Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Философия эпохи Возрождения. Мировоззрение и философия




Билет№1

Мировоззрение и философия.

1. Мировоззрение и философия. Исторические истины мировоззрения.
Мировоззрение — это система общих взглядов на мир человека, своё место в мире, ставшее основой убеждений и действий человека.

Хар-ки мировоззрения:

1.предполагает по своей структуре 2 бинар: объект и субъект
2.обобщённая система взглядов на мир
3.имеет сложную структуру: амиропониманиесист взглядов о мире бмироощущение в мироотношение г имеет практич значение

Миф — историч тип миропонимания, основывается на объяснении мира с помощью воображения; форма общего сознания, мировоззрение др общества.
Религия — сист верований, чувств и действий, направленных на связь со сверхъестественным.
Виды:
- христианство
- ислам
- буддизм
Хар-ки
1. двуальность мира
2. вера
3. сист культово-обрядовых действий для связи со сверхъестественным
4. адрес религии — совесть
Функции:
1. обеспечение нрав комфортности общества
2. формирование ценностей шкалы современного общества

Философия — высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теорет оформленностью.
Фил мировоззрение отличается от религии и мифологии:
- основано на знании
- рефлексивно
-логично
-опирается на четкие понятия.
Фил и наука отображают мир в пониманиях и категориях.

Сближает науку с философией, то что фил и наука стремится логически обосновать свои положения, деятельность их выразить в теоретич форме.

Но научное знание объективно, нейтрально по отношению к человеч целям и ценностям.

Философский взгляд всегда субъективен. Фил мышление связано с формированием ценностей,

а научное мышление реализует уже поставленные задачи. Наука отвечает на вопрос почему,

а философия — с какой целью.

Философия и мировоззрение: объединяет их общая направленность — дать картину мира,

включая человека с его отношением к окружающей реальности. И выяснить смысл человеческого бытия.
а фил мировоззрению присуща не чувственно образная форма постижения деятельности, а абстрактно — понятийная.
б фил миропонимание — это теорет форма мировоззрения, первая форма систем теорет мышления вообще.
в философия — ядро научного миромировосприятия
г опирается на научные знания
д старается решать предельные, абсолютные проблемы человеческого бытия.

2. Предмет философии. Многообразие подходов его определения. Версии генезиса философии.
Предметом называется круг вопросов, которые изучает философия.

Общую структуру предмета философии составляет 4 раздела:

1 онтология наука о бытие 2 гносеология о познании 3 человек 4 общество

Философия — это своеобразная форма человеческого миропонимания, форма,

которая не дублирует другие направления и формы интеллектуальной деятельности.

Её предметом явл мир в целом в своих наиболее общих.

Философия эпохи Возрождения.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в области естествознания (рост объема знаний о живой природе, сделаны первые шаги в области систематизации растений), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения, исследования причин эпидемических заболеваний), математики, механики, астрономии. Особенную роль в развитии онтологических представлений сыграло создание Коперником новой космологии.

Развитие естествознания вытекало из потребностей развития нового буржуазного способа производства, зачатки которого начали формироваться в XIV — XVI вв. в городах западной Европы.

Эпоха Возрождения получила свое название от того, что она шла под лозунгом возрождения классической древности. Решающую роль при этом играло обращение к философии древних греков и римлян. Вместе с тем в резкой полемике против схоластической традиции осуществлялось не только усвоение знаний, накопленных в античности, но и оригинальная их переработка. В философии эпохи Возрождения мы встречаемся с оригинальными модификациями аристотелизма и платонизма, стоической и эпикурейской философской мысли. Попытки согласовать идеи представителей разных школ и направлений прошлого использовались для поисков ответов на новые философские вопросы, которые ставились перед философами самой жизнью.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное первоначало всех вещей.

Философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоцентризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Для гуманистической философии Возрождения характерно рассмотрение человека прежде всего в его земном предназначении.

В эволюции философской мысли эпохи Возрождения представляется возможным выделить три характерных периода: гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку в его отношениях с миром; неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем, т. е. значительно расширивший представления о бытии, материи, движении, пространстве и времени; натурфилософский. Первый из них характеризует философскую мысль в период времени с середины XIV в. до середины XV в., второй — с середины XV в. до первой половины XVI в., третий — вторую половину XVI в. и начало XVII в..

Первый этап развития философии эпохи Возрождения связан с преобладанием интереса мыслителей к проблемам устройства человека в мире, который рассматривался как центр мироздания и творец самого себя. Устанавливается своего рода культ человека творца.

Второй этап развития философии эпохи Возрождения (с середины XV в. до первой трети XVI в.) связан с интерпретацией идей платоников и аристотеликов применительно к потребностям обновляющегося мира. \ Разработанное философией эпохи Возрождения диалектически цельное представление о неразрывном единстве человека и природы, Земли и бесконечного космоса было подхвачено философами последующего времени.

Идеи гуманизма, талантливо отстаивавшиеся мыслителями Возрождения, оказали широкомасштабное влияние на все общественное сознание Европы.

 

3)) Общество и личность

Общество – целостная система жизнедеятельности людей, которая исторически возникла и непрерывно развивается, проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерности этой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему, направляют его развитие. Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в состав которого они входят, но которое не образуется их арифметической суммой или механической массой.

Гражданское общество – единство различных лиц, которое живет в системе правового государства, где действует принцип защищенности прав человека. В истинно гражданском обществе каждый человек есть самоцель и высшая ценность.

Личность – человеческий индивид, выступающий в качестве субъекта сознательной деятельности в сфере общественных отношений, также – социальная значимость индивида, его социально-этический и психологические облик. То есть фиксируется мера социального в индивидуальном.

Человек является одновременно и объектом и субъектом общественных отношений. Социализация личности предполагает процесс построения ею определенной стратегии деятельности, процесс мобилизации сил и возможностей субъекта. В процессе социализации человек становится личностью: у него возникает самосознание, или образ собственного Я, отличного от других людей и остального мира.

Для современных концепций личности характерен индивидуализм, выступающий в натуралистической (биологизаторские концепции) и в гуманистической (социологизаторские) форме. Биологизаторские концепции. Стремление истолковать сущность человека с позиции биологии + социобиология, которая объясняет социальные действия человека, исходя из его эволюционно-биологических и генетических характеристик.

Билет 2





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 848 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2396 - | 2209 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.