В.А. Голуб
Современные цифровые технологии коренным образом изменили фотографический процесс - процесс формирования изображений под действием световой энергии. Революционные перемены в технической сфере привели к радикальным преобразованиям всего, что с фотографией связано вплоть до ее эстетической составляющей. Технологический прогресс необычайно расширил границы возможного в современной фотографии. Фотограф информационного Агентства Франс-Пресс Дмитрий Костюков отмечает: «Совершенствование фототехники позволяет сегодня снимать больше, в лучшем качестве и в более сложных условиях. Допустимая чувствительность в профессиональных камерах дает возможность ночью снимать движение, не используя вспышку, делать сильное кадрирование и просто больше экспериментировать. Развитие смежных устройств (спутниковые телефоны, устройства передачи информации) позволяет новостным фотографам передавать информацию гораздо более оперативно. Эти возможности, в свою очередь, сильно изменили представление о том, что считать временной нормой доставки фотографии потребителю.» [1].
Компьютерные технологии открывают новые горизонты фотографического творчества, позволяя достигать впечатляющих результатов путем коррекции и преобразования изображений. Теперь появились возможности реализации практически любого творческого замысла, фотограф стал поистине свободным в создании фотографии как произведения искусства. «Фотожурналист все больше становится художником, а журналистская фотография – артом.» [1]. Известный российский фотомастер Александр Тягны-Рядно отмечает: «Современные технологии дают небывалые возможности. Вспомните классическую фразу Картье-Брессона: «Я не хочу заниматься цветом, потому что я не могу им управлять». Почему он так сказал? Потому что технология печати со слайдовских пленок была очень сложной, нестабильной. Сейчас возможно все, что я хочу.» [2. С. 28-35]. Разумеется, такое сближение фотографии и изобразительного искусства стало возможным только благодаря современным технологиям.
Широкое внедрение цифровых фотографических технологий привело выраженным изменениям в следующих аспектах фотографии:
1) фотография стала по-настоящему общедоступной – теперь в большинстве случаев, чтобы сделать снимок необязательно знать экспонометрию («умная» автоматическая камера сама установит нужную выдержку и диафрагму), не надо, как это было ещё в недавние времена, знать основы химии фотографического процесса, уметь проявлять пленку, знать методы проекционной и контактной фотопечати, владеть различными способами обработки фотобумаг, оптимизирующими их качество, и т.п.;
2) резко повысился технический уровень изображений, получаемых с помощью цифровых методов, как следствие совершенствования элементов и узлов фотоаппаратуры, компьютеризации камер с реализацией сложных и совершенных автоматических алгоритмов «внутрикамерной» обработки изображений, что позволяет говорить о высокой «интеллектуализации» современных фотокамер, позволяющей минимизировать технический брак;
3) возросла вероятность получения выразительных кадров даже неквалифицированным фотографом, так как в отсутствие необходимости дополнительных финансовых расходов на пленку и химические реактивы для её обработки, стало возможным снимать множество кадров для каждого сюжета (это аналогично стрельбе из автоматического оружия: даже для не самого хорошего стрелка весьма возможно, что одна пуля из длинной очереди в цель попадет, в отличие от ситуации, когда профессионалом тщательно готовится и делается один высококлассный кадр – «снайперский выстрел»);
4) необычайно прогрессировали методы улучшения уже сделанных фотографий и исправления брака, возникшего при съемке, путем компьютерной постобработки в графических редакторах, что также стало важнейшим фактором получения фотографий высокого технического уровня;
5) феноменально расширились творческие возможности фотографа, как создателя новой реальности (также благодаря компьютерной обработке изображений), чему свидетельством является широкое распространение и непредставимое ранее совершенство коллажей и фотоартов, как никогда ранее сблизивших фотографию и изобразительное искусство;
6) кардинально изменилось конечное представление фотографии – фотоснимки все чаще рассматриваются на экране монитора и все реже печатаются;
7) выросло качество фотографической печати – благодаря цифровой принтерной широкоформатной печати не только возрос технический уровень снимков, но стала доступной и распространенной широкоформатная печать (уже никого не удивляют цветные фотографии многометровых размеров), стало возможным печатать фотографию сразу с элементами ее оформления: рамками, паспарту и др.;
8) оперативность представления готовой фотографии вышла на совершенно новый уровень – снимок готов к использованию сразу, как только он сделан, и может быть незамедлительно отправлен в редакцию или выложен в Интернете, благодяря использованию современных средств телекоммуникации;
9) фотографии стали широкодоступными, благодаря возможности их распространения через Интернет – теперь достаточно выложить снимки в сеть, чтобы практически любой мог их посмотреть и, при желании, использовать.
К сожалению, есть и обратная сторона технологического прогресса в фотографии – техническое развитие сопровождается целым рядом негативных явлений, зачастую, на первый взгляд, парадоксальных. Ефрем Лукацкий, фотокорреспондент Associated Press, рассуждая о тенденциях в фотожурналистике, говорит: «Я бы сказал: вырос уровень техники - упал уровень качества. Фотожурналистика уходит в интернет. Появились новые медийные форматы, и это влияет не только на фотожурналистику, а и на журналистику в целом.» [3].
Среди негативных аспектов перехода от аналоговой фотографии к цифровой можно указать следующие:
1) явно выраженный регресс эстетики массовой фотографии, причины которого многогранны и кратко будут обозначены ниже;
2) падение среднего уровня профессионализма фотографов в целом и фотожурналистов в частности;
3) широкое распространение низкокачественных в изобразительном плане фотографий в СМИ;
4) «растворение» действительно хороших фотографий в огромной массе снимков среднего и низкого уровня, особенно, когда речь идет о фотографиях, размещенных в глобальной сети;
5) быстрое и широкое распространение «моды» на определенные, часто мало художественные технические и творческие приемы съемки и обработки фотоизображений;
6) проблема защиты авторских прав на цифровые изображения, вследствие необычайной легкости копирования графических файлов при полном сохранении их качества (напечатанную фотографию воспроизвести в исходном качестве часто практически не возможно, особенно, если оригинал воспроизведен типографским способом); особую роль в возможном нарушении прав авторов на изображения играет Интернет, так как выложенные в сети фотографии могут быть легко использованы без разрешения их автора или владельца, причем не существует достаточно надежных способов защиты от таких несанкционированных действий или контроля за распространением изображений (даже внедряемые стеганографическими методами цифровые водяные знаки с информацией об авторе не решают проблемы).
Все перечисленные негативные аспекты, связанные с переходом на «цифру», кроме последнего, в большей или меньшей степени связаны с категориями выразительности, художественности, эстетической ценности и т.п. Особняком в этом ряду располагается проблема защиты авторских прав на цифровые изображения, решение которой предполагает целый комплекс мер, прежде всего, правовых и технических. Более того, можно говорить о том, что повышение культурного уровня, нравственности, снижение правового нигилизма также должны способствовать решению задачи защиты прав авторов.
К числу факторов, способствующих тому, что низкокачественная фотография становится все более широко распространенной, занимает все более доминирующие позиции, следует отнести:
1) техническое совершенство современной фототехники, создающее предпосылки для того, чтобы даже ничего не знающий в фотографии «пользователь» мог, используя автоматические съемочные режимы, получать технически достаточно качественные снимки;
2) низкий средний уровень культуры населения, а значит, и фотолюбителей и части профессиональных фотографов и фотожурналистов, не позволяющий адекватно оценивать качество сделанных снимков;
3) широкое проникновение Интернета во все сферы нашей жизни, включая фотографическое творчество;
4) исключительные возможности компьютерного редактирования, которые при недостатке вкуса автора приводят к появлению псевдо художественных фотографий;
5) сокращение ставок фотокорреспондентов редакциями ряда изданий, в первую очередь, небольших региональных и корпоративных, с передачей их функций пишущим журналистам.
Рассмотрим эти факторы более подробно.
Развитие цифровых технологий сделало возможным ситуацию, когда технически вполне удовлетворительную фотографию может сделать человек, ничего о процессе фотографирования не знающий и, может быть, первый раз в жизни взявший аппарат в руки. Чтобы написать картину надо научиться рисовать, желательно обладать хотя бы некоторыми способностями к живописи и графике, а чтобы сделать фотографию достаточно просто нажать кнопку автоматической фотокамеры. Конечно, автоматика дает хорошие результаты только, если условия съемки являются «стандартными», соответствующими тем, что запрограммированы в камере. Ситуация, когда, чтобы получилась резкая с относительно верной тональной и цветопередачей фотография, достаточно лишь навести фотоаппарат на объект съемки и нажать кнопку, способствует небывало широкому распространению фотолюбительства, а также появлению множества владельцев камер, зарабатывающих фотографией и с детской непосредственностью называющих себя фотографами. А.И. Лапин пишет: «Если раньше учиться фотографировать нужно было многие годы, сегодня из трех китов, на которых всегда держалась фотография ‑ съемка, обработка пленки и печать, остался один, это фотосъемка....Причем время «умеющих снимать», по всей видимости, кончилось, снимать сегодня умеют все, потому что «умеет» сама камера. …Количество настоящих фотографов, естественно, не увеличилось и увеличиться не может, зато количество средних, полупрофессионалов возросло необыкновенно. Они со своей «умной» камерой берутся за любую работу и соответственно уровень фотографии в периодических изданиях и на выставках опустился до среднего и ниже.» [4. С. 13,14].
Когда фотография уже сделана, важно дать адекватную оценку ее качества. Если автор снимка или те, кто оценивает снимок (в том числе, для публикации, экспозиции и др.), не обладают ни фотографической подготовкой, ни, что гораздо более важно, приемлемым уровнем художественного вкуса, то фотографии откровенно слабые, эстетически неприемлемые, оцениваются как вполне качественные и представляются для широкого показа в Интернете, публикуются в СМИ и даже экспонируются на разного рода выставках. При этом небывалая массовость фотографии служит ей плохую службу – количество фотографического брака превышает все мыслимые пределы. Не случайно главный редактор журнала «Foto&video» Владимир Нескоромный отмечает: «Современные цифровые технологии, и в особенности массовая фотография, являются огромным социальным злом и таят в себе колоссальную опасность для всех слоев общества, а также для структур власти. Сейчас, когда фотография доступна всем и каждому, смотреть на эти снимки на трезвую голову просто страшно. Хочется лечь и умереть.» [5. С. 112].
Падение культурного уровня населения подтверждается статистическими данными. Например, по данным опроса ВЦИОМ 18% россиян вообще не держат дома книги, при этом у большинства в домашних библиотеках насчитывается менее 100 книг и количество таких людей увеличивается – с 28% в 1990 году до 49% в 2011 году, что уже стало беспокоить даже властные структуры [6, 7]. По другим данным, наши сограждане стали редко ходить в театр − 47% россиян посещают театры очень редко, а 29% вообще ни разу в театре не были [8].
Все большую роль в нашей жизни играет глобальная компьютерная сеть. Фотография в Интернете представлена исключительно широко и разнообразно. Многочисленные специализированные фотографические интернет-страницы, сайты фотографических изданий и отдельных фотографов, сетевые ресурсы различных организаций (фотоклубов, фотошкол и др.), фотобанки, наконец, бесчисленные фотоальбомы в социальных сетях. Фотографии стало как никогда много и она стала беспрецедентно доступна. Но это представляется безусловным благом только на первый взгляд. Доминирование массовой низкокачественной фотографии приводит к тому, что в бесчисленном множестве плохих снимков «растворяются» действительно удачные талантливые работы. Не ограниченная ни чем и ни кем возможность легко и быстро выкладывать в сеть фотографии, мгновенно делая их доступными миллионам зрителей, оказывается для массовой фотографии крайне опасной. Даже самый посредственный снимок, выложенный для всеобщего обозрения, находит своего зрителя, что подтверждают восторженные комментарии, сопровождающие представленные в социальных сетях откровенно слабые снимки. В результате автор низкокачественных фотографий в определенный момент и сам начинает верить, что он – мастер, а его фотографии уже почти шедевры, и учиться фотографии, развиваться, совершенствоваться нет никакой необходимости. «Активисты фотографического сообщества 90-х годов возмущаются массовой фотографией, основную часть которой составляют кошечки-собачки-цветочки-детки. В то же время они, видимо, еще не до конца осознали, какую фотографию принесли портативные коммуникаторы и социальные сети… Еще пару лет и содержимое альбомов 10х15 эпохи 90-х годов можно будет выставлять в лофт-аудиториях и продавать в коллекции мировых музеев. Фотографию социальных сетей я бы мог назвать новой ломографией/мобилографией. Увы, она даже таковой не является. …Эта фотография мне напоминает фрагменты видеонаблюдения…» ‑ пишет В. Нескоромный [9. С 112].
Интернет способствует и массовому распространению «модных» приемов в съемке и обработке. Неумение сделать интересную выразительную фотографию, которая «цепляла» бы зрителя ведет к поиску простых средств, придающих снимку «оригинальность», позволяющих ему выделиться из огромной массы безликих фоторабот.
Можно выделить целый ряд технических приемов, получивших в последнее время широкое распространение уже не только в любительской, но и в профессиональной фотографии, а частично, и в фотожурналистике. К их числу, в частности, относятся:
1) наклон камеры при съемке, приводящий к наклону горизонтальных и вертикальных линий в кадре;
2) виньетирование, путем притемнения углов или периферийных областей кадра в процессе его компьютерной обработки;
3) градиентное высветление краев кадра;
4) размытие отдельных областей фотоснимка (часто имитирующее малую глубину резко изображаемого пространства);
5) добавление к фотографии всевозможных графических элементов (рамок, линий, дорисовок и т.п.) и надписей (имени или псевдонима автора, названия снимка и др.);
6) использование специальных приемов ретуши портретных фотографий, часто приводящих к исчезновению фактуры кожи и дающие эффект «платмассового» лица на снимке;
7) избыточное повышение резкости (уже получившее жаргонное название «перешарп», от английского to sharp – повышать резкость);
8) намеренно грубая цветовая коррекция, делающая цвета на снимке неестественными («ядовитыми»).
Любой из перечисленных приемов, если он применен обоснованно, использован к месту и аккуратно, может усилить художественность и выразительность кадра. Но отсутствие вкуса и чувства меры, часто в сочетании с недостаточно грамотной работой в графическом редакторе, приводит к тому, что эти эффекты становятся штампами, бездумно применяемыми ко многим, а часто почти ко всем фотографиям автора. Сегодня подобные технические приемы фотосъемки и обработки стали своего рода «модой» и весьма популярны в среде молодых «профессиональных» фотографов, зарабатывающих съемкой свадеб, корпоративов, «художественных» портретов, моделей. Массовому потребителю такая фотография часто нравится, представляется необычной, оригинальной, она востребована и оплачиваема, что еще более усугубляет ситуацию. Подобные снимки все чаще встречаются на страницах разных СМИ – от корпоративных газет до дорогих рекламных изданий. Описанные «модные» приемы компьютерной обработки стали использоваться уже и при верстке, чему множество примеров можно найти в самых разных газетах, журналах, буклетах и т.п. Производители фотокамер тоже не остались в стороне от моды – например, в новейшем фотоаппарате Samsung NX200 появился встроенный фильтр, обеспечивающий эффект виньетирования.
Качество фотографий, публикуемых в СМИ, страдает еще и из-за того, что редакции ряда газет, прежде всего небольших, сокращают ставки фотокорреспондентов и возлагают их функции на пишущих журналистов. Логика таких действий диктуется, во-первых, стремлением к экономии финансовых средств, во-вторых, имеющимся зачастую недооценкой со стороны руководства СМИ важности качественных фотоиллюстраций, а, в-третьих, иллюзией, что, располагая автоматической цифровой камерой, любой человек, а уж тем более, имеющий журналистское образование, может сделать хорошую фотографию. При этом не учитывается, что за хорошей фотографией всегда стоит большой труд, серьезные затраты времени и сил, а до этого годы обучения и накопления практического опыта. Если основной задачей журналиста является написание текста, то фотография будет для него вторичной, она будет делаться между делом, что неизбежно скажется на её качестве. Лишь немногие журналисты являются универсалами – и тексты хорошие пишут и фотографии делают на должном уровне.
Следует подчеркнуть особую роль фотографий, публикуемых в СМИ, – любое издание в немалой степени способствует формированию ценностных ориентиров читателей, в числе важнейших из которых следует указать ориентиры эстетические. Падение качества фотоиллюстраций способствует деградации вкуса читательской аудитории, снижению массового культурного уровня.
Литература
1. Костюков Д. Основные тенденции развития современной фотожурналистики. – Сайт «Фотолюбитель». (http://amateurphotographer.ru/?p=12233).
2. Тягны-Рядно А. Профессионал мастерски загоняет удачу в свои сети / А. Тягны-Рядно // Российское фото. − 2011. № 7-8. − С. 28-35.
3. Авдошин А. Ефрем Лукацкий о тенденциях в фотожурналистике: «Вырос уровень техники – упал уровень качества». – Портал фотоклубов и фотошкол СНГ. (http://fotoclub.info/news/648.html).
4. Лапин А. И. Фотография как... Учебное пособие. – М.: Изд-во Московского университета, 2003. - 296 с. – С.13,14
5. Нескоромный В. Народный портрет / В. Нескоромный // «Foto&video». − 2010. − №2. − С.112.
6. Книги, которые мы читаем… и не читаем. − Сайт ВЦИОМ. Пресс-выпуск №1780 от 17.06.2011. (http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=111694).
7. Путина тревожит, что россияне стали меньше читать. − Сайт «Новый Калининград».(http://www.newkaliningrad.ru/news/politics/1362326-putina-trevozhit-chto-rossiyane-stali-menshe-chitat.html).
8. Путина беспокоит, что россияне мало ходят в театры и часто смотрят зарубежное кино. А почему так происходит? – Ответы@mail.ru. (http://otvet.mail.ru/question/57242112/).
9. Нескоромный В. Спасти рядового тролля! / В. Нескоромный // «Foto&video». − 2011. − №11. − С.112.