Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Социальное государство в системе социального партнерства




Становление социального партнерства связано с функционированием социально-правового государства, варианты которого получили развитие в демократической системе западно-американского мира. Оно связано с наличием взаимной заинтересованности ключевых сил общества на разных уровнях легитимно выражать, защищать и согласовывать группы интересов путем добровольного заключения соответствующих соглашений (договоров)[12]. В этом заключается тот факт, что в обществе плюралистической демократии деньги и власть уже не могут ни купить, ни заменить солидарность и общественное согласие, являющиеся фундаментом гражданского порядка и прогресса. В результате создается социальное государство («государство всеобщего благоденствия») как новый тип надклассовой государственности, выражающий интересы всех социальных страт и обеспечивающий достойные условия жизни всем гражданам[13].

Любое локальное общество выступает в форме общенационального государства. Однако только сильное государство в состоянии формировать и поддерживать социальный порядок, то есть выполнять функцию связывающего звена между личностью и обществом. Вопрос заключается в том, каков этот порядок и каковы механизмы связи? Все адепты «сильного государства» ратуют за его целостность и единство, но предлагают (реализуют) разные пути достижения данной цели.

Одни тщатся свести реальное многообразие, различия в жизнедеятельности общества к однообразию и создать «общенародное государство», «единый народ», «эгалитарное равенство», «идеократию» и т.п. Для этого необходимы соответствующие механизмы «огосударствления общества»: централизация власти авторитарно-тоталитарного характера, подавление инакомыслия, насилие (принуждение) по отношению к большинству населения. При этом идеократия - это комплексное явление, характеризующее развитие идеальной (идеологической, религиозной) доминации в жизнедеятельности общества: идеология (религия) изначально господствует в гражданской сфере, а человек подчиняется официальным ценностям, получая для своего поведения социальный ориентир. Данная мобилизационная идеология выступает всеохватывающей духовной диктатурой, имеющей целью достижение социальной гармонии путем тотального единения социума на основе одной (моно-) доминирующей системы ценностей и убеждений. Это позволяет производить коренную перестройку человеческого (общественного) сознания в соответствии с основными постулатами авторитарно-тоталитарной системы левого или правого толка.

В данной концепции «сильного государства» многообразие рассматривается как разрушительный, деструктивный фактор, который необходимо «обуздать» и превратить в монолит. Такую задачу может выполнить всесильное государство, выступающее исключительной формой общности - закрытое общество, не допускающей оформления гражданского общества, местного самоуправления, подавляющей права и свободы личности и обусловливающей отсутствие механизмов самоорганизации. Имеющие при этом место перенапряжение, серьезные жертвы со стороны большинства социальных групп, усталость вызывают критическое отношение и недовольство по отношению к неудобной и социально травмирующей деятельности, революционный слом социальной системы и крушение старых форм государственности.

Другие сторонники «сильного государства», наоборот, обосновывают необходимость функционирования многообразия в жизнедеятельности общества при разнообразии интересов. Тогда многообразие рассматривается как условие стабильной устойчивости и динамизма и в обществе, и в государстве. Только в совокупности и конструктивном (консенсусном) взаимодействии основные социальные силы могут образовать жизнеспособные целостность и единство. При этом происходит «обобществление» государства. Однако оно сохраняет за собой роль гармонизатора групп интересов, обеспечивающего примирение исключительно правовым путем, с использованием общенациональных приоритетов и институтов гражданского общества. Образующееся открытое общество обретает механизмы самоорганизации. В результате принцип сильной государственности реализуется на консолидирующей базе социального партнерства социальных сил в рамках либерально-демократического развития и социальной рыночной экономики. Государство управляет социальными отношениями и процессами взаимодействия разнообразных групп интересов. Носители последних также должны быть сильными, так как только сильные могут быть равноответственными за происходящее, за состояние «общественного договора».

 

Концептуальные различия в понимании «сильного государства»

 

 

Авторитарно-тоталитарная узурпация возможностей государства   Либерально-демократическое использование возможностей государства  
Огосударствление общества вне рыночных отношений   Обобществление государства в условиях рыночных отношений  
Централизация властно-управленческих структур и закрытое их функционирование Децентрализация, разграничение властно-управленческих структур и открытое их функционирование
Приоритет государственных интересов и бесконтрольность всесильного государства Баланс государственных, корпоративных и частных интересов и контроль властно-управленческих структур снизу гражданским обществом
Бюрократизация аппарата государственной власти и управления   Инкорпорированность субъектов рыночных отношений в механизм принятия решений
Идеократия как мобилизующее основание «единого народа»   Соглашательская идеология как консолидирующее основание социального партнерства
Отсутствие гражданского общества и самоуправления (общественного и местного) Наличие гражданского общества и самоуправления (общественного и местного)
Закрытое общество и отсутствие механизмов самоорганизации Открытое общество и наличие механизмов самоорганизации
Негативный (тоталитарный) корпоративизм Позитивный (демократический) корпоративизм

Социальное государство формируется в рамках функционирования «массового общества» — общества, в котором доминируют массы, господствует массовое производство и потребление, массовые коммуникации и культура как способ социализации, гражданское общество, опирающееся на общественное мнение. В решении его проблем доминируют две принципиальные установки: а) люди скорее грешны, чем праведны; б) прекрасен несовершенный человек. Тем самым снимается ненужная идеализация человека и народа, которые действуют в конкретных ситуациях и обладают свободой выбора - активностью и творчеством по отношению к социальному миру. При этом социальная структура располагает людей по имущественно-доходной, профессиональной и властно-управленческой компонентам в координатах «богатство - бедность», сохраняя социальное неравенство[14] в обществе. Кредо данной дихотомии выражается в принципе, что «никакое богатство не является достаточным», который реализуется при равных возможностях у всех достичь его, но без гарантий равенства результатов. Проблема заключается в институциализированных механизмах организации, упорядочивания, регулирования, контроля социального неравенства, придающих стратификационной системе необходимую прочность.

Социальная стратификация[15]. Социальное государство функционирует в условиях ромбовидной конфигурации стратификационной структуры общества, образующей совокупность иерархически взаимосвязанных между собой страт, социальных групп и являющейся одним из главных проводников социальной динамики. В нем действуют институциональные (госаппарат, полиция, армия, церковь и т.п.), нормативно-ценностные (закон, норма, обычай и т.п.), профессиональные, территориальные, демографические и другие регуляторы социального неравенства. Важнейшей проблемой регулирования социального неравенства в рамках либерально-демократического развития является принцип социальной справедливости в условиях рыночного общества и неотъемлемых прав и свобод личности. Данный принцип включает вопросы государственной политики управления природными богатствами, регулирования производственно-хозяйственной деятельности, баланса принуждения и свободной кооперации, честной конкуренции и получения легитимной прибыли, взимания налогов, соответствия вознаграждения вложенному труду, социальной защиты Решение этих вопросов направлено на приспособление жизнедеятельности общества к нуждам народа, стремлению человека к выгоде, достойному образу и качеству жизни законным путем. Таким образом, социальное государство формирует новые представления о социальной справедливости партнерских социально-экономических и трудовых отношений, в которой коррекция стихийных процессов поляризации бедности и богатства становится точкой кристаллизации моральной ответственности, направленной на борьбу с бедностью, а не с богатством.

Ромбовидная конфигурация формируется в процессе вступления общества в высшую фазу индустриализма и сопровождается переходом к пропорционально большему (до 70%) сосредоточению населения в среднем слое (классе), когда верхние и низшие ранги занимает меньшинство. В результате нахождение большинства граждан в положении среднеобеспеченного слоя («средний класс») снимает — депролетаризует — классовую структуру общества и гасит присущие ей антагонистические отношения[16]. Положение данного слоя отражает совпадения статуса людей, имеющих среднестатистическую разницу в доходах с высшим классом 1:4 (6), обладающих конкретной собственностью и высоким уровнем гражданственности в ее защите. В среднем классе доминируют горизонтальные связи, ведущие к однородности в образе и качестве жизни, одинаковой социальной солидарности и равной свободе[17]. Политическое участие представителей среднего класса в общественной жизни, то есть способы, которыми реализуются их интересы, настроения и требования, проявляется в местном (негосударственном) и общественном (самодеятельном) самоуправлении; в политической поддержке (или отсутствии таковой) органов власти (политической системы) - голосование, референдумы, общественные движения и т.п. Именно средний слой задает исходную базу социальному сотрудничеству, позитивной поддержки властных структур, которой является согласие — взаимное доверие и взаимопонимание между властью и гражданами, ассоциациями, политическим государством и гражданским обществом, обусловливая внутренний порядок и безопасность социального государства.

Бесспорные преимущества ромбовидной конфигурации в регулировании социального неравенства и достижении социально ответственных отношений ключевых сил рыночного общества обусловливают появление новых институтов, механизмов социального сотрудничества и партнерства. Их отлаженная работа придает стратификационной системе необходимую прочность: они упорядочивают социальное неравенство как источник внутренних стимулов в действиях индивидов, социального развития в целом. К ним относится институт трипартизма, функционирование которого является предметом сознательной государственной социальной политики.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-07-29; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 324 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Два самых важных дня в твоей жизни: день, когда ты появился на свет, и день, когда понял, зачем. © Марк Твен
==> читать все изречения...

2286 - | 2112 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.