Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Приложения клеточных автоматов




В мире клеточных автоматов имеется класиификация (S. Wolfram, 1983), согласно которой все автоматы делятся на четыре класса, в зависимости от типа динамики изменяющихся состояний. Автоматы первого класса по истечении конечного времени достигают однородного состояния, в котором значения всех элементов одинаковы и не меняются со временем. Ко второму классу автоматов относятся системы, приводящие к локализованным структурам стационарных или периодических во времени состояний элементов. Третий класс составляют автоматы, которые с течением времени посещают произвольным (непериодическим) образом все возможные состояния элементов, не задерживаясь ни в одном из них. И, наконец, четвертый класс составляют автоматы, характер динамики которых зависит от особенностей начального состояния элементов. Некоторые начальные состояния приводят к однородному вырождению автомата, другие - к возникновению циклической последовательности состояний, третьи - к непрерывно меняющимся (как “по системе”, так и без видимой системы) картинам активности элементов.

К автоматам четвертого типа относится знаменитая игра “Жизнь” Дж. Конвея. Жизнь - это бесконечное плоское клеточное поле, состоящее из пустых клеток и организмов. Развитие любой конфигурации определяют 2 закона:

1. организм выживает, если имеет 2 или 3 соседей и умирает в противоположном случае;

2. новый организм рождается, если число соседей равно 3.

Существует следующая классификация разнообразных конфигураций:

1. Вырождающиеся

Если одиночный организм, окруженный только пустыми клетками, в следующий момент времени умирает, то уже при трех организмах на поле мы можем получить объект, называемый мигалкой.

Из трех организмов, расположенных в ряд, в следующий момент умрут только два крайних, зато 2 новых организма родится по обе стороны от среднего организма. Таким образом, горизонтальный ряд из 3 организмов в следующем поколении превращается в вертикальный ряд из 3 организмов и наоборот. В целом мигалка, периодически изменяясь, становится «вечно живой».

 

2. Стационарные

Из 4 организмов собираются стационарный, т.е. вечно живущий и не изменяющийся во времени ансамбль: блок.

При большем числе организмов появляется огромное количество стационарных конфигураций (или, как говорят, "натюрмортов"): бадья, лодка, корабль, змея, длинная змея.


...улей, каравай, пруд, длинная лодка, длинный корабль…


...баржа, рыболовный крючок, шляпа, авианосец...


...соты, тонущий корабль, дубинка, длинная баржа и т.д.

 

 

3. Периодические

Периодические колонии ("осцилляторы"): бакен, часы, жаба


...восьмерка, пентадекатлон, тумблер...


...пульсар, бриллиантовое кольцо, вертушка и т.д

4. Периодические со сдвигом (глайдер)

Но особенно интересен глайдер,

Состоящий из 5 «элементарных» организмов. Эта конфигурация не только периодически меняет свою форму, но и смещается на плоскости, двигаясь по диагонали. Есть в игре Life объекты, способные передвигаться и в горизонтальном направлении. Это так называемые космические корабли.

 

И здесь самое время поговорить о терминологии. Когда мы называли стационарные и периодические конфигурации вечно живущими, бессмертными, имелось в виду их неограниченное во времени существование в неизменном или периодически изменяющемся виде. Но для истинной жизни характерна эволюция, а не вечное повторение, поэтому такое бессмертие ближе к неизменности мертвых предметов и процессов неживой природы, чем к вечно изменяющемуся потоку живой материи. К тому же, наблюдая развитие многих конфигураций, мы видим, как бурный хаотический с виду процесс постепенно приводит к набору из натюрмортов и осцилляторов, после чего ситуация становится полностью предсказуемой, т.е. не интересной. Поэтому логично называть периодические конфигурации мертвыми, а время перехода от исходной конфигурации до осциллирующей - временем жизни конфигурации.

Большинство колоний относительно недолговечны. После нескольких десятков, от силы сотен поколений жизнь на клеточном поле прекращается, оставив после себя набор мигалок, блоков, ульев и прочих «останков», да еще какое-то количество глайдеров стремительно удаляется прочь от погибшей клеточной цивилизации в тщетной надежде наткнуться на что-то в пустом клеточном космосе. Поэтому всегда интересны колонии, способные жить долго, особенно если их исходное состояние достаточно малочисленно. Из таких долгожителей наиболее известны r-пентамино - 1103 поколения и желудь - 5206 поколений (на рис. показаны начальные конфигурации).

 

 

Список литературы

1. Тоффоли Т., Марголус Н. Машины клеточных автоматов. М.: Мир, 1991.

2. фон Нейман Дж. Теория самовоспроизводящихся автоматов. М.: Мир, 1971.

3. Шалыто А., Туккель Н. От тьюрингова программирования к автоматному Мир ПК. 2002, №2.

4. Варшавский В.И., Мараховский В.Б., Песчанский В.А., Розенблюм Л.Я. Однородные структуры. М.: 1973.

5. Федотьев А. Клеточный автомат – http://rain.ifmo.ru/~fedotiev/

6. Мир, который построил Конуэй http://www.beluch.ru/life/conway.htm

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 661 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Если президенты не могут делать этого со своими женами, они делают это со своими странами © Иосиф Бродский
==> читать все изречения...

2457 - | 2326 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.