2.1. Регулирование государством отношений между крестьянством и землевладельцами (конец XV – конец XVI в.) Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. До конца XVI в. крестьяне оставались относительно свободными, но в это время шел процесс вызревания предпосылок, приведших в итоге к их закрепощению.
• Судебники. Судебник 1497 г. упорядочил отношения между крестьянами и землевладельцами на всей территории единого государства, подтвердил право владельческих крестьян на возможность «выхода» в Юрьев день осенний после выплаты «пожилого» (т. е. определенной суммы, которую к тому же чаще всего выплачивал другой феодал, переманивший крестьянина на свои земли).
В другое время крестьяне и не переходили на новые земли, – мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой – об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на их положении и на социально-экономическом развитии страны.
Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г., несколько увеличившем лишь норму «пожилого».
• Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны, бегства населения на окраины государства и начавшегося кризиса мелкопоместного дворянства, Иван IV ввел «заповедные годы», запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной, «вплоть до царева указа».
2.2. Первый этап (конец XVI в. – 1649 г).
• Указ о повсеместном закрепощении. В 1592 г. (или в 1593 г.), в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший «крестьянский выход» уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Введение «заповедных лет» позволило начать составление писцовых книг – провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам. В этом же году «обелялась» (т. е. освобождалась от налогов) барская запашка, что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади, так называемые «урочные годы» (срок сыска беглых крестьян, определенный сначала в пять лет). По истечению 5-летнего срока, в течение которого «пострадавшие» дворяне имели право своими силами организовать поиск и возвращение беглых крестьян, те получали свободу от старых хозяев. Вместе с тем они могли быть закрепощены на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев, а также дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.
• Окончательное закрепощение. На первом этапе закрепостительного процесса шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых.
В итоге X глава «О крестьянах» Соборного Уложения 1649 г. отменила «урочные годы», ввела бессрочный сыск крестьян государственными чиновниками, объявило «вечную и потомственную крепость» крестьян. Так завершилось юридическое оформление крепостного права – прикрепления крестьян к земле.
2.3. На втором этапе (середина XVII – конец XVIII в.) крепостное право развивалось в направлении прикрепления крестьян к личности владельца. По закону 1675 г. владельцы уже могли продавать крестьян без земли, в конце XVII в. – подвергать телесным наказаниям. Петр I обязал помещиков следить за тем, чтобы крестьяне вовремя создавали семьи, посещали церковь и пр. Во многом под влиянием социокультурного раскола, вызванного реформами Петра I, крестьяне стали терять остатки своих прав и по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним относились, как к «говорящей скотине». От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика.
В XVIII в. сотни тысяч государственных крестьян были переданы дворянству. Помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу, продавать в рекруты.
2.4. На третьем этапе (конец XVIII в. – 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство приняло меры, несколько ограничивавшие произвол помещиков, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства.
В итоге в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра II в феврале 1861 г.