Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


IІ. Изучение нового материала

Класс

Урок № 75.

Тема. Р/р. Анализ эпизода «Вечер в салоне Анны Павловны Шерер». Петербург. Июль 1805г.

Цель:

· познакомить учащихся с принципами изображения Л.Н.Толстым великосветского общества; начать знакомство с романом-эпопеей «Война и мир»; поразмышлять о значении французской речи в романе; уяснить суть метода «срывания всяческих масок»;

· развивать навыки монологического высказывания, умения работать с художественной деталью, посредством которой автор характеризует героя;

· воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Эпиграфы.

Вечер Анны Павловны был пущен.Веретена

с разных сторон равномерно и неумолкая шумели.

Л. Толстой

Приличьем стянутые маски…

М. Лермонтов

Оборудование: мультимедийная презентация, фрагменты художественного фильма «Война и мир».

ХОД УРОКА.

І. Оргмомент.

IІ. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Работа с эпиграфами урока.

3. Словарная работа.

Салон – это комната для приёма гостей в богатом доме, а также общая гостиная в отеле.

Салон – политический, литературно-художественный кружок из людей избранного круга, собирающийся в доме какого-либо частного лица.

4.Вступительное слово учителя.

Толстой не принимает и сурово осуждает людей, цель которых – карьера, богатство, корыстное политиканство, власть, жестокость и способность к убийству. Этих людей он относит к миру войны. Для их разоблачения он вырабатывает свой метод – «срывание всех и всяческих масок». Так, внешне мы видим в салоне изящество, ум, такт, высокие политические интересы. А внутренне это фальшивые люди, их разговоры и поведение лицемерны. Например, князь Василий, рассуждая на высокие политические темы, думает лишь об устройстве сына. Скрывая корыстные намерения, он говорит, «как заведённые часы», «как актёр говорит слова старой пьесы».

У всех гостей «улыбка сливалась с неулыбкой».

Постоянно звучащая французская речь подчёркивает оторванность знати от народа, его интересов, культуры, языка.

Хозяйку салона Толстой сравнивает с хозяйкой прядильной мастерской, подчёркивая автоматизм всего происходящего, отсутствие искренности, простых человеческих чувств. Автор пишет: «Вечер Анны Павловны был пущен. Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели».«Как хороший метрд`отель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидать его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно утонченное».

5.Метод срывания «всех и всяческих масок».

Кому принадлежат предметы?

Князь Василий – звёзды

Элен – «бриллиантовое ожерелье»

Ипполит – лорнет

Виконт – портрет Наполеона

Княгиня Болконская – ридикюль с шитьём

Княгиня Друбецкая – носовой платок

Князь Андрей – маска

Пьер – пенсне

6. Портреты героев.

Князь Василий: «…вошедший князь, в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица. Он говорил на том изысканном французском языке, на котором не только говорили, но и думали наши деды, и с теми тихими, покровительственными интонациями, которые свойственны состарившемуся в свете и при дворе значительному человеку».

Ипполит Курагин: «… он был поразительно дурен собой. Черты его лица были те же, как и у сестры, но у той все освещалось жизнерадостною, самодовольною, молодою, неизменною улыбкой жизни и необычайною, античною красотой тела; у брата, напротив, то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо. Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное положение».

Элен: «… она поднялась с тою же неизменяющеюся улыбкой вполне красивой женщины, с которой она вошла в гостиную. Слегка шумя своею белою бальною робой, убранною плющом и мохом, и блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов, она прошла между расступившимися мужчинами и прямо, не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляя каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч, очень открытой, по тогдашней моде, груди и спины, внося с собою блеск бала».

Княгиня Болконская: "Её хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем ещё милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток её - короткость губы и полуоткрытый рот - казались её особенною, собственно её красотой. Всем было весело смотреть на эту, полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую своё положение... "

Андрей Болконский: «… был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами. Всё в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою, оживлённою женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц, лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело».

Пьер Безухов: "Массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках, светлых панталонах по тогдашней моде, с высоким жабо и в коричневом фраке."

7. Особенности портрета у Толстого:

1) естественность первого знакомства с героем через его внешность, как это бывает в жизни;

2) глубокое психологическое наполнение портрета, выражение через него смены чувств и настроений;

3) выделение 1-2 постоянных примет.

8.Политические споры в салоне.

«Нужно задавить гидру революции… в лице этого убийцы и злодея».

Готовится война Франции с Англией, ведущей переговоры с Австрией и Россией выступить против Наполеона.

9.Француз виконт Мортемар.

Он был в темно-зеленом фраке, в панталонах цвета cuissedenympheeffrayée, как он сам говорил, в чулках и башмаках.

10.Светский анекдот.

11. Отношение в салоне к Наполеону.

12. Анекдот Ипполита.

В Moscou есть одна барыня, unedame. И она очень скупа. Ей нужно было иметь два valetsdepiedза карета. И очень большой ростом. Это было ее вкусу…

13. Значение действия в салоне для дальнейшего развития сюжета.

- Здесь Пьер увидел Элен, которая впоследствии станет его женой.

- Анатоля Курагина решают женить на Марье Волконской.

- Князь Андрей готовится идти на войну.

- Чем-то разрешатся не очень теплые отношения князя Андрея с женой.

- Князь Василий решается пристроить Бориса Друбецкого.

14. Просмотр фрагментов фильма С.Бондарчука «Война и мир».



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Анализ роман Анна коренина | Стольник при дворе Петра Великого
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 2103 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Студент всегда отчаянный романтик! Хоть может сдать на двойку романтизм. © Эдуард А. Асадов
==> читать все изречения...

2466 - | 2202 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.