Города и промышленность. В 1825 г. в России (не считая Украины, Беларуси, Прибалтики и Закавказья) было 415 Городов и посадов (из них 41 в Сибири). В городах проживало 2,3 млн. человек (примерно 8% населения). Самым крупным городом был Петербург (438 тысяч жителей). В Москве насчитывалась 241 тысяча человек. Третьим по величине русским городов была Тула (38 тысяч) — город рабочих и ремесленников, родина Левши. В Сибири наиболее крупным городом был Тобольск (16,9 тысячи).
Многие небольшие города имели аграрный характер. Их жители пахали землю, держали скот. В среднерусских грродах было развито садоводство. Такие города, как Путивль, Ржев, буквально утопали в садах. Преобладала деревянная застройка. На каждую сотню деревянных домов приходилось по 2— каменных. Пожары, случалось, опустошали целые города.
Некоторые города (Петербург, Москва, Тула, Ярославль, Коломна, Кунгур и др.) выделялись большим количеством промышленных заведений. В промышленности происходила конкуренция между крепостным трудом и вольнонаемным. Первый использовался на старых уральских заводах, переживавших с конца XVIII в. затяжной кризис, и в помещичьих мануфактурах. Второй применялся на мелких, но быстро развивавшихся предприятиях, которые открывали купцы, мещане и разбогатевшие крестьяне. К середине XIX в. доля вольнонаемных рабочих в русской промышленности составляла около половины. Вольнонаемным рабочим нередко был крепостной оброчный крестьянин. Кадры потомственных вольнонаемных рабочих были еще невелики.
Горнодобывающая и металлургическая промышленность размещалась в основном на Урале, Алтае и в Забайкалье. Основными центрами металлообработки и текстильной промышленности стали Петербург, Московская и Владимирская губернии, Тула. Особенно быстро развивалась текстильная промышленность. К концу 20-х гг. XIX в. Россия почти перестала ввозить ситец из-за рубежа. Но в целом промышленность не удовлетворяла потребностей населения в промышленных товарах. В середине XIX в. Россия ввозила каменный уголь, сталь, химические продукты, льняные ткани.
На некоторых заводах началось применение паровых машин. В 1815 г. в Петербурге на машиностроительном заводе Берда был построен первый отечественный пароход “Елизавета”. С середины XIX в. в России начался промышленный переворот.
о типологии русского феодального города
(ХV – ХVII вв.)
Изучение русского феодального города началось с глубокой древности от первых городских летописцев и продолжается до сего времени. Однако об урбанистике как отрасли исторического знания принято говорить лишь применительно к середине XVIII в., когда возникло буржуазное точение в русской историографии, связанное с трудами И.И.Голикова, В.В. Крестинина, И.И.Новикова и др. В дореволюционной историографии был накоплен значительный фактический материал по истории отдельных городов и городских сословий, но он не связывался с генезисом феодальной формации, ее периодизацией, уровень развития города принижался.
Вопрос о классификации русских городов в зависимости от их географического положения был поставлен С.М.Соловьевым и развит С. Ф. Платоновым во II главе его книги "Очерки но истории смуты в Московском государство ХVI-ХVII вв.". Среди историков возникли разногласия относительно самого определения понятии "город": придерживаться ли терминологии источника, считать ли городом всякое поселение торгово-промышленного тина (Н.И.Рожков), куда относить военно-промышленные центры (Н.Н.Милюков), придавать ли значение наличию посадской общины (А.А.Кизеветтер) и т.д.
Советские историки исходят из диалектического единства города и деревни, составляющих дне стороны феодальной формации. Город является ее составной и очень существенной частью. Он был носителем мелкотоварного уклада в феодальной системе хозяйства. Уровень его развития должен определяться не столько степенью отрыва от деревни, сколько формами их коммуникаций.
В такой огромной стране, как Россия, развитие города детерминировалось нескольким факторами: географическим положением, социально-экономическим условиями и даже внешнеполитическими отношениями. Совершенно необходимо учитывать функциональные особенности городов, то, как изменялись во времени и в пространстве занятия жителей ремеслом, торговлей, земледелием.
ДИНАМИКА ГОРОДООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ В ХУШ в.
Развитость городской жизни является одним из ярких индикаторов цивилизации и культуры. В истории нашей страны, пожалуй, никогда не было столь резких колебаний в динамике городообразования как в ХУШ столетии.
Имеются относительно достоверные и в целом общепринятые данные о количестве городов с X до ХУШ вв. Иная картина наблюдается при оценке числа городов в ХУШ в. Исследователи оперируют противоречивыми, не всегда достоверными сведениями о числе городов в 1-й трети столетия, а для 2-й пол. и таких данных практически нет. Кроме этого, уже на протяжении двухсот лет в литературе воспроизводится сообщение, никем не проверенное и не изученное, о 216 городах, учрежденных Екатериной II за первые два десятилетия ее правления.
Источники, достаточно доступные, позволяют в основном ответить на вопросы: сколько, когда и какие поименно поселения считались в ХУШ в. городами. Речь идет об опубликованных тогда же, а в ряде случаев введенных в научный оборот в XIX-XX в. (М.К.Водарский, Ю.Р. Клокманом и др.) официальных списках городов. Данные этих материалов перепроверялись и уточнялись с помощью географических словарей и других изданий того времени. В результате удалось составить сравнительно полный список городов Российского государства (с вариантами и изменениями в названиях, с указанием губерний, наместничеств, провинций и т.д., к которым в разное время относился город), начиная с 1709 г. С 1779 г. по 1800 г. сведении имеются без исключения на каждый год.
Если в 1-й пол. столетия количество городов по официальным данным то возрастало (максимально до 294), то уменьшалось (минимально до 200), то с конца 70-х гг. и до 1798 г. происходил неуклонный рост их числа - от 355 до 654. Причины количественных скачков для 1-й пол. века, как правило, можно объяснить целями составления списков, что же касается последней трети века, то абсолютный рост числа городов объясняется как общим социально-экономическим развитием, так и приобретением, новых территорий, целенаправленной правительственной политикой и рядом других обстоятельств. В частности, выяснилось, что из 287 городов, отмеченных в списке 1796 г. как возникших в правлении Екатерины II, минимум 30 проходили по официальным городским спискам предыдущих правлений. Кроме того, здесь оказались включенными много старых и древних городов, располагавшихся на территориях, присоединенных тогда к империи.
Наряду с этим тогда происходило и относительное уменьшение количества городов. Так, в упоминавшемся списке 1796 г. отмечено 37 городов, "уездов неимеющие, но древностию своею или укреплением или каким-нибудь обстоятельствам достопамятны".