Билет 1.
1.Специфика предмета философии.
Философия наука древнейшая. Она прошла длительный путь (3000-2500 лет назад). Человек постепенно обрабатывает философию, этот говорит о том что она социальная. Первые ростки философского знания обнаружилась в 6-5 вв. до н. э. в странах Др. Востока (Индия, Китай, Вавилон и Египет). 1-ые философские школы (Аристотеля, Пифагора, Платона, Сократа) открывались в странах Средиземноморья (Др. Греции и Др. Риме). Родиной философии явл-ся античная культура (Др. Греция и Др. Рим) - возникла как наука. Философия – (в переводе с древнегреческого) филео – любовь, софия – мудрость, любовь к мудрости. «Человек начал философствовать с удивления» - (Аристотель).
Философия в 1-ое мнение своего начала включала всю сумму представления человека о мире.
Философия – мать всех наук
Философия – царица всех наук.
Структура философского знания:
1.Онтология, онто- сущее, логия – учение (учение о бытие).
2. Гносеология – гносео - познание, логия - учение (учение о познании).
3. Диалектика - учение о развитии и движении, о взаимосвязи вещей и явлений развивающегося мира.
4. Социальная философия – учение об обществе.
5. Антропология – учение о человеке.
6. Аксеология – учение о ценностях.
7. Проксеология – учение о разных формах практической деятельности.
8. Логика – учение о правильном мышлении.
9. Этика – учение о нравственности.
10. Эстетика – учение о прекрасном и безобразном и их соотношении.
2.Роль современной молодежи в условиях реформирования российского общества.
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение.
Основной социальной причиной нарушений общественных норм определённой частью молодых людей является уклад жизни, уровень развития производительных сил, зрелости общественных отношений, политической системы, системы образования, обучения и воспитания. Так преступность, пассивность, потребительские настроения, скептицизм молодёжи явились следствием стагнации общества, его перехода к иному общественному строю, а также серьёзных недостатков в реализации современных реформ, в процессе социализации и воспитания.
В наше непростое время проблемы возникли не только в социально-экономической сфере, но и в деле воспитания нового поколения. Разрушив прежнюю систему воспитания детей и подростков, мы не успели создать новую. Образовавшийся вакуум заполняется мощным потоком "желтой" печатной и видеопродукции. Сегодня есть необходимость оградить детей и подростков от негативной информации, пропаганды насилия, прекратить распространение агрессии, порнографии, идущих через СМИ. Особую тревогу вызывает, например, "омоложение" различных пороков - наркомании, токсикомании, преступности, проституции. Молодой человек не всегда способен оценить ценности, которые исповедовались старшими в течение десятилетий, а поиски эквивалентов часто аморальны. Отрицание традиционных ценностей приводит к тому, что формирующаяся, еще не окрепшая духовно личность, теряет цель и надежду в жизни.
Один из путей решения проблемы подобного характера - научно обоснованные, аргументированные и взвешенные оценки событий исторического прошлого народов, населяющих наш многонациональный регион, осмотрительные, четко выверенные действия политиков. Искажения и перекосы в этой сфере крайне отрицательно отражаются на процессе нравственного воспитания молодежи.
Исследования показывают, что для положительного решения проблемы формирования у молодежи нравственной культуры необходимо интенсифицировать связь нравственного воспитания с трудовым, ибо именно высоконравственное отношения к труду составляет основу нравственной культуры личности и общества. Высший уровень нравственной культуры - это показатель социальной зрелости, который выражается во внутренней готовности в любых ситуациях совершать достойные поступки. Иными словами, это нравственная надежность личности, подразумевающая культуру чувств, культуру поведения, культуру отношений и культуру деятельности.
Билет 2.
1.Основной вопрос философии и его две стороны.
Существует бесчисленное количество вопросов в философии. И среди них имеется самый главный коренной вопрос («Людвиг Фейербах и конечный класс философской стороны» по Ф. Энгельсу) «о взаимоотношении бытия и мышления сознания к материи» имеет 2 стороны:
1. Материалисты. (Что первично? Что вторично?) Первичным считают природу; материя, бытие, т. е. природа первична.
2. Реалисты исходят из первичности сознания, мышления и духа.
Идеализм - философское учение, считающее первичным сознание, а материю его порождением. идеализм имеет 2 формы: Объективный мир (Гегель, Платон) полагает, что сознание порождающее мир существует объективно, вне зависимости от человека. Субъективный мир (Иммануил Кант, Беркли, Юнг) считает первичным сознание субъекта, мир существует постольку поскольку существую «я».
Гностицизм – сторонники познаваемости мира.
Агностицизм – сторонники не познаваемости мира.
Скептицизм – подтвергает сомнению возможности познания мира человеком.
Дуализм – 2 происхождения мира на земле, идеализм и материализм.
2.Буддизм и его основные идеи.
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах. Основателем данного учения считается Гаутама Будда, родившийся в княжеской семье в Северной Индии. В молодые годы покинул отчий дом, ушел узнавать чем люди живут, чем дышат. Согласно легенде он был назван Буддой (пробужденный, просветленный). Он открыл 4 истины, связанные со состраданием, человеческая жизнь полна страданий: человек страдает когда рождается, болеет, умирает, переживает. Причиной страдания – жажда жизни, жажда счастья.
1. Признание факта страдания; 2. Выявление причины страдания; 3. Раскрытие сущности страдания; 4. Поиск путей выхода из состояния страдания.
Главная идея буддизма – освобождение от страдания путем нирваны, путем обретения состояния невозмутимости, спокойствия, исключения какого-либо желания.
принципы: • правильное видение — понимание основ буддизма; • правильная мысль; • правильная речь; • правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла; • правильный образ жизни; • правильное умение; • правильное внимание - контроль над мыслями; • правильное сосредоточение - регулярные медитации.
Билет 3.
1.Гносеологические и социальные корни идеализма.
Гносеологизм явление не случайное. Для возникновения идеализма есть основание, которое связано с познанием. Т. к. оставалось что-то непознанное и непонятное, это и есть истоки идеализма.
Гносеология – (гнос – познание, логос – учение) наука о познании.
Идеализм питает процесс познания. Он имеет социальные корни, причиной которой является отделение умственного труда от физического.
Рассматривается как:
1 Философия как мировоззрение (целостный взгляд на мир и место в нем человека). Исторически первым был миф – это общественное сознание древнего общества, способ их самовыражения. В них содержатся попытки ответить на вопрос о происхождении и составе вселенной, о важнейших явления природы. На смену мифу пришла религия – вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в, окружающем человека, мире и, конкретно, в судьбе каждого из нас.
2. Метафизическая. Носит классовый характер.
3. Философия как основа научного управления общества. Философия постоянно изучает и обрабатывает информацию, имеющуюся в разных областях познания, в том числе и в науках о природе (концептуальный, мезеотеоретической, операционный). Присутствие в ее составе и функционирование в ней естественно научных данных есть первый из признаков ее научности. Критерии научности: объективность, рациональность эссециалистическое направление, нацеленное на восприятие сущности закономерности объекта. Системность знания, проверяемость. От философии взяли начало все науки.
4. Философия как способ познания.
5. Философия как стиль жизни.
2.Понятие и критерии общественного прогресса.
Понятие общественного прогресса отражает прогрессивное, законное развитие общества. Общественныйй прогресс - это направление развития человеческого общества. Общество - не статичное образование, а постоянно развивающаяся система, все его элементы постоянно преобразуются и перемещаются, поэтому, и изучать общество надо в постоянном изменении.
Общие критерии:
развитие человеческого разума; совершенствование нравственности людей; развитие производительных сил, включая самого человека; прогресс науки и техники; возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Гуманистические критерии: средняя продолжительность жизни человека; детская и материнская смертность; состояние здоровья уровень образования; развитие различных сфер культуры; чувство удовлетворенности жизнью; степень соблюдения прав человека отношение к природе
Билет 4.
1.Особенности и основные идеи русской философии.
История русской философии – одна из важнейших составных частей нашей культуры. Характерной чертой русской философии является ее генетическая связь с эллинизмом, истоки которого следует искать в греческом христианстве.
1). Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии», т.е материя – состоит из мельчайших частиц-атомов, образующие сложные формы. Отрицал Бога-творца.
2) Радищев А. Н. признал существование души. Трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии».
3) Чаадаев. Дуалистическая теория. Говорит о том, что физический мир построен из атомов, а сознание человека является результатом божественного творения.
4) Славянофилы. Хомяков и Киреевский. Достижение целостности человека опирается на идею общины, духовной основой которой является русская православная церковь.
5) Западники. Белинский, Герцен, Чернышевский. Противники славянофилов.
6) Соловьев. Высшее единство сущего является Бог. Осуществилась в образе Иисуса Христа, а в дальнейшем в образе человека в процессе его совершенствования и нравственного обновления. Центральным понятием философии Соловьева является понятие всеединства.
2.Свобода и ответственность личности в современных условиях.
Свобода – это возможность действовать в соответствии со своими идеалами, интересами и целями. Под лозунгом свободы сформировалась западная цивилизация. Свобода – действительная ценность и средство манипуляции. Традиционно свобода раскрывается через систему субординированных понятий (например, «свобода от», «свобода для», воля, произвол, необходимость, отчуждение, ответственность и ряд других).
Ответственность – результат человеческого поступка, касающийся самого субъекта. Ответственность тесно связана с культурой, включая и правовую культуру. Ответственность предполагает сознание последствий в момент деяния, что фиксируется понятием вины.
Анализируя эти категории, напрашивается вывод о том, что человек сегодняшнего дня абсолютно несвободен, полностью зависим от окружающего его мира. Но есть и другая альтернатива. Человек свободен в выборе. Человек всегда может выбирать то, чего он достоин. Эта характеристика человеческого существа распространяется на все сферы общественной жизни – духовную, социальную, политическую и экономическую. Свобода человеческой деятельности привела к насилию над самим же человеком и природой. Завеса мнимой свободы мешает человечеству реально оценить тот ущерб, который оно нанесло себе и окружающей среде. Глобальные проблемы – это первый этап проявления последствий активной человеческой деятельности. Второй этап – глобальные стихийные бедствия, катастрофы, причиной которых в основном является антропогенный фактор. Ответственность должна превратиться в обязательное условие свободы: «Я ответственен за выбор, а значит, я свободен». От осмысления этой формулы во многом зависит формирование гармоничной всесторонне развитой личности.
Билет 5.
1.Пространство и время как всеобщие формы существования материи.
Материя обладает протяженностью, размерами, которые опр. образом расположены друг к другу. Пространство и время являются основными формами существования материи. Предметы и вещи не только существуют в пространстве, но и следуют друг за другом, любой предмет обладает длительностью существования и возникает потом исчезает через некоторое время, разъединяется по ступеням.
Время – явление одномерное, необратимое, поэтому оно является величайшим благом. Время – это деньги. Течет от прошлого к настоящему, от настоящего к будущему. Свойства времени – длительность, одномерность, необратимость, однородность.
Пространство – объективно-реальная форма бытия материи, выражающая ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элементов материальных систем. В обыденном сознании пространство воспринимается как расположение одного объекта возле другого, то есть свойство "соседства" материальных объектов.
Свойства пространства:
1. Объективность, то есть существование вне и независимо от воспринимающего субъекта, его сознания. 2. Абсолютность, всеобщность. 3. Относительность, то есть пространство существует в конкретных формах, соответственно формам движущейся материи. 4. Неразрывная связь с материей и движением, то есть пространство не существует вне материи и движения. 5. Неразрывная связь пространства и времени. 6. Единство прерывности (дискретности) и непрерывности. 7. Бесконечность пространства (свойство, вытекающее из бесконечности материального мира, его неисчерпаемости, выступающей как бесконечное проявление видов, форм, свойств и структур материи). 8. Протяженность. 9. Обратимость. 10. Многомерность: от трехмерности в макромире до двадцатипятимерности в микромире и n-мерности во Вселенной.
2.Философия экзистенциализма.
Экзистенционализм – философия существования – основное направление современной буржуазной философии, возн. После первой мировой войны в Германии, в период второй мировой войны во Франции, после второй мировой войны в других странах, США.
Попытка создания нового мировоззрения, отвечает интересам этих стран. Идейные истоки – философия Гусвели и Керпегори.
Различают 2 основные направления: религиозный (Марсель, Ясперс, Керпегорн), атеистический (Хайдегер, Саавтер, Колью).
Философия экзистенционализма – философия, вызванная трудностями жизни после 1 и 2 Мировой войны. Центр исследований – человек. Сил которых хватает на то, чтобы существовать, человек преследует цель выживания, стремиться оправиться с тяготами жизни.
В экзистенционализме одиночество человека перед Богом превратилось в одиночество человека перед ничто. Отсюда возникает состояние страха. Поэтому экзисционализм означает способ бытия человека, впервые в этом смысле экзистенционализм применяется Кернегором (Бердяев). Экзистенционализм – это не сущность человека, а открытая возможность.
Именно поэтому чувства возникают в современных условиях жизни.
Философия существования. Страх – прапереживание, свойственное всем людям. Способы существования: страх, свобода выбора, судьба, общество. Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире. Экзистенциализм как направление философии начал зарождаться еще в середине XX в., а в 20-е — 70-е годы XX в. приобрел актуальность и стал одним из популярных философских направлений в Западной Европе. Экзистенциалистская философия распространилась в ответ на эти явления. Можно выделить следующие проблемы, которым уделяли внимание философы-экзистенциалисты: • уникальность человеческой личности, глубина его чувств, переживаний, тревог, надежд, жизни в целом; • разительное противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью; • проблема отчуждения человека; • проблема одиночества, заброшенности человека; • проблема бессмысленности жизни; • проблема внутреннего выбора; • проблема поиска человеком своего как внутреннего "Я", так и внешнего — места в жизни. Основателем экзистенциализма считается датский философ Сьорен Кьеркегор (19 в).
Билет 6.
1. Социальные-исторические условия и научно-теоритические предпосылки возникновения философии максизма.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали: • предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.); • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); • крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; • нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., Парижская коммуна 1871 г.); • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах: • основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; • материя находится в постоянном движении и развитии; • Бога нет; •материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; • важным фактором развития является практика - преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека; •развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания-отрицания.
2. Сущность и соотношение понятий «человек», «личность», «индивид», «индивидуальность».
Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Длительное время в марксистской литературе указанные понятия почти не различались и употреблялись как нечто взаимозаменяемое. Постепенно этот подход был преодолен. Названные понятия однопорядковые, но не идентичные.
Наиболее общим, родовым понятием является человек. Человек - это субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Будучи высшей ступенью развития живых организмов, на Земле, он по своей природе представляет собой единство социальных и природных качеств, получивших отражение в определении человека как целостной многосложной биосоциальной системы.
Индивид- это единичный представитель человеческого рода, частное от общего, отдельно взятый человек. Индивид становится индивидуальностью по мере того, как он перестает быть только «единицей» человеческого рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия в обществе, становится личностью.
Личность - это человеческий индивид, взятый в аспекте его социальных качеств (взгляды, способности, потребности, интересы, моральные убеждения и т. д.). Она представляет собой динамичную, относительно устойчивую целостную систему интеллектуальных, социально-культурных и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания и деятельности.
Индивидуальность - это неповторимый, самобытный способ бытия конкретной личности в качестве субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека. Она выражает собственный мир индивида, его особый жизненный путь, который по своему содержанию определяется социальными условиями, а по происхождению, структуре и форме носит индивидуальный характер.
Билет 7.
1.Понятие материи как философской категории.
Понимание материи как исходного материала, как первовещества, из которого были созданы все вещи объективного мира. Это ыбло характерно и для стихийного этому учению (Фалес) – все начинается с воды и в нее возвращается (10 тыс лет назад). Фалес: «Все сущее происходит из воды, вода основа мира потому, что все рождается из семени. А семя влажное». Материя понимается как вода есть то, из чего состоит все вещи, предметы о/м. Вода – источник жизни на земле. Первый профессиональный философ – Фалес (математик). Предсказал место и время солнечного затмения. Анаксемандр – опейрон-некое вещественное начало, основа всего сущего. Мир существует объективно, независимо от человека, не создан кем-то. Опейрон – причина и источник образования вещей. Анаксемен – основа мира – воздух. Существенный шаг вперед сделал. Воздух становится огнем, в ветер, облако, воду, землю, камни. Мир не создан Богами, мир – огонь. Есть и будет вечно жило в нем. Материя – общая основа всех вещей и представляет эту материю в атомы пустоты. Атомы неделимые, недкйствительные, не уничтожены. Вечно движутся с частицами. Аристотель считал что материя – это некое однородное начало. Материя есть не у всего, но у тех вещей для которого сущ. Возн. И изм. Друг друга. Материя – есть вообще все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Материя как особого вещества нет. Ленин – материя – предельно широкая категория, для обозначения объективной реальности, которая отображается в нашем ощущении, существуя независимо от них. Познаваемость – мир познаваем. Действительный, реальный мир. Мир реален и действителен.
2.Возможности возрождения и развития социально-экомической жизни России и в ее составе Республики Саха (Якутия).
Государство является главным компонентом политической организации общества. Государство также является одним из важных компонентов социальной философии. Как таковая эта категория отражает конкретный исторический процесс формирования и функционирования и развития государства как социально-исторического образования.
Россия переживает смену власти. Этот этап характеризуется:
- искренним желанием построить такое государство, которое отвечало бы интересам и запросам трудящихся, которое отстаивало интересы рядового человека. Мы привыкли к беззаконию.
- наблюдается сращивание власти с капиталом – коррупция.
- не действуют законы.
Трудности:
- нет хорошей правовой базы функционирования центров и регулирования наших отношений с центром.
- взаимоотношение ветвей власти в РС (Я) между законодательными и исполнительными субъектами О.В.
- обеспечение государственного эк. суверенитета РС (Я) в составе России
- анализ осмысления накопленного опыта строительства государства в составе России.
Билет 8.
1. Движение как способ существования материи.
Понимание материи как исходного материала, как первовещества, из которого были созданы все вещи объективного мира. Это ыбло характерно и для стихийного этому учению (Фалес) – все начинается с воды и в нее возвращается (10 тыс лет назад). Фалес: «Все сущее происходит из воды, вода основа мира потому, что все рождается из семени. А семя влажное». Материя понимается как вода есть то, из чего состоит все вещи, предметы о/м. Вода – источник жизни на земле. Первый профессиональный философ – Фалес (математик). Предсказал место и время солнечного затмения. Анаксемандр – опейрон-некое вещественное начало, основа всего сущего. Мир существует объективно, независимо от человека, не создан кем-то. Опейрон – причина и источник образования вещей. Анаксемен – основа мира – воздух. Существенный шаг вперед сделал. Воздух становится огнем, в ветер, облако, воду, землю, камни. Мир не создан Богами, мир – огонь. Есть и будет вечно жило в нем. Материя – общая основа всех вещей и представляет эту материю в атомы пустоты. Атомы неделимые, недкйствительные, не уничтожены. Вечно движутся с частицами. Аристотель считал что материя – это некое однородное начало. Материя есть не у всего, но у тех вещей для которого сущ. Возн. И изм. Друг друга. Материя – есть вообще все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства. Материя как особого вещества нет. Ленин – материя – предельно широкая категория, для обозначения объективной реальности, которая отображается в нашем ощущении, существуя независимо от них. Познаваемость – мир познаваем. Действительный, реальный мир. Мир реален и действителен. Движение – способ существования мира (МАТЕРИИ) Движения охватывает все процессы явления, происходящие в мире. Движение – любые изменения, которые происходят в предмете и явлении. Форма движений: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.
2. Проблема войны и мира в современных исторических условиях.
Война как способ решения международных проблем, несущий с собой массовые разрушения и гибель людей, порождающей стремлению к насилию и дух агрессии, осуждалась мыслителями-гуманистами всех исторических эпох. Из четырех с лишним тысяч лет известной нам истории лишь около 300 были полностью мирными. Все остальное время в том или ином месте Земли полыхали войны.
Молох войны становился все более и более прожорливым, множились людские и материальные потери. XX век вошел в историю, как эпоха, породившая две мировые войны, в которых участвовали десятки стран и миллионы людей. Так, в орбиту второй мировой войны было втянуто более 70 государств, а общие потери составили более55млн.человек. По единодушной оценке многих ученых и политических деятелей, третья мировая война, если разразиться, станет трагическим финалом всей истории человеческой цивилизации. Расчеты, проведенные исследователями разных стран, в том числе и нашей, показывают, что наиболее вероятным и самым губительным для всего живого следствием ядерной войны станет наступление «ядерной зимы». В результате использования ядерного оружия над теми городами, которые станут главными объектами нападения, образуются черные. Практически непроницаемые для света сажевые облака. Затем черное покрывало окутает всю Землю. Установится ночь, а вместе с ней придет и холод. Земля начнет быстро остывать. Резко изменятся климатические условия, возникнут необратимые процессы в биосфере. Таким образом, последствия ядерной войны станут катастрофическими не только для тех, кто будет участвовать в ней, - они коснуться всех.
Билет 9.
1. Детерминизм и индетерминизм.
лат. determino – определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций Д. Понятие «Д.» возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).
Успехи механики закрепляют представления об исключительно динамическом характере закономерностей, об универсальности причинной обусловленности. Причинность становится формой выражения законов науки, содержанием детерминистской формы объяснения явлений. Полное и гармоническое слияние механической причинности и Д. происходит в концепции Д. Лапласа. Центральной становится идея о том, что всякое состояние Вселенной есть следствие предыдущих и причина последующих ее состояний.
Индетерминизм полностью или частично отрицает существование причинно-следственных связей и возможность их детерминистского объяснения. В биологии индетерминизм оформился в учении витализма, в физике опирался на открытые квантовой механикой объективные непричинные типы взаимосвязей в микромире. Как показывает научная практика, эффективность научного творчества связана с дальнейшим углублением философской и методологической оснащенности науки, а не с отказом от ее фундаментальных принципов.
Принцип Д. является одним из наиболее выраженных интенций научного познания, явно или косвенно участвующим в регуляции научного поиска. Фундаментальным идеалом Д. в естествознании является объяснение исследуемого предмета.
2. Противоречие обновляющегося российского общества, пути и методы их разрешения.
Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды…В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится сталкиваться с конфликтами чаще других. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать.
Представители ранних школ управления считали, что конфликт - это признак неэффективной деятельности организации и плохого управления. В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, что некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.
Конфликты возникают почти во всех сферах человеческой жизни. Здесь мы будем рассматривать только те, которые происходят в организациях.
Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов, власти, престиже и т. д. нередко приводят к конфликтам. Конфликты являются неотъемлемой частью общественной жизни. Особенно богата на конфликты современная жизнь российского общества. Все это обуславливает пристальное внимание социологов к исследованию конфликтов.
В нашей стране сложилась традиция объяснения социальных конфликтов через объективное противоречие интересов больших социальных групп, которые диктуют сторонам логику, продолжительность, степень напряженности борьбы за удовлетворение насущных потребностей. Но не следует объективные противоречия социальных групп отождествлять с конфликтами. Конфликт всегда связан с субъективным осознанием людьми противоречивости своих интересов как членов тех или иных социальных групп. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты только тогда, когда они глубоко переживаются людьми, осознаются как несовместимость интересов, целей.
Противоречия пронизывают все сферы жизни: социально-экономическую, политическую, духовную. Одновременное обострение всех этих видов противоречий создает кризис общества. Кризис общества - это результат глубоких изменений в содержании и формах жизни различных социальных групп, серьезное нарушение механизма контроля в экономике, политике, культуре. Проявлением кризиса общества служит резкий подъем социальной напряженности. Социальное напряжение нередко перерастает в конфликт. Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Английский социолог Э. Гидденс дал такое определение конфликта: “Под конфликтом я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами, независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон”. Конфликт - это повсеместное явление. Каждое общество, каждая социальная группа, социальная общность в той или иной степени подвержены конфликтам. Широкое распространение этого явления и обостренное внимание к нему общества и ученых способствовали возникновению специальной отрасли социологического знания - конфликтологии.
Перед конфликтологией поставлены многие вопросы, но самые важные из них: возможно ли существование общества без конфликтов? Является ли конфликт проявлением дисфункции организаций, отклоняющегося поведения индивидов и групп, аномалий в общественной жизни или же это нормальная, необходимая форма. Некоторые социологи марксистской и немарксистской ориентации придерживаются мнения, что конфликт всего лишь временное состояние общества, которое может быть преодолено рациональными средствами и, следовательно, возможно достижение такого уровня общественного развития, когда социальные конфликты исчезнут.
Большинство же социологов немарксистской ориентации склоняются к мнению, что существование общества без конфликтов невозможно. Они поддерживают давнюю философскую традицию, согласно которой конфликт является неотъемлемой частью бытия, главным движителем общественного развития. А это значит, что конфликт это не дисфункция, не аномалия, а норма отношений между людьми, необходимый элемент социальной жизни, который дает выход социальной напряженности, энергии деятельности, порождая социальные изменения различного масштаба социального взаимодействия между людьми?
Все исследователи рассматривают конфликты как одну из форм общественных отношений, обусловленную объективными факторами. Согласно Марксовской трактовке, уничтожение социальных противоречий и, следовательно, конфликтов между общественными классами требует в качестве одного из условий изобилия общественного богатства, обеспечивающего полное удовлетворение потребностей всех членов мирового сообщества и тем самым возможность их всестороннего развития. Но это очень и очень далёкая историческая перспектива, если допустить возможность её полной реализации. Зиммель же считал, что постановка вопроса об искоренении социальных конфликтов вообще не является корректной с его точки зрения, можно говорить лишь об условиях снижения остроты конфликтов.
Правда, немецко-американский социолог и психолог Эрих Фромм (1900-1980) пришел к выводу, что генетически заложенная в человеке биологическая агрессивность не является самопроизвольной, а выступает лишь как защитная функция, обеспечивая его развитие и выживание как рода и вида. Эта оборонительная агрессия в условиях жизни первобытных народов были сравнительно незначительной. Занимаясь охотой и собирательством, люди проявляли минимум враждебности и максимум готовности к справедливому распределению продуктов. И лишь с разделением труда, образованием излишка продуктов и возникновением государств начин отчетливо проявляться жесткость и деструктивность, которые трансформируются с человеком по мере развития цивилизации. Поэтому Фромм полагает, что в какой-то момент эволюционный цикл замкнется и человек создаст такое общество, в котором никто не будет испытывать страха, где воцарится взаимопонимание и согласие.
Однако очевидно, что путь к такому обществу будет весьма длинным. Как признает Фромм, достижение гармонии в отношениях между людьми опять-таки сопряжено с преодоление целого ряда сложностей экономического, политического, культурного и психологического характера. И было бы наивным игнорировать эти трудности. Так что в настоящее время правильной будет постановка вопроса о том или ином урегулировании конкретных социальных конфликтов, а не о их полном искоренении как таковых.
Современные исследователи обращают внимание на опасность неконтролируемости, а значит -- непредсказуемости политических и иных конфликтов. Неконтролируемость политических конфликтов может привести к гибели цивилизации. Специалисты приходят к выводам, что бесконфликтность политической системы практически невозможна. В то же время конфликты необходимо разрешать с минимальными социально-политическими издержками. Таковы условия проблемы, особенно в век господства гуманистической идеологии.
Демократия предполагает развитие политики в направлении, определяемом большинством населения при выборах представителей власти и большинством субъектов политики при ее непосредственном формировании. Современная развитая демократия позволяет учитывать также интересы различных «меньшинств». Демократическое взаимодействие дополняется консенсусным способом управления, при котором политические действия осуществляются на основе решений, синтезирующих интересы всех заинтересованных сторон.
Билет 10.
1. Сознание и язык, их взаимосвязь и взаимодействие.
Сознание – социальная форма отражения действительного мира; - слепок действительности; материальное есть идеальное, преображенное в человеческой голове и отражается этот процесс в идеальной форме сознания; – субъективный голос объективного мира; - функция мозга к вещественному образованию. Симбиотика(?) изучает.
Язык – уникальное средство общения; - это средство передачи мысли. Сознание и мышление различны. Мышление как реальный процесс представляет собой одну из важных форм активности сознания и является формой деятельности сознания. Мышление осуществляется сознательно. Мышление – это процесс познавательной деятельности субъекта. Формы: понятие, суждение, умозаключение. Язык способствует формированию мысли. Три формы взаимодействия языка с сознанием (Маркс, Энгельс): 1. Язык – как средство общения, передачи и хранения информации. 2. Язык – материальная оболочка мышления. 3. Язык как непосредственная действительность мысли.
Сознание есть не только отражение объективного мира, но направлена на деятельность творческого преобразования мира. Идеология – система представлений. Сознание – это наши мысли, взгляды, ощущения об окружающем мире.
2. Понятие культуры. Проблемы возрождения и развития традиционной национальной культуры народов саха и других народов РС(Я).
Культура как социально-историческое явление (феномен).
В 70-х гг. Появляется термин «глобализация», начинается акультурация (взаимодействие культур этносов, народов). Глобализация имеет различные стороны:
«+» - культурные достижения различных народов соприкасаются. Приносят выгоду, удобства людям.
«-» - нивилирует (стирает) уникальные особенности ниациональных культур, традиции, обычаи народов. Особенности быта, культурных ценностей.
Перед РФ проблема сохранения уникальных культурных черт народов РФ + приумножение культурного разнообразия народов как общенациональная задача.
В современных условиях идут другие процессы – коммерсаризация культуры (мероприятия с целью получения прибыли).
«-» - сокращаются возможности приобщения населения к культурно-эстетическим ценностям. Закрываются клубы, библиотеки в сельских местностях. Финансирование по остаточному принципу, отправляют «прохи» на культуру. Это порождает кризисные явления.
Возрождаются незаслуженно забытые нацональные традиции, обычаи, отвечающие сегодняшнему дню. Созд. Музей Хомуса. Строятся культурные объекты, финансируются.
Культура как явление жизни, ввел Вальтер в 18 столетии. Явление многогранное, сложное, комплексное.
Оно исторически возникает на Земле вместе с появлением человека и человечества, поэтому невозможно и немыслимо более или менее полное представление о человеке и обществе, если не обратиться к такому явлению как «культура». Необходимо подчеркнуть, что вся современная историческая реальность является продуктом развития культуры, поэтому культура – продукт исторического развития человека.
Культура – вся развивающаяся, обогащающаяся совокупность, созданное руками, умом и талантом народа, человечества материальных, духовных ценностей.
Культура охватывает широкий круг явлений. Понятие «культура» прежде всего отражает определенный уровень развития общества.
Культура –мир самого человека, это есть также сфера творческой самреализации личности, это есть своеобразный способ человеческого существования, это есть ценностные отношения человека и общества к о/м, социуму, природе, это есть деятельность человека по созданию этих ценностей, как творящего существа (не только потребляющего).
Культуру творит этнос, народ, общество в целом, как саморегулятор социального организма. Культура предстает перед нами, как продукт общественной деятельности, кроме того, следует обратить внимание, что в культуре находит отражение уровень развития производственных сил общества, уровень развития потребностей человека.
Формы культуры: этническая, национальная, классовая, элитарная.
Субкультура – культура современной молодежи. Массовая культура – легкоусвояемая, малополезная.
Роль культуры – явление многогранное; социальная функция; роль техники; роль науки, техники в быту, культурном производстве; в повседневной жизни; роль культуры речи, письма.
Основы национальной культуры: Мординов, Уткин, Борисов, Попов.
Национальное питание – Тарбахов, хомуская музыка – Кривошапкина, Алексеев, Дегтеряева, Шишигина, оперное вокальное искусство – Адамова, Юорисова, Кычкина, Попов, братья Лабановы, Лыткина, Степанов, тойук – Нохсоров, Зверев, Ильина, Николаева, оьуохай – сунтарский улус, драм. Артисты – Ходулов, саввин, Мечников, шитье – СахаБулт, Расторгуева, Шукова, постановки танцев – Зверев, Мохатунова, Винокурова, Клепегина, Филиппова, центр варганной музыки – Якутск.
Билет 11.
1. Познание как процесс отражения действительности, ступени процесса познания. Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающем мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества. Познание – это длительный, весьма сложный, противоречивый, трагедийный процесс приобретения новых знаний. Теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, его возможности, отношение человеческого знания к реальности, выявляются условия достоверности, истинности познания. Термин введен Джоном Ферраром (1854). Если подходить к вопросу исторически, то следует отметить, что на заре человеческой цивилизации первоначальные приемы познания формировались и применялись стихийно (путем ошибок).
Однако уже в античную эпоху люди начали теоретически осмысливать процесс поиска, применения способов познания (Демокрит). Теория Гераклита – от вещей отрываются частицы, попадают в глаза и отпечатываются в мозгу. Платон – процесс познания (отличается от Демокрита) это не более чем воспоминание души о тех реальных сущностях, которые она видела в царстве идей в чистой форме. Аристотель – трактат «органон». Построил оригинальную по тем временам теорию познанию. По его мнению познание начинается с ощущения предметной реальности окружающего. Первый шаг познания заключается в установлении факта, явления, процесса. 2 шаг – в уяснении его причин. 3 шаг – в исследовании сущности факта, процесса. При этом Аристотель уделяет особое внимание 3 этапу. Он по этой причине не разделял взгляды Пифагора. Отождествлялся сущность числом, идею к эйдосу. Для Аристотеля сущность – нечто, способное к самостоятельному существованию и поддающийся познанию. На этой почве произошла ссора между Аристотелем и Платоном. «Платон мне друг, но истина дороже». Фрэнсис Бэкон – «Новый Органон». На путях познания объекта последователя ждут 4 трудности (идолы). 1 трудность – идол рода, присущ самой природе человека (генетика). 2 – идол пещеры (каждый человек имеет свои индивидуальные способности, потребности. 3 – идол площади (порождается речевым общением людей). Он является следствием сложившихся стереотипов, когда те подчиняли человеческий разум. 4 – идол театра (порождается слепой верой в авторитеты, их доктрине, теории, концепции). И. Кант говорил, что познавательный процесс начинается с опыта человека. У Канта - сознание не познает окружающий мир, а сконструирует объект, предмет познания. 2 этапа процесса познания: чувственный и рациональный.
2.Теория социального конфликта или философия единства и согласия в современных исторических условиях.
На пороге XXI века человечество оказалась в кризисном положении. Этот кризис вызван процессами глобализации, надвигающейся экологической катастрофы и постиндустриальной модернизации, ведущих к обострению социальных и социально-политических конфликтов в мире.
Социальный конфликт – открытая борьба между индивидуумами или группами в обществе или между государствами-нациями, этносами.
Первопричиной социальных конфликтов выступает противоречие в целях и интересах людей, обусловленное дефицитом ресурсов (прежде всего, материальных благ и власти).
Конфликты проявляются на уровнях:
а) сознания (в виде особых настроений и установок);
б) поведения (в виде конфликтных действий).
Билет 12.
1. Функции философии как науки.
Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение.
Мировоззренческая функция способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром. Методологическая функция заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.
Гносеологическая — одна из основополагающих функций философии — имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности (то есть механизм познания). Воспитательно-гуманитарная функция философии состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни. Идеологическая функция состоит в том, чтобы отражать реальное разнообразие общественных позиций, идеалов и жизненных ценностей людей. Познавательная функция состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека.
2. Проблема активизации человеческого фактора в условиях реформирования российской действительности.
Человеческий фактор – совокупность развивающегося, обогащающего возможности человека. Нужно заинтересовать, т. е. уважать рабочих хорошо обращаться, у людей сложная психология.
Человеческий фактор – исторически сложившаяся в обществе совокупность основных социальных качеств людей: -ценностные ориентиры, -нравственные принципы, -нормы поведения в сфере труда, досуга, потребления; -жизненные планы, -уровень знаний и информированности, -характер трудовых и социальных навыков, -установки и представления о личностно значимых элементах социальной жизни: о социальной справедливости, о правах и свободе человека, о гражданском долге и т. д.
Билет 13.
1. Закон единства и борьбы противоположностей (законы диалектики).
Идеалисты: закон – бог
Кант: закон – рассудочная деятельность субъекта
Ленин: закон есть прочное явление
Гегель: закон есть царство спокойного.
При формулировке закона необходимо разобрать следующие понятия: противоположность, противоречие, единство, борьба противоположностей. Что каждый предмет, вещь, явление, процесс имеют различные стороны, компоненты, тенденции, свойства. Эти признаки предполагают друг друга, образуют предмет, вещь, процесс в своем торжестве. Тянутся и отталкивают друг друга. Их называют противоположностями (пример: производство и потребление). Противоположность присуще вещам, предметам объективного мира. Противоречие – взаимоотношение противоположностей, заложенных в предметах. В своем единстве создают предмет. Единство порой нарушается. Движение, направляется на разрушение этого единства. Единство противоположностей – не состояние, а процесс развития. Однако, противоположности не являются сами по себе источником первопричины развития, а только их взаимоотношения. Источником развития служит не внутренняя противоположность, а их взаимоотношение, борьба. Развитие – необходимое следствие, результат борьбы процессов. Это главное из основного понимания закона.
2. Сущность материалистического понимания истории.
С точки зрения Маркса материалистическое понимание истории заключается в том, чтобы исходя, из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе - и политическое устройство обществ, право, мораль, религиозные и другие явления. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и главного вида - материального производства - позволило М. переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению М, идеи и теории даже самые радикальные не могут служить причинами исторических изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть применены лишь тогда, когда в этой реальности создадутся благоприятные возможности. Сознание есть ничто иное как отражение и осознание людьми своего общественного бытия, способа производства материальных блага, деятельности и межчеловеческого общения.
1. Бытие определяет сознание. Т.е. развитие производства, развитие ресурсов, науки, приводит установлению определенных производственных отношений, которые формируют основу общественно-экономической формации.
2. Роль личности и масс в истории. Историю вершат массы, историческая личность появляется когда в ней возникает необходимость. Она может влиять на конкретные проявления исторического развития, но не может определять ход развития истории.
3. История развивается на по кругу, а по спирали. Каждый виток внешне повторяет предыдущий, но на более высоком уровне.
4. Все законы диалектики очень четко проявляются в развитии истории.
Билет 14.
1.Диалектика и метафизика как две концепции развития.
Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: • законы диалектики; • категории; • принципы. Главная проблема диалектики — что такое развитие? Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение — основа развития. Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире. Сущность метафизики как метода мышления - односторонность, абсолютизация какой-то одной стороны живого процесса познания или любого элемента целого. Примерно до сер.19в. преобладающим методом в ф. и науке была главным образом старая метафизика, которая имела дело преимущественно с предметами и их мысленными отражениями как с чем-то законченным и неизменным. Гегель называет метафизикой метод, теорию, в которой процесс развития рассматривается только количественно, и т.о. сам процесс развития представляет мир в устойчивом состоянии.
2.Проблемы и перспективы становления и развития новой государственности РС (Я) в составе Российской Федерации.
Государство является главным компонентом политической организации общества. Государство также является одним из важных компонентов социальной философии. Как таковая эта категория отражает конкретный исторический процесс формирования и функционирования и развития государства как социально-исторического образования. Россия переживает смену власти. Этот этап характеризуется: -искренним желанием построить такое государство, которое отвечало бы интересам и запросам трудящихся, которое отстаивало интересы рядового человека. Мы привыкли к беззаконию. –наблюдается сращивание власти с капиталом – коррупция. – не действуют законы. Трудности: -нет хорошей правовой базы функционирования центров и регулирования наших отношений с центром. –взаимоотношение ветвей власти в РС(Я) между законодательными и исполнительными субъектами –обеспечение государственного эк. Суверенитета РС (Я) в составе России. –анализ осмысления накопленного опыта строительства государства в составе России.
Билет 15.
1.Понятие закона как философской категории.
Закон — это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. (Философское понимание закона отличается от его обыденного понимания. То, что мы называем законом, в диалектике не будет таковым, если нет устойчивых, повторяющихся связей. Например, юридический закон если не соблюдается, то в диалектике это уже не закон.)
Почему-то в философии Гегеля и Маркса не нашлось парной категории для категории «закон», но логично предположить, что на эту роль подходит категория «хаос». Закон — это порядок, хаос — беспорядок. Чем больше порядка, тем меньше беспорядка.
Законы диалектики всеобщие – могут использоваться в разных науках = методология.
Закон перехода количества в качество и качества в количество.
Суть: количественные изменения с необходимостью, после нарушения меры, переходят в коренные качественные, которые в свою очередь приводят к новым качественным изменениям. Переход количества в качества представляет собой скачок, главным признаком которого является не временное, а содержательно-коренное изменение качества.