Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Структура познания. Субъект и объект познания




Познание как форма активного отношения человека к миру представляет собой сложное, структурно организованное явление. Основные структурные элементы познания:

- объект познания (что познается?);

- субъект познания (кто познает?);

- механизм, средства познания (как происходит процесс познания?);

- цель познания (зачем познаем?).

Понимание взаимосвязи и взаимообусловленности этих составляющих необходимо для определения сущности познавательного процесса.

В основе познавательной деятельности – взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект познания – это носитель познавательной деятельности, источник активности, направленной на объект. Объект познания – это та часть объективной реальности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Субъект и объект познания – это парные категории, диалектически взаимосвязанные между собой. Познавательная деятельность и ее результат представляют собой единство объективного и субъективного: познание объективно по своему содержанию, т.к. отражает процессы и явления, существующие независимо от человеческого мышления, и субъективно по своей форме, т.к. его носителем является только человек, т.е. субъект.

В разных философских учениях субъект и объект познания понимаются по-разному. В объективном идеализме признается существование мышления вне человека и до человека; субъектом познания здесь признается высшее объективное духовное начало, творящее и познающее действительность, а познавательная деятельность человека подчинена этому подлинному субъекту. Например, в учении Гегеля абсолютная идея оказывается и субъектом, и объектом познания (…). В субъективном идеализме сознание человека рассматривается как единственная реальность, выступает субъектом и объектом мышления и познания, т.е. является субъектом самого себя. В механистическом материализме XVII – XVIII вв. (Дж. Локк, Т.Гоббс) объект рассматривался как нечто существующее независимо от субъекта, а субъект – как отдельный человек, обладающий способностью созерцания и мышления и пассивно воспринимающий объект.

В диалектическом материализме познание рассматривается как общественное явление. Знание не является результатом деятельности отдельного человека, изолированного от общества, оно невозможно без опоры на знания, накопленные в общественном опыте и вне общественной практики. Гносеологический субъект имеет социальную природу, это человек, усвоивший достижения материальной и духовной культуры общества. История науки приводит примеры гениальных ученых и их учений, но они в своих научных построениях опирались на опыт и знания многих предшествующих поколений. Поэтому в гносеологии субъект рассматривается в безличной форме – это человек не как отдельно взятый индивид, а как обобществленное человечество, как общество в целом. Гносеологию интересуют не личностные характеристики ученого, а содержание знания, его отношение к действительности, процесс его развития.

 

 

4. Практика: понятие, виды и роль в познании.

Познавательная деятельность находится в диалектическом единстве с общественной практикой. Практика в широком смысле слова - это материально-предметная целенаправленная деятельность человека, содержанием которой является освоение и преобразование природных и социальных объектов.

Практика охватывает все сферы человеческого бытия. Основными видами практики являются:

- материально-производственная деятельность,

- научная деятельность,

- социально-преобразующая деятельность (деятельность в социальной, политической, духовной сферах общественной жизни);

- хозяйственно-бытовая деятельность;

- художественное творчество.

По своему содержанию и по способу осуществления практическая деятельность носит общественный характер, поэтому в гносеологии под практикой понимают не предметную деятельность отдельного человека, а совокупную деятельность, опыт всего человечества в его историческом развитии.

По отношению к познанию практика выполняет несколько основных функций:

1) является основой, источником познания: практика дает необходимый фактический материал, подлежащий теоретическому осмыслению и обобщению, т.е. через практику объект связан с субъектом:;

2) является мотивом (стимулом), движущей силой познания, т.к. практические потребности побуждают человека к познавательной деятельности;

3) является целью познания, т.е. способом приложения знаний. Конечная цель познания – не знания сами по себе, а практическое их применение, преобразование действительности для удовлетворения материальных и духовных потребностей общества, для гармонизации его отношений с природой;

4) является критерием истинности знаний, т.к. только на практике проверяется достоверность знаний.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-09-06; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 4339 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Есть только один способ избежать критики: ничего не делайте, ничего не говорите и будьте никем. © Аристотель
==> читать все изречения...

2248 - | 2201 -


© 2015-2025 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.