В далекой стране жил некогда один помещик, которому всегда сопутствовала удача. Он был очень богат и владел многими землями и красивыми домами; множество слуг были всегда готовы исполнить любое его желание. Он любил развлекаться и устраивал щедрые пиры, на которые приходили самые знатные люди. У него были очаровательная жена и красивые дети, которые его очень любили. Ему особенно нравилось выезжать на прогулки в великолепной карете, запряженной шестеркой лошадей; проезжая, он улыбался людям и махал им рукой, а они в ответ кричали: «Мой господин, мой господин». Как-то раз он сделал щедрое пожертвование на постройку нового здания суда в соседнем городке, и когда оно было готово, распорядился, чтобы в вестибюле повесили его большой портрет. Все говорили ему, какой он славный парень, и он втайне соглашался с ними.
Затем однажды в той стране случилась ужасная засуха. Многие люди умирали от голода, но помещик по-прежнему жил привычной жизнью. Как и у всех других, его посевы погибли, но он продал кое-какие дома, чтобы покрыть издержки. По мере того, как его средства сокращались, приемы становились слишком дорогими, и друзья покинули его. Его братья начали судебное дело, чтобы не дать ему продолжать распродавать имущество, но он нанимал дорогостоящих адвокатов, чтобы бороться с ними: однако он отказывался мириться со своей новой ситуацией. «Пока я помещик, - говорил он себе, - я буду жить как помещик». Вскоре ему пришлось продать свою красивую карету и довольствоваться телегой; его некогда красивая одежда стала грязной и рваной, и хотя люди по-прежнему называли его в лицо «мой господин», за его спиной они смеялись над ним. В конце концов он был вынужден продать все свое имущество, чтобы оплатить судебные издержки. Его жена и дети серьезно заболели и, поскольку он не мог покупать им лекарства, вскоре умерли. Убитый горем и не имея денег даже на пропитание, некогда крупный помещик был вынужден ходить от дома к дому, прося подаяния. Однажды он стоял около здания городского суда и увидел, что какие-то люди рассматривают картину в вестибюле. Когда он подошел к ним и сказал, что это его портрет, они просто посмеялись, назвав его «сумасшедшим нищим стариком». Он продолжал настаивать: «это я, это я», и тогда они рассердились и прогнали его прочь. Плача от горя, он потащился домой.
Его беда была в том, что от одной крайности — богатства, положения в обществе и семьи — он дошел до другой: бедности, нищенства и одиночества. Большинство из нас не переживали таких крайностей, но все равно у нас с ним очень много общего. Подобно многим из нас, он гордился своим общественным положением и кичился своей одеждой и внешностью, он любил лесть и похвалы и предпочитал первоклассный транспорт. Кроме того, он был хорошим семьянином, имел много друзей и щедро жертвовал деньги на общественные нужды. Но превыше всего он был настроен развлекаться, даже когда это приносило страдание его семье и, в конце концов, привело к его собственному падению.
Этот человек наслаждался благополучной жизнью, которая понравилась бы многим из нас, но она была мелкой и поверхностной. Его жизнь была полностью обращена вовне, и у него не было внутреннего опыта или знания, к которому он мог бы обратиться, когда от него отвернулась удача. Антар мауна — это один из способов пробуждения внутреннего знания в палате нашего ума. Она дает нам прочную точку опоры в непостоянном мире, внутреннее понимание, которое делает нас духовным «властителем», несмотря на обстоятельства нашей жизни - богатой или бедной.
Невозможно медитировать, когда ум переполнен непрерывным потоком мыслей. Медитация невозможна и при подавлении сильных мыслей и эмоций, ибо подавленные мысли будут действовать как завеса между восприятием человека и более глубокими слоями бытия. Единственный путь к медитации состоит в освобождении ума от настойчивых и беспокойных эмоциональных мыслей. Это помогают делать большинство медитативных практик; из них одна из самых прямых — антар мауна стадия 2.
Антар Мауна - стадия 2