Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений




Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений показывает, как осуществляются связи и происходит развитие, каков их механизм. Содержание действия этого закона раскрывается через категории качество, количество, свойство, мера, скачок.Человек издавна пытался выявить природу и место качест­венных и количественных связей в строении и динамике миро­здания. В философской и научной мысли нередким был разрыв ко­личества и качества: сведение качества к количеству (Демокрит, Гассенди, Декарт, Ламетри); отрицание влияния количественных изменений на якобы навсегда данные качественные различия (теория префоризма в биологии, теория геологических катастроф Кювье и т. п.). Качество - философская категория, выражающая относи­тельную устойчивость предметов и явлений. Качество есть обна­ружение определенности объекта (процесса) через совокупность его признаков. Количество - философская категория, которая характеризует темпы протекания процессов, подвижность и изменчивость вещей, степень развития либо интенсивности свойств объектов или процес­сов. Количество измеримо либо вычислимо средствами математиче­ского знания.

 

42. Закон единства и борьбы противоположностей.Закон единства и борьбы противоположностей выявляет ис­точник развития и связей всех природных, социальных и духов­ных объектов, раскрывается через категории "противополож­ность", "противоречие", "единство", "борьба противоположно­стей", "тождество", "различие".Объекты бытия представляют собой определенную целост­ность со своими противоположностями. Наличие противоположностей в объектах и их отражение в сознании нашло свое выражение в антиномиях. Примеры противоположений: 1. Мир конечен -мир бесконечен. 2. Каждая сложная субстанция состоит из про­стых частей - не существует ничего простого. 3. В мире господ­ствует необходимость (детерминированность) - в мире сущест­вует свобода. 4. Имеется первопричина мира (Бог) - отсутствует первопричина сущего.Фиксация противоположных черт бытия на уровне обыден­ного сознания (белое - черное, правое - левое, верх - низ, краси­вое - безобразное и т. д.) еще не позволяет постичь сущность диалектической противоречивости мира и его фрагментов. В на­учном познании мира выделяются ключевые противо­положности (основные стороны, тенденции, силы пред­мета, явления, процесса), взаимодействие которых выражает глу­бинную суть* предметов и является источником развития. Часто противоположности взаимопогружены друг в друга. При этом ни одну из сторон нельзя квалифицировать как отрица­тельную. Наличие противоположностей вытекает из дифференциации. Она - способ и условие развития.

 

43. Закон отрицания отрицания. Рассматриваемый закон характеризует направление и форму развития и связей, единство поступательности и преемственно­сти, возникновения нового и относительной повторяемости оп­ределенных сторон старого. Основополагающей для данного за­кона является категория диалектического отрицания.В философской классике отрицание связывалось с представ­лениями о динамике бытия и небытия, вещей и духа. Диалектическое отрицание включает в себя триединый про­цесс: деструкции (разрушения, преодоления прежнего), кумуля­ции (его частичного сохранения, преемственности, трансляции) и конструкции (созидания нового).

В. И. Ленин о содержании закона отрицания отрицания пи­сал: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе ("отрицание отрицания"), развитие... по спирали, а не по прямой линии", "... по­вторение в высшей стадии известных черт, свойств... низшей и... возврат якобы к старому".

Отдельные звенья кругооборота как отрицания отрицания суть метаморфозы, которые происходят с данной сущностью в про­цессе ее функционирования. Так, сохраняется природа растения, не­смотря на замену зерна стеблем. Здесь проявляется такой вид отри­цания, как трансформация, где происходит переход от одной ста­дии эволюции какой-либо системы к другой при сохранении самой ее основы.

 

44. Основные категории диалектики. Причина и следствие Причина - философская категория, выражающая существо­вание взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно из них при наличии определенных условий неизбежно по­рождает другое явление, событие, процесс. Следствие - философская категория, вы­ражающая результат действия причины. Причинность оказыва­ется не чистой необходимостью (по П. Лапласу), а процессом, где соотносятся необходимости и вероятности, случайности и за­кономерности. Причинно-следственные связи тождественны отражению и взаимодействию. При отражении явление-следствие сохраняет следы воздействия явления-причины (например, горные породы могут сохранять следы магнитных полей,и тд. Условия — это элемент среды, в которой заключенная в при­чине потенциальная возможность превращается в действитель­ность. Поводы - толчок, импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причин­ное основание - совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Необходимость: а) синоним конкретно-всеобщего, характери­зует существенные, закономерные связи, внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности; Случайность: а) внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи действительности, побочные возможности ее дальнейшего развития; Возможность - философская категория, выражающая сово­купность предпосылок (элементов, процессов), которые при оп­ределенных условиях могут стать действительным бытием Действительность: а) весь объективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своих проявле­ний; Развитие - процесс зарождения в действительности опреде­ленного спектра возможностей, сужения этого спектра до одной реальной возможности и ее превращения в новую действитель­ность. Сущность - философская категория, отражающая внутрен­ние, глубинные связи, основу предмета, его главную, опреде­ляющую сторону, выражающая в предмете через совокупность его различных форм единство многообразного. Явление: а) любое формообразование в его целостности (си­ноним "вещи", "предмета");

 

 

 

45. Основные проблемы теории познания и их интерпритации в разл.фил.традициях. В античной философии были сформулированы глубокие идеи о соотношении знания и предмета, знания и мнения, истины и заблуждения, о диалектике как методе познания. "Все люди от природы стремят­ся к знанию"134. Принцип познаваемости является вы­водом из всей истории познания и практики человече­ства. Направление в философии, отвергающее гносео­логическое соответствие мышления и бытия, получи­ло название агностицизм*. Агностицизм опирается на определенные аргу­менты: 1) субъект замкнут в мире своих ощущений; Познание - взаимодействие между субъектом и объектом. Вещи, процессы, явления (в том числе духовные), на которые направлена познавательная активность людей, есть объект позна­ния*. В обеспечении объективности познания большое значение имеют семантика (логико-философская наука, изучающая зна­ковые системы как средство выражения смысла), герменевтика (наука о понимании) и прагматика (наука, вырабатывающая правила и изучающая способы взаимодействия знаний и деятель­ности).Суть познания составляет адекватное воспроизведение, отражение действительности, позволяющее человеку ориенти­роваться в мире и преобразовывать этот мир, а также совершен­ствовать самого себя. Познание не есть движение к абсолюту, к полной воспроиз­водимости действительности.

 

46. СТРУКТУРА И ДИНАМИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Формы познавательного процесса многообразны. Самая древняя форма познания -мифологическая, со способно­стью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художе­ственно образное и философское познание.

Процесс познания протекает во взаимодополняющих друг друга чувственной и рациональной формах. В исто­рии философии известны течения, преувеличивающие значение одной из этих форм.Рационализм абсолютизирует рациональную деятель­ность мышления и недооценивает (или игнорирует) роль чувст­венных форм отражения. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейб­ниц, Гегель и др.), Восприятие (вторая форма чувственного познания) - отра­жение свойств предмета, взятых как целое (например, яблоко, а не только его вкус, цвет, форма). Разум - уровень рационального познания, отражающий вещи в их взаимосвязи, динамике, всесторонне и конкретно, объеди­няющий многообразное вплоть до синтеза противоположностей и выявления коренных причин и движущих сил изучаемых явле­ний. Понятия отражают существенные стороны, признаки явле­ний, которые закрепляются в их определениях (дефинициях). Практика является источником познания, ибо развитие зна­ний происходит для удовлетворения запросов практики. Процесс познания по отношение к практике обладает отно­сительной самостоятельностью. 1) Саму практику надо брать в полном ее объеме, во всей сложности и противоречивости.

 

48. Познание как достижение истины.Теория истины. Истина и заблуждения. Классическое понимание истины, ставшее традиционным, идет от Платона и Аристотеля, которые определяли истину как соответствие наших знаний действительности. Истина рассмат­ривает отношение сознания к внешнему миру. Истина выражает не только результат правильного, верного отражения действительности в сознании человека.Истина представляет собой теоретическую форму разреше­ния противоречия между субъектом и объектом. Полное, точное, всестороннее знание о неком сущем назы­вают абсолютной истиной. Это: а) некоторые принципы философии и науки, имеющие непреходящий характер, напри­мер, принцип несотворимости и неуничтожимое™ материи и движения, б) фактические знания об отдельных процессах и яв­лениях, достоверность которых не подлежит сомнению.Между относительной и абсолютной истиной нет неперехо­димой грани. Каждая относительная истина - ступенька, при­ближающая нас к абсолютной истине, содержит в себе долю аб­солютной. Объективная истина одновременно и абсолютна, и относи­тельна, что свидетельствует оконкретности истины. Истине мало родиться, ей надо войти в науку. Превращение истины в себе в истину для науки невозможно без дискуссий и обсуждений.Истине противостоит ложь, когда знание о чем-то не соот­ветствует объективной реальности и умышленно искажается. Ложь, в отличие от заблуждения и ошибки, считает В. С. Соловьев, обозначает сознательное и потому нравственно предосудительное противоречит истине.

49-50. Возникнокение и развитие науки, ее функций. Научное познание и eго специфические признаки. Наука, в отличие от обыденного познания, ориентируется на поиск сущности, того, что не дано непосредственно чувствам. Наука возникла из практики и развивается на ее основе, под влиянием общественных потребностей* (астрономия, математи­ка, механика, термодинамика, биология, химия и т. д.). Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развива­ется под ее воздействием. И. П. Павлов также утвер­ждал, что наука - орудие высшей ориентировки человека в ок­ружающем мире и в себе самом. Обращенность науки к человеку особенно стала заметной с середины XX в. Исторически наука исходит от повседневного знания, пред­ставленного в определенных формах: 1) рецептивное -'специали­зированное знание, характерное для искусств, ремесел, торговли, мелкого производства; 2) протонаука - подготовительный этап становления науки (сбор сведений, фактов, отдельные каузальные констатации при наблюдении за явлениями природы и т. п.); 3) псевдонаука (иногда называют паранаукой) - такие виды зна­ния, как алхимия, астрология, теология, спекулятивная натурфи­лософия, парапсихология. Получили распространение модернизированные иррационально-мистические представления о мире, связанные с возрождением магии, астрологии, изучением "паранормальных" явлений в психике человека и природе (ясно­видения, духовидения, телепатии, телекинеза, НЛО и т. д.). Паранормальные явления объясняются: видами природной энергии, о которых мы пока не знаем; наличием "неземных" форм жизни; особыми свойствами сознания экстрасенсов, колду­нов, шаманов и т. д. Наука объективные законы явлений выражает в абстрактных понятиях и схемах, которые должны строго соответствовать дей­ствительности.

 

51. Строение и динамика научного знания. Наука охватывает исторически подвижное соотношение: природоведения и обществоведения, естествознания и филосо­фии, теории и метода, теоретических и прикладных исследова­ний. Различают гуманитарные, естественные и технические нау­ки. Прогресс науки, - отмечал Пасгер, - определяется трудами ее ученых и ценно­стью их открытий. Основаниями каждой науки выступают: а) идеалы и нормы ис­следования; б) научная картина мира; в) философские принципы.Наука и философия взаимосвязаны, но вместе с тем и раз­личны. Главный признак, отличающий философское познание от научного, считает Н. А. Бердяев, нужно видеть в том, что фило­софия познает бытие из человека и через человека, наука же по­знает бытие как бы вне человека. Наука, - считает А. Эйнштэйн. - не является и никогда не будет являться законченной книгой. Первая крупная революция в науке, преимущественно в есте­ствознании (XV-XVII вв.), разрушила геоцентрическую систему Птолемея и утвердила идеи Коперника, Галилея, Ньютона, т. е. создала классическую (механистическую) картину миропонима­ния. Схоластику заменил стиль мышления, основанный на ис­пользовании эмпирического метода. Вторая глобальная научная революция связана с такими дос­тижениями в естествознании, как эволюционное учение Дарвина, появление клеточной теории, открытие закона сохранения и пре­вращения энергии, менделеевской системы химических элемен­тов (XIX в.).

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 348 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Наглость – это ругаться с преподавателем по поводу четверки, хотя перед экзаменом уверен, что не знаешь даже на два. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2684 - | 2249 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.