Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Глобализация в современном мире, ее сущность, проблемы и перспективы

Глобализа́ция - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, а также стандартизация экономических и технологических процессов и сближение культур разных стран.Достигнутая к концу нашего века степень экономической глобализации превзошла даже самые смелые прогнозы. Развитые страны мира поднялись на тот уровень, когда появилось новое качество интернациональной взаимозависимости и кооперации, позволяющее говорить о существовании единого механизма мировой экономики с соответствующими ему органами управления – МВФ, Мировым банком и другими правительственными и неправительственными организациями. Однако главный выигрыш от экономической глобализации по-прежнему достается ведущим индустриальным державам, то есть тому самому «золотому миллиарду» населения, который пользуется всеми благами современного мира в ущерб остальным миллиардам и во многом за их счет.В последнее время усилились споры по поводу самой структуры мирового устройства и его возможной полярности в условиях подрыва транснациональными корпорациями национального суверенитета отдельных государств. Есть серьезные опасения, что безудержный и никем фактически не контролируемый процесс глобализации, основанный на групповых эгоистических интересах богатейших стран мира, подорвет устойчивый миропорядок и столкнет мировое сообщество в состояние хаоса, невиданного со времен средневековья. И тогда, возможно, сбудутся весьма безрадостные пророчества американского политолога С. Хантингтона о глобальном столкновении цивилизаций, предотвратить которые будет уже невозможно. Вместе с переходом от старого индустриального общества к обществу информационному, отягощенному непредсказуемыми и во многом бесконтрольными последствиями глобализации, по-новому стала выглядеть и извечная проблема войны и мира. В последнем десятилетии ХХ в. зародилась и стала быстро развиваться так называемая «концепция войны в четвертой сфере» – в киберпространстве, которая в значительной мере отличается от прежних войн на земле, на воде и в воздухе. Разумеется, упомянутые выше процессы глобализации все сильнее сказываются на модернизации и даже коренном пересмотре военной стратегии ведущих держав мира, порождая невиданные ранее противоречия в сфере межгосударственных отношений. Одним из них, несомненно, является борьба наиболее развитых стран за обладание стратегически важной информацией.

Понятие «информационного противоборства» впервые появилось в середине 80-х гг., то есть на завершающем этапе холодной войны и получило новое развитие в 1991 г., после окончания ближневосточной военной операции США «Буря в пустыне». Именно тогда впервые были использованы новейшие информационные технологии как средство ведения боевых действий, что обеспечило американским военным невиданные ранее преимущества. Таким образом, совокупность всех социально-экономических и общественно-политических процессов в странах Запада в 90-е гг. позволяют выделить несколько ведущих факторов мирового развития и соответственно столько же основных противоречий современного мира: Резкий сдвиг в сторону однополярности и отчаянные попытки не вошедших в элитное сообщество развитых стран противостоять этому процессу и защитить спасительный для них принцип многополярности. Глобализация мировой экономики обрела необратимый характер, но вместе с тем вызывает резкое противодействие тех, кто не вошел в элитарный клуб "золотого миллиарда".-Усилилось ослабление национальных государств, что неизбежно вызвало практически неконтролируемый рост националистических настроений, усугубляемый массовыми миграционными передвижениями из зоны слаборазвитого мира в сторону Запада. -Поиски цивилизационной идентичности стали более решительными и энергичными, что привело в ряде случаев к радикальной смене цивилизационной парадигмы (страны Восточной Европы).-Бунт бедного большинства мирового сообщества против несправедливого миропорядка и показного благополучия стран «золотого миллиарда» пока еще находится под контролем, но может выйти из него в самое ближайшее время.Вряд ли приходится сомневаться в том, что именно эти проблемы будут определять развитие мира в течение всего ХХI века и решаться они будут будущими поколениями, однако основы для их решения закладываются уже сейчас.

 

 

53. Проблема цивилизационных конфликтов в эпоху глобализации (по работе С. Хантингтона «Столкновение цивилизаций и преобразование мирового порядка»)

Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо для начала уяснить, что же такое цивилизация. Цивилизация представляет собой некую культурную сущность. Цивилизация определяется наличием общих объективных черт, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. Цивилизация может охватывать большую массу людей (например, Китай), но может быть и весьма малочисленной (например, цивилизация англоязычных жителей островов Карибского бассейна). Цивилизация может включать в себя несколько наций-государств (например, западная, латиноамериканская, арабская цивилизации), или одно единственное государство (Япония). Цивилизации могут смешиваться, накладываться одна на другую, включать субцивилизации.Хантингтон выделяет 7-8 крупных цивилизаций: западную, конфуцианскую, японскую, исламскую, индуистскую, православно-славянскую, латиноамериканскую и, возможно, африканскую. Мир в значительной мере будет формироваться в ходе взаимодействия этих семи-восьми цивилизаций. И конфликты между этими цивилизациями неизбежны. Возникает вопрос: почему? Во-первых, так как различия между ними не просто реальны, они существенны. Цивилизации различаются по своей истории, языку, культуре, традициям и, что самое главное, - религии. Во-вторых, становится более тесным. Усиливается взаимодействие между народами различных цивилизаций. Это ведёт к росту цивилизационного самосознания, что обостряет разногласия и враждебность. (Например, французы враждебно относятся к иммигрантам из Северной Африки, и в то же время усиливается доброжелательность к другим иммигрантам – «добропорядочным католикам и европейцам из Польши»). В-третьих, размывается традиционная самоидентификация людей с местом жительства, одновременно ослабевает и роль нации-государства как источника идентификации.

В-четвёртых, рост цивилизационного самосознания диктуется раздвоением роли Запада. (например, «возврат в Азию» Японии).

В-пятых, культурные особенности очень тяжело изменить, и поэтому конфликты, возникшие на их основе, сложно разрешить либо свести к компромиссу (в отличие от экономических и политических конфликтов).

Основные источники конфликтов вскоре будут определяться культурой, а не идеологией и экономикой (как раньше). Это можно объяснить тем, что от культуры сейчас зависит и идеология, и экономическая система различных государств. Общность культуры, напротив, способствует стремительному росту экономических связей (например, определяет экономическое взаимодействие КНР и Гонконгом, Сингапуром).Культурно-религиозная схожесть лежит также и в основе Организации экономического сотрудничества 10 неарабских мусульманских стран: Ирана, Пакистана, Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизстана, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана и Афганистана.Таким образом, конфликт цивилизаций разворачивается на двух уровнях: микроуровне и макроуровне. В первом случае, группы, обитающие вдоль линии разлома между цивилизациями, ведут борьбу за земли и власть друг над другом. Во втором – страны, относящиеся к разным цивилизациям, соперничают за господство в экономической и политической сферах.Но существование неизбежных конфликтов между цивилизациями не является неписанным правилом. Существуют и исключения. Различные цивилизации могут не только не враждовать, но и мирно сосуществовать, и даже сотрудничать.

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Дмитрий Евгеньевич Кириллов | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1497 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Своим успехом я обязана тому, что никогда не оправдывалась и не принимала оправданий от других. © Флоренс Найтингейл
==> читать все изречения...

2351 - | 2156 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.