Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) -воспринимали пространство и время как отношение между материальными объектами




Т№ 14 МАТЕРИЯ и движение пространство и время.

Конкретизация понятия "бытие" осуществля­ется, в первую очередь, в понятии "материя". Про­блемы материи, разрабатывались и в древности, и современными философами-материалистами.

В материалистической философии материя высту­пает как наиболее общая, фундаментальная катего­рия, в которой фиксируется материальное единство мира, разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития.

"Материя - философская категория для обозначе­ния объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая копируется, фотографиру­ется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них" (Ленин).

В этом определении утверждается существование объективной реальности, кот. не зависит от человека и его сознания. В определении материи решается основной вопрос фил. - вопрос о соотношении мате­рии и сознания. При этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию, первична во времени, т.к. сознание возникло относи­тельно недавно, а материя существует вечно.

Основной вопрос философии затрагивает пробле­му познаваемости мира. Ленин подчеркивает в своем определении, что первым источником познания мира являются ощущения, что позволяет характеризовать материю как познаваемую объективную реальность.

Элементами структуры материи являются: нежи­вая природа (кварки, атомы, молекулы, вещи, микро­тела, планеты, галактики. Вселенная и мир}, живая природа (ДНК, РНК, белки, клетка, организмы, виды, популяции, биоценоз, биосфера), общество (вид, се­мья, группа, коллектив, этнос/раса, общество, госу­дарство, союз, человечество).

Материалистическая фил. утверждает, что движе­ние - атрибут материи. Атрибут - это неотъемлемое свойство, без которого не может существовать объект.

Характерной чертой материи является движение -пространственное перемещение тел.

Формы материи: физическая, химическая, биоло­гическая, социальная. Движение материи является ее всеобъемлющим свойством, т.к. движется все. Все формы движения материи взаимосвязаны. Движение постоянно, пре­кращение одних форм движения заменяется другими, но никогда движение не сменяется абсолютным по­коем. Покой - это тоже движение, но такое, при кото­ром не нарушается качественная специфика предме­та, его пространственное расположение и форма. Движение может быть количественным, качествен­ным, динамическим,популяционным.

Самоорганизация - способность к саносозданию, воспроизводству, совершенствованию самой себя без участия сил извне. В результате колебаний и от­клонений материя приобретает новое состояние, но­вый вид, или распадается и гибнет. Учение о самоор­ганизации материи называется синергетикой.

Размещенность в пространстве и времени - фил. выдвинуты субстанционныи подход и реляционный.

Субстанционный (Демокрит, Эпикур) - считали время и пространство отдельной реальностью, само­стоятельной субстанцией, наряду с материей, а от­ношение между ними как субстанционные.

Реляционный (Аристотель, Гегель, Лейбниц) -воспринимали пространство и время как отношение между материальными объектами.

Время - форма бытия материи, которая характе­ризует длительность существования материальных объектов и их изменение в процессе развития.

Пространство - форма бытия материи, которая ха­рактеризует ее протяженность, структуру, взаимодей­ствие элементов внутри объекта и взаимодействие объектов между собой.

Правильность реляционной теории подтвердило открытие А.Эйнштейном теории относительности, доказавшей, что пространство и время относительны, в зависимости от условий взаимодействия матери­альных тел.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодейст­вующих с ними других мат. систем. Отражение быва­ет физическим, механическим, химическим.

МАТЕРИЯ И СОЗНАНИЕ.

ТЕОРИЯ ОТРАЖЕНИЯ

В древности философы разделили бытие на два основных типа: материальное и идеальное. Пробле­ма идеального духовного мира и субъективного мира человека - основные исторические философские проблемы, которые решает современная наука. При этом она опирается на выводы классики о специфике идеального бытия, его соотношении с бытием мате­риальным.

Впервые Платон обосновал концепцию удвоен/я мира, представив его как состоящий из мира идей и мира материальных предметов. Эту идею приняла и стала развивать средневековая религиозная фило­софия, которая признала существование двух миров - божественного и земного, а в человеке двух начал -духовного и телесного. По мере развития философии мыслители вновь и вновь возвращались к проблеме специфики идеального, выявлению его отличий от материального. Особый интерес вызывали вопросы: какова специфика идеального и в чем его отличие от материального. Каково соотношение этих двух ре­альностей, какая из них является первичной?

Позиция материалистов - идеальные, духовные явления - порождение материальных, и поэтому тож­дественны им по своим свойствам. Например, Демок­рит утверждал, что душа состоит из атомов.

Точка зрения идеалистов - идеальное представ­ляет собой качественно иной вид реальности. Суще­ствует "мир идей", который независим от нашего соз­нания и первичен по отношению к "миру вещей". Фи­лософы-идеалисты считают безосновательным мне­ние о тождестве материального и идеального. Они утверждают, что духовное существует в виде особого мира идей, основу которого составляет сумма наибо­лее общих понятий, универсалий: сущее, единое, истинное и т.д. Идеальное намного совершеннее ма­териального и способно его порождать.

В современной фил. широко распространено ма­териалистическое объяснение природы сознания из­вестное как теория отражения. Она дает обоснован­ный ответ на вопрос о происхождении идеального из материального. Суть данной теории в том, что сознание есть свой­ство высокоорганизованной материи отражать мате­рию. Отражение - одно из универсальных свойств материи, оно присуще как неживой, так и живой при­роде. Человеческое сознание возникло в результате длительной эволюции этого свойства материи и представляет собой высшую форму отражения.

Отражение - это способность материальных объ­ектов оставлять в себе следы других матер, объектов или менять структуру при взаимодействии с ними.

В большей или меньшей степени свойство отраже­ния присуще всем материальным объектам при взаимодействии с другими. Характер этого взаимо­действия на разных уровнях организации материи качественно различен.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 398 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Даже страх смягчается привычкой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2483 - | 2177 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.