Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Что такое формы чувственного созерцания? категории рассудка? идеи разума? Для чего Канту необходимо различение теоретического (чистого) и практического разума




Подумайте, почему с точки зрения И. Канта, достоверное познание только и возможно как самопознание в сфере этики (нравственности). Что дало ему основание для подобного рода утверждения? Ответ на это вопрос следует искать в понимании Кантом принципиального отличия мира природы (как сферы необходимости) от мира свободы (нравственности). Сформулируйте содержание категорического императива Канта и подумайте над тем, как категорический императив связан с обоснованием свободы человека? Найдите в формулировке категорического императива или в учебнике по истории философии ответ на вопрос, почему и в какой мере непреодолим разрыв между бытием и мышлением (познанием), объектом и субъектом у Канта?

2. При подготовке ответа на второй вопрос необходимо проанализировать положение Фихте о тождественности познания и самопознания. По Фихте, познавая себя, «Я» в то же время, развертывает свое собственное содержание и при этом создает объективную познаваемую реальность, поскольку вместе с полаганием Я (главной созидающей и познающей силы) полагаются его границы, а значит и его противоположность — не-Я.

Возможно ли тождество Я и не-Я с точки зрения Фихте? Всегда ли существует тождество «Я» и «Не-Я» в онтогенезе? На каком этапе онтогенеза личность осознает, что существуют «Я» и «Не-Я»? В каком смысле возможна свобода Я по Фихте? Кант, обозначая границы познания человека, разводит логику и этику. На Ваш взгляд, Фихте сохраняет это различение или уничтожает его? Обоснуйте свой ответ.

3. Самопознание и саморазвитие, по Ф.В.И.Шеллингу, зависит не только от активности субъекта, но и внешней по отношению к нему природы. Целостность всего живого (и организма, и природы в целом) определяется мировой душой. Душа природы (первая ступень развития духа) выступает как бессознательное, творящее, но не мыслящее начало. Сознательное Я, субъективный дух — следующая ступень развития эволюции.

Что является основанием тождества субъективного и объективного? Как из первоначального тождества возможно многообразие вещей? Достаточно ли одного разума для того, что бы постичь эту возможность? Все ли люди в равной степени наделены способностью к познанию (самопознанию) и, как следствие, к обретению свободы?

4. По Гегелю, познание и самопознания совершаются с одинаковой логикой, логикой самодвижения абсолютной идеи. Абсолютная идея, по Гегелю, это чистый универсум во всей полноте. Она существует вечно и содержит в скрытом, «свернутом» виде все возможные определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития она проходит различные стадии в виде последовательного движения — восхождения от абстрактного к конкретному, наполненному определенным содержанием бытию.

Какие стадии проходит в своем саморазвитии Абсолютная идея? Охарактеризуйте стадии развития Абсолютной идеи на которых она существует 1) как система категорий; 2) как Природа; 3) как человечество. Как возможно познание и самопознание? Существует ли тождество между разумом и действительностью? Кто (или что) является субъектом свободы в системе Гегеля?

Заслугой Гегеля является его диалектический метод, согласно которому развитие любого предмета или явления свершатся как внутренне противоречивый процесс. Внутренние противоречия – источник саморазвития. Этот тезис в полной мере относится к познанию и самопознанию, процессу становления, обострения и разрешения противоречий между знаемым и незнаемым. Каждый этап этого процесса завершается не только расширением наших знаний о мире, но и наших возможностей, а также становлением новых человеческих качеств.

Какие диалектические законы были сформулированы Гегелем? Раскройте их содержание. Приведите примеры их действия в развитии природы, общества, человеческого мышления. Какие категории диалектики разработаны Гегелем? Сформулируйте различие диалектической логики от логики формальной.

5. Проблема согласования субъекта и объекта, бытия и мышления, поставленная И.Кантом, чрезвычайно увлекла Фихте, Шеллинга, Гегеля. (Как эта проблема связана с вопросом о степени свободы деятельности человеческого духа?) Однако все вышеперечисленные мыслители отвечали на вопрос о свободе человека (его творчества, воли, деятельности) в идеалистическом ключе. Материалист Фейербах заключает, что у идеалистической философии и религии – общие корни. И та, и другая возникли как результат отчуждения человеческой сущности, наиболее общих свойств человеческого рода (разум, бессмертие, могущество), в пользу объективированных абстракций (как, например, Бог, или Абсолютная идея).

В чем заключается, по мнению Фейербаха, ограниченность немецкой классической философии, рассматривающей человека преимущественно как духовное существо? В каком смысле человек может быть свободным, по Фейербаху? В чем заключается родовая сущность человека по Фейербаху? Субъект, по мнению Фейербаха, это целостность определенных характеристик. Какие характеристики Фейербах имеет в виду? Фейерабах полагает, что мыслить — это значит правильно читать показания чувств. Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте свою позицию.

ВЫВОДЫ: Подумайте, чем отличается философская проблематика основных представителей немецкой классической философии от проблематики других философов Нового времени? В чем заключается историческая прогрессивность философских подходов классиков Немецкой философии? Насколько согласуются философские системы Немецкой классической философии с парадигмой классической науки и современной академической медицины?

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 783 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2464 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.