Эстетика жизни. Особый импульс для занятий эстетикой русским мыслителям дало знакомство с «Лекциями по эстетике» Гегеля, с 1837 г. Некоторые, как например, В. Г. Белинский, увлекались Гегелем на какое‑то время, а затем отходили от него и активно критиковали его теорию.
начала формироваться эстетика реальной действительности, эстетика жизни, (Белинский, Чернышевский, Добролюбов).
В.Г. Белинский считал, что философия и эстетика должны спуститься на землю, «возвратиться в жизнь». Эстетика не должна предписывать искусству какие‑то надуманные схемы и идеалы, но обязана изучать произведения искусства практически.
Н.Г. Чернышевский. Его эстетические идеи были направлены против эстетической концепции Гегеля и его последователя Ф.Т. Фишера, а главным источником стала философия Л. Фейербаха. Эстетику Чернышевский понимал как «науку об искусстве», полагая формулу «наука о прекрасном» слишком узкой, исключающей из сферы эстетики возвышенное, трагическое, комическое. В своей работе он приходит к формуле: «прекрасное есть жизнь», а безобразное – то, что мешает жизни.
35. Отечественная 'Эстетика середины 19 в. Общая характеристика.
36. Отечественная 'Эстетика последней трети 19 в. Достоевский Ф.М. Толстой Л.Н. Вл. Соловьев.
Достоевский исследовал трагический разлад, конфликт в сознании личности. Сам этот реально существующий конфликт противостоял эстетическому сознанию, ибо доставлял своему субъекту не эстетическое удовольствие, а реальные мучительные страдания. В то же время, многие личностные и социальные проблемы можно решить именно с помощью эстетики: «красота спасет мир».
Творчество Льва Толстого сыграло большую роль в становлении эстетики реализма. Ленин высоко ценил творчество Льва Толстого за то, что в нем отразились с огромной силой все противоречия «первой русской революции». Действительно, социально-политическая или идеологическая ангажированность искусства в наибольшей мере характерна именно для реалистического искусства. (соцреализм)
Вл. Соловьев выдвинул идею теургии – вынесения искусства за пределы собственно искусства в жизнь и осознанного созидания жизни на богочеловеческой основе по законам искусства. Ее активно поддержали и разрабатывали Андрей Белый, П. Флоренский, С. Булгаков.
Эстетические взгляды Владимира Соловьева являют собой своеобразное резюме христианской эстетики на уровне философской рефлексии.
Предмет изящных искусств – красота, но это еще не полная, не всецелая, не абсолютная красота. Истинная же абсолютная красота обладает определенным и непреходящим содержанием. Такой красоты нет в нашем земном мире, искусства улавливают лишь отблески этой «вечной красоты», ибо она принадлежит миру «сверхприродному и сверхчеловеческому». Красота - признак реализации божественного замысла творения мира
Для Соловьева высшая красота природы – показатель реальности воплощения всеединства. Безобразное показывает степень непреодоленности изначального хаоса. "Хаос, т.е. само безобразие, есть необходимый фон всякой земной красоты, и эстетическое значение таких явлений, как бурное море или ночная гроза» Красота и «безобразие» – два взаимопроявляющих друг друга феномена. Отсутствие одного приводит к исчезновению и другого.
Значительное место в эстетике Соловьева занимает его софиология – учение о Софии Премудрости Божией как творческом начале Универсума и вдохновительнице человеческого художественного творчества.
В конце столетия возникла философская эстетика B.C. Соловьева, оказавшая сильнейшее воздействие на эстетику начала ХХ в., в частности, на религиозную эстетику, о которой уже шла речь, на эстетику русских символистов, на эстетические взгляды последнего представителя свободной философской эстетики первой трети ХХ в. А.Ф. Лосева. Взгляды этих представителей эстетической мысли заслуживают более подробного рассмотрения.