Краткая история развития российского природоохранного законодательства
Еще в XI в. в важнейшем памятнике древнерусского права – «Русской Правде», в Соборном уложении и других документах Московского государства содержались статьи об ответственности за недозволенные действия по отношению к землям, лесам, диким животным.
Правовые акты по охране природы принимались и в Российской империи и предусматривали штрафы за браконьерство, охоту и рыболовство в неположенное время, порубку леса. Вдоль южной границы государства охранялись так называемые засечные леса, за рубку в которых полагалась смертная казнь. При Петре I были объявлены заповедными многие леса, в том числе Измайлово и Лосиный остров в Москве, установлены водоохранные зоны по берегам рек, в местах нерестилищ.
Законодательные акты об охране природы Советского государства (декреты «О земле», «О лесах», «О недрах земли», «Об охране памятников природы, садов и парков» и др.) определяли мероприятия по охране естественных богатств земли от истощения, по восстановлению лесов, повышению производительности земельных угодий, охране естественных и созданных человеком уникальных природных комплексов.
Постановления правительства «О мерах борьбы с загрязнением атмосферного воздуха и об улучшении санитарно-гигиенических условий населенных мест» (1949), «О мерах по предотвращению загрязнения Каспийского моря» (1968), «Об улучшении охраны природы и об улучшении использования природных ресурсов» (1972), «О мерах по предотвращению загрязнения бассейнов Черного и Азовского морей» (1976) и другие касались охраны конкретных природных объектов страны.
Массовое общественное экологическое движение
Массовое общественное экологическое движение в конце 1980-х гг. сыграло важную роль в становлении и развитии экологического права и законодательства, создании органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды и использования природных ресурсов, экологизации высшего и среднего образования.
В начале 1990-х гг. было создано Министерство РФ по охране окружающей природной среды (Минприроды, затем Минэкологии).
Однако природоохранное законодательство вступало в противоречие с экстенсивным развитием экономики страны (индустриализация, «сталинский план преобразования природы», «стройки коммунизма»: каскад плотин и водохранилищ на Волге, уничтоживший пойменные луга и погубивший великую реку; плотины и водохранилища на сибирских реках, приведшие к значительным изменениям ландшафта, нарушениям гидрологического режима, изменению климата больших регионов, стрессовым ситуациям для наземной и водной биоты; непродуманная с эколого-экономической точки зрения распашка целинных земель, отведение огромных площадей под монокультуры и т.д.)
В постсоветское время ориентация на сырьевую экономику с хищническим использованием природных ресурсов стала причиной начавшейся «деэкологизации», выразившейся, например, в том, что сначала был понижен статус (от Минэкологии до Госкомэкологии), а затем и ликвидирован главный государственный орган, осуществлявший контроль за состоянием окружающей природной среды. Функции Федеральной службы лесного хозяйства, органов государственной экологической экспертизы были переданы Министерству природных ресурсов.
Но в последнее время наметились положительные тенденции в системе государственного управления охраной окружающей природной среды. Осенью 2002 г. Правительство РФ одобрило Экологическую доктрину Российской Федерации и план действий по ее реализации. В составе нового Правительства РФ образована Федеральная служба по экологическому и технологическому контролю. Следует отметить, что экологический контроль является важнейшей функцией государственного управления как в сфере использования природных ресурсов, так и в сфере их охраны. Он обеспечивает не только наблюдение за состоянием окружающей природной среды и ее изменением (экологический мониторинг), но и контроль за выполнением экологических требований в плане рационального природопользования, предполагает приостановление экологически вредной деятельности и привлечение к ответственности за экологические правонарушения.
Основа природоохранного законодательства России – Конституция РФ
Государственное регулирование природопользования и охраны окружающей среды осуществляется с помощью соответствующих законодательных актов. Экологическое право как составная часть общественных отношений и реализующее это право экологическое законодательство основываются на Конституции Российской Федерации, в которой вопросам экологии отводится одно из ведущих мест.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу и может служить основой действий граждан и общественных организаций в части природопользовательского контроля. Это тем более важно, что, какие бы законы ни принимались, как бы ни действовало государство, экологические проблемы невозможно решить без участия населения, без активной гражданской позиции каждого гражданина страны.
Согласно Ст. 58 Конституции РФ обязанностью каждого гражданина является охрана природы, окружающей среды и бережное отношение к природным ресурсам.
Одновременно Конституция РФ (Ст. 42) гарантирует право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В Ст. 9 дается эколого-экономическая характеристика природной среды. Земля и другие природные ресурсы в Российской Федерации используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Вместе с тем предусмотрено, что они могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности.
В Ст. 36 сказано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.
Более детально экологические обязанности и права граждан России прописаны в принятом в новой редакции в 2002 г. Законе РФ «Об охране окружающей природной среды». Этот закон прописывает определяющие принципы природоохранной деятельности (схема 1) и является основным источником экологического права в России, главным природоохранным законодательным актом прямого действия. Это означает, что нормы всех других законов по охране природы не должны противоречить данному законодательному акту.