Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Человек – Ценности – общество




Таблица 11. ОТЛИЧИЯ ЧЕЛОВЕКА ОТ ЖИВОТНОГО

 

СРАВНЕНИЕ ЖИВОТНОЕ ЧЕЛОВЕК
Форма отражения Психика Сознание
Мышление У высших животных имеются зачатки интеллекта Абстрактное мышление
Производство Ничего не производит Производит в труде материальные и духовные блага
Способность к творчеству Не способно к созданию нового Способен к созданию принципиально нового, не бывшего ранее
Характер активности Активность как способность совершать определенные действия Деятельность как целенаправленная активность
Коммуникация Язык тела, нет речи Язык в речевой форме
Ценности Нет оценочного отношения к миру и другим особям Вырабатывает систему ценностей, оценивает мир, себя, других людей
Регуляция поведения Инстинкты Ценности и нормы культуры
Отношение к среде Приспособление, отношение к действительности обусловлено биологически, телесной организацией, которую животному не преодолеть Преобразование, отношение к действительности обусловлено знаниями и умениями, преодолевающими биологическую ограниченность
Самосознание   Не обладает самосознанием, не выделяет себя из окружающей среды Обладает самосознанием, выделяет себя из окружающего мира и противопоставляет себя ему (отношение субъект – объект)

 

Таблица 12. МОДЕЛИ КУЛЬТУРЫ В ФИЛОСОФИИ

 

МОДЕЛЬ СТОРОННИКИ ГЛАВНАЯ ИДЕЯ
Гуманитарная Сократ, Конфуций и др. Культура – это способ совершенствования человека как духовно-нравственного существа
Натуралистическая   Французские Просветители XVIII века Культура – это человеческое продолжение природы, этап ее эволюции; благодаря культуре человек как природное существо не исключается из природы, а образует высшее звено ее развития. Культура – это степень развитости разумного начала
Классическая (деятельностная) Идеалистический вариант: И.Кант, Г.Гегель, Ф.Шиллер Творец культуры – человек как духовное существо, культура – это прогресс морального (И.Кант), эстетического (Ф.Шиллер), философского сознания (Г.Гегель). Культура противоположна природе (И.Кант), есть форма саморазвития духа (Г.Гегель)
Материалистический вариант: К.Маркс, Ф.Энгельс Творцом культуры является человек как существо, удовлетворяющее, прежде всего, материальные потребности; культура – явление социальное, предполагает всестороннее развитие человека; культура – это и сам процесс деятельности, и ее результаты
Аксиологическая В.Виндельбанд, Г.Риккерт Культура – это мир ценностей, идеалов и смыслов, способ реализации идеально-ценностных целей
Семиотическая Э.Кассирер, К.Г.Юнг, Ю.Лотман Культура – это небиологический, знаковый механизм передачи социального опыта, знак – это средство реализации ценностей и смыслов, обеспечивающий символическую коммуникацию
Социологическая М.Вебер, Т.Парсонс, Р.Мертон Культура – это социальный институт, придающий обществу системное единство, определяющий степень его упорядоченности и управляемости
Структуралистская   Б.Малиновский, К.Леви-Строс Культура – это совокупность определенным образом связанных элементов – носителей ценностных отношений, регулирующих деятельность людей, их отношение к миру и отношения между собой
Технологическая   А.Тоффлер Культура – это технология адаптации человека к развитию общества и одновременно – сфера создания технологий как рациональных способов оптимизации деятельности людей
Релятивистская Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби Имеет место многообразие культурно-исторических типов (Н.Данилевский), локальных культур (О.Шпенглер), локальных цивилизаций (А.Тойнби), не имеющих под собой единой ценностной основы
Универсалистская   Э.Гуссерль, К.Г.Юнг, К.Ясперс В любой частной культуре скрыто универсальное содержание по причине универсальности структур сознания (Э.Гуссерль), «архетипического» единства человечества (К.Г.Юнг), «осевой изначальности» культуры человечества (К.Ясперс)
Иррационалистическая (неклассическая)     Иррационалисты XIX-XX вв. В основе культуры лежит не разум, а нечто иррациональное – интуиция (А.Бергсон), переживание (экзистенциализм) и т.д. Реальность хаотична, ее невозможно упорядочить, привести в «разумное состояние», и в культуре нет ни субъекта, ни порядка, ни единой основы (постмодернисты)

Таблица 13. КОНЦЕПЦИИ ЦЕННОСТЕЙ В ФИЛОСОФИИ

 

КОНЦЕПЦИЯ СТОРОННИКИ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЦЕННОСТЕЙ ПОНЯТИЕ ЦЕННОСТЕЙ
Натуралистический психологизм     Д.Дьюи   Биологические и психологические потребности человека Ценности – это специфические факты наблюдаемой предметной реальности, позволяющие удовлетворить имеющиеся потребности людей (предметное понимание ценностей)
Аксиологический трансцендентализм     В.Виндельбанд, Г.Риккерт     Духовные потребности человека Ценности – это не предметная эмпирическая реальность, а идеальное бытие, образованное идеальными сущностями, нормами, соотносимыми с «чистым нормативным сознанием»
Персоналистический онтологизм     М.Шелер     Бог как абсолютный идеал Ценности – это абсолютный онтологический фундамент личности, гарантированный Богом. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей
Социологизм     М.Вебер   Социальная деятельность человека Ценности – это нормы, способом бытия которых является их значимость для субъекта, регулирующие социальные действия и придающие обществу единство
Марксизм     К.Маркс, Ф.Энгельс     Материальные потребности людей Ценности – это нормы, имеющие социально-историческую, экономическую и классовую обусловленность, без которых невозможна социально-преобразующая деятельность людей
Культурно-исторический релятивизм   В.Дильтей, Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин   Вырабатываются на разной основе в рамках различных социокультурных образований Ценности – это совокупности множественных идеалов и норм, познаваемых с помощью исторического метода (В.Дильтей). Они свойственны определенным культурно-историческим типам (Н.Данилевский), локальным культурам (О.Шпенглер), локальным цивилизациям (А.Тойнби), культурным суперсистемам (П.Сорокин). Ценности каждого их этих образований уникальны, неповторимы и относительны

 

 

Таблица 14. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

СРАВНЕНИЕ «БИОЛОГИЧЕСКИЙ СВЕРХОРГАНИЗМ» ОБЩЕСТВО
Регуляция отношений Отношения между особями регулируются генетически заданными правилами, которые, как правило, не нарушаются Поведение людей регулируется системой ценностей и социальными нормами, которые передаются не генетически, а в рамках культуры как социальной, а не генетической памяти
Спектр отношений   Отношения между особями являются чисто биологическими Формируется слой надбиологических, общественных отношений, которые связаны с удовлетворением не только биологических потребностей людей (например, отношения собственности); отношения в обществе богаче и шире
Коммуникация Особь с особью непосредственно не связана, имеет место отношение доминирования: лидер определяет поведение особей, их иерархию, а само лидерство зависит от биологических факторов Люди связаны между собой непосредственно через взаимное общение, поэтому огромную роль играют в обществе коммуникативные системы и, прежде всего, язык как речь; в обществе тоже существует отношение лидерства, но оно определяется не биологическими, а социальными качествами личности
Характер действий Животное активно и способно совершать определенные действия, но эта активность зависит от генетических, биологических факторов Люди способны к деятельности как целенаправленной активности, что невозможно без сознания как высшей формы психического отражения; в обществе существует общественное сознание как источник коллективных целей
Образ жизни У животных он изменяется в жесткой зависимости от биологической эволюции: животное вынуждено существовать в имеющейся среде и выйти за ее рамки оно не может У людей он изменяется вне зависимости от биологической эволюции: люди благодаря труду и творческим способностям могут создавать принципиально новое, чего нет в природе, создавать для себя благоприятные условия существования в окружающей среде

Таблица 15. ТЕОРИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

 

СРАВНЕНИЕ ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО
Символ Соха Заводская труба Компьютер
Базовая сфера экономики «Первичная»: сельское хозяйство «Вторичная»: промышленность «Третичная»: сфера услуг, наукоемкие отрасли
Движущая сила развития Технологии ручного труда Машинная индустрия Наука, знания, интеллект
Главный ресурс развития Земля и власть Собственность и капитал Информация и управление
Структура общества Сословное деление Классовое деление Профессиональное деление
Базовые формы социальной организации   Церковь и армия   Фирма и корпорация Университеты и научно-исследовательские организации
Базовые социальные группы Священники и феодалы Бизнесмены Ученые и другие профессиональные специалисты
Социальный конфликт   Строится вокруг личной зависимости человека от человека; линия борьбы – личная свобода Возникает между трудом и капиталом, наемным работником и собственником; линия борьбы – обладание собственностью Возникает между «классом интеллектуалов» и интеллектуально «низшим классом»; линия борьбы – доступ к знанию и контроль над ним
Социальные связи Личные, патерналистские отношения Централизованные, иерархические организации   Гибкие сетевые структуры
Тип семьи Патриархальная Нуклеарная Многообразие форм
Технологии коммуникации     Устная речь и письменность Массовое книгопечатание, возникновение печатных, а затем и электрических СМИ – телеграфа, радио, телефона Возникновение электронных СМИ – телевидения, новых средств связи, сети Интернет; формирование глобальной информационной среды
Тип власти и ее ориентация «Заслуженная власть» по происхождению с ориентацией на личность и наказание «Компенсирующая власть» с ориентацией на собственность и вознаграждение «Регулирующая власть» с ориентацией на согласование интересов различных социальных групп путем убеждения
Тип мышления   Иррациональный с ориентацией на религию Рациональный, с ориентацией на теоретико-идеологические доктрины Свободный и гибкий, с признанием права человека на самостоятельный выбор системы ценностей
Базовые ценности   Коллективизм, традиционализм, авторитаризм Приоритет материальных ценностей, индивидуализм, рационализм, утилитаризм Приоритет духовных ценностей, ценность человеческой свободы и выбора, гуманизм, экологические ценности
Отношение к природе   Слияние человека с природой Преобразование природы в интересах общества Коэволюция общества и природы, достижение новой гармонии человека с природой




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 402 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2267 - | 2218 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.