ≪Договоры и соглашения, должным образом ратифицированные и одобренные, имеют силу, превышающую силу внутренних законов, с момента опубликования при условии применения каждого соглашения или договора другой стороной. В КРФ 1993 г. соответствующая воля государства в вопросе соотношения международного и национального права выражена недвусмысленным образом: ≪Общепризнанные принципы и нормы МР и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы ≫. международные договоры РФ — это те соглашения, на юридическую обязательность которых для себя она согласилась в той или иной предусмотренной внутригосударственным и МП форме (подписания, ратификации, присоединения и т. д.). Имеющиеся иные точки зрения по этому вопросу, к сожалению, не находят текстуального подтверждения в конституционных положениях.
При опосредствованной трансформации имеется в виду, что конституция или другие законодательные акты государств регламентируют вопрос о способах введения в действие МД внутри государств. Например, Конституции Нигерии гласит, что ≪ни один договор между Федерацией и какой-либо другой страной не будет иметь силы закона, кроме как в объеме, в котором любой такой договор был введен в право Национальным собранием≫. Еще более интересными и определенными выглядят в этом отношении положения Гражданского кодекса Испании: ≪Правовые нормы, содержащиеся в МД, не имеют прямого применения в Испании. Эти нормы применяются лишь после введения их во внутреннее право путем полного опубликования в Официальном бюллетене государства≫. Примерами форм прямой (непосредственной) трансформации могут служить положения, скажем, Закона Дании о присоединении к Сообществам, определяющей, что прямо применимые нормы Сообществ действуют на территории Дании без издания национальных законов, а нормы Сообществ, не имеющие характера прямоприменимых, осуществляются правительством, действующим под контролем парламента. Термин ≪трансформация≫ носит условный характер, так как в действительности нормы международного права не утрачивают присущей им правовой природы. Никакого превращения одних норм в другие не происходит и произойти не может. Сущность явления, именуемого трансформацией, состоит в обеспечении государством выполнения международных обязательств посредством своих властных полномочий. Во внутригосударственной сфере подразумевается не формальный юридико-технический прием преобразования международно-правовых норм во внутригосударственные предписания, а вся совокупность мер, предпринимаемых государством в целях обеспечения исполнения международно-правового обязательства в пределах национальной территории. В этой связи говорят о ≪материальной трансформации≫ Например, в связи с подписанием КРФ 1992 г. Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий Правительство России издало специальное постановление № 1118 ≪О принятии Конвенции о трансграничном воздействии промышленных аварий≫, содержащее перечень действий компетентных государственных органов по реализации участия РФ в названной Конвенции, К настоящему времени в законодательстве многих государств складывается определенный разряд актов, призванных обеспечивать осуществление связывающих их международных договоров.Таким образом, подчеркнем, что в основе как взаимодействия международного и национального права в целом, так и юридических форм их согласования лежит воля государства. Именно она является правообразующим фактором и в той, и в другой системах, способствуя к тому же и установлению взаимных отношений между ними.
Краткая характеристика форм юридического согласования международного и внутригосударственного права.
-В случае если формулировки закона совпадают по тексту с положениями договора, принято говорить об инкорпорации.
-Приемом введения положений МП (преимущественно международных договоров) во внутригосударственное право является такая форма юридического обеспечения осуществления МП внутри государства, как отсылка. Отсылки могут содержаться как в отраслевых актах, так и в основных законах страны. Отсылка может быть выражена по-разному. Государства применяют и более сложные приемы. В национальных нормах встречаются весьма нетипичные формы взаимодействия международного и внутригосударственного права. Речь идет не просто об отсылке, а, во-первых, о санкционировании внутренним правом государства юридической обязательности для него положений международно-правового акта, который в общем плане относится к ≪мягкому праву≫, т. е. не обладает качествами императивности. Во-вторых, с помощью таких предписаний национального правопорядка государство, с одной стороны, обязывает свои внутренние органы и их должностных лиц соблюдать положения Декларации при осуществлении ими деятельности во внутригосударственной и внешней сферах, придавая им тем самым юридическую силу, а с другой стороны, оповещает международное сообщество об означенной своей позиции в отношении данного документа, признающей его в качестве международно-правового акта. Таким образом, предписания Конституции в индивидуальном порядке зафиксировали юридическую действительность международного акта для страны, что позволяет, констатировать возможность существования не только формы общей (генеральной), но и индивидуальной (конкретной, или специальной) трансформации норм МП во внутригосударственное право.
С согласованием международного и национального права в форме рецепции приходится сталкиваться в случаях, когда внутригосударственный акт (иногда с незначительными текстуальными расхождениями) отражает содержание и формулировки международно-правовых документов. Некоторые исследователи используют термин ≪рецепция≫ для наименования всего процесса приведения государством своего внутреннего права в соответствие со своими международными обязательствами. Не Утихают дискуссии о делении норм МД на так называемые самоисполнимые и несамоисполнимые. Особое значение эта проблема получила в теории и практике США. Самоисполнимые нормы договора - это такие, которые, будучи соответствующим образом санкционированы государством, в конечном счете предназначены для регулирования внутригосударственных отношений, если это в принципе допускается отечественным правом, хотя именно содержащие такие нормы договоры и требуют прежде всего издания трансформационного или какого-либо иного акта со стороны заключившего международно-правовое соглашение государства. Несамоисполнимые нормы —это нормы, которые в силу сформулированных в них положений, для того чтобы быть применимыми, нуждаются в конкретизации со стороны национального правопорядка посредством издания определенного акта.