Религия. Миф. Философия – 2 стр.
Основной вопрос философии. Его стороны – 3 стр.
Философия Древнего Востока. Индия. Китай – 4 стр.
Философия Буддизма – 5 стр.
Ранняя греческая философия – 6 стр.
Сократ, Платон и Аристотель – 8 стр.
Философия Средних веков – 10 стр.
Философия эпохи Возрождения – 13 стр.
Философия Нового времени – 14 стр.
Философия Просвещения – 16 стр.
Немецкая классическая философия – 17 стр.
Философия Карла Маркса – 19 стр.
Зарубежная философия 20-ого века – 21 стр.
Философия неопозитивизма – 22 стр.
Философия экзистенциализма – 23 стр.
Русская философия 19-20-ого веков – 24 стр.
Философия Фомы Аквинского – 26 стр.
Религиозное этическое учение Льва Толстого – 28 стр.
Русская философия. Материалисты – 30 стр.
Религия. Миф. Философия.
Сначала была деятельность.
Деятельность – перенос человеческого «Я» в предмет с надеждой получить его многократно умноженным за счёт общественного признания.
Деятельность создаёт противоречие «конечность/бесконечность».
В деятельности человеческое «Я» распадается на части, оставаясь при этом целым. Сохранение целого в момент распада называется «конечность». Распад на части при сохранении целого называется «бесконечность». И то, и другое существует только вместе.
Что общего у религии, мифологии и философии.
Это дочери одной мамы – деятельности, они решают одну и ту же проблему: конечность/бесконечность, но разными способами.
Как это делает философия.
Она начинает с одного исходного понятия, которое отвечает на вопрос «Что есть всё для меня?» Это исходное понятие в философии называется «Субстанция».
Из исходного понятия выводятся остальные, как его модификация. Возникает понятийная сетка, которую ты набрасываешь на мир и превращаешь в свою индивидуальную Вселенную. Если я знаю, что есть для тебя всё, я знаю, что ты думаешь о девочках и белочках.
Коварство любой субстанции.
Свою субстанцию ты выбираешь сам, но, сделав свой выбор, ты попадаешь в общество людей, которые думали так же, как ты, и оставили тебе схемы действий.
Если я овладею этими схемами, но потеряю себя, я стану этим людям неинтересен; если я не буду ими овладевать, не смогу взаимодействовать с ними.
«Я» должно остаться, но его нужно отдать на службу им.
Что такое «Бытие».
Это всегда вещь, понятая через свою причастность к субстанции. Бытие в больнице №Х – это не камни и не люди, а тысячелетний опыт врачевания, воплощённый в деятельность работающих там людей. Всякое бытие пульсирует: появляется, исчезает.
Что такое «Небытие».
Это присутствие субстанции, понятое через отсутствие.
Небытие – это «гол-красавец», забитый на последней минуте матча.
Основной вопрос философии. Его стороны.
Формулировка вопроса.
Об отношении мышления к бытию.
Первая сторона – что первично: дух или природа; вторая сторона – о тождестве мышления и бытия.
Объяснение новых понятий.
Мышление – идеальные схемы действия с предметом, сообразно особенностям самого предмета. Найдено человечеством в процессе его исторического развития. (см. коварство любой субстанции)
Субстанцию можно искать либо в вещах, либо в мыслях. Она есть начало рассуждений, поэтому что-то будет для тебя первичным.
Первая сторона вопроса делит философов на материалистов или идеалистов, субъективных или объективных.
Субъективный идеализм – абсолютизация активности индивидуального сознания.
Я осчастливил(а) факультет ВМК.
Объективные идеалисты первыми поняли, что мыслительные схемы не живут в человеческих головах. Эти схемы они назвали абсолютной идеей и объявили первичными.
Славу факультета ВМК создавали многие поколения.
Материалисты считают, что идеальные схемы мышления живут в действиях с вещами, поэтому назвали вещи первичными.
Молоток можно держать как угодно, но сам он «хочет», чтобы его держали за конец рукояти, и тебе придётся подчиниться.
Вторая сторона делит философов на агностиков и их противников.
В деятельности человек переносит своё «Я» в предмет, и потому воспринимает предмет как свою опредмеченную субъективность.
Перенос «Я» в предмет никогда не бывает полным: что-то получится, как задумано, а что-то будет другим.
Если ты постоянно акцентируешь внимание на том, что у тебя получилось, то ты признаёшь тождественность мышления и бытия.
Если ты постоянно акцентируешь внимание на том, что у тебя не получилось, философы назовут тебя агностиком.