Глобализа́ция - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.Достигнутая к концу нашего века степень экономической глобализации превзошла даже самые смелые прогнозы. Развитые страны мира поднялись на тот уровень, когда появилось новое качество интернациональной взаимозависимости и кооперации, позволяющее говорить о существовании единого механизма мировой экономики с соответствующими ему органами управления – МВФ, Мировым банком и другими правительственными и неправительственными организациями. Однако главный выигрыш от экономической глобализации по-прежнему достается ведущим индустриальным державам, то есть тому самому «золотому миллиарду» населения, который пользуется всеми благами современного мира в ущерб остальным миллиардам и во многом за их счет.В последнее время усилились споры по поводу самой структуры мирового устройства и его возможной полярности в условиях подрыва транснациональными корпорациями национального суверенитета отдельных государств. Есть серьезные опасения, что безудержный и никем фактически не контролируемый процесс глобализации, основанный на групповых эгоистических интересах богатейших стран мира, подорвет устойчивый миропорядок и столкнет мировое сообщество в состояние хаоса, невиданного со времен средневековья. И тогда, возможно, сбудутся весьма безрадостные пророчества американского политолога С. Хантингтона о глобальном столкновении цивилизаций, предотвратить которые будет уже невозможно. Вместе с переходом от старого индустриального общества к обществу информационному, отягощенному непредсказуемыми и во многом бесконтрольными последствиями глобализации, по-новому стала выглядеть и извечная проблема войны и мира. В последнем десятилетии ХХ в. зародилась и стала быстро развиваться так называемая «концепция войны в четвертой сфере» – в киберпространстве, которая в значительной мере отличается от прежних войн на земле, на воде и в воздухе. Разумеется, упомянутые выше процессы глобализации все сильнее сказываются на модернизации и даже коренном пересмотре военной стратегии ведущих держав мира, порождая невиданные ранее противоречия в сфере межгосударственных отношений. Одним из них, несомненно, является борьба наиболее развитых стран за обладание стратегически важной информацией.
Понятие «информационного противоборства» впервые появилось в середине 80-х гг., то есть на завершающем этапе холодной войны и получило новое развитие в 1991 г., после окончания ближневосточной военной операции США «Буря в пустыне». Именно тогда впервые были использованы новейшие информационные технологии как средство ведения боевых действий, что обеспечило американским военным невиданные ранее преимущества. Таким образом, совокупность всех социально-экономических и общественно-политических процессов в странах Запада в 90-е гг. позволяют выделить несколько ведущих факторов мирового развития и соответственно столько же основных противоречий современного мира: Резкий сдвиг в сторону однополярности и отчаянные попытки не вошедших в элитное сообщество развитых стран противостоять этому процессу и защитить спасительный для них принцип многополярности. Глобализация мировой экономики обрела необратимый характер, но вместе с тем вызывает резкое противодействие тех, кто не вошел в элитарный клуб "золотого миллиарда".-Усилилось ослабление национальных государств, что неизбежно вызвало практически неконтролируемый рост националистических настроений, усугубляемый массовыми миграционными передвижениями из зоны слаборазвитого мира в сторону Запада. -Поиски цивилизационной идентичности стали более решительными и энергичными, что привело в ряде случаев к радикальной смене цивилизационной парадигмы (страны Восточной Европы).-Бунт бедного большинства мирового сообщества против несправедливого миропорядка и показного благополучия стран «золотого миллиарда» пока еще находится под контролем, но может выйти из него в самое ближайшее время.Вряд ли приходится сомневаться в том, что именно эти проблемы будут определять развитие мира в течение всего ХХI века и решаться они будут будущими поколениями, однако основы для их решения закладываются уже сейчас.
53. Проблема цивилизационных конфликтов в эпоху глобализации (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»)
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо для начала уяснить, что же такое цивилизация. Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Цивилизация определяется наличием общих объективных черт, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Цивилизация может охватывать большую массу людей (например, Китай), но может быть и весьма малочисленной (например, цивилизация англоязычных жителей островов Карибского бассейна). Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств (например, западная, латиноамериканская, арабская цивилизации), или одно единственное государство (Япония). Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации.Хантингтон выделяет 7-8 крупных цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и, возможно, африканскую. Мир в значительной мере будет формироваться в ходе взаимодействия этих семи-восьми цивилизаций. И конфликты между этими цивилизациями неизбежны. Возникает вопрос: почему? Во-первых, так как различия между ними не просто реальны, они существенны. Цивилизации различаются по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое главное, - религии. Во-вторых, становится более тесным. Усиливается взаимодействие между народами различных цивилизаций. Это ведёт к росту цивилизационного самосознания, что обостряет разногласия и враждебность. (Например, французы враждебно относятся к иммигрантам из Северной Африки, и в то же время усиливается доброжелательность к другим иммигрантам – «добропорядочным католикам и европейцам из Польши»). В-третьих, размывается традиционная самоидентификация людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации.
В-четвёртых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. (например, «возврат в Азию» Японии).
В-пятых, культурные особенности очень тяжело изменить, и поэтому конфликты, возникшие на их основе, сложно разрешить либо свести к компромиссу (в отличие от экономических и политических конфликтов).
Основные источники конфликтов вскоре будут определяться культурой, а не идеологией и экономикой (как раньше). Это можно объяснить тем, что от культуры сейчас зависит и идеология, и экономическая система различных государств. Общность культуры, напротив, способствует стремительному росту экономических связей (например, определяет экономическое взаимодействие КНР и Гонконгом, Сингапуром).Культурно-религиозная схожесть лежит также и в основе Организации экономического сотрудничества 10 неарабских мусульманских стран: Ирана, Пакистана, Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях: микроуровне и макроуровне. В первом случае, группы, обитающие вдоль линии разлома между цивилизациями, ведут борьбу за земли и власть друг над другом. Во втором – страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают за господство в экономической и политической сферах.Но существование неизбежных конфликтов между цивилизациями не является неписанным правилом. Существуют и исключения. Различные цивилизации могут не только не враждовать, но и мирно сосуществовать, и даже сотрудничать.