Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Основные социально-политические концепции в философии Нового времени, сходства и различия концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности




Социально – политические концепции в философии Нового времени получили наиболее полное развитие в философских системах английских мыслителей Томаса Гоббса и Джона Локка. Основным социальным фактором, повлиявшим на формирование воззрений Т. Гоббса и Дж. Локка на общество и государство, была история английской буржуазной революции XVII века, закончившаяся компромиссом дворянства и буржуазии.

Томас Гоббс (1588 – 1679) выделяет в развитии общества два состояния: естественное и гражданское. В естественном состоянии люди действуют согласно законам природы, они подчиняются своим страстям. В этом состоянии каждый хочет не только сохранить свою свободу и жизнь, но еще и приобрести господство над другими. Из-за постоянных конфликтов между людьми возникает состояние «войны всех против всех». Победителей в этой войне не может быть. Поэтому возникает насущная необходимость перейти к состоянию гражданскому. Сильная централизованная власть - главный признак гражданского состояния. Для того чтобы создать общество, надо получить на это согласие людей, которое должно быть закреплено совместным договором. Прочность договора обеспечивается формированием общественной власти, которая призвана держать в узде всех членов общества и направлять их действия к общественному благу. Общественная власть наделяется полномочиями управлять другими людьми на основе того, что все члены общества добровольно отреклись от прав владеть самими собой и отдали их представительному органу. Государство, в свою очередь, призвано поставить на место законов природы законы общества. Этим оно ограничивает общественные права гражданским правом.

Вот почему гражданские права являются естественными правами, перенесенными в государство. Гоббс различает 3 вида государственной власти:демократию, аристократию и монархию. Абсолютную монархию он считал наилучшей формой, так как, по его мнению, власть в стране должна быть абсолютной, суверенной и единой.

Джон Локк (1632 - 1704) вслед за Гоббсом рассматривает государство как продукт взаимного соглашения людей, но на первый план ставит моральные критерии поведения людей в обществе, а правовые и юридические отодвигает на второй план. Он является одним из основателей либерализма. Подобно Гоббсу, Локк исходит из естественного состояния общества. Но естественным состоянием он считает царство свободы и равенства, в котором все люди свободно распоряжаются своей жизнью и имуществом. Право на жизнь, свободу и собственность, приобретенную своим трудом - основные неотчуждаемые права человека считал Локк. Основной целью людей при установлении государства по взаимному соглашению является сохранение их неотъемлемых прав и свобод, полного отказа от них при заключение договора быть не может. Отсюда Локк делает вывод, что власть правителя не может быть абсолютной. Учение Локка о естественном праве и общественном договоре стало обоснованием установившейся в Англии конституционной монархии. Локк впервые в истории высказал мысль о разделении власти на законодательную, исполнительную и федеративную.

Законодательная власть (парламент) осуществляет право издавать законы, исполнительная (правительство) – проводить законы в жизнь, а федеральная (король и министры) занимается вопросами внешней политики. Законодательная власть должна преобладать. Социально-политические концепции Т. Гоббса и Дж. Локка оказали огромное влияние на общественно-политическую мысль Европейского Просвещения и получили свое дальнейшее развитие в трудах философов этой эпохи.


Заключение

XVI - XVII века - время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении - все это нашло свое отражение в философии. Научная революция определила характер и направленность философской мысли.

Изменение содержания и статуса философии - философия как бы вошла в новый мир, мир с иным местоположением самого человека в его отношении к природе, обществу, самому себе и Богу. Преобразился сам стиль философствования, который стал более близок к общепринятым методам исследования.

В философии Нового времени преобладает гносеологическая установка, т.е. считается, что доступ к пониманию мира открывает познание. Так же для этого времени очень характерен преобладающий интерес к методам,способам познания.

Бэкон и Декарт обозначили наличие и соперничество двух крупнейших течений в европейской философии XVII века: эмпиризма и рационализма. Представители эмпиризма (Бэкон) считали единственным источником знаний ощущения, опыт. Сторонники рационализма (Декарт) превозносят роль разума и принижают роль чувственного познания. То есть, эмпиризм подчеркивает, что важнейшим источником знаний является живой чувственный опыт, а рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума). Таким образом, цель данной контрольной работы: изучение философской мысли Нового времени, достигнута.

Под влиянием этих изменений расширилась и социальная база философии, её аудитория; она начала использоваться в качестве духовного оружия общественных классов и групп.


Список использованной литературы

1. Антонов Е.А., Воронина М.В. Философия. – М.: Академия, 2010.

2. Введение в философию. / Под ред. И.Т. Фролова. – М.: Знание, 2009.

3. Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия. – М.: Бек, 2007.

4. История современной зарубежной философии: компаративный подход. – СПб.: Лань, 2007.

5. История философии. Запад – Россия - Восток. / Под ред. Н.В. Мотрошиловой. – М.: Норма, 2007.

6. Радугин А.А. Философия. – М.: Высшая школа, 2012.

7. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб.: Питер, 2008.

8. Спиркин А.Г. Философия. – М.: ИНФРА-М, 2007.

9. Суворова А.Н. Введение в современную философию. – М.: Просвещение, 2012.

10. Философия. / Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Данная работа скачена с сайта http://www.vzfeiinfo.ru ID работы: 42588





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3132 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Стремитесь не к успеху, а к ценностям, которые он дает © Альберт Эйнштейн
==> читать все изречения...

2206 - | 2159 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.01 с.