Антропологи заметили, что люди любой культуры инстинктивно чему-то поклоняются. Это стремление универсально. Бог до основания пропитал все фибры нашей души врождённой потребностью общения с Ним. Для человека поклоняться — так же естественно, как есть или дышать. Если мы не поклоняемся Богу, то непременно находим Ему замену — даже если ею оказываемся мы сами. Бог сотворил нас с этим желанием потому, что ищет Себе поклонников! Об этом говорил Иисус: «Отец Себе ищет таких — тех, что так Ему поклоняются» (Ин. 4:23 [РВ]).
Возможно, в зависимости от своего религиозного воспитания и опыта, вам понадобится расширить своё понимание «поклонения». Может быть, слыша это слово, вы тут же представляете себе церковные служения с пением, молитвами и непременной
проповедью. Или сразу вспоминаете торжественные ритуалы, свечи и таинство причащения. Или начинаете думать об исцелении, чудесах и экстатических переживаниях. Поклонение может включать в себя все эти элементы, но само по себе является чем-то гораздо большим, чем все они, вместе взятые. Поклонение — это образ жизни.
Поклонение — это нечто гораздо большее, чем просто музыка. Для многих людей поклонение — это лишь ещё одно слово, обозначающее музыкальное служение. Они говорят: «У нас в церкви сначала идёт поклонение, а потом учение». Это признак того, что они совсем неверно представляют себе суть поклонения. Каждый элемент церковного служения является поклонением. Мы можем молиться, читать Писание, петь, повторять исповедание веры, каяться в грехах, молчать, слушать проповедь и записывать самые важные её
моменты, приносить десятину и пожертвования, принимать крещение или причащение, брать на себя какое-то обещание перед Богом или даже приветствовать других верующих, и всё это — часть поклонения.
Вообще, поклонение существовало ещё до того, как появилась музыка. Адам поклонялся Богу в Эдемском саду, но музыка впервые упоминается только в 4 главе Книги Бытие (ст. 21), когда речь заходит о рождении Иувала. Если бы поклонение состояло только из музыки и пения, те из нас, кто лишён каких бы то ни было музыкальных способностей, вообще не могли бы поклоняться.
Бывает и еще хуже. Порой под «поклонением» подразумевается какой-то определённый стиль музыки: «Сначала мы спели гимн, а потом — песни хвалы и поклонения». Или: «Мне нравятся песни хвалы, но больше всего я люблю медленные песни поклонения». Если следовать этой логике, то песня, которая исполняется быстро, громко или с использованием духовых инструментов, считается песней хвалы. Но если она поётся медленно, негромко и задушевно, под одну гитару, то автоматически становится поклонением. Такое неверное употребление слова «поклонение» является сейчас довольно распространённым.
Но поклонение никак не зависит от стиля, громкости или темпа той или иной песни. Богу нравится любая музыка, потому что Он Сам является автором всех её видов и стилей — быстрых и медленных, громких и тихих, старых и новых. Быть может, вам лично не нравятся все её разновидности, но Бог не таков. Если человек приносит свою музыку Богу в духе и истине, это и есть поклонение.
Христиане часто спорят о том, какой именно стиль музыки следует использовать для поклонения, страстно отстаивая то, что предпочитают сами, как самое что ни на есть библейское поклонение, более других угодное Богу. Однако такого понятия, как библейский музыкальный стиль, просто не существует! В Библии нет нотных записей, да и многих инструментов, на которых люди играли в библейские времена, уже не существует.
Сказать по правде, тот стиль музыки, который вы предпочитаете, больше говорит не о Боге, а о вас самих, об особенностях вашей личности и воспитания. Излюбленная музыка одного народа может показаться бессмысленным шумом людям другой национальности. Но Богу нравится разнообразие, и любая музыка приносит Ему радость. «Христианской музыки» вообще не существует. Бывают только христианские слова к песням. Именно слова, а не мелодия делают то или иное музыкальное произведение духовным. Изначально духовных мелодий просто нет. Если бы я сыграл вам песню без слов, вы никак не смогли бы определить, «христианская» она или нет.
Поклонение предназначено не для нас. Будучи пастором, я периодически получаю вот такие записки: «Мне очень понравилось сегодняшнее поклонение. Я очень много из него получил». Это ещё одно ошибочное представление о поклонении. Ведь поклонение предназначено не для нас! Мы поклоняемся Богу и, поклоняясь, стремимся принести радость не самим себе, а Ему. Если вы когда-нибудь говорили: «Сегодня я ничего не получил от поклонения», то знайте, что в тот день вы поклонялись из неверных побуждений. Поклонение предназначено не для вас, а для Бога. Конечно, большая часть воскресных служений включает в себя элементы общения, назидания и благовестия, и поклонение действительно приносит нам немало пользы, но поклоняемся мы вовсе не для того, чтобы угодить себе. Нашим главным побуждением должно быть стремление прославить и порадовать Творца.
В 29 главе Книги пророка Исайи Бог сетует на то, что люди поклоняются Ему лицемерно и равнодушно. Израильтяне приходили к Нему с избитыми молитвами, неискренней хвалой, пустыми словами и самодеятельными церемониями, даже не помышляя о глубинном смысле происходящего. В нашем поклонении Богу важны не вековые традиции, а пылкость и посвящение. В Библии сказано: «Этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих» (Ис. 29:13).
Поклонение — это не часть нашей жизни, это сама жизнь. Мы поклоняемся не только на церковных богослужениях. Нам запове-дано «искатьлица Его всегда» (Пс. 104:4) и прославлять имя Господне «от восхода солнца до запада» (Пс. 112:3). В Библии люди славили Бога за работой, дома, в битве, в темнице и даже в постели! Хвала должна начинаться с того момента, когда мы утром открываем глаза, и заканчиваться тогда, когда вечером мы снова закрываем их, чтобы заснуть (Пс. 118:147, Пс. 5:4, Пс. 62:7, Пс. 118:62). «Благословлю Господа во всякое время (Пс. 33:2), — сказал однажды Давид.
Любое дело может превратиться в поклонение, если мы занимаемся им ради похвалы, славы и радости Господней. В Библии написано: «Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31). Как говорил Мартин Лютер, «доярка может доить коров во славу Господа».
Как же нам совершать все свои дела во славу Бога? Мы добьёмся этого, если начнём делать всё, как для Самого Иисуса Христа, и при этом будем поддерживать с Ним постоянный разговор. В Библии сказано: «Всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков» (Кол. 3:23).
Вот в чём заключается тайна жизни, исполнен- j ной поклонения: делать всё, как для Господа. Работа становится поклонением, когда мы посвящаем ее Богу и исполняем её, постоянно ощущая Его присутствие. Изложение стиха Рим. 12:1 в современном английском переводе Библии «The Message» звучит следующим образом: «Возьмите свою повседневную, обычную жизнь — ежедневные дела, то, как вы спите, едите, ходите на работу, — и вознесите это как жертву перед Богом».
Когда я только-только влюбился в свою будущую жену, я не переставал о ней думать. Всё время, что бы я ни делал — завтракал, ехал в колледж, сидел на уроках, стоял в очереди в магазине, заправлял машину, — я постоянно думал об этой удивительной женщине! Я часто разговаривал о ней сам с собой, мысленно перебирая всё, что мне в ней нравилось. Благодаря этому я ощущал её близость, хотя мы жили за сотни миль друг от друга и учились в разных колледжах. Постоянно думая о ней, я пребывал в её любви. Жизнь, которая сама по себе является поклонением, — это просто влюблённость в Иисуса Христа.
«Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим...»
Чис. 6:25
«Осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим»
Пс. 118:135
Цель нашей жизни состоит в том, чтобы радовать Бога.
Поскольку приносить Богу радость является первостепенной целью нашей жизни, самое главное — узнать, как именно это делать. В Писании говорится: «Старайтесь дознаться, что приятно Богу» (Еф, 5:10 [РВ]). К счастью, в Библии есть прекрасный пример человека, чья жизнь была угодна Богу. Звали его Ной.
В дни Ноя весь мир погрузился в нравственное разложение. Каждый жил для собственного удовольствия, а не для того, чтобы угодить Господу. Бог не мог отыскать на земле ни одного человека, который стремился бы радовать Его, поэтому огорчался и жалел, что вообще сотворил людей. Всеобщая распущенность была Ему так омерзительна, что Он даже подумывал стереть людей с лица земли. Но потом Он заметил одного человека, от которого в Его сердце встрепенулась радость. В Библии написано: «Один лишь Ной был угоден Господу» (Быт. 6:8 [РБО]).
«Этот парень Мне нравится, — подумал Бог. — На него приятно смотреть. Начну-ка Я все заново, с него и его семьи!» Мы с вами живём сегодня на земле благодаря тому, что Ной доставлял Богу радость. А его жизнь позволяет нам выделить пять способов выразить поклонение Богу, которые вызывают у Господа довольную и радостную улыбку.
Бог улыбается, когда мы любим Его больше всего остального. Ной любил Бога больше всего на свете, любил Его даже тогда, когда всем вокруг не было до Господа никакого дела. В Библии сказано, что среди людей своего времени «один только Ной был праведен и непорочен; его жизнь шла с Богом» (Быт. 6:96 [РБО]).
Вот чего Богу хочется больше всего: чтобы у нас были с Ним личные, близкие взаимоотношения! Это самая поразительная истина на свете: Творец вселенной хочет с нами общаться! Бог сотворил вас, чтобы любить, и хочет, чтобы вы отвечали Ему взаимностью. «Я милости хочу, а не жертвы, — говорит Он, — и Боговедения более, нежели всесожжении» (Ос. 6:6).
Чувствуете ли вы Божью страсть, Его горячее желание быть с вами, когда читаете эти строки? Разве можно отвернуться и уйти прочь, когда к тебе взывают так пылко? Бог глубоко любит вас и жаждет вашей любви. Он страстно желает, чтобы вы знали Его и проводили с Ним время. Он радуется вам. Углублять свои взаимоотношения с Богом, учиться любить Его и принимать Его любовь — вот что должно стать главным стремлением нашей жизни. Ничто другое не идёт с этим ни в какое сравнение. Иисус назвал это первой и величайшей заповедью:
«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22:37-38).
Бог улыбается, когда мы полностью Ему доверяем. Во-вторых, Ной угодил Богу тем, что доверял Ему даже в те моменты, когда не вполне понимал Его действия. В Библии сказано: «Верою
Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он весь мир и сделался наследником праведности по вере» (Евр. 11:7). Представьте себе такую картину: однажды Бог приходит к Ною и говорит: «Я жестоко разочаровался в людях. Во всём мире никто, кроме тебя, обо Мне не думает. Но знаешь, Ной, Я всегда улыбаюсь от радости, глядя на тебя. Я доволен твоей жизнью и потому собираюсь потопить весь мир и начать все заново с тебя и твоего семейства. Поэтому Я и попрошу тебя построить огромный корабль, чтобы спасти себя и животных».
В той ситуации было три момента, которые могли вызвать у Ноя сомнения. Во-первых, Ной не знал, что такое дождь, потому что до потопа Бог орошал природу снизу, от земли (Быт. 2:5-6). Именно поэтому радуга тоже оказалась для людей в новинку. Во-вторых, Ной жил в сотнях миль от ближайшего океана. Даже если ему удалось бы построить корабль, как дотащить его до воды? В-третьих, ему надо было как-то собрать всех животных вместе, а потом ещё и заботиться о них. Однако Ной не стал жаловаться и искать отговорки. Он полностью доверял Богу, и Господу это очень нравилось.
Полностью доверять Богу — значит верить в то, что Он знает, что для нас лучше. Мы полагаемся на то, что Он исполнит Свои обещания, поможет нам в трудностях и при необходимости сотворит невозможное. В Библии сказано: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его»(Пс. 146:11).
Чтобы построить ковчег, Ною понадобилось 120 лет. Наверное, он не раз впадал в отчаяние. Шли годы, а дождя всё не было и не было, и его наверняка жестоко дразнили, называли «чокнутым» — надо же, вообразил себе, что с ним разговаривает Сам Бог! Должно быть, его дети не раз стыдились и чувствовали себя неловко из-за того, что прямо возле их дома строится огромный корабль. Однако Ной продолжал верить Богу.
Есть ли в вашей жизни такие моменты, где вам нужно полностью довериться Богу? Доверие — это тоже поклонение. Родители всегда счастливы, когда дети полагаются на их мудрость и любовь. Так же и Бог: наша вера приносит Ему несказанную радость. Писание говорит: «Без веры угодить Богу невозможно» (Евр. 11:б).
Бог улыбается, когда мы повинуемся Ему всем сердцем. Чтобы спасти земную фауну от всемирного потопа. Ной должен был Уделить пристальное внимание материально-технической базе и многочисленным деталям всей этой операции. Надо было сделать всё именно так, как повелел Господь. Бог не сказал: «Знаешь, Ной, построй какую-нибудь лодчонку по своему усмотрению». Напротив, Он дал Ною весьма подробные указания о том, каких размеров, какой формы и из какого материала должен быть ковчег, а также каких именно животных и в каком количестве надо загрузить на борт. И Ной выполнил все Его повеления в точности. В Библии говорится: «И сделал Ной всё: как повелел ему Господь Бог, так он и сделал» (Быт. 6:22. См. также Евр. 11:76).
Обратите внимание, что Ной повиновался Богу полностью. Он «сделал всё (не упуская ни одной мелочи), как повелел ему Господь Бог» (именно таким образом и в те сроки, что были ему указаны). Вот что значит повиноваться всем сердцем. Неудивительно, что, глядя на Ноя, Бог довольно улыбался!
Если бы Бог попросил вас построить гигантский корабль, наверное, у вас тоже появились бы кое-какие вопросы, возражения и сомнения. А вот у Ноя их не было. Он повиновался Богу от всего сердца. Такое беззаветное послушание означает, что мы исполняем Божьи указания без сомнений и отговорок. Не откладываем послушание в долгий ящик. Не говорим: «Я об этом помолюсь», а просто незамедлительно делаем то, что нам сказали. Любой родитель знает, что отсроченное послушание — это самое настоящее непослушание.
Бог вовсе не обязан объяснять вам суть и причину всех Своих повелений. Понимание можно отложить и на потом, а вот послушание не терпит отлагательств. Немедленное послушание поможет вам узнать Бога лучше, чем долгие годы библейских чтений и дискуссий. Более того,
некоторые заповеди вы так никогда и не поймёте, пока не начнёте их соблюдать. Послушание отпирает дверь пониманию. Довольно часто мы пытаемся повиноваться Богу лишь отчасти. Нам хочется самим выбирать те Его повеления, которые мы не прочь соблюдать. Мы составляем себе список любимых заповедей и исполняем их, не обращая внимания на те, что кажутся нам неразумными, слишком трудоёмкими, обременительными или не пользующимися особой популярностью.
Хорошо, я буду ходить в церковь, но не стану приносить десятину Я огласен читать Библию, но не собираюсь прощать тех, кто меня обидел. Однако частичное послушание - это тоже непослушание.
Повинуясь Богу от всего сердца, мы исполняем Его заповеди с ра-стным энтузиазмом. «Служите Господу с веселием» (Пс 99'2) -говорит нам Библия. Именно так поступал Давид: «Укажи мне, Гос-fu, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. Вразуми мня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем» Щс. 11о:оЗ-34).
Обращаясь к людям, которые уже являются христианами, апостол Иаков писал: «Бог оправдывает человека за дела, а не за одни ыько веру, (Иак. 2:24 [РВ]). Божье Слово очень ясно даёт нам по-гть, что заслужить спасение невозможно. Оно даётся нам не усили-ш, а благодатью. Однако, будучи чадом Божьим, вы можете доставлять удовольствие Небесному Отцу, радуя Его своим послушанием > послушно исполненное дело может быть поклонением. Почему так приятно, когда мы Ему повинуемся? Потому что послушание доказывает, что мы действительно любим Его. Иисус сказал- «Если любите Меня, соблюдите заповеди Мои» (Ин. 14:15).
Бог улыбается, когда мы славим и благодарим Его. Каждо-приятно, когда его хвалят, благодарят, признают и оценивают по гоинству. Мало что приносит нам большее удовольствия, чем ис-?нняя похвала и уважение от окружающих нас людей. Богу тоже нравится, когда Его хвалят и благодарят. Он улыбается, когда мы выражаем Ему своё восхищение.
Жизнь Ноя доставляла Богу удовольствие, потому что его сердце) переполнено хвалой и благодарением. Ной поклонялся Богу тогда, когда этого не делал никто другой на земле. И после потон прежде всего выразил свою признательность Богу и вознёс хвалу, принеся Ему жертвы: «И устроил Ной жертвенник Господу … из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принёс во всесожжение на жертвеннике» (Быт. 8:20).
Благодаря смерти Иисуса мы уже не приносим в жертву живот IX, как это делал Ной. Вместо этого нам велено приносить Богу «жертву хвалы» (Пс. 115:8), «плод уст, прославляющих имя Его»
5). Мы славим Бога за то, какой Он, и благодарим Его за то, что Он для нас сделал. Как сказал Давид, «Я буду славить имя Бога моего в песни, буду превозносить Его в славословии, и будет это благоугоднве Господу, нежели вол, нежели телец с рогами и с копытами» (Пс. 68:31-32).
В то время, как мы славим Бога и воздаём Ему благодарение, происходит нечто поразительное: когда мы делаем Ему приятно, наши сердца тоже наполняются радостью!
Моя мама обожала для нас готовить. Даже после женитьбы, когда я навещал родителей, она непременно устраивала самые настоящие пиршества. Для неё одним из главных наслаждений было сидеть и смотреть, как её дети за обе щеки уплетают то, что она для них приготовила. И чем больше нам нравилась её стряпня, тем приятнее ей было.
Но кроме этого, нам нравилось хвалить маму и благодарить её за то удовольствие, которое доставляла нам приготовленная пища. Так что радость была взаимная и обоюдная. С наслаждением уписывая испечённый ею пирог, я без конца нахваливал и его, и мамины искусные руки. При этом мне хотелось не только как следует покушать, но и порадовать маму. Так что все были счастливы.
Поклонение тоже является делом обоюдным. Нам нравится то, что сделал для нас Бог, и, когда мы говорим Ему об этом, наша похвала и благодарность доставляет Ему удовольствие — одновременно умножая и нашу радость. Псалмопевец говорит: «Праведники да возвеселятся, да возрадуются пред Богом и восторжествуют в радости» (Пс. 67:4).
Бог улыбается, когда мы пользуемся своими дарами и способностями. После потопа Бог дал Ною вот такие простые повеления: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею; да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и весь скот земной, и все птицы небесные, всё, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; всё движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё» (Быт. 9:1-3).
«Пора жить дальше! — сказал Бог. — Так что начинайте делать то, ради чего Я и создал человека. Занимайтесь любовью с супругами. Рожайте детей. Пусть у вас будут семьи. Сажайте растения и готовьте еду. Будьте людьми! Ведь Я сотворил вас именно такими!»
Быть может, вы считаете, что Бог доволен вами лишь тогда, когда вы занимаетесь исключительно «духовными» делами: читаете Библию, приходите на церковное служение, молитесь, делитесь своей верой с другими людьми. Возможно, вам кажется, что остальные аспекты вашей жизни Бога просто не интересуют. Однако на самом деле Богу нравится наблюдать даже за самыми незначительными мелочами нашей жизни. Он не упускает ни единого вашего движения. В Библии написано: «Господом утверждаются стопы такого человека [т.е. праведника], и Он благоволит к. пути его» (Пс. 36:23).
Любая человеческая деятельность (кроме греха) может совершаться на радость Богу, если мы занимаемся ею с хвалой и благодарностью в сердце. Ради Божьей славы можно мыть посуду, чинить машину, продавать молоко, писать компьютерную программу, выращивать пшеницу, воспитывать детей — и так далее.
Как Отцу, гордящемуся Своими детьми, Богу особенно приятно смотреть, как мы пользуемся теми дарами и способностями, которыми Он нас наделил. Бог специально одарил нас всех по-разному. Некоторых он сделал спортсменами, а другим дал особые умственные способности. У вас может быть талант к математике, к музыке, к механике или к тысяче других вещей. И если вы станете использовать то уникальное сочетание даров, которыми наделил вас Бог, Он непременно будет улыбаться от радости. В Библии сказано: «Он, создал сердца всех их. и вникает во все дела их» (Пс. 32:15).
Вы не сможете принести Богу славу или удовольствие, если зароете в землю дарованные Им таланты или попытаетесь подражать кому-то другому. Мы порадуем Бога лишь тогда, когда будем именно самими собой. Всякий раз, когда мы отвергаем ту или иную часть своей личности, мы отвергаем мудрость и верховную волю сотворившего нас Бога. «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, — говорит Господь — Черепок из черепков земных! Скажет ли глина горшечнику: "Что ты делаешь?" и твоё дело скажет ли о тебе: "У него нет рук?"» (Ис. 45:9).
В фильме «Огненные колесницы» участник олимпийских состязаний по бегу, Эрик Лиддел, говорит: «Я верю, что Бог создал меня с какой-то целью. Однако кроме всего прочего Он дал мне быстрые ноги, и когда я бегу, то чувствую, что Ему это нравится». Чуть позднее он говорит: «Для меня отказаться от бега значило бы отнестись к Богу с презрением». На свете не бывает недуховных способностей, бывают только способности, не использованные по назначению. Так что начинайте использовать свои дары на радость Богу.
Кроме того, Богу приятно, когда вы получаете удовольствие от Его творения. Он даровал вам глаза, чтобы вы радовались красоте, и уши, чтобы вы вбирали в себя многоразличные звуки и музыку. Он дал вам нос и вкусовые рецепторы, чтобы вы могли получать наслаждение от сотен запахов и вкусов, а под кожу поместил нервные окончания, чтобы вы знали удовольствие прикосновения. Мы поклоняемся Богу всякий раз, когда наслаждаемся Его творением и благодарим Его за это. Более того, в Библии сказано, что «Бог щедро снабжает нас всем необходимым, для довольства» ( 1 Тим. 6:17 [РВ]).
Богу нравится смотреть на вас, даже когда вы спите! Мне тоже доставляло несказанное удовольствие смотреть, как спят мои маленькие дети. Бывало, что весь день до этого они не слушались и доставляли нам одни хлопоты, но во сне они казались такими мирными, довольными и безмятежными, что я снова вспоминал, как сильно их люблю.
Моим детям не нужно было как-то добиваться моего расположения. Я блаженствовал, просто глядя на то, как они дышат, потому что бесконечно любил их. Я видел, как подымаются и опускаются их маленькие грудки, и счастливо улыбался, а иногда глаза мои даже наполнялись слезами умиления. Когда вы спите, Бог смотрит на вас с любовью, потому что Он Сам придумал и сотворил вас и любит вас так сильно, как будто на этом свете больше нет ни единого человека.
Чтобы радоваться своим детям, родителям вовсе не нужно сначала увидеть в них совершенство или хотя бы крепкий, установившийся характер. Они восхищаются своими детьми на каждом этапе их развития. Бог знает все ваши грехи и проступки, всю вашу слабость и незрелость, но вы — Его дитя и Ему это нравится. Он любит вас на каждой ступени вашего духовного становления.
Быть может, в детстве у вас были родители или учителя, которым было просто невозможно угодить. Пожалуйста, не думайте, что Бог такой же. Он знает, что вы неспособны жить безукоризненной, безгрешной жизнью. В Библии сказано: «Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14).
Прежде всего, Бог смотрит на настрой и расположение вашего сердца: Живёт ли в вас стремление угодить Ему? Возобладает ли оно над всеми иными желаниями? Именно этого жаждал апостол Павел: «Потому и желаем больше всего — живём ли дома или на чужбине — понравиться Ему» (2 Кор. 5:9 [РВ]). Когда живёшь в свете вечности, то перестаёшь задавать себе вопрос: «Много ли удовольствия я получаю от жизни?» и вместо этого начинаешь спрашивать: «Много ли удовольствия получает от моей жизни Бог?»
В XXI веке Бог ищет людей, подобных Ною: людей, готовых и желающих жить ради Его радости. В Писании говорится: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13:2).
Будете ли вы жить ради того, чтобы угождать Богу? А уж Бог ничего не пожалеет для человека, полностью поглощённого этой целью.
Сердце поклонения — это полное посвящение, подчинение, своего рода безоговорочная капитуляция.
«Капитулировать», «сдаться» — эти слова и понятия весьма непопулярны и вызывают в нас неприязненные чувства, почти так же, как слово «подчиниться», потому что под ними подразумевается, что мы должны что-то утратить, чего-то лишиться, а это не нравится никому. С ними связаны неприятные ассоциации — признание поражения в битве, проигрыш в спортивном матче или уступка более сильному противнику. Это слово почти всегда используется в негативном контексте. Арестованные преступники тоже сдаются властям.
В мире, где правит конкуренция, нас учат никогда не опускать руки, не оставлять попытки добиться успеха и никогда не уступать, поэтому мы нечасто слышим о том, чтобы сдаваться. Если главное в жизни — побеждать, то вести речь о капитуляции или прекращении борьбы просто немыслимо. Даже христиане предпочитают говорить о победах, успехе, преодолении и завоеваниях, нежели о покорности, уступках, подчинении и послушании. Однако полное подчинение, предоставление себя Богу и есть сердце всякого поклонения. Мы отдаём Ему себя не из страха или чувства долга, но из любви, потому что «Он первым полюбил нас» (1 Ин. 4:9-10, 19 [РВ]).
После того, как на протяжении одиннадцати глав Послания к римлянам апостол Павел объяснял нам невероятную Божью благодать, он начинает призывать нас полностью отдать себя Богу в поклонении Ему: «Представьте тела ваша в жертву живую, святую, благо-угодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1).
Истинное поклонение — то есть угождение Богу — начинается с того момента, когда мы полностью отдаём себя Ему. Обратите внимание, что в этом стихе речь идёт о принесении жертвы,
Принесение себя в жертву Богу и есть настоящее поклонение.
Христиане называют этот шаг по-разному: посвятить себя Богу, сделать Иисуса своим Господом, взять на себя свой крест, умереть для себя, подчиниться Духу. Главное не в том, как мы называем для себя это действие, а в том, чтобы каждый из нас его совершил. Бог хочет, чтобы вся ваша жизнь принадлежала Ему. Вся до конца. Даже девяноста пяти процентов — и то будет мало.
Есть три преграды, которые мешают
нам полностью предать себя Богу: страх, гордыня и невежество. Мы не осознаём, как сильно Бог любит нас, хотим самостоятельно управлять своей жизнью и плохо понимаем сущность такого посвящения.
Можно ли доверять Богу? Для того, чтобы предать, посвятить себя кому-то или чему-то, необходимо доверие. Мы не можем отдать себя Богу, пока не научимся доверять Ему, а доверять Ему не получится, пока не узнаешь Его получше. Страх мешает нам полностью посвятить себя Богу, но «совершенная любовь изгоняет страх,» (1 Ин. 4:18). Чем больше мы понимаем, как сильно Бог любит нас, тем легче нам отдать себя на Его милость.
Как мне увериться в том, что Бог любит меня? Он предоставляет тому множество доказательств. Бог Сам говорит, что относится к нам с любовью (Пс. 144:9). Он никогда не выпускает нас из поля Своего зрения (Пс. 138:3). Ему небезразличны все мелочи нашей жизни (Мф. 10:30). Он наделил нас способностью ощущать самые разные удовольствия (1 Тим. 6:176). У Него самые благие намерения для нашей жизни (Иер. 29:11). Он прощает нас (Пс. 85:5). Он относится к нам с терпением (Пс. 144:8). Бог любит вас неизмеримо больше, чем вы можете себе представить!
Самым великим выражением этой любви стала жертва Божьего Сына ради нас. «Бог Свою любовь к, нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим. 5:8). Если вы хотите узнать, насколько дорожит вами Бог, посмотрите на Христа. Он висит на кресте с распростёртыми руками, словно говоря: «Вот как сильно Я возлюбил тебя! Я лучше умру, чем буду жить без тебя!»
Бог — это не жестокий работорговец и не злобный тиран, добивающийся подчинения грубой силой. Он не стремится сломить нашу волю, но нежно и призывно уговаривает, умоляет нас прийти к Нему, чтобы мы сами, по собственному желанию, принесли Ему своё сердце. Он протягивает нам любовь и освобождение, и, подчинившись Ему, мы не попадаем в рабство, а, напротив, обретаем свободу. Полностью предав себя Иисусу, мы обнаруживаем, что перед нами не деспот, а спаситель, не начальник, а брат, не диктатор, а друг.