Философская категория бытия и ее смысл. Бытие и субстанция.
· окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;
· окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;
· материя и дух – единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть.
· Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции – самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.
· Таким образом, бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.
Категорией, противоположной бытию, является небытие. Небытие – полное отсутствие чего-либо, абсолютное ничто.
Небытие – состояние, единое с бытием (так же реально) и противоположное ему.
Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (совсем не существовать, отсутствовать). Примеры небытия: еще не зачатые и не родившиеся люди, не созданные предметы; люди, вещи, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разрушились, сейчас их нет, они находятся в небытии.
Понятие бытия тесно связано с понятием субстанции.
1.Субстанция - это то, что существует "само по себе" и не зависит в своем существовании ни от чего другого.
2. Субстанция - это первооснова, от ее существования зависит существование всех других вещей.
(материя, Бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д.)
Основные формы бытия. Материальное и идеальное.
· Основными формами бытия являются:
· материальное бытие – существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;
· идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;
· человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;
· социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества.
· Среди бытия также выделяются:
· ноуменальное бытие (от слов «ноумен» - вещь сама по себе) – бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;
· феноменальное бытие (от слова «феномен» - явление, данное в опыте) – кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.
· Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и феноменальное бытие совпадают.
Понятие движения, формы движения.
Движение есть атрибут материи, ее неотъемлемое свойство. Материя и движение не разрывны. Движение есть особое свойство материи, которое выражает ее способность изменяться и переходить из одного состояния в другое. Под движением подразумевается любое изменение, присущее материи.
Движение включает в себя все происходящие в природе и в обществе процессы. В мире нет материи без движения, так же как не может быть и движения без материи.
Проблемами движения, его взаимосвязи с окружающим миром занимались многие философы различных эпох. Общепризнанной классификацией остается классификация Ф. Энгельса, в которой он выделяет пять основных видов движения: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное движение.
Мерой движения материи является энергия, мерой покоя, инертности - масса.
Все эти формы движения взаимосвязаны между собой и более простые входят в более сложные, образуя качественно иную форму движения. Каждая из этих форм включает в себя бесконечное множество видов движения. Даже, по Энгельсу, простейшая механическая включает в себя такие виды движения, как равномерно-прямолинейное, равномерно-ускоренное (замедленное), криволинейное, хаотическое и др.
Пространство и время.
Время выступает как мера, фиксирующая изменение состояний развивающихся объектов, и в этом качестве оно может быть применено к самым различным природным системам. Но специфику протекания временных процессов, их скорость задают особенности строения исследуемой системы.
Пространство, выражая свойства протяженности различных систем, необходимо интерпретируется в зависимости от организации пространства конкретной системы. Поэтому физическое описание мира по его пространственно-временным характеристикам представляют собой идеализированную модель, свойства которой не отражают разнообразия состояний мира.
Общие свойства П и В
Пространство:
- протяженность,
- однородность,
-изотропность,
- трехмерность.
Протяженность трудно назвать свойством, поскольку оно совпадает с самой сущностью П. Протяженность проявляется в способности тел существовать одно подле другого.
Трехмерность реального физического П не противоречит существованию в науке понятия многомерного П с любым числом измерений (это математическое понятие). Но вопрос о трехмерности П до сих пор остается открытым.
Однородность означает отсутствие в нем каких-либо выделенных точек.
Изотропность – равноправность всех возможных направлений.
Время:
- длительность,
- одномерность,
- необратимость,
- однородность.
Длительность совпадает с самой сущностью времени (способность тел, событий существовать одно после другого).
Одномерность – для фиксации достаточно одной величины.
Однородность заключается в равноправии всех его моментов.
Необратимость проявляется в невозможности возврата в прошлое (временная ассиметрия). Время течет от прошлого через настоящее к будущему, и обратное его течение невозможно. Необратимость времени связана с необратимостью протекания фундаментальных материальных процессов.
Специфично проявление времени и пространства в микромире, живой природе, социальной действительности: биологичекое время, психологическое время, социальные пространство-время.