Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Тиснение, гравировка, штамповка




А.А.Ладанюк.Е.А.Кошмина

ЮВЕЛИРКА» ИЗ КОЖИ

 

Сегодня на исходе нашего техническо­го века, принесшего человечеству откры­тие синтетических материалов, наиболее ценными все же остаются материалы и формы природные. Не иссякает интерес и к коже. В ручной обработке есть своя уди­вительная прелесть. Мастер забывает о достижениях цивилизации и становится вровень со многими поколениями твор­цов, сохранивших свое искусство в тече­ние столетий. Методы обработки кожи почти не изменились. Но изменился чело­век и его мировосприятие. Появились но­вые техники, новые стили. Ведь каждый настоящий художник всегда ищет и со­здает новое, в любом материале вопло­щает свое понимание мира. Но только в совершенстве овладев техникой, можно создать истинное произведение искусства.

Не бойтесь нетрадиционных решений, смелее сочетайте природные и искусст­венные материалы. Не забывайте о том, что любой природный материал, в том числе и кожа, — это только форма. Но ва­жен и творческий подход. Не торопитесь сразу воплощать свои идеи. Проживите их, ощутите внутреннюю гармонию именно этих форм и красок. Вначале вам наверняка не избежать желания нату­рально передать окружающий мир, каж­дую веточку, цветок. Но со временем вы научитесь создавать и абстрактные фор­мы, варьировать смелые сочетания.

Обработка кожи — сложный трудоем­кий процесс, поэтому необходимо про­чувствовать присущие ей особенности: пластичность, нежность, удивительную красоту. Из кожи можно создать любое украшение — неповторимую оригиналь­ную вещь, нужно лишь приложить к это­му желание, терпение и любовь. Мы на­деемся, что наша статья поможет вам рас­крыть и полюбить этот удивительный ма­териал.

Все народы, населяющие нашу Землю, так или иначе занимались кожевенным производством. Ведь зачастую кожа была единственным доступным материалом. Из нее шили одежду и обувь, предметы быта и украшения, создавали музыкальные ин­струменты и даже жилища. В разных уголках нашей планеты находят кожаные изделия, принадлежащие к различным эпохам.

Каждая культура накладывает неиз­гладимый отпечаток на любое произведе­ние искусства, любое ремесло, в том чис­ле и кожевенное.

Так южные народы любят яркие соч­ные краски, звонкие сочетания. Кожевенные изделия африканских племен напо­минают росписи первобытных пещер, т.к. в этих краях жаркий климат, из кожи здесь изготавливают в основном предме­ты быта.

Большое развитие кожевенное произ­водство получило в странах с суровым хо­лодным климатом. Завораживают красо­той изделия якутских и чукотских масте­ров. Из кожи кроили они одежду, обувь, даже мячи. Многовековые традиции со­храняются и поныне. Эти народы любят геометрические узоры, украшенные вы­шивкой. Каждая деталь тщательно продумана и имеет определенный символиче­ский смысл. Сочетания цветов обычно контрастны. Якутские мастера украшают свои изделия металлическими пластина­ми, бисером.

Неповторимы изделия венгерских мас­теров. В этой стране кожевенное произ­водство издавна ценилось и пользовалось популярностью. Узоры просты и изыскан­ны, в каждой вещи найдена та неулови­мая грань, которая вводит незатейливый узор в ранг высокого искусства. Запо­минаются характерные формы и отдел­ка: мешочки, различные варианты кисто­чек.

Археологи Белоруссии до сих пор на­ходят изделия, относящиеся к глубокой древности. Обувь необычно расшита яр­кими шелковыми и шерстяными нитками. Пестрые декоративные цветы образуют радостный орнамент. Белорусские коже­венники любили использовать тисненые растительные узоры.

Украинские изделия выделяются оби­лием металлических бляшек и заклепок, собранных в сложнейшие орнаменты. Распространены пояса с элементами ук­рашений под конскую сбрую, широко применяются металлические пряжки, це­почки.

Казахи, кроме традиционных для всех народов кожевенных изделий, изготавли­вали из кожи еще и сосуды, которые хоро­шо сохраняли воду, футляры, охотничьи пояса.

Киргизы производили красивые сум­ки, чехлы, футляры, сосуды, украшенные тиснением, оплеткой, металлическими накладками. Яркие сочетания коричне­вых и оранжевых оттенков придают каж­дому изделию удивительную празднич­ность.

Издавна развивалось кожевенное ре­месло и на Руси. Русичи ходили в кожа­ной обуви, изготавливали из кожи сбрую, ремни, колчаны, щиты и многое другое.

В Прибалтике наряду с удивительны­ми кожаными украшениями до сих пор сохраняются и развиваются традицион­ные тиснения и гравировки переплетов.

 

Общие сведения о коже

 

На качество кожи влияют многие фак­торы: возраст и пол животных, условия их содержания, выделка шкур. В зависимости от возраста животных различают несколько видов кож: выпарка — кожица неродившегося животного; опоек — кожа новорожденного; выросток — кожа трех­месячного животного на растительном вскармливания, неблюй — кожа шести­месячного животного; полу кожник — ко­жа однолетнего животного, шкура полно­го развеса — кожа крупного рогатого ско­та.

Различают кожу и по качеству выдел­ки. Сафьян и марокен вырабатываются из слабо прожированной и окрашенной в яркий цвет козлины. Бывают они разных цветов: красного, желтого, зеленого и черного. Шагрень — мягкая шероховатая козлина или овчина. Пергамент (телячью кожу) в былые времена в сыром виде на­тягивали на раму и использовали для письма. Пергамент на картонной основе используется и по сей день для перепле­тов. Юфть — премированная кожа, дуб­ленная корой ивы, бывает красного, чер­ного и бежевого оттенков. Изготавливает­ся из кожи лошадей, оленей, свиней. Очень толстая юфть (до 3 мм) выдержи­вает высокое тиснение, гравировку.

Существуют несколько видов кож, различаемых по виду сырья: лайка — тонкая эластичная кожица из выпарки или опойка; шивро и козлина вырабаты­ваются из козлиных шкур; шеврит полу­чают из овчины. По сравнению с шивро, шеврит менее эластичен.

Велюр — кожица хромового дубления, отшлифованная со стороны низдры (т.е. верхней стороны кожи). Замша — кожи­ца жирового дубления натурального цве­та: от светло-золотистого до коричневого. Вырабатывается из шкур лося, дикой ко­зы или оленя. Лицевая сторона имеет большие поры, легкая, мягкая, сильно растягивается. Спилок — отделенный на двоильной машине от натуральной замши слой. По спилку делается мерия — естест­венный рисунок кожи животного.

Для каждого изделия тщательно отби­райте материал. Начните с выбора кожи. Для бижутерии хороша мягкая эластич­ная кожа, способная передать самый тон­кий орнамент. Перчатки обычно шьют из лайки. Этот материал точно повторя­ет изгибы и движения пальцев. Сумки рекомендуется шить из плотной жест­кой кожи. Если вы используете мягкую кожу для кошельков и косметичек, обяза­тельно проложите ее плотным материа­лом.

Рис. 1

 

Инструменты

 

Почти в каждом доме имеется набор инструментов, предназначенных для об­работки металла и дерева: отвертки, гвоз­ди и другие металлические приспособле­ния. Вам пригодятся металлические тру­бочки, детали из конструкторов. Даже при небольших усилиях из них можно сделать вполне пригодные инструменты. Большинство необходимых инструментов можно сделать самим. Если вы решили серьезно заняться кожей, приобретите не­сколько ножей. Кривой нож (рис. 1,а) подходит для разнообразных линий, ок­руглые линии прорезайте поворотным но­жом (рис. 1,6). Прямым ножом прорезай­те прямые линии, ремни, шнурки (рис. 1,в). Сапожный безрукоятный нож с од­носторонней заточкой (рис. 1,г) удобен для шерфования (утончения) и обработки толстой кожи. Для шерфования пригоден и нож в форме полумесяца (рис. 1,д).

Для тонкой кожи приготовьте порт­новские ножницы и ножницы «зигзаг».

Для точки ножей и других инструментов вам понадобятся бруски и шкурки.

Косточка (рис. 1,к) предназначена для разглаживания мягкой оплетки и подчер­кивания рельефов. Сделайте ее из дере­вянного брусочка или веточки. Крестовое шило (рис. 1,ж) используется для шитья и продевания ремешков. Круглое — для тонких мелких работ и наметки. Прямые линии проводите по металлической ли­нейке. Предметы из маникюрного набора, скальпели и пинцеты помогут декоратив­но обработать изделие.

Рис. 2

Недостаточно иметь только металли­ческий молоток. Во многих операциях не­заменим деревянный. Именно деревян­ным молотком обколачивают места скле­ек, плетеных вставок, выполняют штам­повку. Он не повредит кожу (рис. 2,а). Существуют некоторые инструменты, специально, предназначенные для обра­ботки кожи. Это пробойники и фестоны (рис. 2,6). Для оплетки изделий незаме­нимы пробойники диаметром 2, 3 и 4 мм. Пробойниками диаметром 1 и 2 мм, а так­же фигурными пробойниками часто укра­шают бижутерию. Пробойники 10 — 15 мм и большего диаметра удобны для круглых деталей и жареных «пуговиц». Пробойниками 20 — 30 мм размечают круги, кото­рые потом вырезают ножницами. Из гвоздей с большими шляпками можно выпилить штампы (рис. 2,в). Для раз­метки на юфти и нежной коже лучше пользоваться роликом (рис. 2,г). Он почти не оставляет следов. Круги рас­черчивайте циркулем-измерителем. Им же удобно размечать расстояние между отверстиями при перфорации (пробива­нии отверстий). С инструментами для декоративной отделки (тиснение, грави­ровка) мы познакомим вас позднее (рис. 2,д).

Пробойные клещи (рис. 2,е) состоят из пробойников от 1 до 6 мм. Клещи ускоря­ют работу и удобны для обработки выгну­тых деталей. Разрезы для плетеных узо­ров сделайте при помощи остро наточен­ных отверток. Влажную кожу натягивай­те маленькими гвоздиками. Это сделает поверхность ровнее. Все операции лучше производить на оргстекле или плотном картоне (если вы не имеете специального стола). Отверстия пробивайте только на резиновой шайбе или толстой мягкой ко­же. Иначе пробойники быстро затупятся. Шерфование производите на мраморной плитке.

Правка инструментов

 

Инструменты с плоскими сторонами правят на кожаном ремне, смоченном маслом. Остальные инструменты подта­чивайте на оселке (мелкозернистом бру­ске). Нож со скошенным острием, стаме­ску, резак держите на оселке под углом заточки и выполняйте мягкие вращатель­ные движения. Поворотный нож правят с обеих сторон. После правки проведите инструментом по кожаному ремню, но только в одном направлении. Это сделает лезвие ножа более гладким. Следите, что­бы инструменты не ржавели и всегда на­ходились в наточенном состоянии. Иногда протирайте их смоченной в масле тряп­кой. После этого тщательно его сотрите, чтобы на коже не появились жирные пят­на (рис. 3).

Рис. 3

Дополнительные материалы

 

Для склеивания кожи используются специальные клеи. Канцелярский, БФ, клеи для ткани и бумаги непригодны. Лучший клей — «Момент». Он очень пла­стичен, не трескается при изгибах, пре­красен для склеивания поясов, крышек сумок и других подвергающихся дефор­мации деталей. «Момент» быстро сохнет, поэтому используйте его для декорирова­ния кожи, закрепления складок и других подобных операций. Чтобы сильно не за­грязнять кожу, старайтесь сразу же уда­лять излишки клея. Клей «Уникум» очень хорошо склеивает детали, влагоустойчив, но имеет неприятный запах и долго сох­нет. «Феникс» также влагоустойчив, за­стывает несколько быстрее и довольно легко удаляется. «DUOSAN» и «Мастер» хорошо скрепляют детали, но нешщстич-ны, при изгибах быстро растрескиваются. Если вам необходимо ровно сшить кожа­ные детали друг с другом, до шитья смажьте сшиваемые части резиновым клеем, т.к. он легко удаляется. Мокрую кожу заворачивайте в складки, используя ПВА. Но не забывайте, что этот клей со временем теряет свои свойства.

Обыкновенные кремы для обуви (типа «Сочи») и вазелин хорошо отполируют кожу и придадут изделию законченность, скроют потертости. Касторовое или ма­шинное масло размягчит кожу и сделает ее более пластичной. Для окраски кожи подготовьте анилиновые и растительные красители, заготовьте кору некоторых де­ревьев, отбеливатели, зубной порошок.

Пояса и сумки можно отделать с по­мощью кнопок, замочков, блочков и т.д. Наверняка у вас сохранились старые ве­щи, вышедшие из употребления. Вам пригодится их фурнитура. Для брасле­тов и обручей приготовьте пластмассовые и металлические основы, для их проклад­ки подойдут тонкий поролон или синте­пон.

К сожалению, в последнее время боль­шинство магазинов, специализирующих­ся на продаже сырья и промышленных от­ходов, закрываются. Поэтому подобрать нужные материалы становится все труд­нее. Не выбрасывайте старые вещи, кожа­ные сапоги, перчатки. Даже самые потре­панные и невзрачные на первый взгляд предметы пригодятся в работе. Стоит только захотеть.

 

Приемы обработки кожи

Реставрация

 

Кожа — очень прочный материал, но при длительном использовании и плохом уходе изнашивается. Прежде всего это от­носится к обуви. Мы дадим вам несколько советов о том, как правильно ухаживать за кожей.

Чистка кожи производится после уда­ления с нее пыли и грязи. Жирные пятна удаляют тальком или раствором щавеле­вой кислоты. Постоянно смазывайте кожу кремом. Царапины аккуратно подкрасьте анилиновым или нитрокрасителем. Су­шите кожу только при постоянной темпе­ратуре. Сначала тщательно промойте ко­жу в мыльной воде, прополоскайте с ук­сусом и сушите врастяжку, прибив гвоз­диками к доске и протерев раствором ли­монной кислоты (20 г на 1 л воды). Про-жируйте кремом. Деформированные из­делия можно прогладить не сильно разо­гретым утюгом. Между утюгом и кожей проложите бумагу или тряпку. Обработка кипяченым молоком придаст изделиям некоторый блеск. Протирайте вещи вазе­лином или яичным белком. Лайку чисти­те смесью 1 части скипидара и 2 частей бензина. Замшу чистят раствором 1 чай­ной ложки питьевой соды на стакан моло­ка. Замша станет глаже, если вы подер­жите ее некоторое время над паром и про­чистите резиновой щеточкой. Если старая кожа сильно потерлась на краях, обрабо­тайте ее тесьмой или кантом. Отбеливать кожу нужно при температуре 40 — 50°С. Четверть пакетика отбеливателя «Лилия» разведите в 1 л воды, увлажненную кожу опустите в раствор и оставляйте в нем до полного остывания. Любую тонкую кожу можно сделать мягкой, если долго мять руками. При этом старайтесь ее не растя­гивать. Не выкидывайте старые кожаные вещи. Голенища сапог обычно сохраняют­ся лучше всего. Вырежьте ножом лучшие куски. Они пригодятся для украшений и вставок.

Окрашивание

 

Если вы хотите заново покрасить ко­жу, сначала снимите старую краску аце­тоном или растворителем. Нитрокрасите-ли невозможно удалить полностью. В на­ше время кожу окрашивают с помощью искусственных препаратов, но существу­ют многовековые традиции окраски кожи. В средние века кожевенники при дубле­нии использовали дубовую кору, желуди, кору каштанов, ивы, сосны, ели. Не выде­ланную кожу окрашивали растительными отварами. Для получения желтого цвета готовили отвары из ромашки или незре­лых плодов черного тмина. Красный ок­рас достигали, используя соки диких яб­лок, гранатов или вермут. Коричневые оттенки получали, варьируя концентра­цию отвара желудей. Для получения на­сыщенного коричневого цвета в отвар из желудей иногда добавляли незрелые грецкие орехи. В зеленый цвет кожу ок­рашивали медным порошком. В каждом доме есть свои рецепты окраски яиц к Пасхе. Попробуйте поэкспериментиро­вать и с кожей. Искусственные красители найти и приготовить проще. Но не забы­вайте, что кожа — натуральный матери­ал, и естественная окраска смотрится всегда выигрышнее. Не торопитесь сразу окрашивать большие куски, сначала по­пробуйте на маленьких кусочках. Мы предлагаем вам несколько вариантов ок­раски анилиновыми красителями.

Один пакетик красителя разведите в 0,3 л кипятка и процедите. В раствор тем­пературой 45 — 50°С, опустите намочен­ную и разглаженную кожу. Избегайте за­ломов. Оставьте кожу в растворе до осты­вания. Краситель лучше закрепить фик­сатором, (т.е. закрепителем). Его можно приобрести в магазинах химических ре­активов или заменить лаком для волос или уксусом. Если вы опустите в горячий краситель сухую, сильно смятую кожу, то получите модную ныне «варенку».

2 вариант — окрашивание в растворе денатурата. На 1 л воды и 200 мл денату­рата разведите соответственно: 40 г жел­того, темно-красного или коричневого красителей: 20 г синего, красного или ли­лового. Порошок высыпьте в таз. Добавь­те денатурат и помешайте на огне. Посте­пенно вливайте воду. Доведите до кипе­ния, после охлаждения отфильтруйте. Ес­ли приготовленный раствор обладает ме­таллическим блеском, значит, краска из­лишне густа. Разбавьте ее теплой водой и приступайте к окраске.

«Мрамирование» достигается опрыски­ванием сухой скомканной кожи через пульверизатор. Затем кожу обязательно обработайте закрепителем (фиксатором).

Можно использовать трафареты и рас­творы типографских красок. Не всегда стремитесь равномерно покрыть кожу. «Неправильная» окраска может создать новый узор.

Перфорация и оплетка

 

Перфорация (пробивание отверстий) выполняется пробойниками. Углы изде­лия нужно слегка закруглить ножом или ножницами, т.к. острый угол невозможно оплести. Разметьте места будущих отвер­стий по линейке или циркулем-измерите­лем. Для точной разметки длинных изде­лий, например поясов, лучший инстру­мент — долото.

Рис. 4 Рис. 5

 

Если вы скрепляете две детали оплет­кой, то помимо скругления углов утон­чите край ножом. Особенно это реко­мендуется при оплетке бижутерии. Склейте по краю обе стороны изделия из­нанкой внутрь и начинайте оплетку. Концы спрячьте между деталями, смазав клеем.

Рис. 6

Рис. 7

Ремешок для оплетки вырежьте из мягкой кожи. Для этого по краю имеюще­гося куска или по спирали, привязав руч­ку к спице, вырезать ленту (рис. 4). Оп­леточная лента часто рвется, поэтому важно незаметно и прочно срастить кон­цы. Оба ремешка расположите на ровной гладкой доске и сшерфуйте концы, т.е. утончите кожу на 13 — 15 мм один с лице­вой стороны (низдры), другой — с изна­ночной (бахтармы) (рис. 5). Нанесите клей и крепко сожмите. Для того чтобы лента стала менее ломкой, протрите ее воском. Для оплетки подбирайте прочную кожу, ведь ее основная функция — креп­ко соединять детали. Умело подобранная оплетка может одновременно и необычно украсить ваше изделие. Обязательно про­думайте цветовое сочетание оплетки и основного материала, ее ширину и расстоя­ние между отверстиями и краем. Наибо­лее простая оплетка — в край (рис. 6). Она просто исполняется и крепко соеди­няет детали. Крупная оплетка из толстой кожи может украсить любую сумку или пояс. Длина оплеточной ленты должна быть в 3 раза больше оплетаемого края. На рис. 7 представлены оплетки с различ­ной шириной ремешка. Элегантную вене­цианскую оплетку выполните из очень мягкой и тонкой кожи. Размер отверстий подберите в 2 — 3 раза меньше ширины ленты. Благодаря этому оплетка уложит­ся в мягкие красивые складки. В угловые отверстия вводите ремешок 2 — 3 раза. Перекрещивающаяся оплетка не только украсит изделие, но и придаст соедине­нию прочность. Эффектно смотрится оп­летка, выполненная в 2 этапа (см. рис.7). Немного сложнее выполняется оплетка из 2 ремешков (рис. 8). Для узловых оплеток длина ремешка должна превышать длину изделия в 5 — 6 раз (рис, 9, 10).

Можно оплести край «елочкой» (рис.11). Из 2 ремешков можно сделать сложную оплетку (рис. 12). Старайтесь не путать ремешки. Это совсем несложно сделать, если для оплетки вырезать ре­мешки разных цветов.

Соединение двух деталей

 

Соединять детали можно различными способами. У каждой хозяйки найдутся крючки, петельки, замочки, металличе­ские кольца. Кнопки и замочки лучше ус­тановить в мастерской. В бижутерии прочность соединений — не самое важ­ное, поэтому допустимо скрепление кле­ем без дополнительного сшивания (см. рис. 13). Все детали, выполненные из ко­жи, аккуратно склеиваются с изнаночной стороны. Несложно разрезать петельку от крючка на две равные половинки; это просто и красиво (рис. 14). Крючки любо­го размера применяйте в поясах, сумоч­ках, украшениях. Крючок сначала при­шейте к кусочку ткани и только потом прикрепите к изделию через прорезь. Мы предлагаем несколько соединений кис­точками (рис. 15).

Рис. 8

Украшения в обтяжку

 

Оплетка требует длительного времени, поэтому в бижутерии чаще применяют обтяжку (рис. 16). Все украшения на ос­нове обтягивают кожей с обеих сторон. Мягкая кожа лучше тянется и более пла­стична, она незаменима для обтягивания заготовок со скругленными краями. Осно­ву вырежьте из картона или пластмассы. Для тонких изящных деталей, например, подвесок или колье, постарайтесь подо­брать металлическую форму. Подготовьте основу, положите детали из кожи, обяза­тельно учитывая припуски на подгибку. Для серег достаточно припуска в 5 — 6 мм. Для крупной бижутерии (браслеты) ос­тавляйте на припуски не менее 1 см. Из­делие всегда выиграет, если к основе вы прикрепите поролон. Простейший способ — односторонняя обтяжка. Для изнанки вы­краивайте детали без учета припуска. Припуски всегда сшерфовывайте и под­равнивайте. Благодаря этому место сое­динения станет совсем незаметно. По краю можете приклеить тонкую полоску. Соединение двух обтянутых основ прида­ет украшению прочность. По краю при­крепите кант. Можете украсить изделие бахромой, кисточками, узелками, фона­риком (рис. 17). Для ровной обтяжки уг­лов и деталей с округлыми краями рассеки­те припуски или вырежьте треугольнич­ки. Иногда обтяжку начинают с изнанки. Лицевую сторону закрывают декором.

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12 Рис. 13

Рис. 14

 

Рис. 15 Рис. 16

 

 

Термическая

И влагообработка кожи

 

Кожа прекрасно деформируется под воздействием воды и тепла. После этого она хорошо держит форму, особенно жест­кие материалы. Если в вашем изделии за­думаны выпуклые участки, используйте формование. Заготовьте деревянную бол­ванку по форме предмета. Можете ее за­менить похожей по очертанию твердой вещью чуть большего размера, чем изделие. Края болванки скруглите, чтобы не испортить изделие. Кожу аккуратно ув­лажните с внутренней стороны. Форму многократно вталкивайте в изделие, пока оно не растянется (рис. 18,а). Удивитель­ные изделия вы можете создать из, каза­лось бы, ни на что не пригодной жесткой кожи. Выполните заготовку оригиналь­ной формы с несколькими прорезями. Из­делие сильно намочите и согните руками в разные стороны (рис. 18,6). После высы­хания изделие сохранит новую форму.

Толстая и жесткая кожа легко подда­ется термообработке. Простейший вари­ант -г- жареные «пуговицы». Вырежьте крупными пробойниками несколько кружков различного диаметра, располо­жите их на нагретой сковородке (чугун­ной) или плитке. Когда сковородка раска­лится, уменьшите газ. Постепенно кру­жок равномерно выгнется вверх и примет полусферическую форму (рис. 18,в). Ста­райтесь не пережарить кожу. Если же края «пуговиц» потемнели или обугли­лись, сточите их стамеской или наждач­ной бумагой. С помощью этого эффекта можно создавать различные орнаменты. Поэкспериментируйте с формой, но учти­те, что при термообработке кожа стре­мится принять круглую форму. Светлая кожа сильно обугливается, особенно юфть, но это качество можно использо­вать в декоре. Неповторим такой декор в сочетании с выжиганием. Лакированная кожа выгибается быстрее обычной, но ее края часто желтеют или собираются в гармошку. Выпуклые детали набейте на­полнителем. Для этого используйте целлюлозные ячейки из-под явд,, раэрсжтль их на кусочки и поместите в деталь, за­лейте клеем «Момент». Так постепенно заполните «пуговицы» до самого верха. С помощью термообработки вы можете сде­лать браслеты, подставки, тарелочки. Для браслета вырежьте кожаную полоску, скруглите и поджарьте края. Сомкните заготовку в кольцо и закрепите резиноч­кой (рис. 18,г). Поместите будущий брас­лет ребром на сковородку и обжарьте с двух сторон. Обугливание используйте в декоре. Можно сделать браслет в форме змейки. Скрутите узкую длинную поло­ску из толстой кожи по спирали, закрепи­те резиночкой, поджарьте.

Рис. 17 Рис. 18

 

Жмурка (драпировка)

 

Мягкая кожа очень пластична и легко драпируется в складки. Плавная драпи­ровка украсит любое изделие. Сожмурить кожу нетрудно с помощью пинцета и ши­ла (рис. 19). Лопаточка из маникюрного набора продавит углубляемые участки, не повредив поверхность. Сначала попро­буйте сожмурить кожу на газете или на листе бумаги. Только когда вы придадите коже нужную форму, приклеивайте де­кор к основе. Лучший клей для драпиров­ки — «Момент». Можно собрать сложный декор из нескольких деталей. Сначала сшерфуйте и подгоните края. После вы­полните жмурку по рисунку. Если вы им­провизируете на готовой основе, то постепенно подгибайте края, не намазывая клеем всю поверхность, иначе кожа обя­зательно испачкается. В тех местах, где приклеивается жмурка, снимите верхнюю часть основы или поскребите по ней острым ножом. Шероховатая поверхность добавит прочности. В украшениях всегда подгибайте края внутрь, иначе декор быс­тро отлетит. С помощью клея и инстру­ментов можно создать любую форму: складки, завитушки (рис. 20), листочки, лепестки (рис. 21) и многое другое.

Для того чтобы сделать кант, приго­товьте тонкую длинную полоску. Начи­найте ее сворачивать на клей в трубочку. Когда вы смастерите кант нужной толщи­ны, обрежьте его ножом. Кант прикреп­ляйте так, чтобы срез всегда оставался не­видимым. Попробуйте свернуть кант по спирали. Вы получите ажурные завитки различных форм. Из маленьких кусочков придумайте листочки. Для листочков вы­режьте заготовку, подгоните края и пин­цетом придайте ей форму. Сначала за­щипните центральную линию, от нее обозначьте прожилки. Постарайтесь пе­редать движение настоящих живых лис­тьев. Розочку можно сделать из толстого мягкого канта или тонкой полосочки. Не склеивайте ее сразу пополам. Сначала выполните серединку цветка. Плотно склейте кожицу в несколько оборотов. За­тем выполняйте расходящиеся лепестки. Прикрепите нижние участки полоски так, чтобы образовались мягкие волны. Чуть сожмуривайте и изгибайте кожу, од­новременно приклеивая ее вокруг венчи­ка. Ваша розочка будет неотличима от настоящей.

Рис. 19 Рис. 20

Рис. 21

Красивая жмурка может заменить лю­бой декор. Чаще применяйте драпировку различных цветов в браслетах и закол­ках. В мелкой бижутерии достаточно только подогнуть и приклеить декор. В поясах и сумках драпировка обязательно пристрачивается.

Декоративная обработка

 

Кожа — дорогой и необычайно краси­вый природный материал. Используйте ее естественные качества и особенности. Хо­рошо выделанная новая кожа с интересной фактурой сама по себе красива и не нуждается в дополнительных украшени­ях. К сожалению, найти достойный мате­риал очень сложно. Большинство матери­алов, имеющихся в нашем распоряжении, незначительного размера и имеют дефек­ты. В таких случаях орнамент наиболее оправдан. Постарайтесь так украсить ко­жу, чтобы прикрыть ее недостатки и со­здать единую композицию. Украшения должны подчеркивать характер изделия, придавать ему выразительность. Не забы­вайте, что кружевные отверстия, ажур­ная резьба ослабляют материал, а аппли­кация, наоборот, придает ему прочность.

С древнейших времен известно мно­жество приемов декоративной обработки кожи: крашение, драпировка, термообра­ботка, формование, тиснение и штамповка, резьба и гравирование, аппликация и вы­шивка, золочение и серебрение, интарсия, выжигание, батик, украшения плетеными узорами. Можно долго перечислять все­возможные виды. Мы попытаемся расска­зать о вышеназванных наиболее полно.

Плетенки

 

Любую работу украсит декоративная оплетка внутри изделия. Для того чтобы сделать прорези, вам понадобятся остро наточенные отвертки шириной 3 — 5 мм и прямой нож.

Шахматная оплетка (рис. 22). Приго­товьте три ремешка разного цвета, сде­лайте прорези ножом, пропустите в них ремешки в шахматном порядке. Концы оплетки всегда приклеиваются к изнаноч­ной стороне основы. Сделайте отверткой горизонтальные прорези, проденьте в них кожаный ремешок. На основе этой заго­товки выполняются разные варианты оп­летки (рис. 23,24).

Рис. 22 Рис. 24

Рис. 23 Рис. 25

 

Для мережки сделайте ножом длинные прорези (3 см) на расстоянии 3 — 4 мм друг от друга. Каждую вторую полоску скрещивайте с предыдущей. Между ними протягивайте ремешок. Для узора «елоч­ка» (рис. 25) сделайте три ряда горизон­тальных прорезей. Первый и последний горизонтальные ряды выполните как ука­зано на рисунке. Вставьте в прорези поло­ску. Концы каждый раз вводите с лица в середину и выводите в крайние прорези, не перекрещивая между собой. Из одного ремешка можно выполнить и более слож­ные узоры. Скрещивающиеся плетенки (рис. 26, 27) украсят любой переплет. Плетенка из двух ремешков показана на рис. 28. Ее можно выполнить и по кругу.

Плетеные косички

 

Для ремешков выберите мягкую эла­стичную кожу без лохматой бахтармы. Выполнение косички начните с того, что разрежьте длинную полоску кожи на не­сколько ремешков. Если у вас нет куска нужной ширины, вырежьте отдельные ленты и крепко склейте их с одного края. Простейший узор из трех ремешков пле­тется как обыкновенная коса (рис. 29). По этому же принципу сплетите косичку из пяти ремешков (рис. 30). Можно сплести узор посложнее (рис. 31). Начните плете­ние с перекрещивания крайних полос и далее воспроизводите узор точно по ри­сунку. Косичку из четырех полосок (рис. 32) начинайте, наоборот, со скрещивания центральных полос. Эта строгая оплетка украсит любое изделие для мужчин. Ана­логичное изделие можно выполнить из любого количества полос (рис. 33). Из та­ких косичек можно сделать цельный пле­теный пояс, ручки для сумок, ремешки и многое другое. Для «афганки» (рис. 34) годится только мягкая кожа без бахтар­мы. Два длинных тонких ремешка рассе­ките прорезями. При ширине ремешка 1 см прорези и расстояние между ними будут равны 5 мм. Для завершенности де­коративного оформления можно сплести узел даже из одного ремешка. Последова­тельность выполнения работы указана на рис. 35. Не перепутайте последователь­ность операций.

Рис. 26

Рис. 27

Тиснение, гравировка, штамповка

 

Рельефная обработка может выпол­няться несколькими способами: тиснени­ем, гравировкой, штамповкой. Тиснение и гравировка — сложные операции, для их выполнения требуются серьезная под­готовка и опыт. Эти виды обработки кожи издавна использовались в кожевенном производстве и очень ценились. С их по­мощью отделывали переплеты, шкатул­ки, различные украшения, сумки, футля­ры и многое другое. Из-за трудоемкой ра­боты и прочности готового изделия такие предметы были очень дороги. Прекрасные образцы тисненых и гравированных предметов вы можете увидеть в творчестве британских, прибалтийских мастеров. Сейчас редко встречаются оригинальные художественные произведения, все эти операции выполняют машины. Если вы решили серьезно заняться именно этим видом обработки кожи, обязательно по­смотрите каталоги с изделиями прибал­тийских художников. Именно они сохра­няют и развивают традиции кожаных пе­реплетов. Изучите книги с репродукция­ми работ древних мастеров.

Рис. 28

Рис.29 Рис. 30

Рис. 31

Несколько слов хочется сказать о вы­боре кожи. В современных условиях труд­но подобрать необходимый материал. По­этому можете использовать юфть и кожа­ные стельки. Но для выполнения действи­тельно художественных работ постарай­тесь серьезно отнестись к выбору кожи. От этого зависит долговечность и качест­во вашей работы. Для тиснения лучше ис­пользовать кожи толщиной 0,8 — 1,2 мм. Для гравировки пунктиром и штампова­ния пригодна кожа 1,5 и 3 — 4 мм. Лучший материал — кожа из шкур телят. Ко­жа бычков имеет красивый внешний вид и требует минимального декора. При из­готовлении поясов, женских сумок, аль­бомов, переплетов, футляров пригодна коровья кожа толщиной 2,5 — 4 мм. Про­чная и сравнительно недорогая овечья ко­жа толщиной 1,2 — 2 мм хороша для мел­кой ручной обработки.

Лучшее приспособление для работы — гравировальный нож (рис. 36,а). Острым концом продавливайте рельеф, тупым уг­лубляйте и скашивайте края. С помощью гравировального пунктира или шила за-тонируйте фон (рис. 36,6). Эти же опера­ции вы можете выполнить с помощью уз­ких шерфовальных ножей или скальпеля, поворотного ножа (рис. 36,в). Используй­те предметы маникюрного набора, шило.

Рис. 32

Рис. 33

Рис. 34

Перед обработкой специально подго­товьте кожу. Легкую тонкую кожу ув­лажните со стороны бахтармы губкой. Тя­желую толстую кожу сначала тщательно вычистите, детали опустите на 1 — 2 ми­нуты в воду. Затем разложите кожу на гладкой поверхности мраморной плитки. Мокрую толстую кожу на ночь заверните в бумагу, это придаст ей мягкости.

Рис. 35

Орнамент сначала прорисуйте на бу­маге. Переведите рисунок на кальку, при­крепите ее клейкой лентой или скрепкой к заготовке и осторожно продавите ост­рым инструментом на кожу. Недопустимо использование копировальной бумаги и повторное проведение по линиям на каль­ке. Традиционное плоское тиснение бы­вает контурным и рельефным. При кон­турном тиснении видимый на коже рису­нок углубляйте острым концом гравиро­вального инструмента до тех пор, пока рисунок не проявится слегка со стороны бахтармы. Если кожа высохнет, опять ее увлажните.

Рис. З6 Рис.37

Рис.38 Рис.39

Рельефное тиснение продолжает кон­турное. Скосите и придавите кожу вокруг контуров ложкообразным концом инструмента. Вы можете выполнить тиснение штампами. Их несложно изготовить са­мим. Вам потребуются обыкновенные гвозди. Из шляпок выпилите различные штампы (рис. 37). Перед тиснением штампами также увлажните кожу. По­ставьте штампы в вертикальное положе­ние и получите оттиск.

Проще выполнить выпуклый орна­мент. Мы предлагаем вам несколько ва­риантов (рис. 38). В первом случае заго­товку с готовым тиснением узором уло­жите вверх бахтармой на ладонь. Вдавли­ваемые участки должны находиться над углублениями ладони. Выдавливайте рельеф до максимального растяжения несколько раз подряд. Рельеф со стороны бахтармы смажьте ПВА или резиновым клеем. Углубления заполните ватой или смесью х/б ватина и разведенной в воде муки. Для второго варианта вам потребу­ются рельефные заготовки из картона или пластмассы. Кожу (лучше всего юфть) размочите в горячей воде и расправьте на рельефе. Рельеф обожмите лопаточкой, начиная с выемок. Когда изделие высох­нет, сшерфуйте края на 6 мм и повторите весь процесс, предварительно смазав из­нанку клеем. Оставьте изделие сохнуть на сутки.

Для получения рельефа на толстой ко­же используйте деревянную подставку или толстый линолеум. В них сделайте углубления по узору рельефа. Обе сторо­ны кожи слегка смочите клеевой водой и положите на подставку лицевой стороной вниз. Рельеф поколачивайте молотком, затем с изнанки вдавливайте узор вокруг рельефа. После этого работу переверните, оставьте под прессом для просушки.

Резьба

 

На тяжелой коровьей коже выигрыш­нее выглядит резьба. Для резьбы приго­товьте поворотный нож (см. рис. 36,в). Правильное положение поворотного ножа во время работы указано на рис. 39. Пере­ведите рисунок на кожу, прорежьте ли­нии и углубите их. Обычно кожу прореза­ют в половину толщины. Линии надрезов не должны пересекаться! Резьбу начинай­те с линий рамки (если таковая имеется). Поворотный нож двигайте только по на­правлению к себе. Нож должен плавно, без задержек врезаться в кожу. Прямые линии лучше исполнить с помощью на­правляющего устройства. Кожу обдавите вдоль надрезов. Некоторые участки мо­жете затушевать штампами. Интересно отделать изделие «под старину». Для это­го подчеркните контраст между темной углубленной и светлой выпуклой поверх­ностями. Разведите краситель и нанесите кисточкой на работу.

Гравировка

 

Начните с тщательной проработки цветного эскиза. Перенесите узор на кальку, а с нее — на чуть увлажненную кожу. Вырежьте линии на треть толщины.

Рис. 40 Рис.41

Постепенно смачивая кожу водой, начни­те разводить линии (рис. 40). Сгладьте ос­трые углы и высушите изделие. С по­мощью синтетических анилиновых кра­сителей, акварели, чернил окрасьте неко­торые участки. Попробуйте обработать поверхность тональным кремом. С по­мощью рейсфедера заполните красителем канавки.

 

Выжигание

 

Некоторые работы можно преобразить с помощью выжигания. Лучший материал — юфть и жесткая кожа. Необычно смотрят­ся модели изогнутых форм, украшенных выжиганием (см. рис. 18). Заготовку сна­чала пожарьте, края можете утемнить. Продумайте узор, разработайте эскиз, пе­ренесите его на кальку, а затем аккурат­но на кожу. Кожа быстро плавится. Ста­райтесь ее не пережечь. Слегка подтони-руйте фон, подкрасьте изделие морилкой или коричневой акварелью. Придумайте разные узоры для бабочек (рис. 41). Мо­жете придумать заколки в форме листь­ев. Дубовая веточка с резными листьями и рельефными желудями выполнена из жесткой кожи (рис. 42, а), ее обязатель­но украсьте выжиганием. Можно ис­пользовать и гравировку, но это потре­бует гораздо более длительного време­ни.

Рис.42

 

Интарсия

 

Этот процесс основан на инкрустации. Придумайте рисунок и перенесите его симметрично на два куска кожи разного цвета. Оба рисунка должны идеально сов­падать. Острым ножом вырежьте узор на обеих заготовках и поменяйте их местами (рис. 42,6).

Необычность придаст вашему изделию снятие верхнего слоя кожи. Переведите на заготовку рисунок, контурные линии проведите острым ножом, не прорезая ко­жу насквозь. Введите в один из углов ри­сунка наклонно нож и постепенно начи­найте отслаивать кожу. Оголившиеся участки покройте желатином и окрасьте.

Золочение

 

В некоторых украшениях уместен узор, выполненный золочением. Золоче­ние хорошо смотрится на темном глубоком фоне. Обычно так украшают пояса, колье, серьги. Для этого приобретите тер­мофольгу. Один слой термофольги состо­ит из лавсановой пленки, другой (ниж­ний) — из металлической пудры. Термо­фольгу вместе с калькой прикрепите к ко­же, проведите по рисунку выжигатель-ным аппаратом. Иглу не нагревайте из­лишне сильно, так как пленка легко мо­жет прожечься насквозь. Для получения особо тонкого рисунка лучше использо­вать иглу, Нагрейте ее на газу или свечке. Возможны импровизации. Кончиком на­гретого утюга вы сможете позолотить большие участки декора. Комбинируя по­ложение кончика утюга, вы можете со­здать красивые композиции.

Рис. 43

Батик

 

В последнее время многие мастера все чаще применяют батик. Прекрасные работы представлены на последних выстав­ках эстонских мастеров. Эту технику ис­пользуют в настенных панно, при изго­товлении переплетов. Украшения, изго­товленные в технике батика, пользуются большой популярностью. Техника подо­бна росписи на ткани. Неокрашиваемые участки покройте горячим воском. Можно смешать разогретый воск с керосином в соотношении 2:1. Раствор наносите кис­тью. Когда воск застынет, окрасьте неза­щищенные участки. Для имитации эф­фекта трещин аккуратно раскалите воск в нескольких местах и распылите краси­тель из пульверизатора.

Цветы из кожи

 

Цветы можно выполнить из любой ко­жи. Начните с самого простого способа. Разметьте на основе круги различного ди­аметра циркулем-измерителем. Вырежь­те их ножом или ножницами «зигзаг».

Сделайте так радиальные надрезы, чтобы не порвать кружки. Соедините все детали ниткой. Серединку украсьте бусинкой (рис. 43,а). Можете усложнить модель. Продумайте цветок с лепестками различ­ной длины и очертаний, соедините их вместе нитками и посадите на клей (рис. 43,6). Такие цветы можно использовать в серьгах и украшениях. Мы рассказали об абстрактных моделях. Можно изготовить изделия, имитирующие живые. Подбери­те юфть и другие кожи растительного дубления разных оттенков. Годятся и мягкие кожи естественных окрасок. Сна­чала внимательно изучите живые цветы и растения. Продумайте, из каких деталей они состоят. Такие цветы лучше выпол­нять без подгибки. Чтобы края не лохма­тились, снимите бахтармы и обработайте кромку морилкой. Лепестки намочите и придайте им заданную форму; прорабо­тайте прожилки. Для. формовки подготовьте пинцет и шило. Чтобы ускорить работу, высушите детали под лампой. Вы­сохшие лепестки и листья смажьте ПВА или бустилатом (см.рис.21). Можете со­брать сложную цветочную композицию из мелких деталей, прикрепленных к плотной основе. Эта техника позволит вам создать необычный комплект.

Отделочные операции

 

Каждое готовое изделие требует до­полнительной отделки. Во время работы вы можете случайно пролить клей, на ко­же часто выступают жирные пятна, свет­лая кожа быстро пачкается, бахтарма обычно сильно лохматится. Сначала ско­сите края. Для этого вам пригодится нож с односторонней заточкой. Уложите кожу бахтармой вверх на мраморной плитке. Нож под наклоном плавно двигайте к краю (рис. 44,а). Можете использовать другой способ. Надрежьте кожу на рассто­янии 10 мм от кромки, в надрез вставьте отточенную стамеску и плавно подталки­вайте ее вперед.

Рис. 44

Некоторым деталям не требуется оп­летка. Но и им лучше придать закончен­ный вид. Можно выполнить тисненый узор роликом (рис. 44,6). Для этой же це­ли удобно использовать деревянный инст­румент. Двигайте им вдоль кромки взад-вперед, пока линия не станет достаточно глубокой (рис. 44,в). Край отполируйте деревянным бруском. Мягкую кожу луч­ше обрабатывать кантом (рис. 44,г). Фи­гурный край несложно выполнить фесто­нами или ножницами «зигзаг».

Чистку лучше производить раствором щавелевой кислоты (1 ч.л. на 0,5 л воды). Тампоном с помощью пинцета протрите поверхность. Это выведет жирные пятна и отпечатки пальцев, а также удалит грязь. Изысканную красоту придаст изделию лакирование. Но для этого требуется спе­циальный лак. Нанесите лак на кожу с помощью тряпочки. Оставьте на сутки сохнуть. Идеальную завершенность лю­бому изделию придадут вощение и поли­ровка. Нанесите разогретый воск и поли­руйте чистой тряпочкой или овчиной. Кромку можно подкрасить морилкой или обработать выжиганием.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1020 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студенческая общага - это место, где меня научили готовить 20 блюд из макарон и 40 из доширака. А майонез - это вообще десерт. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2319 - | 2275 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.