Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Личность в структуре общества




В социологии используется несколько терминов отношения к человеку: индивид, личность, индивидуальность. Индивид – представитель рода человеческого, имеющий качества, присущие всем людям (единица измерения человека). Личность – это человек с такими психологическими характеристиками, которые социологически обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих. Индивидуальность – это сочетание индивидуальных и личностных черт человека, которые отличают его от других людей. Личность характеризуют следующие элементы: мотивация, способности, темперамент, характер, эмоции и чувства, воля.

Личность - совокупность социально-значимых черт сформированных обществом. В человеке слиты воедино биологические, психологические и социальные качества. 1.Направленность личности: потребности: биогенные (еда, жилище, секс), безопасность, потребность в самоутверждении, потребность в саморазвитии (самореализации); мотивы поведения; цели человека; ценностные ориентации; иные установки человека; интересы личности; убеждения; идеалы. Все это формируется воспитанием и социальным общением. 2.Жизненный опыт личности: умения; навыки; привычки. Социальное играет здесь главенствующую роль и формируется через обучение. 3.Особенности психический процессов: чувства; восприятие; мышление; память; воля. Социальность может наложить отпечаток на психические процессы, изменить их через тренировку. 4.Биологические свойства: строение тела; патологические свойства в строении тела; темперамент (тип нервной системы); половые и возрастные свойства. Понятие “человек” используется для обозначения всеобщих, присущих всем людям способностей, отличающих нас от животного мира. Индивид - единичный представитель человеческого рода, носитель социальных и психических черт. Его характеристиками являются такие признаки, как пол, возраст, раса, статус, роль. Что бы отразить совокупность целостных психических и культурно исторических особенностей индивида, используют понятие “личность” - ее характеристиками в социологии являются - активность, мотивы, ценности, культура, архетип. Социология чаще оперирует понятием “индивид”. Эта традиция сложилась в рамках классической социологии Э.Дюркгейма. Еще М. Вебер заметил, что такой подход явно не достаточен. Однако понимание личностного у Вебера ограничивалась выделением специфических мотивов и основанных на них - типах действий. Парсонс сделал еще один шаг вперед - ввел в социологию понятие “ценности” и ”культуры” - как атрибута личностного. Методологические проблемы рассмотрения “личностного” в социологии, как заметил П. Монс, имеют корни в подходах к рассмотрению категории “свободы”: Если человек свободен (“лодки на поверхности моря”) и его действия определяются только интенциями его психики, то социология тереяет свой предмет - сводится к психологии. Если человек не свободен (“движение по аллеям парка”), а его действия определяются действием общих законов, в частности культурных или экономических детерминант, то социология теряет свой объект, человека как субъекта социальных отношений - сводится к культурологии или экономической теории. Синтез этих направлений возможен на пути признания следующих концептуальных положений: объективные пределы свободы определяются интенциями видения и мотивов личности, задаваемых культурой. Иначе: человек не может видеть или стремиться к чему-то, что не представлено в его сознании как ценность. Кроме того, личностное не является врожденным, врожденны только предпосылки развития человека в личность (феральные люди). Вне культуры человек утрачивает способность к личностному бытию - превращается в “животное”. Культура же не может быть представлена вне ее носителя - как личностного субъекта. Это означает, что процесс усвоения культуры отнюдь не напоминает запись программы в вычислительную машину. Ценности и культурные нормы изначально воспринимаются в смыслах личности их носителя. Личность же является феноменом психического, включая и бессознательное. Основным фактором трансформации культуры являются содержания коллективного бессознательного - архетипы, на базе которого вырастает конкретный культурный архетип и культура. В результате “аллеи парка” превращаются в “извилистые русла рек”.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 400 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинать всегда стоит с того, что сеет сомнения. © Борис Стругацкий
==> читать все изречения...

2320 - | 2074 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.