Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Лексика (словарный запас, богатство языка). Слово. РЕЧЬ. ЯЗЫК




Средства выразительности

«Эпитеты – одежда слов» В художественных произведениях язык служит материалом, из которого создаётся картина жизни. Для этой цели существуют особые способы употребления слов, помогающие наиболее ярко нарисовать картину и передать мысль. Они называются средствами художественной изобразительности. К ним относится и эпитет. В художественном произведении благодаря эпитетам изображаемое оживает, предстаёт наглядно. Также эпитет даёт возможность читателю почувствовать отношение автора к предмету речи. Не случайно известный поэт и писатель В.А.Солоухин сказал: «Эпитеты – одежда слов». Эпитет – это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Обратимся к тексту русского писателя Шима Эдуарда Юрьевича. Главными героями представленного нашему вниманию эпизода являются мальчик Гоша и девочка Вера – «загадочное существо тринадцати лет». В предложениях 4-5 автор текста для создания образа этой героини использует словосочетания, в которых основным средством выразительности является эпитет: «загадочное существо», «невероятная красавица», «с тонюсенькой талией». Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Вера, разговаривая с Гошей, заставляет его беспрекословно выполнять свои распоряжения. Она командует, говорит с мальчиком очень властно. И в предложении № 27 эпитет «сурово» («наблюдает сурово») очень ярко характеризует поведение девочки. Отношение читателя к ней меняется. А эпитет «беспомощно» в предложении № 33 («Гоша топчется беспомощно»), характеризующий действия мальчика, несомненно, выражает авторское отношение к герою. В последнем абзаце, чтобы вызвать удивление читателя от поступка Гоша, создать эффект неожиданности, писатель использует целый ряд эпитетов для завершения образа своего героя: «тихий, застенчивый, боязливый». Этот, казалось бы, спокойный и нерешительный мальчишка в одну секунду смог принять по-настоящему мужское решение. Итак, эпитетами могут быть слова как в прямом, так и в переносном значении. В художественном произведении эпитеты усиливают выразительность, образность языка произведения; придают художественную, поэтическую яркость речи; обогащают содержание высказывания; выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак; создают живое представление о предмете; оценивают предмет или явление; вызывают определённое эмоциональное отношение к ним; помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.   Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Г. Я. Солганика: «Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Есть область словесности (словесного творчества), в которой язык играет особую роль. Это художественная словесность. С помощью слов и предложений, то есть языка, писатель строит придуманный им мир. Он использует способность слов называть предметы, их признаки и действия и способность предложений передавать мысль и чувство. Художник слова, по мнению современного лингвиста Г.Я.Солганика, «мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы». Притягательная сила художественного слова – в его образности. Образы будят у читателей яркие представления о прочитанном. Художественный образ создаётся автором с помощью лексических явлений и изобразительно-выразительных средств. Далее писать о тех средствах выразительности, которые есть в тексте. Одно из таких средств – сравнение (если оно есть в тестовом тексте, выражено с помощью союзов как, словно, будто; не путать с придаточной частью!!!). В сравнении явление сопоставляется с другим явлением, это позволяет увидеть его главные признаки и понять мысль, заключённую в предложении. Например, в тексте ___________ в предложении ___________ использовано сравнение ___________. Благодаря данному тропу мы (понимаем, представляем) _____________. Понятна мысль автора о том, что _________________. Сравнение помогло создать картину и выразить мысль. Эпитет – это определение, подчёркивающее характерное свойство предмета, а также придающее ему поэтическую яркость, художественную выразительность, образность. Например, для создания образа ____________ автор данного текста использовал эпитет _________ (ищем прилагательные, причастия). Данные эпитеты помогают понять __________________________. Эпитетом может быть не только определение, но и обстоятельство, образно рисующее действие. Например, _____________________ (ищем глагол с наречием). Метафора (в пер. с греч. — перенос) — это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Ещё Аристотель заметил, что «слагать хорошие метафоры - значит подмечать сходство». В отличие от сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слова. Например, в предложении ___________ встречаем метафору ___________. (Для чего автор качества одного предмета перенёс на другой?) Итак, автор художественного произведения выбирает такие средства языка, которые помогают ему наиболее ярко нарисовать картину, выразить чувства, мысли героя и самого автора.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)». Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

 

Лексика (словарный запас, богатство языка). СЛОВО. РЕЧЬ. ЯЗЫК.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из Литературной энциклопедии: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». В любом художественном произведении в отличие, например, от научного произведения с прагматизированным тандемом «писатель-читатель» к ним присоединяется и персонаж, и таким образом тандем превращается в «трио» - «писатель – персонаж – читатель». В этом случае читатель входит в контакт с писателем через персонажей. Поэтому, как правило, в художественном произведении изображению персонажей на первом плане уделяется особое внимание. Читатель контактирует с персонажем двумя способами: 1) с помощью автора, 2) без помощи автора, напрямую. Средством непосредственной связи читателя с персонажем без помощи автора является речь персонажей. В Литературной энциклопедии об этом сказано так: «Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует своих героев». Герой художественного произведения разговаривает, и особенность его речи (лексика, фразеология, построение предложений, интонации и т. п.) дают читателю живое представление о нем самом — его социальном положении, культуре, характере. Это и есть речевая характеристика. Наблюдать за речью персонажа — значит обратить внимание не только на «прямое» значение произнесенных им слов, но и на «подтекст», т. е. увидеть, кто говорит, и понять, почему, с какой целью он так говорит. В тексте __________________ в диалог вступают ______________________. Темой разговора персонажей является _________________. (Как тема разговора характеризует персонажей?) В диалоге _________ (имя персонажа) употребляет такие слова: _________________. (Как это его характеризует?) Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов – это и характер, и внешность, и профессия, и увлечения, и круг знакомств, и отношение к себе и окружающим. Один из главных – речь персонажа, в полной мере раскрывающая и внутренний мир, и образ жизни. Талантливо созданная речевая характеристика героя – украшение художественного текста и важный штрих к портрету персонажа. Умелое использование речевых характеристик – один из инструментов профессионального литератора.   Н.М.Шанский: «В монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».   Монолог, монологическая речь (от моно и греч. lygos - слово, речь) - вид речи, полностью или частично не связанный (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника в содержательном и в структурном контексте. Монолог можно определить как развернутое высказывание одного лица, которое характеризуется относительной протяженностью (может содержать различные по объему части текста, состоящие из структурно и по смыслу связанных высказываний) и разнообразием словарного состава. Различают два основных типа монолога. Во-первых, монологическая речь представляет собой процесс целенаправленного сообщения, сознательного обращения к слушателю и характерна прежде всего для устной формы книжной речи. Во-вторых, монолог – это речь наедине с самим собой, т. е. монолог может быть не направлен непосредственному слушателю (это так называемый «внутренний монолог») и соответственно не рассчитан на ответную реакцию собеседника. Наиболее полное развитие монологическая речь получила в художественной речи, где темы монолога разнообразны и могут свободно меняться в ходе его развертывания. Зачастую при этом законченная мысль не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных собой по смыслу и грамматически предложений. Обратимся к тексту современного писателя В.П.Крапивина. Весь текст представляет собой монолог героя-рассказчика. В предложениях № 1-3 повествователь делится своими впечатлениями от нового дома, в который он переехал с мамой. Особенное впечатление произвёл на рассказчика двор. Для его описания автор в монологе главного героя использовал предложения № 1-2, связанных между собой по смыслу и грамматически. Средством связи предложений является местоимение «он». Рассказывая о своих новых друзьях, герой снова не ограничивается одним предложением (предложения № 4-10). В качестве средств связи нескольких предложений, которые необходимы для выражения законченной мысли, используются личные местоимения, риторический вопрос в предложении № 7, глаголы прошедшего времени в предложениях № 7-10. Этими темами монологическая речь рассказчика в данном тексте не ограничивается. Итак, «в монологической речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений» (Н.М.Шанский).
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума». Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-10-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 519 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2372 - | 2320 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.