Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Графические техники иллюстрирования




Гравюра в зависимости от материала, способа его обработки (гравирования) – механического (резьба, процарапывание) или химического (травление), от вида «глубокой», «высокой» или «плоской» печати делится на следующие техники: ксилография, линогравюра, цинкография, литография, гравюра на картоне, гравюра резцом на меди, офорт, меццо-тинто, акватинта, сухая игла и др. Гравюры могут быть выполнены в одной из этих техник или в их сочетании, в черно-белом или в цветном вариантах.

Ксилография - вид гравюры, получение изображения с плоской деревянной печатной формы. На доску продольного распила с гладко выструганной поверхностью художник наносит свой рисунок карандашом или пером. Затем вырезает особыми ножами и выдалбливает долотцами промежутки между линиями рисунка (то есть то, что должно остаться белым на оттиске). Что в оттиске должно превратиться в черные линии и пятна, образует на доске своеобразные хребты выпуклого рельефа. Краска на доску накатывается валиком. На отпечатке изображение получается обратным (как в зеркале). Печатают ксилографию на бумаге типографской краской от руки или простым типографским прессом. Ксилография проще, дешевле в исполнении гравюры на металле, но естественней и органичней для книжной иллюстрации. Существует и цветная ксилография. Сколько цветов должен содержать отпечаток, столько досок нужно выгравировать (отличие их в площади выемок, чем меньше выемок, тем больше цвета отпечатывается на бумаге).

Линогравюра — способ гравирования на линолеуме. Линолеум как материал обладает иными художественными возможностями, чем дерево, он дешевле, годится для больших форматов и особенно пригоден для цветной гравюры. Их особенности – слишком резкий контраст черного и белого. Ксилографии и линогравюре свойствен суровый, несколько угловатый и узловатый стиль, склонный к преувеличению, обобщению и тяготению к острому экспрессивному образу. Гравюра на металле, напротив, мягкая, гибкая, утонченная.

Цинкография - о дин из видов изготовления репродукционных форм высокой печати, при которой полученные с изооригиналов негативы копируют на покрытую светочувствительным слоем цинковую пластину и затем травят кислотой не задубленные при копировании пробельные элементы, углубляя их на нужный размер и получая цинкографическое клише. Клише набивают на подставку, чтобы его рост равнялся росту шрифта.

Литография - способ печати, при котором оттиски получаются переносом краски под давлением с плоской (нерельефной) печатной формы непосредственно на бумагу; произведение, выполненное литографским способом; предприятие, специализирующееся на печатании таким способом. Литография явилась прообразом плоской печати.

Гравюра на картоне - разновидность эстампа. По причине своей технологической простоты этот вид гравюры часто используется при обучении в художественных школах, и на уроках изобразительного искусства. При этом в ХХ веке ряд значительных художников-графиков использовали гравюру на картоне в своей профессиональной практике. Вид высокой печати. Рельефный оттиск для печати изготавливается с помощью аппликации, составленной из отдельных картонных элементов. Толщина картона должна быть не менее 2-х мм.

Резцовая гравюра (на меди) – древнейшая из техник глубокой печати. Рисунок наносят на металл штихелем, он режет «от себя» (в противоположность ксилографу). Доска в это время лежит на подушечке с песком, которую можно поворачивать для получения волнообразных и округлых линий. Штихель при резьбе поднимает как бы стружки металла, и вместе с тем возникают выступы, кромки по кроям борозды. Их выравнивают специальным ножом. Особенность резцовой гравюры заключается в тонких линиях, проводимых штихелем (причем каждая линия начинается и кончается сужением и острием). Краска набивается в рисунок тампоном, доска покрывается влажной бумагой и все прокатывается между валами печатного станка. В резцовой гравюре господствует ритмический закономерный штрих, линии параллельны и перекрестны. Иногда используют и стальную доску (с 19 в.). Искусство печати зависит от правильного дозирования краски и умения ее стирать. От постоянного снимания краски медная доска понемногу стирается, более тонкие линии становятся плоскими, и затем исчезают. Поэтому первые отпечатки лучше последующих (в среднем с одной доски – до 300 отпечатков). Лучшее качество у первых 100 отпечатков.

Офорт (от франц. eau-forte азотная кислота) - вид гравюры; рисунок процарапывается гравировальной иглой в слое кислотоупорного лака, покрывающего металлическую пластину, процарапанные места протравливаются кислотой, а полученное углубленное изображение заполняется краской и оттискивается на бумагу.

Меццо-тинто (в переводе - полутон). Оперирует не линией, а пятном, непрерывными текучими переходами света и тени. Доске сначала придается шероховатость особым инструментом. Затем остро отточенным инструментом начинают работать от темного к светлому, постепенно сглаживая шероховатости. На местах, которые должны быть совершенно светлыми, доска полируется начисто.

Акватинта (разновидность офорта, собственно одна из основных его манер, приёмов, позволяющих создавать тональные плоскости большого диапазона и разнообразия силы, формы и фактуры — самый распространённый способ «гравирования» тона в офорте.

Сухая игла. Поверхность процарапывают острой иглой из стали. Эффект ее основан на том, что в отличие от резцовой гравюры выступы по краям прорезей не снимают гладилкой и в отпечатке остаются темные бархатистые следы, позволяет выразить движение, тонкие свето-воздушные и эмоциональные нюансы.

Существует, так называемая оригинальная графика. Ее уникальность заключается в том, что она выполняется, как правило, в одном экземпляре. Существуют различные материалы для осуществления оригинальной графики. Такие как: сангина, граверные чернила, угольный карандаш, уголь, карандаш, графит, перу и тушь, маркер и просто авторучка.

Сангина – "интеллигентный" материал, используется в сочетании линии с легкой, воздушной растушевкой; предпочитает фактурную бумагу средней жесткости. рисунок сангиной нуждается в закреплении. Сангина удобна для работ средних размеров, используется также в приготовлении картона к монументальным настенным росписям.

Граверные чернила - разбавляются скипидаром, накладываются кистью и дают очень темные черные тона. с примесью китайской белой туши они дают также хорошие серые тона. если прибавить скипидар, можно сделать тончайшую тушь, благодаря чему продвинуться вперед в своих изысканиях по моделировке и светотени.

Угольный карандаш - обладает повышенной сочностью. для него характерен глубокий черный цвет, в зависимости от сорта бумаги (мягкая, жесткая, фактурная) дает линию от легкой, тонкой до сильной, сочной, черной. работа в широком тональном диапазоне обеспечивает тональные контрасты и выразительность рисунка, возможны сочные глубинные пространственные решения.

Уголь – материал больших форматов, обобщений, широкого тонального диапазона; возможна работа на бумаге, картоне, холсте. это материал широких, протяженных линий и пятна. древесный уголь - замечательный материал, но требует закрепления рисунка, особенно после продолжительной работы. чтобы сохранить свежесть рисунка, необходимо фиксировать его тут же, по горячему следу. углем, пропитанным маслом, можно добиться превосходных результатов: масло закрепляет изображение, а черный цвет становится теплее и глубже.

Карандаш разных номеров мягкости и твердости обладает универсальностью: возможна работа линией разного характера, тона, разнобразным штрихом (параллельный, косой, короткий, длинный, сетка); работа над деталями, вплоть до блика в глазу, и над широкими обобщениями, легко доступны светотеневые контрасты от легких, прозрачных до жестких, драматичных столкновений света и тени, возможна передача фактуры материала.

Графит - можно использовать в сочетании с пером и тушью. если графит серый, то им следует пройтись еще раза два, чтобы писать пером; тогда наиболее интенсивные тона графита проявляются благодаря проработке первого плана пером.

Перо, тушь - акцентируют внимание на линии, штрихе, требуют прицельной работы, высокой точности, обладают большой выразительностью, "интеллигентной тонкость".

Фломастер, маркер - настраивают на обобщения, на предельный отбор главного, с их помощью легко достигается пятно и контрастная светотень.

Авторучка, в том числе гелиевая, требует особых усилий воли для выражения пространства, светотени, преодоления материальности линии. линия беспристрастная, без нажима, так называемая "проволочная".

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 929 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Человек, которым вам суждено стать – это только тот человек, которым вы сами решите стать. © Ральф Уолдо Эмерсон
==> читать все изречения...

2307 - | 2158 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.