Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Об истории публикации «Опыты» Мишель Монтень. Страница из «Бордоского экземпляра» с правкой Монтеня




Основателем жанра в европейской традиции принято считать французского философа Мишеля Монтеня («Опыты», 1580). «Опыты» Монтеня содержат философские, исторические, политические, религиозные, лингвистические, педагогические, этические и др. воззрения автора, от наиболее частных до наиболее общих. Монтень рассказывает о нравах и обычаях разных народов, о содержании прочитанных книг, но все это превратилось бы в обрывочный комментарий, в сумму выписок и цитат, если бы не возвращалось каждый раз к истоку к образу личности, многое понимающей и приемлющей, но ни к чему не сводимой, не равной даже самой себе [Эпштейн]. «Опыты» исследуют мир, но отправной точкой и принципом такого исследования является личность автора. Так, например, прерывистость структуры «Опытов» связана с особенностями авторского мышления, его отношения к миру.

Я всег­да от­кро­венен, а это про­из­во­дит бла­гоп­ри­ят­ное впе­чат­ле­ние и с пер­во­го взгля­да вну­ша­ет до­верие. Не­пос­редс­твен­ность и прав­ди­вость сво­ев­ре­мен­ны и умес­тны в лю­бой век, ка­ким бы он ни был. К то­му же не­зави­симость тех, кто дей­ству­ет бес­ко­рыс­тно, не по­рож­да­ет ни осо­бых по­доз­ре­ний, ни не­навис­ти; ведь они с пол­ным пра­вом мо­гут пов­то­рить от­вет Ги­пери­да афи­нянам, жа­ловав­шимся на рез­кость его ре­чей: «Гос­по­да, не­зачем об­суждать, стес­ня­юсь ли я в вы­раже­ни­ях, но сле­ду­ет вы­яс­нить, го­ворю ли я, прес­ле­дуя свою поль­зу и из­вле­кая для се­бя вы­году».

Моя не­зави­симость лег­ко ог­ражда­ла ме­ня и от по­доз­ре­ний в прит­ворс­тве; во-пер­вых, я всег­да про­яв­ляю твер­дость и не стес­ня­юсь выс­ка­зать все до кон­ца, сколь бы дер­зки­ми и обид­ны­ми мои сло­ва ни бы­ли, так что и за гла­за я не мог бы выс­ка­зать ни­чего худ­ше­го; во-вто­рых, не­зави­симость моя всег­да выс­ту­па­ет в об­личье бе­зыс­кусс­твен­ности и прос­то­ты. Дей­ствуя, я не до­бива­юсь че­го-ли­бо сверх то­го, ра­ди че­го я дей­ствую; я не за­гады­ваю впе­ред и не строю да­леко иду­щих пред­по­ложе­ний; вся­кое дей­ствие прес­ле­ду­ет ка­кую-то оп­ре­делен­ную цель, — так пусть же, ес­ли воз­можно, оно дос­тигнет ее.

Нич­то не ме­ша­ет под­держи­вать хо­рошие от­но­шения с те­ми, кто враж­ду­ет меж­ду со­бой, и вес­ти се­бя при этом впол­не по­рядоч­но; вы­казы­вай­те к то­му и дру­гому дру­жес­кое рас­по­ложе­ние, пусть не сов­сем оди­нако­вое, ибо оно до­пус­ка­ет раз­личную ме­ру, и уж во вся­ком слу­чае дос­та­точ­но сдер­жанное и не вле­кущее вас в од­ну сто­рону так силь­но, что­бы она мог­ла рас­по­лагать ва­ми по сво­ему ус­мотре­нию; и еще: до­воль­ствуй­тесь скром­ною ме­рою их бла­гос­клон­ности и, ока­зав­шись в мут­ной во­де, не но­рови­те ло­вить в ней рыб­ку.

Путь ис­ти­ны единс­твен­ный, и он прост; путь за­ботя­щих­ся о сво­ей вы­годе или де­лах, ко­торые на­ходят­ся на их по­пече­нии, — раз­дво­ен, не­ровен, слу­ча­ен. Я не­ред­ко стал­ки­вал­ся с под­дель­ной, ис­кусс­твен­ной не­пос­редс­твен­ностью, си­лив­шей­ся ча­ще все­го бе­зус­пешно — вы­дать се­бя за нас­то­ящую. Уж очень на­поми­на­ет она ос­ла Эзо­повой бас­ни, ко­торый, под­ра­жая со­баке, по­ложил от пол­но­ты чувств пе­ред­ние но­ги на пле­чи сво­его хо­зя­ина, но в то вре­мя как со­баку воз­награ­дили за это при­ветс­твие лас­ка­ми, бед­но­му ос­лу дос­та­лось в наг­ра­ду двой­ное ко­личес­тво па­лок. Id maxime quemque decet quod est cuiusque suum maxime. (Вся­кому боль­ше все­го по­доба­ет то, что боль­ше все­го ему свой­ствен­но (лат.).) Я не пы­та­юсь от­ка­зывать об­ма­ну в его пра­вах — это оз­на­чало бы пло­хо по­нимать жизнь: я знаю, что он час­то при­носил поль­зу и что боль­шинс­тво дел че­лове­чес­ких су­щес­тву­ет за его счет и дер­жится на нем. Бы­ва­ют по­роки, по­чита­емые за­кон­ны­ми; бы­ва­ют хо­рошие или из­ви­нитель­ные пос­тупки, ко­торые, тем не ме­нее, не­закон­ны.

Из­вес­тно сколь­ко угод­но пре­датель­ств, ко­торые бы­ли не толь­ко от­вер­гну­ты, но и на­каза­ны те­ми, в чь­их ин­те­ресах они пред­при­нима­лись. Кто не зна­ет при­гово­ра Фаб­ри­ция вра­чу Пир­ра? Но бы­вало и так, что по­велев­ший со­вер­шить пре­датель­ство сам же и рас­прав­лялся с тем, ко­го он ис­поль­зо­вал, ибо он пе­рес­тал до­верять пре­дате­лю и не хо­тел ос­тавлять за ним столь не­помер­ной влас­ти и ему ста­нови­лись омер­зи­тель­ны ра­боле­пие и по­кор­ность, столь без­гра­нич­ные и столь под­лые.

К это­му нуж­но до­бавить, что силь­ные ми­ра се­го смот­рят на ис­полни­телей столь от­вра­титель­ных зло­де­яний как на лю­дей, изоб­ли­ча­ющих их в прес­тупле­нии. И они ста­ра­ют­ся унич­то­жить их, что­бы ус­тра­нить сви­дете­лей про­тив се­бя и за­мес­ти, та­ким об­ра­зом, сле­ды сво­их про­ис­ков.

Ес­ли при слу­чае они все же воз­награж­да­ют вас за со­вер­шенное ва­ми пре­датель­ство, да­бы об­щес­твен­ная не­об­хо­димость не бы­ла ли­шена это­го от­ча­ян­но­го и край­не­го средс­тва, тот, кто де­ла­ет это, не пе­рес­та­ет счи­тать вас — ес­ли толь­ко он сам не та­ков — за­кон­ченным мер­завцем и ви­сель­ни­ком, и в его гла­зах вы еще боль­ший пре­датель, чем в гла­зах ва­шей жер­твы, ибо он из­ме­ря­ет ни­зость ва­шей ду­ши по ва­шим ру­кам, а они бес­пре­кос­ловно ему по­вину­ют­ся и ни в чем не от­ка­зыва­ют. Ис­поль­зу­ет же он вас сов­сем так же, как поль­зу­ют­ся от­пе­тыми не­годя­ями при со­вер­ше­нии каз­ней, — их обя­зан­ности столь же по­лез­ны, сколь ма­лопоч­тенны. По­доб­ные по­руче­ния, не го­воря уже об их гнус­ности, рас­тле­ва­ют и раз­вра­ща­ют со­весть. Дочь Се­яна, ко­торую рим­ские судьи не мог­ли на­казать смертью, так как она бы­ла девс­твен­ни­ца, сна­чала бы­ла обес­че­щена па­лачом, да­бы за­коны не по­тер­пе­ли ущер­ба, и лишь пос­ле это­го удав­ле­на им; не толь­ко ру­ки его, но и его ду­ша — ра­бы го­сударс­твен­ной влас­ти, рас­по­лага­ющей ими по сво­ему ус­мотре­нию.

Ког­да Му­рад Пер­вый, же­лая усу­губить тя­жесть на­каза­ния тех из сво­их под­данных, ко­торые ока­зали под­дер­жку его мя­теж­но­му сы­ну, — а тот за­думал не что иное, как от­це­убий­ство, — по­велел их бли­жай­шим родс­твен­ни­кам собс­твен­но­руч­но со­вер­шить над ни­ми казнь, не­кото­рые пред­почли быть нес­пра­вед­ли­во об­ви­нен­ны­ми в со­дей­ствии чу­жому от­це­убий­ству, чем стать ору­ди­ями убий­ства сво­их ро­дичей, и я на­хожу, что они пос­ту­пили в выс­шей сте­пени чес­тно. И ког­да уже в мое вре­мя в кое-ка­ких взя­тых прис­ту­пом го­родиш­ках мне до­води­лось встре­чать не­годя­ев, ко­торые, что­бы спас­ти свою жизнь, сог­ла­шались ве­шать сво­их дру­зей и то­вари­щей, я не­из­менно счи­тал, что судь­ба их — еще бо­лее жал­кая, чем судь­ба тех, ко­го они ве­шали.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 767 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Большинство людей упускают появившуюся возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © Томас Эдисон
==> читать все изречения...

2564 - | 2224 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.